Mobilization system of Soviet Russia
Nauka. Obŝestvo. Oborona
2021. Т. 9. № 2
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2021. Vol. 9. № 2
UDC: 93/94(47):35
DOI: 10.24412/2311-1763-2021-2-16-16
Поступила в редакцию: 15.02.2021 г.
Опубликована: 09.04.2021 г.
Submitted: February 15, 2021
Published online: April 9, 2021
Для цитирования: Моисеев А. Н., Моисеева Т. А. Учебно-распределительные пункты в мобилизационной системе Советской России (на материалах Приволжского военного округа 1919 г.). Наука. Общество. Оборона. 2021. Т. 9. № 2(27). С. 16-16.
DOI: 10.24412/2311-1763-2021-2-16-16.
For citation: Moiseev A. N., Moiseeva T. A. Training and distribution points in the mobilization system of Soviet Russia (based on the materials of the Volga Military District of 1919). Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2021;9(2):16-16. (In Russ.)
DOI: 10.24412/2311-1763-2021-2-16-16.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2021 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2021 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
АРМИЯ, ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
Обзорная статья
Учебно-распределительные пункты
в мобилизационной системе Советской России
(на материалах Приволжского военного округа 1919 г.)
А. Н. Моисеев 1, Т. А. Моисеева 2
1 Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,
г. Ульяновск, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0871-916X, e-mail: vertolet_k27tb@mail.ru
2 Сызранский филиал Самарского государственного экономического университета,
г. Сызрань, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6403-8564, e-mail: t-nekst@mail.ru
Аннотация:
Целью статьи является анализ особенностей создания и деятельности учебно-распределительных пунктов при Мобилизационых отделах (моботделах) военкоматов, учрежденных в 1919 г. на основе изучения архивных материалов по Приволжскому военному округу. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема военного строительства занимает одно из важнейших мест в изучении военной истории России, и ее исследование является научно-актуальной и практически значимой задачей. Без ее всестороннего освещения глубокое понимание характера эволюции военного строительства не представляется возможным. Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи: на основе архивных исторических материалов проанализировать необходимость создания учебно-распределительных пунктов при военных комиссариатах в наиболее кризисный период Гражданской войны; рассмотреть порядок деятельности учебно-распределительных пунктов и особенности их организации в Приволжском военном округе; исследовать систему отбора и обучения призывников и определить значение, проводимой в пунктах идеологической фильтрации мобилизованных в процессе создания дисциплинированной, хорошо организованной Красной Армии. Методологическую основу исследования составил принцип объективности, требовавший изучения процесса формирования местных органов военного управления, описания, обобщения достоверных фактов и получения, определенных целью работы выводов. Практическая значимость исследования заключается в вовлечении в научный оборот ранее не изученных исторических сведений, которые позволяют осветить ряд смежных проблем военного строительства, связанных с проведением мобилизации в Приволжском военном округе в годы Гражданской войны, расширить знания по истории местных органов военного управления. Материалы статьи могут быть использованы в преподавании дисциплин “История” и “Военная история” в силовых и гражданских образовательных организациях, имеющих в своем составе военные циклы и кафедры, а также в историко-патриотической работе военных комиссариатов.
Ключевые слова:
мобилизация, учебно-распределительные пункты, мобресурсы,
аттестационные комиссии, призывники
ВВЕДЕНИЕ
В годы Гражданской войны (1917-1922 гг.) и военной интервенции перед молодой Советской Республикой, в условиях возросшей военной опасности и необходимости противостоять многочисленным врагам, встала первостепенная задача по формированию мощной регулярной армии, строительство которой началось 15(28) января 1918 года с Декрета Совета народных комиссаров (СНК). Начав комплектование вооруженных сил на добровольной основе, Советское правительство в силу ряда причин, уже в конце мая 1918 года ввело всеобщую воинскую обязанность, приняв постановление «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию» рабочих и беднейших крестьян [2]. Весь комплекс мобилизационных проблем и комплектования армии решался в Мобилизационном управлении (Мобуправление), состоявшем из двух отделов – Мобилизационного и Обязательной военной службы [9, д. 70, л. 10]. В целом уже к началу ноября 1918 г. Мобуправление сумело организовать и наладить учет личного состава в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). И по данным отчетов к 1 декабря 1918 г. в 6 европейских военных округах удалось мобилизовать 123 367 бывших унтер-офицеров, 450 140 рабочих и крестьян, 9250 моряков [10, д. 20, л. 350].
