НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
Nauka. Obŝestvo. Oborona
+7 (926) 336-72-58
Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
Обратная связь
Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
ЖУРНАЛ
  • О журнале
  • Главный редактор
  • Авторы
  • История
  • Лицензии
  • Партнеры
  • Помочь журналу
НАУКА
  • Конференции
  • Книжная полка
  • Российская наука
  • Открытый доступ (Open Access)
  • Международная олимпиада по военной истории
ОБЩЕСТВО
ОБОРОНА
НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
  • Авторам
  • Рецензирование рукописей
  • Редакционная коллегия
  • Публикационная этика
  • Рубрики
  • Архив
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
  • Все статьи
  • Вторая мировая война
  • 1942
  • 1943
  • 1944
  • 1945
  • Спецоперация
  • Персоналии
КОНТАКТЫ

    ЖУРНАЛ • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

    «НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА»

    Nauka. Obŝestvo. Oborona

    ISSN 2311-1763
    Сегодня: 10 июля 2025, четверг
    НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
    ЖУРНАЛ
    • О журнале
    • Главный редактор
    • Авторы
    • История
    • Лицензии
    • Партнеры
    • Помочь журналу
    НАУКА
    • Конференции
    • Книжная полка
    • Российская наука
    • Открытый доступ (Open Access)
    • Международная олимпиада по военной истории
    ОБЩЕСТВО
    ОБОРОНА
    НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
    • Авторам
    • Рецензирование рукописей
    • Редакционная коллегия
    • Публикационная этика
    • Рубрики
    • Архив
    ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
    • Все статьи
    • Вторая мировая война
    • 1942
    • 1943
    • 1944
    • 1945
    • Спецоперация
    • Персоналии
    КОНТАКТЫ
      НАУКА. ОБЩЕСТВО. ОБОРОНА
      • Мой кабинет
      • ЖУРНАЛ
        • Назад
        • ЖУРНАЛ
        • О журнале
        • Главный редактор
        • Авторы
        • История
        • Лицензии
        • Партнеры
        • Помочь журналу
      • НАУКА
        • Назад
        • НАУКА
        • Конференции
        • Книжная полка
        • Российская наука
        • Открытый доступ (Open Access)
        • Международная олимпиада по военной истории
      • ОБЩЕСТВО
      • ОБОРОНА
      • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
        • Назад
        • НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ ВАК
        • Авторам
        • Рецензирование рукописей
        • Редакционная коллегия
        • Публикационная этика
        • Рубрики
        • Архив
      • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
        • Назад
        • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
        • Все статьи
        • Вторая мировая война
        • 1942
        • 1943
        • 1944
        • 1945
        • Спецоперация
        • Персоналии
      • КОНТАКТЫ
      • +7 (926) 336-72-58
      Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
      kiknadzevg@mail.ru
      • Главная
      • Ленд-лиз, Вторая мировая война и СВО

      Ленд-лиз, Вторая мировая война и СВО

      Ленд-лиз

      Ленд-лиз, Lend-lease, система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам в годы Второй мировой войны.

      ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам.

       

      1) Закон  о  ленд-лизе в годы Второй мировой войны был принят в США в марте 1941 года и сразу же американское правительство распространило его действие на  Великобританию. В октябре 1941 года в Москве представителями СССР, США и Великобритании подписан протокол о взаимных поставках. СССР выразил готовность расплачиваться за поставки союзников средствами из золотого запаса. В ноябре 1941 года США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР.

       

      Всего за годы Второй мировой войны поставки США по ленд-лизу союзникам составили около 50 млрд дол., из которых на долю Советского Союза пришлось 22%. На конец 1945 поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд дол. Из них на СССР пришлось (в млн дол.): на самолёты – 1189, танки и САУ – 618, автомобили – 1151, суда – 689, артиллерию – 302, боеприпасы – 482, станки и машины – 1577, металлы – 879, продовольствие – 1726 и т. д.

       

      Обратные поставки из СССР в США составили 2,2 млн долларов. Советский Союз поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса.

       

      Кроме американского ленд-лиза помощь СССР оказывали также Великобритания и (с 1943) Канада, объём этой помощи оценивается суммами соответственно 1,7 млрд дол. и 200 млн дол. 

       

      Первый союзный конвой с грузами прибыл в Архангельск 31.8.1941 года. (см. Конвои союзные в СССР 1941–45). Первоначально помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объёме и отставала от запланированных поставок. В то же время она отчасти компенсировала резкое падение советского военного производства в связи с захватом гитлеровцами значительной части территории СССР.

