Казачество, святые образы
Soklakov A.Y.,
candidate of historical sciences,
docent
DOI: 10.24411/2311-1763-2014-00004
Казачество на страже России и веры
Russian Cossacks on guard and faith
Аннотация. В статье представлен ретроспективный обзор роли святых православных образов в служебной деятельности казачества.
Ключевые слова: история России, иконы, религия, православие, святые, казачество.
Summury. The article presents a retrospective review of the role of the orthodox saints images in performance of the Cossacks.
Keywords: Russian history, icons, religion, orthodoxy, saints, cossacks.
В контексте анализа эволюции казачества особое внимание заслуживает рассмотрение неразрывной связи казаков с православием и их соработничество на благо России с церковью. Поэтому ведение диалога в рамках круглого стола по теме «Казачество: служение Богу, Отечеству, народу» автору представляется глубоко актуальным [1]. Именно в плодотворном взаимодействии Церкви и казачьих сообществ закладывается сегодня основа могущества России и здоровой духовной жизни, как казаков, так и всего населения.
Взаимодействие Церкви и казачества, как и воинское служение казаков России, началось не сегодня и не вчера. Казаки служат Отечеству не одно столетие. В наше время история возникновения казачества изобилует многими тайнами, ученые и сами казаки нередко ведут спор о времени, местах и формах появления казаков на Руси. Однако, примечательно что, несмотря на различие подходов, взглядов и оценок ряда исторических событий древней Руси, сам факт тесного единства древнего казачества с Церковью и ранее единой русской государственностью не вызывает сомнений.
В этой связи стоит отметить, что в качестве «первого казака Руси» в древних былинах выступает богатырь Илья Муромец. Разумеется, именование в былинах этого летописного героя «старым казаком» с научной точки зрения не может служить исчерпывающим доказательством существования казачества в Киевской Руси. Версий, гипотез и трактовок об искажении сюжетных линий и объединениях в былинах и сказаниях под именем Ильи Муромца различных людей существует немало [2]. Но при этом следует иметь в виду, что усилиями Ореста Федоровича Миллера, защитившего в 1869 г. докторскую диссертацию, была фактически опровергнута идея об иностранном происхождении русских былин о богатырстве Киевском [3]. По его мнению, эти литературные произведения являются проявлением самобытного творчества русского народа. И, что особенно важно, идеал былинного богатыря, причисленного в 1643 г. к лику святых, в сознании русских людей отождествляется с идеалом казака, также выступающего защитником государства и веры.
Характерно, что очередное упоминание о казаках на Руси связано со сказаниями о Куликовской битве и двух иконах Божией Матери Донской [4] и Гребневской [5]. Упоминание о причастности казаков к победе объединенных воинских сил русских княжеств под командованием великого князя Дмитрия Донского над войском Мамая также позиционирует казачество как ревнителей русской государственности и православия.
В настоящее время первым достоверным упоминанием о казаках в русских летописях считается описание битвы у реки Листань объединённых дружин Москвского и Рязанского княжеств, а также мордовского князя с войском крымского царевича Мустафы, разорившего накануне значительное число русских селений [6]. Участвовавшие в этом сражении рязанские казаки и мордва действовали на лыжах и были вооружены рогатинами, сулицами и саблями. Эта победа в очередной раз показала эффективность совместных усилий при противостоянии военному вторжению на Русь.
Тем не менее, до настоящего времени существование в историческом прошлом в центральной части России служилых казаков нередко вызывает сомнение. В определенной мере доказательством пребывания казаков на государственной службе могут служить и некоторые сохранившиеся наименования сел и деревень вокруг Москвы и ряда других городов центральной России. Подобных наименований (включая реку Казачью) в настоящее время насчитывается не менее 43 [7]. Подчеркну – это только сохранившиеся наименования ныне существующих населенных пунктов. Этот перечень можно существенно дополнить названиями существовавших прежде казачьих слобод, а также иных населенных пунктов связанных с несением казаками сторожевой пограничной службы на подступах к Москве. В частности в их число входят Казачья и Донская слободы г. Тулы; Староказачья слобода и пригородная Озеренская слобода г. Венева, слободы Вишневецкая и Пушкарская близ г. Белева, Епифанский острог (включая казачью слободу Голину и др.), Казачья слобода в Крапивне, г.Дедилов (включая Луговую и Дергилевскую казачьи слободы) [8].