Теоретической базой исследования послужили научные труды авторов, таких как С. С. Войтиков [1], С. И. Константинов [4], В. Н. Копытин [5], А. Б. Кузьмин [6], посвященные тематике создания базы для строительства Красной Армии – мобилизационной системы Советской России. В их работах рассматривается как региональный аспект становления органов военного управления, так и исторических опыт создания Вооруженных сил Советского государства в целом. Общее состояние гражданского общества в Поволжском регионе при проведении обязательных мобилизаций получает описание в публикациях С. Дроздова [3], А.Л. Литвина [7], Ю.А. Тарасовой, Е. А. Липовской [14] и других.
Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой первое специальное обобщающее исследование формирования, развития и деятельности учебно-распределительных пунктов в Приволжском военном округе в годы Гражданской войны. В результате доказано, что процесс отбора, осуществляемый в пунктах моботделов, позволил обеспечить вновь создаваемые Вооруженные силы потенциально лояльными советской власти, мотивированными к обучению кадрами, готовыми к самопожертвованию.
ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ
Создав из мобилизованных воинские части и подразделения, вооружив их, необходимо было, до отправления в действующую армию, научить призывников элементарным приёмам и правилам ведения боевых действий. Подготовка пополнений осуществлялась, как правило, на базе запасных частей, но зачастую отмечалось, что учебные занятия проводились не квалифицированно или вообще не велись. Это приводило к таким негативным явлениям, как пьянство и дезертирство. К тому же крестьянство, на которое советским руководством делался акцент при формировании вооруженных сил, в основной своей массе активно противодействовало мобилизации. Волна восстаний, прокатившихся по всей Центральной России, тому свидетельство. [8].
Летом 1919 г. военно-политическая обстановка в Советской России обострилась до предела. Учитывая данные изменения, возникла острая необходимость не только в наличие количества мобресурсов, но и их в качестве. Поэтому правительство проводит ряд мероприятий по восстановлению боеспособности армии [11, д. 133, л. 3–4] и осуществляет дополнительный призыв граждан, имевших до этого отсрочку. В эту категорию попали учащиеся высших учебных заведений [13]. Для работы с данным контингентом, по распоряжению Совета Рабоче-Крестьянской Обороны организованы учебно-распределительные пункты при Моботделах военкоматов в гг. Москве, Петрограде, Нижнем-Новгороде, Казани и Вольске [12, д. 1216, л. 279].
Именно в них должна была проходить начальная фильтрация призывников на тех, кого целесообразно использовать в качестве будущего командного состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии. К этой категории относились лучшие студенты, определенно и искренне сочувствующие советской власти, по своему классовому происхождению не враждебные социалистической революции, не прикрывающиеся сочувствием по шкурническим или иным контрреволюционным соображениям.
Тех, кого определяли как не всецело сочувствующими по своим убеждениям или классовому положению, но и не враждебными к мероприятиям советского правительства, рекомендовали для боевой и организационной деятельности, на различные технические, административно-хозяйственные должности и т. д.
Те же, кто по своим убеждениям или бывшему классовому положению могли быть вредными в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии, подлежали направлению во вспомогательные части (тыловое ополчение) [12, д. 1216, л. 275а].
Призыв производился по очередям, согласно нарядов и указаний Мобилизационного Управления Всероссийского Главного Штаба и Особой Инструкции о порядке приема, распределения и назначения учащихся, призванных на действительную военную службу.
РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ
Командирование в учебно-распределительные пункты производилось соответственно нижеследующему перечню местностей, отнесенных к каждому из пунктов:
- В г. Москву – призванных в губерниях: Московской, Тверской, Витебской, Смоленской, Гомельской, Минской, Калужской, Тульской, Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской, Рязанской, итого 13 губерний (округа Московский, Западный и Орловский).
- В г. Петроград – призванных в губерниях: Петроградской, Новгородской, Псковской, Череповецкой и Олонецкой, итого 5 губерний (Петроградский военный округ).