       

      С лета по октябрь 1942 года поставки по северному маршруту приостанавливались в связи с разгромом гитлеровцами каравана PQ-17 и подготовкой союзниками высадки в Северной Африке. Основной поток поставок пришёлся на 1943–44 гг., когда уже был достигнут коренной перелом в войне. Тем не менее поставки союзников оказали не только материальную помощь, но и политическую, моральную поддержку сов. народу в войне с фашистской Германией. 

       

      По американским официальным данным, на конец сентября 1945 г. из США в СССР отправлено 14 795 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131 тыс. пулемётов, 140 охотников за подводными лодками, 46 тральщиков, 202 торпедных катера, 30 тыс. радиостанций и другого. Из Великобритании получено более 7 тыс. самолётов, свыше 4 тыс. танков, 385 зенитных пушек, 12 тральщиков и др.; 1188 танков доставлены из Канады.

       

      Кроме вооружения СССР получал из США по ленд-лизу автомобили (более 480 тыс. грузовых и легковых), тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и другие товары. Авиационные   эскадрилья,    полк,    дивизия,    которыми    последовательно    командовал  А.И. Покрышкин, начиная с 1943 г. и до конца войны, летали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра». Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»).


      Покрышкин А.И., Р-39 Аэрокобра
      А.И. Покрышкин на крыле американского истребителя Р-39 "Аэрокобра"

      К сожалению, некоторая часть поставок союзников не доходила до СССР, так как уничтожалась гитлеровским ВМФ и люфтваффе при морских переходах транспортов. 

       

      Для осуществления поставок в СССР использовалось несколько маршрутов. По северному маршруту из Великобритании и Исландии в Архангельск, Мурманск, Молотовск (Северодвинск) было доставлено почти 4 млн грузов, что составило 27,7% от общего количества поставок. Второй маршрут – через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран в сов. Закавказье; по нему перевезено св. 4,2 млн грузов (23,8%).

       

      Для сборки и подготовки самолётов к перелёту из Ирана в СССР использовались промежуточные  авиабазы, где работали английские, американские и советские специалисты. По тихоокеанскому маршруту суда из США в дальневосточные порты СССР шли под советскими флагами и с советскими капитанами (поскольку США находились в состоянии войны с Японией). Грузы поступали во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Находку, Хабаровск. Тихоокеанский маршрут был самым эффективным по объёму – 47,1%.

       

      Ещё одним путём являлся воздушный маршрут из Аляски в Восточную Сибирь, по которому американские и советские лётчики доставили в СССР 7,9 тыс. самолётов. Протяжённость воздушного маршрута достигала 14 тыс. км.

       

      С 1945 года использовался и маршрут через Чёрное море.

       

      Всего с июня 1941 г. по сентябрь 1945 г. в СССР направлено 17,5 млн т различных грузов, доставлено к месту назначения 16,6 млн т (остальное составили потери при потоплении судов). После капитуляции Германии США прекратили поставки по ленд-лизу в европейскую часть СССР, но некоторое время продолжали их на советский Дальний Восток в связи с войной против Японии.

       

      Отдавая должное США, И.В. Сталин в 1945 году выразил мнение, что советско-американскому соглашение по ленд-лизу сыграло важную роль и «в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага». В то же время и в СССР, и в США понимали вспомогательную роль ленд-лиза в борьбе советского народа.

       

      «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте, – отмечал  Г. Гопкинс,  ближайший помощник  американского  президента  Ф. Рузвельта. – Она была достигнута героизмом и кровью русской армии». 

       

      Казалось бы, всё ясно: вклад большой, но не решающий. Тем не менее, Ленд-лиз часто выдаётся за некое средство спасения СССР в войне, без которого наша страна оказалась бы якобы не в состоянии одолеть врага. Какое же место занимают поставки по Ленд-лизу в экономике Советского Союза военных лет? Каков вклад вооружений и других материалов, присланных союзниками, в достижение победы над врагом? 

       

      Перевод экономики на военные рельсы удалось завершить в течение первого года войны. Уже в 1942 г. промышленность сполна обеспечила потребности Красной Армии. В войска поступало вооружения в 1,8–2,7 раза больше, чем утрачивалось в боях. Так закладывалась материальная база коренного перелома в ходе войны. В переломном 1943 г. был обеспечен дальнейший рост военной мощи страны. Валовая продукция оборонной промышленности возросла в 2,9 раза. 

       

      Усилиями военной экономики страны обеспечивалось развертывание наступления Красной Армии в 1944–1945 гг. Потребности фронта полностью удовлетворялись боеприпасами всей номенклатуры. Если в битве под Москвой зимой 1941–1942 г. в сутки расходовалось всего лишь 700–1000 т боеприпасов, то в 1944 г., например, 1-м Белорусским фронтом – 20–30 тыс. тонн. 

       

      Документы и свидетельства, ставшие доступными в последние годы, дают возможность более объективно оценить роль Ленд-лиза. Если общий объём поставок составлял 4% валового продукта народного хозяйства СССР, то по отдельным видам вооружений и оборудования, порой весьма ценного, он был намного выше. Так, в годы войны советская авиационная промышленность  выпустила  122,1 тыс.  самолётов  всех  типов,  а  по  Ленд-лизу  поступило 18,3 тыс. самолётов, то есть 15% всего самолётного парка. При этом бомбардировщики союзников составили 20%, а истребители – от 16 до 23%, самолёты морской авиации – около 29%. Причём большинство самолётов по своим лётно-техническим характеристикам не уступало аналогичным типам люфтваффе, а то и превосходило их. 

       

      Танки союзников составили 12% от выпуска советских танковых заводов (98,3 тыс. машин, включая САУ). И хотя по своим боевым качествам даже лучшие из них (например, М4-А2 «Шерман») уступали таким советским танкам, как Т-34, КВ-1, ИС, первые партии, прибывшие в конце 1941 г. (501 танк), сыграли немалую роль. То было время, когда каждый танк, выходивший из ворот танковых заводов, был на специальном учёте.

       

      Важными для Красной Армии и народного хозяйства стали поставки автомобилей. 427 тыс. машин (в СССР за войну было произведено 219 тыс.) придали Красной Армии мобильность и подвижность, столь необходимые в наступательных операциях 1943–1945 годов. Они составили 70% всех автомобилей, которыми располагала Красная Армия. 

       

      Студебеккер, Красная площадь, Парад Победы 1945 года
      Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»)

      Кроме  стратегического  взаимодействия с Советским Союзом, по признанию американцев, Ленд-лиз приносил немалые выгоды самим США.

       

      «Поставками из СССР, – отмечал бывший министр торговли США Дж. Джонс, — мы не только возвращали свои деньги, но и извлекали прибыль, что было далеко не частным случаем в торговых отношениях, регулируемых нашими государственными органами».

       

      Ленд-лиз оказался источником обогащения американских монополий. Подводя итоги в своей книге, посвящённой помощи Советскому Союзу в годы Второй мировой войны, американский историк Дж. Херринг пишет: 

       

      «Ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества... Это был акт расчётливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь». 

       

      20 сентября 1945 г. поставки в СССР по Ленд-лизу были прекращены. В 1947 году долг СССР был определён в 2,6 млрд долл., однако в 1948 г. эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Советский  Союз  платить  отказался. В 1951 году, после пересмотра, сумма долга составила 800 млн. 18 октября 1972 г. было подписано Соглашение о порядке погашения долга по оплате Ленд-лиза между СССР и США (722 млн., срок погашения — 2001 г.). В 1973 г. СССР перевёл два платежа на сумму 48 млн долл., однако ввиду отказа американской стороны в предоставлении Советскому Союзу режима наибольшего благоприятствования в торговле с США (поправка Джексона-Веника 1974 г.) дальнейшие выплаты по соглашению 1972 года приостановились. 

       

      В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 г. и сумма – 674 млн долларов. Крупнейший получатель американской помощи – Великобритания – завершила выплаты в 2006 году. 

       

      Можно сделать вывод: да, помощь по Ленд-лизу была существенной. Существенной, но не решающей. Потому что никакое «железо» – поставка материальных средств – нельзя сравнить с теми жертвами, которые понёс русский народ, добывая общую для всех победу на фронтах против вермахта. Это признают и американцы, и англичане, и канадцы – все, кто участвовал в программе Ленд-лиза.

       

       

      2) Закон о ленд-лизе в отношении Украины (Ukraine Democracy Defense Lend-Lease Act of 2022) президент США Джо Байден подписал 9 мая 2022 года в ходе специальной военной операции Вооруженных Сил Российской Федерации в Украине.  

       Ленд-лиз_PLAW-117publ118_page-0001.jpgЗакон о ленд-лизе в отношении Украины (Ukraine Democracy Defense Lend-Lease Act of 2022) президент США Джо Байден подписал 9 мая 2022 года

      Закон предоставил Президенту США расширенные полномочия «для заключения соглашений с правительством Украины о предоставлении или аренде оборонных средств для защиты гражданского населения Украины от российского военного вторжения и для других целей». Не позднее чем через 90 дней после вступления закона в силу Байден должен организовать ускоренные процедуры для своевременной поставки военной помощи. В соответствии с законом, Киев получает технику и вооружение в кредит, по которому будет расплачиваться уже после окончания военного конфликта.

