Балтовский Л. Патриотизм и политическое образование России
Патриотизм как целевая функция политического образования в современной России
Patriotism as a target function of political education in modern Russia
DOI: 10.24411/2311-1763-2017-00001
Аннотация. В статье дается характеристика патриотизму как высшей формы государственности представляющейся в виде осмысленного поведения, в основе которого лежит персональная ответственность за судьбы своего отечества, преемственность культуры и исторической традиции. Отмечается, что явление патриотизма есть разновидность общественного сознания, формирование которого осуществлять посредством политического образования.
Ключевые слова: Патриотизм, политическое образование, политическая коммуникация, общественное сознание.
Summury. The article gives characteristics of patriotism as the highest form of the state, presented in the form of intelligent behavior which is based on personal responsibility for the fate his country, the continuity of culture and historical traditions. It is noted, the phenomenon of patriotism is a kind of social consciousness, the formation of which is done through political education.
Keywords: Patriotism, political education, political communication, social consciousness.
В конце XX столетия Россия вновь вступила на путь рыночных, то есть по существу – буржуазных общественных отношений, которым соответствуют не только индивидуальная предприимчивость и инициатива, но и недооценка духовных ценностей, эгоизм, потребительское отношение и моральный распад личности. В связи с этим происходит и трансформация понятия патриотизм. В 1990 годы произошел резкий переход от советской системы политической социализации, воспитания патриотизма к мировоззренческому и идеологическому плюрализму воспитательного воздействия. В действительности это привело к уменьшению значимости и кризису ценности патриотизма в политической культуре. Эти тенденции находят отражение в работах современных авторов, которые рассуждают и о педагогическом смысле понятия «патриотизм». В частности, Г. А. Коновалова пишет о том, что сегодня традиционное понимание этого понятия исчезло вместе с советским временем. Такие его элементы как самопожертвование, доминирование интересов общества над индивидуальными потребностями, бескорыстная любовь к Родине, осознание себя частью государственной машины, утратили свой смысл [3]. Исследователи отмечают, что в современной России в целом отсутствует идеология патриотизма как развитая форма общественного сознания. В этом частично виновата пропаганда западного общества потребления, массовой культуры, потери индивидуализма. Популярные сегодня идеи глобализации многими западными политиками провозглашаются как создание равных возможностей для всех людей независимо от территории проживания, национальной принадлежности и социокультурной идентичности. Но так как люди из разных регионов изначально имеют разные возможности, то о каком бы то ни было реальном равенстве нельзя говорить. У многих российских ученых подобное развитие событий вызывает серьезные опасения. Например, И. Е. Бельских считает, что такое направление глобализации ведет к разрушению национальных границ и таким образом, представляет угрозу Российской Федерации, распад которой становится все более реальной возможностью [1].
Фундаментальной основой политического образования в современной России должна стать государственность, последовательными формами которой выступают: а) законопослушность, б) гражданственность, в) патриотизм. Государственность в целом понимается как функциональная зависимость наличного общественного сознания от системы существующих политических институтов, законов и их соблюдения. Законопослушность – это первая ступень государственности, которая предполагает сознательное подчинение общим нормам, правилам, действующих в обществе. Гражданственность как признак государственности есть специфический способ связи между индивидом и властью, обществом и государством, при котором все участники политического процесса выступают равными друг другу. Следовательно, патриотизм как высшая форма государственности представляется в виде осмысленного поведения, в основе которого лежит персональная ответственность за судьбы своего отечества, преемственность культуры и исторической традиции. Главный вопрос для перспектив развития российского общества в XXI веке можно сформулировать следующим образом: на каком основании будет построена современная система политического образования и воспитания – на базисе институционального предписания или индивидуального самосознания.