Согласно легенде в начале XVI в. близ Тульского кремля служилым казаком была обретена одна из главных святынь г. Тулы икона святителя Николая чудотворца (Мирликийского). Позднее эта икона получила наименования «Св. Николая Тульского». Летом 1552 г. крымский хан Девлет Герай, пытаясь предотвратить завоевание царем Иваном Грозным Казанского ханства, предпринял свой первый поход на Русь. Усилив свое войско артиллерией и османскими янычарами, он предполагал напасть на Коломну, но узнав о сосредоточении там царской рати, осадил Тулу. Немногочисленному тульскому гарнизону во главе с наместником князя Г. В. Темкиным-Ростовским удалось не только выдержать упорную осаду, но и разбить отступающего, ввиду приближения царских войск, врага у стен кремля. После чего русские полки под командованием П. М. Щенятева, А. М. Курбского и других воевод окончательно разбили крымское войско на реке Шиворонь.
Таким образом победа над 30-тысячными ордами крымского хана Девлет-Гирея была навеки связана с заступничеством этого образа Св. Николая. С этого времени эта обретенная «икона святителя Николая весьма почиталась казаками, которые при проезде через Тулу служили молебны в храме «Николы, что на Площади»» [9]. Поэтому неудивительно, что она была взята Иваном Грозным в Казанский поход. После завоевания Казанского ханства, стараниями тульского купечества, в Казани была возведена деревянная церковь во имя «Николы Тульского» [10]. Согласно преданию, в 1579 г. священником этой гостинодворской церкви святого Николая (Тульского) был рукоположен казак Ермолай, ранее и обретший икону «Св. Николая Тульского» [11].
Во времена правления Ивана Грозного казачество принимало участие не только в защите южных засечных рубежей, Ливонской войне, Казанских и Астраханских походах. Ведомые атаманом Ермаком казаки присоединили к Руси Сибирское царство. Под предводительством князя Д.И. Вишневецкого (Байды) казаки основали первую островную крепость на Днепре, ставшую прообразом будущей Запорожской Сечи. О деяниях этих атаманов казаки помнят и поныне. Стоит отметить, что усилия по канонизации Ермака прилагаются с 1621 г. [12]. Аналогичные устремления в настоящее время высказываются и в отношении князя Д. И. Вишневецкого [13].
Разумеется, историю казачества нельзя трактовать исключительно как череду блистательных побед. Положение казачества всегда зависело от стабильности и последовательности государства и единства церкви. Тяжелым примером испытаний русской земли стало смутное время. В этот период казачество, разделенное между Русью и Речью Посполитой, ведомое политическими и прочими авантюристами, внесло свою тяжкую лепту в общегосударственный кризис. Однако, период смутного времени для истории казачества значим не только участием в братоубийственных столкновениях и попытках поддержать многочисленных самозванцев. Именно в это время патриотически-верным казакам удалось внести свой вклад в восстановление российской государственности.
Духовным лидером патриотических сил выступил Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. По мнению некоторых исследователей в 1606 г. им стал бывший казак Ермолай, ранее обретший «Св. Николая Тульского» [14]. Примечательно, что 8 июля 1579 г. он стал свидетелем обретения чудотворной Казанской иконы Богоматери на месте пожарища близ Казанской церкви святого Николая (Тульского). А в 1594 г., будучи митрополитом Казанским, он составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани» [15].
Именно с Казанской иконой Божией Матери двинулось на Москву второе земское ополчение, под руководством князя Пожарского и К.М. Захарьева Сухорукова освободившее город от иноземных захватчиков. В ходе освобождения Москвы казаки особо отличились в штурме Китай города [16]. По мнению историков, важную роль великорусское казачество сыграло и в воцарении Михаила Федоровича Романова [17]. Вскоре после его восшествия на престол в 1613 г. в Москву прибыло посольство стремившихся поступить на службу России яицких казаков, накануне в очередной раз основавших на реке Яике свой городок. Примечательно, что с этого времени у яицких казаков сложился обычай ежегодно отправлять российским самодержцам презент рыбы и икры, а основанный ими в то время город и до наших дней стоит на том же месте [18].
К числу наиболее почитаемых казаками святых образов всегда принадлежали иконы святителя Николая Мирликийского. В их числе можно упомянуть иконы Николая чудотворца в память боя под Иканом, варианты Можайского образа (с казачьей саблей или шашкой вместо меча), икону принадлежавшую атаману Головатому и многие др.
Много славных дел и геройских подвигов во славу государства Российского и Церкви совершило великорусское казачество под скипетром Романовых. Свидетельством тому являются многие прославленные и чудотворные иконы. К их числу относятся иконы Божией Матери: «Утоли моя печали», «Аксайская», «Албазинская», «Далматская икона Успения Пресвятой Богородицы», «Моздокская» и многие другие. Огромные усилия по объединению восточнославянских земель и защите Православия прилагало запорожское и малороссийское казацтво. Духовную опору казакам в этой нелегкой борьбе давали чудотворные иконы «Покрова Божией Матери», икона Божией Матери Иржавская, икона Божией Матери Горбаневская, икона ставротека Войска Запорожского Низового и др.
Тем не менее, в последующей истории казачества были и тяжелые страницы. Многие беды прошлого были обусловлены ошибками, непродуманными реформами, иными проблемами государства и церкви, злоупотреблениями различных чиновников. Свидетельницей подобных злодеяний является в частности икона Иргенских мучеников – казаков Иргенского острога загубленных воеводой Афанасием Пашковым в 1656-1662гг. Примечательно также и то, что на жестоком пути восстававших в прошлом казаков вставали представители церкви и православные иконы. Так жители Кунгура отстояли свой город от нападавших пугачевцев после крестного хода с местным списком Тихвинской иконы Божией Матери. Спасение Синбирска (совр. Симбирск) от войск Степана Разина приписывается заступничеству иконы Спаса Нерукотворного.
И все же именно воинская служба и освоение новых земель являлись стержнем развития российского казачества. Неслучайно казаки искренне гордились учреждением должности Августейшего атамана всех казачьих войск. И сегодня в России большим почитанием пользуются иконы страстотерпца цесаревича Алексея. В частности, в интернет ресурсах можно встретить сообщение о том, что в храме преподобного Сергия Радонежского г. Бородино Красноярского края 19.02.2010 в ночь перед собранием Единого Енисейского казачьего войска замироточила икона, в честь Царственного страстотерпца цесаревича Алексея [19]. Помнят казаки и об иконах Св. Николая связанных с безвременно умершим Августейшим атаманом всех казачьих войск цесаревичем Николаем Александровичем (сыном императора Александра II).
Следует отметить, что казаки вошли в историю не только благодаря своим воинским заслугам. Немало казаков и их потомков отличились в иконописании и церковном служении. Примером тому может служить потомственный казак, художник Владимир Лукич Боровиковский, написавший в 1842 г. икону Ситхинской Божией Матери. В разные годы Русской православной церковью были прославлены:
- потомственный оренбургский казак, полковник, архимандрит Варсонофий Оптинский (в лике преподобных);
- потомственный казак, святитель Дмитрий митрополит Ростовский;
- потомственный войсковой обыватель, иеромонах Киприан Святогорский (в лике преподобных); и многие др.
Наступившая в 1917 г. новая смута расколола некогда единое российское общество и породила новую братоубийственную войну, воинствующий атеизм и репрессии мирного населения. В угаре борьбы за власть новые бездуховные лидеры активно пытались привлечь на свою сторону казаков. Но, столкнувшись с неприемлемостью большей частью казачества новой бездуховной идеологии, быстро перешли к политике геноцида и репрессий. Гонениям подверглось не только казачество, но и церковь, вообще все классы, слои и институты прежней Российской империи. Поэтому в число новомучеников и исповедников России были вписаны и имена священнослужителей тесно связанных с казачеством. В их число вошли:
- священномученик архиепископ Воронежский и Задонский Захария;
- священномученик протоиерей Андрей (Воскресенский);
- священномученик иерей Николай (Попов);
- священномученик иерей Василий Колмыков и многие другие.
Позже, в годы Второй мировой войны жесткое противостояние казачества новой власти привело к тому, что часть казаков не нашла в себе силы примириться с новым коммунистическим строем и стала на путь коллаборационизма. Примечательно, что ощутив возрастающую опасность для своей власти и страны новые коммунистические лидеры Отечества уже в 30-е гг. XX в. в урезанном виде восстановили казачью кавалерию, а вскоре учредили орден имени казацкого гетмана Богдана Хмельницкого.
Однако, подлинное возрождение российского казачества стало возможным лишь с конца 80-х гг. XX в. Далеко не все на этом уже длительном пути идет ровно и гладко, встречаются многочисленные трудности и противоречия. Однако, как и прежде, нравственной опорой для современных казаков является вера и славные деяния предков. Приметой времени стали предпринимаемые различными казачьими организациями усилия по возрождению православной духовности, обретению новых и возврату утраченных и поруганных в советское время святынь.
Так в память о явлении в трагический день 18.06.1995 г. во время захвата заложников чеченскими сепаратистами в г. Буденновске (Маджар, Прикумск (Святой Крест)) в память о пролитии безвинной крови мирных жителей был написан образ Божией Матери «Свято-Крестовский». В перегородке между классами школы в станице Кривянской был обретен иконостас местной церкви XIX в. [20].
К 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 г. совместными усилиями екатеринославских и тульских казаков были восстановлены хоругви и икона «Всемилостивейший Спас», с которыми Тульский казачий полк в войну Наполеоном вошел в Париж. По благословению старца и насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Германа (Чеснокова) 7 февраля 2002 г. и по заказу атамана Надымского казачьего округа Обско-Полярной казачьей линии Сибирского казачьего войска полковника Сергея Николаевича Кришталь была написана Надымская икона святого Царя-Страстотерпца Николая. Эта икона приняла участие в покаянном крестном ходе «За Веру, Царя и Отечество» в честь 2000-летия Рождества Христова, 420-летия Сибирского казачьего войска и 10-летия начала возрождения Надыма. К настоящему времени образ прославился мироточением, многочисленными чудесами и исцелениями от болезней и недугов. Икона украшена подношениями верующих, среди которых наперсные кресты и архиерейские панагии [21].
Эти и многие другие подобные примеры свидетельствуют как о стремлении казачества прошлого, так и современных казаков содействовать духовно-нравственному возрождению не только казачества, но и всей России.
Список литературы и источников
1. В основу настоящей публикации легли тезисы автора, подготовленные к круглому столу по этой теме, состоявшейся 6.11.2013 в рамках выставки-форума «Русь православная. Романовы» (Москва, Центральный Выставочный зал «Манеж»).
2. Например, см.: Иловайский И. Д. Богатырь Илья Муромец, как историческое лицо. // Русский архив. 1893. №5. С. 33-58; Азбелев С. Н. О ранних прототипах Ильи Муромца и былинного князя Владимира. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. №3(21); Ярхо В. Илья Муромец: святой воин, казак... или самозванец? // История. Изд. дом. «Первое сентября». 16-30.06.2007 №12(828).
3. Миллер О. Ф. Илья Муромец и богатырство Киевское: Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом народного русского эпоса. СПб.: Н. И. Михайлов, 1870.
4. Щенникова Л. А. Донская икона Божией Матери. [Электронный ресурс]. // Православная энциклопедия. Т. 15. С. 664-667. – Режим доступа: http://www.pravenc.ru (Здесь и далее обращение к интернет ресурсам датируется 05.11.2013)
5. Баталов А. Л. Гребневская икона Божией Матери. [Электронный ресурс]. // Православная энциклопедия. Т. 12. С. 313-318. – Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/166423.html
6. Сухарев Ю. Первые летописные упоминания о казаках. // Историко-культурное наследие Кубани. – Режим доступа: http://www.gipanis.ru/?level=891&type=page
7. Подсчитано по: Все карты России. СПб.: ООО «Фирма ИНГИТ», 2005. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Загл. с этикетки диска.
8. Российское казачество. Научно-справочное издание. / Отв. ред. Т. В. Таболина. С.515; Кузнецов О. Ю. К проблеме определения содержания историко-культурного наследия региона Куликова поля и его музеефикации. // Наследие и современность.: Информационный сборник. / Науч. ред. П. М. Шульгин. М., 1999. Вып. 7. С. 76; Ведерникова Н. М. Изучение традиционного природопользования народной культуры, производств, промыслов на примере Куликова поля. // Наследие и современность.: Информационный сборник. / Науч. ред. П. М. Шульгин. М., 1999. Вып. 7. С. 91; Сунка С. Казачество рождалось на Веневской земле. // Красное знамя. 23.10.2002; Государственный архив Тульской области. Путеводитель. Тула, 2001. Изд. 2-е. Ч. 1. С.410, 411, 446, 477, 522 и др.
9. Лозинский Р. Р. Страницы минувшего. – Тула, 1979-1994. С. 66.
10. В 1742 г. Деревянная церковь сгорела в 1742 г. На ее месте был воздвигнут каменный храм. Он просуществовал до 1927(8) г. С 1579 г. входил в состав Богородичного женского монастыря, см.: Лозинский Р. Р. Указ. соч. С. 81.
11. Лозинский Р. Р. Страницы минувшего. Тула, 1979-1994. С. 67; Косолапов Р. И. Церковный и политический деятель. Патриарх. // Казачий сотник. Сборник статей. / Под ред. В. Ф. Князева, Г. Л. Воскобойникова. М., 1996.
12. Подробнее см.: Елфимов А. Слава наша вечна будет. // Тобольск и вся Сибирь. Сибирское казачье войско. Альманах. Тобольск, 2011. С. 9-24.
13. Например: Кузнецов О. Ю. Рыцарь Дикого поля. Князь Д. И. Вишневецкий. М., 2013. С. 212-213.
14. Гипотеза об идентичности обретшего в Туле икону святого Николая днепровского казака Ермолая с патриархом Ермогеном была выдвинута тульскими исследователями, см.: Андреев Н. Ф. Статья. // Святые храмы города Тулы, 1888. С. 202; Троицкий Н. И. Тульский Успенский женский монастырь. Историко-археологическая записка, по поводу совершившегося 300-летия царствующего дома Романовых. Тула, 1913. С. 14.
15. Творенія святѣйшаго Ермогена, Патріарха Московскаго и всея Россіи, съ приложеніемъ чина поставленія въ Патріарха. Изданіе Церковной Комиссіи по чествованію юбилейныхъ событій 1612, 1613 и 1812 годовъ. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. С. 1-16.
16. Освобождение Москвы от поляков. 1612 год. // Энциклопедия. Министерство обороны Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=
11438300@cmsArticle
17. См. подробнее: Станиславский А. Л. Русское казачество в первой четверти XVII века.: Дис. … докт. истор. наук. М., 1985.
18. Бородин Н. А. Уральские казаки и их рыболовства. СПб., 1901. С. 5; Соклаков А. Ю. 400 лет Уральска в историографии нового и новейшего времени. // Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). - 2013. № 1 (1).
19. Прихожане из г. Бородино сообщили о мироточении икон в их храме. [Электронный ресурс]. // Красноярская епархия Русской православной церкви. – Режим доступа: http://www.kerpc.ru/news/by_nid/1580/view; В Красноярском крае замироточила икона Цесаревича Алексия. // Правая.RU. – Режим доступа: http://pravaya.ru/news/18071
20. http://www.gipanis.ru/?level=710&type=page
21. Мироточивая Надымская икона Святого царя-страстотерпца Николая была принесена на патриаршее подворье в Сокольниках. // Патриаршее подворье храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. – Режим доступа: http://www.podvorie-sokolniki.ru