В соответствии с Положением и Регламентом в ходе регионального этапа Олимпиады с командами-участницами
проводится конкурс военно-исторического эссе. Департаментом образования Министерства обороны Российской Федерации (далее — Департамент) совместно с Научно-исследовательским
институтом (военной истории) ВАГШ ВС РФ (далее — НИИ ВИ) разработана и одобрена экспертной комиссией тематика военно-исторических эссе (см. приложение 1). Результаты
написания эссе будут учитываться при определении места в командном зачете как на региональном (для гражданских вузов), так и федеральном этапе Олимпиады (для всех
вузов-участников).
Вузы, принимающие участие в Олимпиаде, к 20 марта 2013 г. направляют в адрес НИИ ВИ (119330, г. Москва, Университетский проспект д. 14, ИВИ и на электронные адреса: olimp@mil.ru
(Департамент образования Министерства обороны Российской Федерации) ivimo2010@mail.ru, kiknadzevg@mail.ru (НИИ ВИ) самостоятельно подготовленное военно-историческое эссе. Тема
эссе выбирается из предложенной ниже тематики. Военно-историческое эссе представляет собой самостоятельную письменную работу команды курсантов (студентов) на выбранную тему. При
этом она не является изложением или пересказом известных фактов, определений или понятий. Эссе должно содержать аргументированное размышление и всесторонний анализ события военной
истории Отечества, его причин, хода и последствий.
Тема эссе выбирается из предложенной ниже тематики. Военно-историческое эссе представляет собой самостоятельную письменную работу команды курсантов (студентов) на выбранную тему.
При этом она не является изложением или пересказом известных фактов, определений или понятий. Эссе должно содержать аргументированное размышление и всесторонний анализ события
военной истории Отечества, его причин, хода и последствий.
Цель написания военно-исторического эссе состоит в развитии навыков коллективного творческого мышления и письменного изложения его результатов.
Проведение данного конкурса позволит командам при выполнении работы четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа,
выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы, овладеть научно-популярным стилем речи, продемонстрировать
командное отношение к тем или иным событиям военной истории Отечества.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического
инструментария, рассматриваемого в рамках военной истории, подготовленные выводы, обобщающие командную позицию по поставленной проблеме.
Формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств
массовой информации, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д. Допускается использование
элементов прозы, поэзии, художественного творчества.
Объем военно-исторического эссе не должен превышать 1 п.л. (40 тыс. знаков текстового материала). Работа представляется в 2-х экземплярах в машинописном виде (текст должен быть
отпечатан на одной стороне листа формата А4, шрифт New Times Roman, размер 14, межстрочный интервал 1,0) и в электронной форме (в формате *.doc).
Типовая структура данной работы должна включать титульный лист (см. приложение 2), введение, основную и заключительную части, а также список литературы, использовавшейся авторами
для написания эссе. Использование схем, таблиц, диаграмм и т.п., наглядно иллюстрирующих ход размышлений и доказательства, представленные командой, приветствуется, при этом данный
материал в общий объем работы не входит.
Приложение 1
ТЕМАТИКА ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЭССЕ
1. Монголо-татарское нашествие на Русь. Причины и последствия.
2. Военные реформы Ивана Грозного.
3. Смутное время: герои и антигерои.
4. Военное искусство Петра I. От потешных полков до императорской армии.
5. Полтавская победа как результат реформаторской деятельности Петра I.
6. Г.И.Потемкин – выдающийся государственный и военный деятель.
7. Золотой век русского оружия: Румянцев, Суворов, Кутузов.
8. Россия и Европа в событиях 1812 г.
9. Русская армия и флот в Крымской войне 1853-1856 гг.
10. Милютинские реформы – рождение новой армии.
11. Русская армия в войне 1877-1878 гг.
12. М.И. Драгомиров о воспитании и обучении русских воинов.
13. Русско-японская война 1904-1905 гг. Причины военных поражений.
14. Первая мировая война, как катализатор распада Российской империи.
15. Брестский «мирный» договор: конкретные цели и противоречивые последствия.
16. Вооружённые конфликты на восточных границах СССР: Причины и последствия.
17. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. как характеристика состояния Красной армии накануне Великой отечественной войны.
18. Процесс расширения границ Советского Союза в 1939-1940 гг.: его необходимость и значение.
19. Внешняя политика СССР накануне и в годы Второй Мировой войны.
20. Неудачи Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны.
21. 1943-й г. Год коренного перелома.
22. Военное, политическое и геополитическое значение открытия второго фронта союзниками в 1944 г.
23. Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне.
24. «Холодная» война. Её истоки и особенности.
25. Военная мемуаристка как исторический источник.
Приложение 2
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Всероссийская военно-историческая олимпиада
Конкурс военно-исторического эссе
Фамилия, имя, отчество авторов_________________________________
ВУЗ, факультет, курс, специальность авторов_____________________
Тема эссе:_____________________________________________________
Оценка проверяющего_________________________________________
Краткая характеристика работы________________________________
|