«Политическое» традиционно рассматривается как все, что соотносится с распределением власти в обществе. Между тем, власть всегда ставит перед собой и обществом цели совершенствования (оптимизации) условий человеческого существования, основанные на сознательном отношении человека к окружающей его действительности. Не только политика интересуется человеком, рассматривая его в качестве объекта, но и человек интересуется политикой уже в качестве субъекта общественной деятельности. Политическое познание (и знание как его результат) есть совокупность последовательно располагающихся социальных практик: а) присвоение человеком мира, превращение его в предмет наблюдения, исследования, осмысления; б) восприятие сознанием мира как задания, проблемы, вопроса; в) ответственность перед миром, или постоянные поиски человеком смысла собственного существования. Соответственно, политическое образование это такая специфическая организация дискурсивного пространства, которая призвана удовлетворять фундаментальную потребность человека в самовыражении и осмысленной жизни в общественном пространстве.
Специфика восприятия патриотизма как целевой функции политического образования в Российской Федерации обусловлена фактом относительно недавнего господства государственной, коммунистической, идеологии. В течение длительного времени политическому образованию вменялось воспитание «нового человека», который должен был беспрекословно выполнять предписания так называемого «морального кодекса строителя коммунизма». В то же самое время «западная» модель политического образования, основывалась либо на альтернативной, антикоммунистической, идеологии, либо на принципах отстранения от какой бы то ни было спекулятивной, идеологической риторики.
В настоящее время по причине глобального распространения в современном мире процессов деидеологизации, непосредственно коммунистическая и антикоммунистическая формы политического сознания практически утратили свою актуальность. Разумеется, это не означает, что общества более не заботятся о политической социализации личности. Но и здесь мы видим две непохожие друг на друга модели, два принципиально различных подхода к целевым функциям современного политического образования. В одном случае («западный» мир) политическое образование, освобожденное от «излишних» воспитательных задач, редуцируется исключительно к просвещению. В другом случае (современная Россия) предпринимаются попытки формирования принципиально новой, свободной от идеологических догм системы политического образования, которая, тем не менее, ставит перед собой особые воспитательные цели. Речь идет об индивидах свободных, инициативных, компетентных и в то же время ответственных, законопослушных отличающихся политической мотивацией и навыками общественного участия. Гражданин, независимо от места и времени своего бытования, последовательно реализует причастность к социуму через такие формы как лояльность, гражданственность и патриотизм.
Политическое образование и воспитание мы понимаем как многоступенчатый феномен деятельности человеческого самосознания. Интенциональность, заинтересованное внимание человека к своей общественной функции – такова первичная стадия политической рефлексии. Правила, нормы, согласно которым человек упорядочивает свои представления о политическом; идеи, теории, идеологические практики, научные представления, в соответствии с которыми он объясняет и преобразует мир – всё это примеры вторичной стадии политической рефлексии. Наконец, третий, высший, вид политической рефлексии – это наблюдение за ней самой и ее конструирование как объекта политического сознания и действия. Государственность, как национально-государственная идентичность, раскрываемая в таких понятиях, как лояльность, гражданственность и патриотизм, является продуктом целенаправленного проектирования и конструирования.
Система образования формирует когнитивную составляющую государственности. Так, в России Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования устанавливает, что личностные результаты основной образовательной программы должны находить отражение в следующих параметрах. Это российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн), гражданская позиция личности как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готовность к служению Отечеству, его защите [2]. Именно эти качества фактически концентрируются в понятии национально-государственной идентичности. Между тем, общество начала XXI столетия находится в состоянии кризиса культуры – перемен, которые особенно заметны в сравнении с большей частью предыдущего века. Определение современности как «постмодерна» означает, что социум переходит в новую фазу развития, имя которой окончательно не определилось и сущность которой еще только предстоит выразить [6]. Политическое образование должно взять на себя такие функции, как отслеживание, систематизацию, формулирование и моделирование будущего России. Между тем, современное политическое сознание, равно как и современный научный политический дискурс, зачастую ограничен пределами, очерченными прежними идеологическими формами. Многие политологические исследования вообще не обусловлены оригинальной методологической составляющей; их авторы грешат эмпиризмом или оперируют концепциями, которые отражают реальности прошедшего времени [5].