- В г. Нижний Новгород – призванных в губерниях: Иваново-Вознесенской, Вологодской, Архангельской, Северо-Двинской, Костромской, Владимирской и Нижегородской, итого 7 губерний (округ Ярославский и Нижегородская губ. Приволжского округа), до 3-х тысяч человек.
- В г. Казань – призванных в губерниях: Казанской, Симбирской, Вятской, Уфимской и Пермской, итого 5 губерний (Приволжский военный округ без Нижегородской губернии) до 4-х тысяч человек.
- В г. Вольск Саратовской губернии – призванных в губерниях: Пензенской, Саратовской, Царицинской, Астраханской, Самарской, Оренбургской и в Уральской области, итого 6 губерний и область (Уральский военный округ) [12, д. 1216, л. 279].
На уездные комиссариаты по военным делам возлагалось командирование в соответственные пункты оказавшихся годными к военной службе призывников в зависимости от их числа, одиночным порядком или в составе команд.
В Приволжском военном округе ко времени прибытия призванных, под учебно-распределительные пункты были назначены:
- в г. Нижнем-Новгороде – полностью весь хозяйственный аппарат и кадры постоянного состава 8-го запасного стрелкового полка.
- в г. Казани – полностью весь хозяйственный аппарат и кадры постоянного состава 2-го запасного Стрелкового полка [12, д. 1216, л. 279 об].
Согласно указаний Мобилизационного Управления ВГШ, кадры названных частей были безотлагательно усилены лицами командного и административно-хозяйственного персонала из числа военных специалистов: бывших офицеров и унтер офицеров, находящихся в резерве и на учете Приволжского военного округа. Окружные комиссариаты, занимавшиеся формированием штатной структуры учебно-распределительных пунктов, получили предписание видоизменять ее, в зависимости от фактического наличия призванных и «при условии формирования необходимого числа рот и сведения таковых в случаях надобности (при наличии трех и более рот) во временные батальоны, руководствуясь штатами названных организационных подразделений в запасных полках и отдельных батальонах, исключив из состава названных частей специальные команды и школы». [12, д. 1216, л. 279а].
Обеспечение учебно-распределительных пунктов помещениями и их оборудование, снабжение личного состава пунктов продовольствием, обмундированием, снаряжением и учебными пособиями производилось за счет наличных средств или за счет ассигнований, согласно постановления Революционного Военного Совета Республики от 20-го мая 1919 года за № 525 [13, д. 1216, л. 279а/об].
СИСТЕМА ОТБОРА И ОБУЧЕНИЯ ПРИЗЫВНИКОВ
В УЧЕБНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ПУНКТАХ
В период нахождения студентов в учебно-распределительных пунктах для поддержания твердой дисциплины с ними энергично производились строевые занятия и политическая работа, в соответствии с особо разработанными программами. Помимо этого было организовано обучение стрелковому делу, обращению с оружием, изучение уставов внутренней службы, дисциплинарного, полевого, занятия по физической подготовке (гимнастика) [12, д. 179, л. 323, 328]. Работа с призванными студентами велась согласно их распределению по трем основным группам: «первая группа для отправления на командные курсы, вторая – для отправления в ряды Красной Армии – строй (боевая организационная работа) и третья – в тыловое ополчение» [12, д. 1216, л. 275а].
Фильтрацией занимались аттестационные комиссии, создаваемыми Окрвоенкомами или их представителями. В состав комиссии в обязательном порядке входили: с правом решающего голоса представители Окрвоенкома, Гувуза, и местного комитета РКП(б), с правом совещательного голоса представители студенческой организации коммунистов центра, городского совета по социальному обеспечению и трудовой повинности студентов, и комиссара учебно-распределительного пункта, (или комиссара соответствующего учебно-распределительного пункта). Обслуживались комиссии канцеляриями пунктов [12, д. 1216, л. 276об].
Основными материалами аттестационным комиссиям, при распределении призываемых студентов на группы, служили: данные анкеты (см. таблицу), заполняемые каждым по прибытии в пункт; данные фактического наблюдения во время пребывания в пункте; сведения студенческих организаций; членов комиссий советских партийных организаций и Чрезвычайных Комиссий.
