Сетевая стратегия в оборонной сфере
Мухитов Эдуард Инесович,
кандидат военных наук,
управление Балтийского флота,
начальник бюро изобретательства
и рационализации,
Россия, г. Калининград
E-mail: mukh70@yandex.ru
Колесниченко Андрей Васильевич,
Министерство обороны
Российской Федерации,
Россия, г. Калининград
E-mail: kolesnichenko@yandex.ru
Muhitov Eduard Inesovich,
Candidate of Military Sciences,
Baltic Fleet Administration,
Head of the Bureau of Invention and Rationalization,
Russia, Kaliningrad
E-mail: mukh70@yandex.ru
Kolesnichenko Andrey Vasilyevich,
Ministry of Defense
of the Russian Federation,
Russia, Kaliningrad
E-mail: kolesnichenko@yandex.ru
Внедрение и актуализация перспектив развития сетевой стратегии в оборонную сферу государства
Inculcation and actualization of the perspectives of network strategy development into the state's defense sphere
DOI: 10.24411/2311-1763-2019-10206
Аннотация
Современные военно-политические вызовы перемещают аспектирование целей и задач в киберпространство и глобальные сети. Поэтому разработка и внедрение сетевой стратегии становятся насущными проблемами, а решение их позволит нашему государству поддерживать конкурентоспособность среди ведущих мировых держав. Внедрение сетей облегчает инициирование и интегрирование различных инноваций, рассматриваемых в качестве направленного изменения конкретных характеристик институтов государства. Рассмотрены основные постулаты и актуализация перспектив развития государственной сети оборонного назначения.
Ключевые слова:
оборонная сфера, архитектура, технология, элемент, сеть,
система искусственного интеллекта, государство, ГСОН
Summary
Modern military and political challenges are moving the aspecting of goals tasks into the cyberspace and global networks. That's why the working out and inculcation of network strategy have become the vital problems, and their decision will allow our state to compete with the leading word powers. Inculcation of networks facilitates initiation and integration of the various innovations considered as directed change of concrete characteristics of institutes of the state. We have examined the actualization of perspectives of the development of state's network, having the defense purpose.
Keywords:
defense sphere, architecture, technology, element, network,
system of artificial intellect, state, SDN
На современном этапе вектор развития общества направлен на внедрение сетей и создание систем искусственного интеллекта (СИИ), которые способны помогать лицам, принимающим решения (ЛПР) и позволяют управлять социальными, экономическими, оборонными процессами в необходимых временных рамках. Связано это с необходимостью «перерабатывать» огромные массивы информации и метаданные, циркулирующие в сетях различного назначения.
Если спроецировать и провести аналогии создаваемых искусственных сетей с естественными нейронными сетями, то можно сказать, что чем сеть больше, тем больше связей между ее нейронами. Физиологи уже доказали, что гении имеют вес мозга на 75% больше, чем у среднестатистического человека (1320-1400 гг.). У некоторых гениев вес мозга составляет более 2000 граммов. Напрашивается вывод – чем больше мозг, тем большие объемы информации он может переработать, следовательно, и человек более творчески подходит к своему делу, то есть возможностей замыкания связей в мозге между нейронами больше. То же самое можно сказать про сеть – чем больше ее объем, вес, количество связующих элементов – тем большее количество ее возможностей по выдаче «знаний», а не просто информации.
Хотя фактом является и то, что некоторые выдающиеся люди не обязательно имели большие объемы мозга, при этом создавали шедевры, обладая незаурядными способностями, и это можно объяснить отличной от других людей работой нейронов. Здесь напрашивается еще один вывод: развивать не только количество, но и правильно агрегировать, сепарировать, кластерировать информацию с учетом ее внутреннего содержания качества передаваемых сигналов между элементами сети, построенных в определенной архитектуре.