В некоторой степени, образовательный процесс не поднимается до формирования у учащихся умений искать причинно-следственные объяснения, анализировать события и процессы, давать им самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки. Анализ политологического компонента учебников обществознания, используемых сегодня в старших классах общеобразовательных школ, свидетельствует, что они составлены на основе научных концепций середины прошлого века. Школьникам предлагается освоить основные проблемы политологии, которые для многих из них вновь станут предметом изучения в системе высшего образования. Вместе с тем, в этих учебниках практически не представлены актуальные задачи развития России, факты, связанные с изменениями политической системы. Понятно, что без рассмотрения реальных политических процессов, изучение политической системы, в сущности, превращается в школах в схоластическое упражнение, теоретизирование. В системе высшего образования стандарты основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры не ставят прямо задачу становления и развития у студентов ценностей российской государственности.
Основой политического образования в современной России должна стать государственность, последовательными формами которой выступают, как уже говорилось выше, лояльность, гражданственность, патриотизм. Разумеется, все это идеальные формы, или оптимальные результаты. Целевая функция есть зависимость между оптимизируемой переменной (целью) и управляемыми переменными, которые возникают как условия решения поставленной задачи. Не случайно, математики интерпретируют цель как оптимизируемую переменную, при том, что оптимизация есть деятельность, направленная на достижение наилучших результатов.
Соответственно, идеологией будет выступать такая система рациональных аргументов, которая служит для разъяснения способа реализации заявленного оптимального результата. Если рассматривать политику вообще как процесс общественных изменений, то целью деятельности политиков неизменно будет эта самая оптимизация.
Патриотизм как высшая форма государственности представляется в виде осмысленного поведения, в основе которого лежит персональная ответственность за судьбы своего отечества, преемственность культуры и исторической традиции, в целом явление патриотизма есть разновидность общественного сознания. В этом смысле «патриотическое сознание можно представить как содержательный пласт общего сознания личности, имеющий свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения феномена Родины, осмыслением его, определением своего отношения к Родине» [4].
Таким образом, важнейшими функциями патриотического сознания выступает осмысление человеком своего индивидуального поведения, регулирование собственной деятельности на благо общества и осознанное целеполагание по отношению к прошлому, настоящему и будущему России.
Политическое образование российских граждан осуществляется посредством трансляции ценностей патриотизма в общественное сознание через массированное использование возможностей средств массовой информации, а также через практику политического участия. Постсоветский механизм политического образования в России не избавился от старых проблем формализма, приоритетности и громоздкости планов и отчетов по ним. Подтверждением тому служит Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», осуществляемая в стране, начиная с 2001 года. В официальной идеологии советского прошлого содержание патриотизма сводилось практически к государственной составляющей: готовности граждан пожертвовать частными интересами во благо его интересов. Вот почему важнейшими функциями политического образования, а вместе с ним и воспитания выступает патриотизм, понимаемый как осмысление человеком своего индивидуального поведения, регулирование собственной деятельности на благо общества и осознанное целеполагание по отношению к прошлому, настоящему и будущему Российской государственности.
Представляется, что сегодняшнее понимание патриотизма расширяется, оно включает отношение человека к своей стране в целом и к малой родине, их истории, культуре, традициям, окружающим его людям.
Список литературы и источников
- Бельских И.Е. Факторы экономического роста: стратегия национального развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 30. С. 15 - 20.
- Григоров В.К., Зыкова Е.Н., Дудкина Н.И. Патриотическое воспитание молодежи в условиях дополнительного образования // Среднее профессиональное образование. Выпуск № 5 2015 С.8-11.
- Коновалова Г.А. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе: Дис. …канд. пед. наук. Томск, 2003.
- Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. № 3.- С. 185- 192.
- Radikov, I., 2015. Gosudarstvennost' i grazhdanstvo kak bazovye koncepty rossijskogo politicheskogo obrazovanija [Statehood and citizenship as the basic concepts of the Russian political education] in Politika i Obshhestvo [Politics and Society], 10: 1345–1352. DOI: 10.7256/1812-8696.2015.10.16000
- Смирнова А.П. Биосоциальная природа человека как основа общественной коммуникации // Вестник гражданских инженеров. – 2015. – № 3(50). – С. 317 – 323.