Таблица
АНКЕТА
подлежащая заполнению в Учебно-распределительных пунктах
студентами высших учебных заведений, призываемыми на военную службу,
в исполнении постановления Совета Рабоче-Крестьянской Обороны
от 29 мая 1919 г. и приказа РВСР от 31-го мая за № 962 [12, д. 1216, л. 277]
При проведении процедуры рассмотрения от членов комиссии требовалось тщательно рассмотреть каждую анкету по существу в совокупности со всеми материалами, с личным опросом заполнившего анкету, если это необходимо. При возникновении различных сомнений, аттестационным комиссиям надлежало оставлять данное лицо в учебно-распределительном пункте до начала призыва в очереди, или немедленно направлять в соответствующую запасную часть или в часть тылового ополчения, срочно запрашивая заключения Чрезвычайных Комиссий по месту призыва.
Признавая трудности в получении надлежащих аттестационных материалов, инструкцией предписывалось обратить особое внимание на получение фактического аттестационного материала путем личного наблюдения политических работников. Количество последних предполагалось увеличить за счет партработников Окружных Губернских и местных Комиссариатов, не останавливаясь перед временным командированием в учебно-распределительные пункты относительно свободных сотрудников Агитпросветотделов названных комиссариатов, а также студентов-коммунистов и сочувствующих из числа призываемых. Привлекался и личный командный состав (не являющийся членами РКП) для составления отзывов о подчиненных им студентах, но без разглашения содержания, полученной от ВГШ. инструкции. Ввиду установления тесного общения, проживать командированным специалистам предписывалось вместе с призывниками, для чего комиссары учебно-распределительных пунктов равномерно распределяли их по ротам [12, д. 1216, л. 276].
Общее наблюдение за выполнением мероприятий по призыву студентов и организации учебно-распределительных пунктов, инструктирование аттестационных комиссий и командных центров пунктов возлагалось на особых уполномоченных Всероссийского Главного Штаба.
Всемерные усилия прилагались к немедленной организации в пункте коммунистических ячеек, на которые опиралось командование при работе с личным составом. Руководство партии большевиков четко осознавало необходимость формирования в частях и подразделениях Красной Армии идеологии правящего режима, которая стала базовой платформой ее побед над противниками [12, д. 1216, л. 276].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начав строительство новой армии на добровольных принципах, в разгар Гражданской войны советское правительство в силу объективных причин возвращается к царской системе комплектования войск – на основе всеобщей воинской повинности, которая применялась в условиях войны с внешним врагом. Противоборствующими сторонами в боевых действиях 1918 – 1922 гг. являлись, прежде всего, граждане одной страны, поэтому те, у кого не было четких политических ориентиров, не готовы были воевать на чьей-либо стороне. Отсюда и проблемы с мобилизованными, как в Красной, так и Белой армии. Попав в войска, данная категория призывников только разлагала их своим поведением и наносила не поправимый ущерб боеспособности. Советскому руководству удалось справиться с этой ситуацией в самый критический период Гражданской войны, создав учебно-распределительные пункты, в том числе при военкоматах Приволжского военного округа.
Приказом Приволжского военного округа за № 9641 от 24 июля 1919 года была строго регламентирована деятельность пунктов: назначены места их размещения, кадровый состав, материально-техническая база, включая снабжение продовольствием, обмундированием, снаряжением и учебными пособиями. Строго оговаривалось количество командированных в них призывников.
Отбор мобилизованных проводился аттестационными комиссиями учебно-распределительных пунктов на основании данных анкеты и фактических наблюдений во время пребывания в пункте. В зависимости от лояльности к советской власти, призванные делились на три группы: первая группа для отправления на командные курсы, вторая – для отправления в ряды Красной Армии – строй (боевая организационная работа) и третья – в тыловое ополчение. В соответствии с этим и осуществлялось их обучение.
Процесс фильтрации в пунктах позволил максимально исключить проникновение в войска нежелательных, нелояльных власти элементов, что в свою очередь стало базой для консолидации ее рядов. А интеллектуальный и профессиональный потенциал, сцементированный общей идеологией, обеспечил Красной Армии победу над внутренней контрреволюцией и иностранной военной интервенцией. Таким образом, учебно-распределительные пункты, организованные в критический для советской власти период сыграли важную роль в создании хорошо организованной дисциплинированной армии.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении военно-мобилизационной и призывной работы местных органов военного управления в контексте социально-политических и исторических процессов.