Архитектура – это концепция, определяющая взаимосвязь, структуру и функции взаимодействия элементов сети, которая предусматривает логическую, функциональную и физическую организацию технических и программных средств сети, определяет их принципы построения и функционирования. В основном выделяют три вида архитектуры: одноранговую, клиент - сервер и терминал - главный компьютер. Сами сети можно классифицировать по различным критериям: по удаленности компьютеров, топологии, назначению, перечню предоставляемых услуг, видам соединения, принципам управления (централизованные и децентрализованные), методам коммутации и доступа, видам среды и скоростям передачи данных, а также используемым интерфейсам. Наиболее распространёнными в перспективных сетевых структурах являются интеллектуализированные, так называемые РОЯЗ-интерфейсы (речь, образ, язык, знания), в зарубежных источниках с многопользовательскими операционными системами это – SILK (speech, image, language, knowledge)-интерфейсы.
Сеть может также выступать в качестве интерактивного механизма развития оборонной сферы государства и сочетать в себе наборы форм общественного участия граждан. Этот механизм основан на коллективном производстве социально-политических, экономических идей и предметно-ориентированной практики. Таким образом, внедрение сетей облегчает инициирование и внедрение различных инноваций, рассматриваемых в качестве направленного изменения конкретных характеристик институтов государства, в том числе с целью повышения эффективности деятельности оборонной сферы.
С другой стороны, сеть значительно облегчает динамичное взаимодействие между внутренней и внешней средой Вооруженных Сил и новыми знаниями, параллельно создаваемых в сетях других государственных и негосударственных структур (здесь мы не берем в расчет террористические, экстремистские, радикальные и другие структуры, хотя и о них не стоит забывать). Развитие сетей способствует постоянному применению новых технологий, а также мультиагентного подхода. Причем, идея одного человека (элемента, агента), выработанная в сети, может перерасти в полноценную инновацию.
Таким образом, сеть предполагает внедрение коллективного разума, стимуляцию и мотивацию новаций, массовое сотрудничество, основные инструменты и технологии краудсорсинга. Она дает возможность использования знаний людей для разрешения определённых проблем в элементарных случаях, которые могут дать значимый синергетический эффект на глобальном уровне. Возможно, с разработкой и внедрением сетевой стратегией мы когда-нибудь придем к созданию такой ноосферы – коллективного разума, объединенного с киберпространством, которая будет «считывать» информацию напрямую из физических сфер планеты (земли, воды, воздуха) и околоземного пространства (см. рисунок 1).
Анализирование собранной воедино информации в сети позволило научиться выявлять в ней закономерности и взаимосвязи, пути развития сетевой стратегии. Ученые и специалисты практически ежедневно учатся теоретически и практически их интерпретировать, интегрировать и воплощать в реальную жизнь граждан и государства, что, конечно же, невозможно без роста совокупных вычислительных возможностей самой сети и внедрения нового, основанного на цифровых технологиях, технологического уклада. Если кратко остановиться на особенностях данного технологического уклада, то основными его постулатами являются:
- главным активом сетевых цифровых технологий являются информационные ресурсы, которые формируются (подвергаются обработке и хранению, подлежат обмену) для получения своевременной, достоверной и защищённой информации на основе цифровых данных и новых методов цифровой обработки комплексных сигналов;
- создание совокупности сетевых цифровых технологий (природоподобных, краудсорсинговых, технологий на новых физических принципах, военно-технических технологий, сквозных технологий, охватывающих различные материальные и нематериальные сферы общества и др.) путем применения инновационных подходов обществом и конвергенция промышленности;
- применение и функционирование сетевых цифровых технологий на основе общей телекоммуникационной инфраструктуры с высокой информационной мощностью, с формированием единого информационного пространства (ЕИП) [8] страны.
Обработка и необходимость вычислений метаданных в инфо- и инфраструктурах с целью получения готовых знаний подталкивают ученых к различным направлениям в научных исследованиях, в том числе к созданию средств передачи информации, основанных на новых физических принципах, СИИ и квантовых компьютеров и т.п.
Основоположниками сетевых технологий в военном деле являются: Д. Уоррен, Д. Дептула, У.Оуэнс, А. Себровски, Д. Гарстка [1-5], которые связали воедино оборонную составляющую государств, будущие войны и развитие информационно-коммуникационных технологий. И если в американских доктринальных документах глобальные сети и все, что с ними связано, направлено на доминирование США в мировом масштабе, то российские документы стратегического порядка пока представляют роль «их догоняющих». Американские специалисты рассматривают сети с точки зрения революции в военном деле, а российские – как эволюционную составляющую государства.
На рисунке 2 представлено внутреннее содержание сегментов концепции сетецентрической войны (СЦВ) и государственной сети оборонного назначения (ГСОН). Верхний сегмент сетей построен на основе теории «пяти колец» Д. Уордена, которая была обнародована в специализированном издании ВВС США «Airpower Journal» за 1995 г. под названием «Враг как система» [6]. Нижний сегмент представляет собой российское эволюционное развитие государственных сетей оборонного назначения по иерархии, во главе с Президентом РФ и министрами Правительства РФ, которые будут руководить обороной через Национальный центр управления обороной и далее через сетевые центры управления (СЦУ) объединенных стратегических командований (ОСК) военных округов, флотов и армий нижестоящими сетевыми органами управления (СОУ), уровнями дивизий, военно-морскими базами, с учетом даже элементарного образца ВВТ или солдата на поле боя, оборудованных датчиками, контроллерами, биосенсорами и т.п.
Данные, циркулирующие в сети – это огромные массивы информации или метаданные, которые послужат основой знаний для систем искусственного интеллекта [7] и, обрабатывая которые, СИИ будут кластерировать и выдавать «очищенные» знания для когнитивного определения функционирования мозга лиц, принимающих решения, каждого иерархического уровня (представлено на рис. 2). Все это будет происходить на основе сетевых протоколов и разграничений по доступу к определенным данным и информации.
Кроме «чистоты» в сетевой иерархии важна скорость получения, обработки и выдачи знаний на каждом уровне. Для этого необходимы максимальное количество акторов сети, узлов связи, ответных реакций на множестве горизонтальных уровней и между иерархиями ГСОН, поддержание высокого уровня информационной мощности. Все вышеперечисленное ведет к адаптивному управлению на основе полной автоматизации процесса принятия решений, с применением СИИ в самых различных областях человеческой деятельности, в том числе и в военной сфере. Американские специалисты ведения сетецентрических войн подчеркивают, что сетевые структуры превращаются в инструмент для федеральной власти, который может быть ей использован как таковой или же параллельно с военным присутствием или локальными операциями. И здесь важны самосинхронирование процессов обмена информацией и знаниями на горизонтальном уровне и минимизация контроля по принципу «сверху-вниз».
Для дальнейшего развития сетевой стратегии необходима актуализация, которая заключается в следующем:
- в устранении (нивелировании) доминирования внедрения американской концепции СЦВ путем применения инновационных подходов при внедрении государственной сети оборонного назначения, которая должна быть методологически выверена на глобальном уровне и обладать интегрируемостью для вновь создаваемых альтернативных инфокоммуникационных систем на каждом иерархическом уровне сегментов этих систем (представлены на рисунке 2 концепции ГСОН).
- в продолжении работ по выполнению задач, представленных в военной доктрине РФ по оснащению Вооруженных Сил России перспективными высокотехнологическими образцами ВВСТ и формированию комплекса приоритетных базовых и критических военных технологий, обеспечивающих не только создание, но и боевое применение высокотехнологических промышленных изделий систем и комплексов ВВСТ;
- в необходимости гармонизации высокотехнологичных систем и комплексов оружия, разведки, управления, связи, КНС «ГЛОНАСС», а также кооперации всех видов технического и тылового обеспечения ВС РФ в рамках ГСОН с другими министерствами и ведомствами РФ, госкорпорациями и предприятиями ОПК;
- в организации НИОКР с концентрацией в них потенциальных интеллектуальных ресурсов страны (научных, образовательных, промышленных и других), направленных на обеспечение импортозамещения и инновационное развитие отечественных военно-сетевых технологий, с целью противодействия существующим санкциям и последующей технологической «независимостью» от действий извне;
- в разработке и внедрении надежных стандартов безопасности для всех элементов ГСОН (стационарных, мобильных и спутниковых) с целью невозможности влияния на нее каких-либо факторов внешней и внутренней среды (нарушения потока данных на горизонтальном и вертикальном уровнях, манипуляции элементами или сетью, кражи, заражения или физического уничтожения), а также для защищенности точек входа и от влияния «человеческого фактора» в сети;
- в подготовке кадров для будущей ГСОН, так как информация и знания в сети становятся и производительной силой, и основой для прорывных технологий. Такие кадры будут необходимы для всех видов обеспечения сетевых сфер (технического, программного, организационного, информационного и т.д.) с точки зрения грамотной эксплуатации (!) информации и выработки обоснованных знаний с помощью СИИ.