       

      Законопроект о ленд-лизе внесли в верхнюю палату Конгресса США еще до начала специальной военной операции на Украине, в январе. В апреле обе палаты одобрили его «до конца боевых действий»: голосование в Сенате прошло 7 апреля, а в Палате представителей — 28 апреля.

       

      При этом после 24 февраля, до подписания закона о ленд-лизе, США уже выделили Украине $3,8 млрд. В конце апреля Байден направил в Конгресс запрос о выделении нового пакета помощи в размере $33 млрд, из них $20,4 млрд должны пойти «на дополнительную помощь в военной сфере и сфере безопасности».

       

      Выполняя закон о ленд-лизе, президент США Джо Байден 21 мая 2022 года подписал закон о «дополнительных чрезвычайных ассигнованиях федеральным ведомствам для реагирования на ситуацию на Украине и для оказания ей помощи на 2022 финансовый год» в объеме 40 млрд долларов США (19 мая законопроект одобрил сенат Конгресса США).

       

      К этому времени США уже поставили Киеву 23,8 тыс. тонн вооружений и военной техники, о чем рассказало Транспортное командование вооруженных сил США. Вашингтон отправил Киеву около 24 тыс. противотанковых управляемых ракет, 1033 зенитных ракетных системы и 1468 ракет к ним, 90 гаубиц, 174 173 артиллерийских снаряда, девять вертолетов, 33 радара, 7888 автоматов и пистолетов и около 60 млн патронов для стрелкового оружия. Также США передали украинским Вооруженным силам 68,5 тыс. бронежилетов и 50 тыс. касок.

       

      Для доставки грузов как военные, так и зафрахтованные Пентагоном тяжелые транспортные самолеты совершили 486 рейсов в Европу. В транспортировке также участвовали 20 кораблей, 50 железнодорожных составов и 1500 трейлеров.

       

       

      Военная энциклопедия патриота России // "Наука. Общество. Оборона"




      По теме

       

      Цена Победы

       

      Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: значение для всемирной истории


      Специальная военная операция на Украине


      Иностранная военная помощь киевскому режиму

      Подписка на новые публикации:
      Журнал
      О журнале
      Главный редактор
      Авторы
      История
      Лицензии
      Партнеры
      Помочь журналу
      Наука
      Книжная полка
      Конференции
      Международная олимпиада по военной истории
      Открытый доступ (Open Access)
      Общество
      В защиту исторической правды
      Включайся в реальную работу!
      Выборы-2016
      Общество
      Патриот России
      Оборона
      История
      Кадры и наука ОПК России
      Современность
      Наши контакты

      +7 (926) 336-72-58
      Пн. – Пт.: с 9:00 до 18:00
      Адрес редакции: Москва, ул. Левобережная, д. 4, корп. 12
      kiknadzevg@mail.ru
      © 2013 - 2025 Сетевое издание "Наука. Общество. Оборона" (Nauka. Obŝestvo. Oborona). Основано в 2013 г. Сайт является средством массовой информации. Зарегистрировано в Роскомнадзоре (Эл № ФС77-53538 от 04.04.2013 г.) 12+ ISSN 2311-1763 (Online) Учредитель: Кикнадзе В.Г. Главный редактор: Кикнадзе В.Г. Редакция: KiknadzeVG@mail.ru Тел.:+79263367258 Полное или частичное воспроизведение материалов сайта без ссылки / гиперссылки и упоминания имени автора запрещено. All rights reserved
      sunny leone wikipedia in hindi videomegaporn.mobi tamil anchor
      akad movie karatetube.mobi kagal xxx videos
      فيديو سكس عربى cyberpornvideos.com سكس لمايا خليفة
      shridevi sex ultratube.mobi live video sexy
      indian nangi chut xxxleap.com dharmapuri scandal
      طيز عربى sexarabporno.com تبعبص نفسها
      abot kamay na pangarap nov 9 teleseryestvheaven.com a family affair july 29
      sex story audio pakato.mobi brazzerstv
      telgusex bigbobmovs.com babita kapoor young
      x anime por nicehentai.com shinobu tanei
      live se cams apacams.com vika73
      ولد يبوس بنت roughtube.org ممثلات عرايا
      sadi sex com megeno.mobi raja xvideo
      milf mobi tubetrius.com badjojo
      سكس مطروح farmsextube.net افلام انجيلا وايت