Список литературы
- Войтиков С. С. Строительство центрального военного аппарата Советской России (1918 г.) : дисc. … канд. ист. наук. Москва, 2011. 259 с.
- Декреты Советской власти: Т. XVIII. М.: Политиздат, 1957. Т. II. 698 c. С. 334−335.
- Дроздов С. Гражданская война в Поволжских губерниях. 1918 год. [Электронный ресурс]: Проза.ру.
- Константинов С. И. Вооруженные формирования антибольшевистских правительств Поволжья, Урала и Сибири в годы Гражданской войны: дисc. … док. ист. наук. Екатеринбург, 1998. 466 с.
- Копытин В. Н. Формирование местных органов военного управления в Коми АССР (1918 ‒ 1941 гг.) : дисc. … канд. ист. наук. Сыктывкар, 2002. 188 с.
- Кузьмин А. Б. Губернские и уездные военные комиссариаты в 1918 ‒ 1920 годах : дисc. … канд. ист. наук. Москва, 2006. 223 с.
- Литвин А. Л. Итоги и задачи изучения Гражданской войны в Поволжье [Электронный ресурс]: Астана: Цифровая библиотека Казахстана (BIBLIO.KZ).
- Поляков Р. Ю. Военно-мобилизационная работа местных органов военного управления в 1918 – начале 1919 гг.: дисc. … канд. ист. наук. Москва, 2003. 95 с.
- Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 2. Оп. 1.
- РГВА. Ф. 6. Оп. 5.
- РГВА. Ф. 11. Оп. 8.
- РГВА. Ф. 25889. Оп. 3.
- Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР М.: Книга по Требованию, 2011. 886 с. С. 735-736.
- Тарасова Ю. А., Липовская Е. А. Самара в дни борьбы с голодом. ‒ Национальное культурное наследие России: региональный аспект. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях. Ред. С. В. Соловьевой. Самара. 2019. 373 с.
Информация об авторах
Моисеев Андрей Николаевич, кандидат военных наук, доцент, полковник, докторант кафедры Истории Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова, заместитель начальника филиала ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» по учебной и научной работе в г. Сызрани, г. Сызрань, Российская Федерация.
Моисеева Татьяна Алексеевна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин Сызранского филиала Самарского государственного экономического университета, г. Сызрань, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Моисеева Татьяна Алексеевна, e-mail: t-nekst@mail.ru
ARMY, GOVERNMENT AND SOCIETY
Review
Training and distribution points
in the mobilization system of Soviet Russia
(based on the materials of the Volga Military District of 1919)
A. N. Moiseev 1, T. A. Moiseeva 2
1 Ulyanovsk State Pedagogical University them. I. N. Ulyanova, Ulyanovsk, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0871-916X, e-mail: vertolet_k27tb@mail.ru
2 Syzran branch of Samara State University of Economics, Syzran, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6403-8564, e-mail: t-nekst@mail.ru
Abstract:
The purpose of the article is to analyze the features of the creation and operation of training and distribution points at the Mobilization departments (mobile departments) of military enlistment offices, established in 1919 on the basis of studying archival materials on the Volga Military District. The relevance of the research topic is due to the fact that the problem of military construction occupies one of the most important places in the study of the military history of Russia, and its study is a scientifically relevant and practically significant task. Without its comprehensive coverage, a deep understanding of the nature of the evolution of military construction is not possible. To achieve this research goal, it is necessary to solve the following tasks: on the basis of archival historical materials to analyze the need to create training and distribution points at military commissariats in the most critical period of the Civil War; to consider the procedure for the operation of training and distribution points and the specifics of their organization in the Volga Military District; to investigate the system of selection and training of conscripts and to determine the significance of the ideological filtration carried out in the points of the mobilized in the process of creating a disciplined, well-organized Red Army. The methodological basis of the study was the principle of objectivity, which required studying the process of forming local military authorities, describing, summarizing reliable facts and obtaining conclusions determined by the purpose of the work. The practical significance of the research lies in the involvement in the scientific circulation of previously unexplored historical information, which allows us to highlight a number of related problems of military construction related to the mobilization in the Volga Military District during the Civil War, to expand knowledge of the history of local military authorities. The materials of the article can be used in the teaching of the disciplines “History " and “Military history” in law enforcement and civilian educational organizations that have military cycles and departments, as well as in the historical and patriotic work of military commissariats.