Перечисленную выше актуализацию перспектив развития ГСОН невозможно представить без создания единой государственной структуры с соответствующими полномочиями в выработке законодательно-правовых, нормативно-технических, директивных и стандартизирующих документов.
В заключение можно сказать, что внедрение сетевой стратегии в оборонную сферу позволит создать универсальную платформу для Министерства обороны, привлекая интеллектуальный потенциал общества в целом, органов государственной власти, госкорпораций и предприятий ОПК. Такой потенциал характеризуется эффективным выполнением широкого круга задач по всей вертикали ГСОН, задействованием каждого элемента сети, каждого уровня в ее вертикали при принятии управленческих решений.
Список литературы и источников
- Cebrowski А. Military Transformation Strategic Approach. Office of Force Transformation. Washington, DC. December 2003. P.34.
- Cebrowski, Arthur K. and John J. Garstka. Network-Centric Warfare: Its Origins and Future. U.S. Naval Institute Proceedings, January 1998.
- David S. Alberts, John J. Garstka, Frederick P. Stein, Network centric warfare: developing and leveraging information superiority, CCRP, 2000. Pp.8-12.
- Owens, William A. The Emerging U.S. System of Systems. - Strategic Forum № 63, Institute for National Strategic Studies, February 1996.
- Mann III E. Thunder and lightning: Desert Storm and the Airpower Debates. - Air University Press. Maxwell AFB, Ala., 1995.
- Warden J. The Enemy as a System. Airpower Journal, Spring 1995.
- Обращение Президента РФ к Федеральному Собранию. - [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/politics/20180301/1515501294.html (дата обращения: 20.01.2019).
- Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. - [Электронный ресурс] URL: http://www.nsc.ru/win/laws/russ_kon (дата обращения 20.01.2019).
References
- Cebrowski А., 2003, Military Transformation Strategic Approach. Office of Force Transformation. Washington, DC. December 2003. P.34.
- Cebrowski, Arthur K. and John J. Garstka., 1998, Network-Centric Warfare: Its Origins and Future. U.S. Naval Institute Proceedings, January 1998.
- David S. Alberts, John J. Garstka, Frederick P. Stein, 2000, Network centric warfare: developing and leveraging information superiority, CCRP, 2000. Pp.8-12.
- Owens, William A., 1996, The Emerging U.S. System of Systems. - Strategic Forum № 63, Institute for National Strategic Studies, February 1996.
- Mann III E., 1995, Thunder and lightning: Desert Storm and the Airpower Debates. - Air University Press. Maxwell AFB, Ala., 1995.
- Warden J., 1995, The Enemy as a System. Airpower Journal, Spring 1995.
- Obrashcheniye Prezidenta RF k Federal'nomu Sobraniyu. - [Elektronnyy resurs] URL: https://ria.ru/politics/20180301/1515501294.html (data obrashcheniya: 20.01.2019).
- Kontseptsiya formirovaniya i razvitiya yedinogo informatsionnogo prostranstva Rossii i sootvetstvuyushchikh gosudarstvennykh informatsionnykh resursov. - [Elektronnyy resurs] URL: http://www.nsc.ru/win/laws/russ_kon (data obrashcheniya 20.01.2019).