Неотвратимость сурового наказания для военных преступников: 1943 – 2023 гг.
80 лет назад, 16 марта 1943 г., было принято Постановление СНК СССР №229 «О работе Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков». Постановлением было утверждено Положение о ЧГК, предусмотрено создание республиканских, краевых и областных комиссий, их состав. Однако ещё 12 марта, до подписания Постановления, начала свою работу Смоленская областная Чрезвычайная комиссия по расследованию преступлений.
Несмотря на то, что Президиум Верховного Совета СССР постановил образовать ЧГК ещё в ноябре 1942 г., лишь 5 марта следующего года было принято Постановление ЦК ВКП(б) «О работе Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков». Этим документом утверждалось Положение о ЧГК, устанавливалось, что в целях оказания содействия работе ЧГК создаются республиканские, краевые и областные комиссии. Определялся и типовой состав комиссии.
Одной их основных задач ЧГК, предусмотренных Положением от 16 марта 1943 г., являлось «установление во всех случаях, где это представится возможным, личностей немецко-фашистских преступников, виновных в организации или совершении злодеяний на оккупированной советской территории, с целью предания этих преступников суду и их сурового наказания».
Для осуществления задач ЧГК собирала документальные данные, проверяла их, подготавливала и по мере необходимости публиковала материалы о злодеяниях гитлеровских преступников и материальном ущербе (в том числе оборудованию и утвари религиозных культов), причинённом в результате оккупации советских территорий армиями гитлеровской Германии и её сообщников.
12 марта 1943 г., в день освобождения Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков была организована Смоленская областная Чрезвычайная комиссия. В её состав вошли первый секретарь обкома КПСС Д.М. Попов (председатель), председатель исполкома областного Совета депутатов трудящихся Р.Е. Мельников (зам. председателя), начальник УНКВД по Смоленской области П.П. Кондаков, работник облплана Я.С. Зохорович, работник облисполкома И.В. Неудахин и работник обкома партии М.М. Бландовский.
Вязьма. Улица Смоленская
Вид на храм Рождества Пресвятой Богородицы
В области было создано 20 629 комиссий (районных и сельских), в которых работало 90 965 человек. Этими комиссиями было представлено в распоряжение ЧГК 134 382 акта по учёту ущерба, причинённому гитлеровцами хозяйству области. Кроме того, комиссии представили 2 628 актов и протоколов опросов свидетелей о совершённых гитлеровцами злодеяниях в отношении советских людей.
Обработкой и систематизацией материалов, поступивших в Смоленскую областную комиссию, занималось 192 специалиста, которые подготовили Докладную записку Смоленской областной комиссии.
Сводный акт Смоленской областной чрезвычайной комиссии был составлен позднее. В него были включены уточнённые, более полные данные о злодеяниях немецко-фашистских оккупантов на территории Смоленщины.
В связи с вскрывшимися чрезвычайными фактами преступлений гитлеровцев в Смоленске, Вязьме, Гжатске и Сычёвке, на Смоленщину выезжали председатель ЧГК Н.М. Шверник, академик Н.Н. Бурденко, писатель А.Н. Толстой, генерал-лейтенант А.С. Гундоров (председатель Всеславянского комитета), С.А. Колесников (председатель исполкома Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца), В.П. Потемкин (народный комиссар просвещения РСФСР) и другие члены ЧГК.
Описание того, что осталось от древнего города Вязьма говорится в Акте от 20 марта 1943 года:
«1. Город Вязьма разграблен дотла и разрушен немецко-фашистскими оккупантами. Из 5500 домов города уцелел на окраинах лишь 51 деревянный дом, которые немцы не успели сжечь.
2. Разрушены и сожжены все промышленные предприятия города, …
3. Превращены в развалины все без исключения культурные и медицинские городские учреждения: 15 школ, в которых училось 7 000 детей, медицинский техникум, педагогический институт …
4. Немецкие варвары надругались над религиозными чувствами верующих и над историческим памятниками русского народа. В Троицкой церкви, имеющей историческое значение, немцы устроили скотобойню, в Пятницкой церкви – конюшню. Из 14 церквей города – 13 взорваны и сожжены. …
Древний русский город Вязьма полностью уничтожен».
5. Немецкие варвары лишили жителей города элементарных человеческих прав и организовали массовое истребление советских людей…».
Вязьма, 1943 г.
В настоящее время, по вновь открывшимся в 2020-е гг. фактам, расследование уголовного дела по признакам геноцида советского народа на территории Смоленской области в годы Великой Отечественной войны продолжается.
Очень важно, что фактор предотвращения преступления геноцид – принцип неотвратимости наказания – учитывается и реализуется сегодня и в отношении современных военных преступников. Так, 9 марта т.г. Верховными судами Донецкой и Луганской народных республик вынесены приговоры по трём уголовным делам в отношении граждан Украины: Виктора Похозея и Владислава Шеля (оба военнослужащие националистического батальона «Азов» (запрещён в РФ), а также Максима Буткевича (командир взвода отдельного специального батальона «Берлинго» ВСУ).
Все они признаны виновными в жестоком обращении с гражданским населением и применении в вооружённом конфликте запрещённых методов (ч.1 ст.356 УК РФ). Кроме того, Буткевич осужден за покушение на убийство двух лиц общеопасным способом и умышленное повреждение чужого имущества общеопасным способом (ч.3 ст. 30 пп. «а,е» ч. 2 ст. 105 УК РФ), а Шель – за покушение на убийство по мотивам идеологической и национальной ненависти (ч. 3 ст. 30, п. «л» ч. 2 ст.105 УК РФ).
Приговором суда Похозею назначено наказание в виде 8,5 лет лишения свободы, Буткевичу – 13 лет лишения свободы, Шелю – 18,5 лет лишения свободы. Отбывать наказание они будут в исправительной колонии строгого режима.
Таким образом реализуется принцип неотвратимости наказания, а также одно из предложений Научного Совета РВИО (Резолюция от 12.12.2022 г.) – «…невозможность выдачи (обмена) вместе с военнопленными военных преступников (соблюдение принципа неотвратимости наказания). В первом квартале 2023 г. начать подготовку и проведение первых открытых судебных процессов над находящимися в российском плену лицами (над скрывающимися преступниками – заочно), совершившими военные преступления с 2014 – по н.в. (по аналогии с судебными процессами 1943 г. в Краснодаре, Краснодоне и Харькове над немецко-фашистскими военными преступниками и их пособниками в годы Великой Отечественной войны)».
Здесь была улица. Вязьма
Художник Б.М. Неменский, 1943 г.
В контексте проведения СВО, представляется важным исторический опыт работы ЧГК в годы Великой Отечественной войны, в том числе наделения Комиссии полномочиями «давать поручения надлежащим органам производить расследования, опрашивать потерпевших, собирать свидетельские показания и иные документальные данные, относящиеся к насилиям, зверствам, грабежам, разрушениям и другим преступным действиям гитлеровских оккупантов и их сообщников».
Безусловно, такими полномочиями сегодня не располагает Международный общественный трибунал по Украине. В том числе по этой причине Научный Совет РВИО предложил создать «Чрезвычайную Государственную Комиссию по установлению и расследованию преступлений украинских неофашистов и иностранных военных наёмников на территории Украины и временно оккупированных территориях Российской Федерации» (ЧГК РФ).
Владимир Кикнадзе, член-корреспондент РАРАН;
Оксана Корнилова, кандидат исторических наук,
Город-герой Смоленск
14 марта 2023 г.
По теме
Судебные решения о признании геноцида народов СССР
Деятельность полицейской службы нацистской Германии в оккупированном Донбассе (1941–1943 гг.)
Что такое фашизм, нацизм и неонацизм?
Никто не забыт, ничто не забыто!