Keywords:
mobilization, training and distribution centers, mobile resources, certification commissions, conscripts
References
- Voitikov S. S., 2011, Stroitel'stvo tsentral'nogo voyennogo apparata Sovetskoy Rossii (1918 g.) : disc. … kand. ist. nauk [Construction of the central military apparatus of Soviet Russia (1918): diss. ... Candidate of Historical Sciences]. Moscow, 2011. S. 259. (In Russ.)
- Dekrety Sovetskoy vlasti [Decrees of Soviet power]: Vol. XVIII. M.: Politizdat, 1957. Vol. II. 698 s. S. 334-335. (In Russ.)
- Drozdov S., 2015, Grazhdanskaya voyna v Povolzhskikh guberniyakh. 1918 god [Civil war in the Volga provinces. 1918]. [Electronic resource]: Proza.ru. (In Russ.)
- Konstantinov S. I., 1998, Vooruzhennyye formirovaniya antibol'shevistskikh pravitel'stv Povolzh'ya, Urala i Sibiri v gody Grazhdanskoy voyny: disc. … dok. ist. nauk [Armed formations of the anti-Bolshevik governments of the Volga Region, the Urals and Siberia during the Civil War: diss. ... doc. east. n.]. Yekaterinburg, 1998. S. 466. (In Russ.)
- Kopytin V. N., 2002, Formirovaniye mestnykh organov voyennogo upravleniya v Komi ASSR (1918 ‒ 1941 gg.): disc. … kand. ist. nauk [Formation of local bodies of military administration in the Komi ASSR (1918-1941): diss. ... Candidate of Historical Sciences]. Syktyvkar, 2002. S. 188. (In Russ.)
- Kuzmin A. B., 2006, Gubernskiye i uyezdnyye voyennyye komissariaty v 1918 ‒ 1920 godakh : disc. … kand. ist. nauk [Provincial and district military commissariats in 1918-1920: diss. ... Candidate of Historical Sciences]. Moscow, 2006. S. 223. (In Russ.)
- Litvin A. L., 2019, Itogi i zadachi izucheniya Grazhdanskoy voyny v Povolzh'ye [Results and tasks of studying the Civil War in the Volga region] [Electronic resource]: Astana: Digital Library of Kazakhstan (BIBLIO.KZ). (In Russ.)
- Polyakov R. Yu., 2003, Voyenno-mobilizatsionnaya rabota mestnykh organov voyennogo upravleniya v 1918 – nachale 1919 gg.: disc. … kand. ist. nauk [Military mobilization work of local bodies of military administration in 1918-early 1919: diss. kand. ist. of Sciences]. Moscow, 2003. S. 95. (In Russ.)
- Russian state military archive (RGVA). F. 2. Op. 1. (In Russ.)
- RGVA. F. 6. Op. 5. (In Russ.)
- RGVA. F. 11. Op. 8. (In Russ.)
- RGVA. F. 25889. Op. 3. (In Russ.)
- Sobraniye uzakoneniy i rasporyazheniy pravitel'stva za 1919 g. Upravleniye delami Sovnarkoma SSSR [Collection of laws and orders of the government in 1919, the Management of the Affairs of the people's Commissars of the USSR]. M.: Book on Demand, 2011. 886 S. S. 735-736. (In Russ.)
- Tarasova Yu. A., Lipovskaya E. A., 2019, Samara v dni bor'by s golodom [Samara in the days of the fight against hunger]. – National cultural heritage of Russia: regional aspect. Materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference: in 2 parts. Edited by S. Solovieva. Samara. 2019. S. 373. (In Russ.)
Information about the authors
Andrey N. Moiseev, Cand. Sci. (Military), Assoc. Prof., Colonel, doctoral student, Department of History, Ulyanovsk state pedagogical University named after I. N. Ulyanov, Deputy head of the branch of the VUNTS of the Air Force "Voyenno-vozdushnaya akademiya" for educational and scientific work in Syzran, Syzran, Russian Federation.
Tatyana A. Moiseeva, Cand. Sci. (History), senior lecturer, Department of social and economic disciplines, Syzran branch of Samara state University of Economics, Syzran, Russian Federation.
Corresponding author
Tatyana A. Moiseeva, e-mail: t-nekst@mail.ru
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense