Подготовка курсантов военного вуза
Калинина Светлана Брониславовна,
кандидат психологических наук,
Московское высшее общевойсковое командное училище,
доцент кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Россия, г. Москва
E-mail: klenova_s@mail.ru
Кокшаров Александр Дмитриевич,
кандидат юридических наук,
Московское высшее общевойсковое командное училище,
преподаватель кафедры гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Россия, г. Москва
E-mail: burginjot@mail.ru
Kalinina Svetlana Bronislavovna,
Candidate of Psychology,
Moscow Higher Military
Command School,
Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines
Russia, Moscow
E-mail: klenova_s@mail.ru
Koksharov Alexander Dmitrievich,
PhD in Law,
Moscow Higher Military
Command School,
Lecturer, Department of Humanities and
Socio-Economic Disciplines
Russia, Moscow
E-mail: burginjot@mail.ru
Образ отца как инструмент для нравственной и психологической подготовки курсантов военного вуза
The image of the father as a means for moral and psychological training of cadets of the military university
DOI: 10.24411/2311-1763-2019-10207
Аннотация
В статье проводится анализ фигуры Отца в жизни человека с точки зрения авторов известных психологических теорий, описываются роли, выполняемые отцом в жизни ребенка. Авторы выделяют несколько категорий курсантов военного университета с точки зрения присутствия отца в их жизни и описывают различные технологии, направленные на восстановление отношений курсантов с отцами и мужчинами их рода.
Ключевые слова:
образ Отца, полоролевая идентификация ребенка, сопричастность мужской линии рода, воспитательное значение восстановления связи Отец-Сын для курсантов военного вуза
Summary
The article analyzes the figure of the Father in a person’s life from the point of view of the authors of well-known psychological theories, describes the roles performed by the father in a child’s life. The author identifies several categories of cadets of the military university in terms of the presence of the father in their life and describes various technologies aimed at restoring the relations of cadets with their fathers and men of their family.
Keywords:
Father's image, sex-role identification of a child, involvement of the male line of the clan,
educational value of restoring Father-Son communication for cadets at a military college
Наилучшими условиями для социализации и воспитания ребенка является наличие семейной системы, где присутствуют оба родителя. В психологии последних десятилетий сложилось мнение, что функции отца и матери в семье различаются [2, 3]. Мать благодаря физической и психологической близости к ребенку с первых мгновений жизни передает ему способности к переживанию чувств, психологические навыки распознавания особенностей других людей, некий психологический иммунитет в виде безусловной любви и принятия на протяжении всей жизни. Роль отца заключается в обучении правилам жизни, законам взаимодействия с миром, построении концепции будущего. То есть женщина, ответственная за эмоциональное благополучие и комфортность существования «Малого мира» семьи, учит ребенка чувствовать, сопереживать, доверять в отношениях между людьми, а мужчина, ответственный за способы существования «Большого мира», учит думать, принимать решения, отвечать за собственные ошибки и разрабатывать собственные принципы и программы жизни.
Исследования показали, что дети, воспитывающиеся без отцов, часто демонстрируют чрезмерную эмоциональность, тревожность или даже беспомощность в решении важных жизненных проблем, часто не умеют видеть последствий своих поступков, рисуют не достаточно разработанные или нереальные перспективы своего будущего. Дети, выросшие с отцами в отсутствии матери или замещающих ее бабушек, тётушек и т.д., часто жалуются на пережитое в детстве одиночество, холодность существования, вследствие чего демонстрируют неумение сочувствовать и сопереживать, различать эмоциональные состояния других людей.
Различные психологические теории вносят свой уникальный вклад в систему представлений о роли матери и отца в жизни человека.
В психоанализе описаны некоторые детские комплексы, связанные с присутствием фигуры Отца. Если попытаться отвлечься от эмоционально-сексуализированного подтекста и определить значимость отцовской позиции для развития личности человека, то нельзя отрицать важности вскрытия в психоаналитических теориях роли отца для обретения ребенком собственной идентичности, особенно в случае симбиотической связи с матерью. По мнению психоаналитиков, присутствие «третьего» в роли отца разрывает диаду мать-дитя, так легко складывающуюся вследствие максимальной связи и зависимости ребенка от матери. Отец возвращает ребенку взгляд на себя со стороны, способствует формированию мужских и женских сценариев поведения, представлений об особенностях общения между полами, между поколениями [1]. Тем более, представление о паре «отец-мать» очень легко дополняет общее правило двоичности мира, единства противоположностей типа «день-ночь», «лёд-пламя», «разум-чувства». Отдельным ярким звуком в психоаналитической симфонии прозвучали идеи Карла Юнга об универсальных архетипах Отца и Матери, которые Юнг считает врожденными и развнозначными для личности человека. По мнению Юнга, архетип Отца олицетворяет для ребенка систему ценностей, принципов. удовлетворяет подсознательную потребность растущего человека в понимании порядка и закона, по которому живет общество [7, с. 89].
Интересной является позиция Эриха Фромма, который разделял родительскую любовь на материнскую и отцовскую. Материнскую любовь он считал природной и безусловной, присущей всем биологическим видам. Сложнее обстоит дело с любовью отца. Её ребенок должен заслужить, управляя своим поведением в соответствии с социальными нормами и правилами, которые разделяет отец. Любовь отца для ребенка является условной, зависящей от него самого, поэтому ею можно управлять, её можно потерять или усилить. Этот факт одновременно может явиться источником страданий для ребенка или стать источником развития способности к лучшему осознанию и контролю своего поведения. Фромм считает необходимым для нормального развития ребенка и материнскую, и отцовскую любовь [6].
В семье, где отца нет в силу разных причин, в принципе отцовскую функцию может выполнять и мать. В истории нашей многострадальной России было много периодов, когда войны забирали мужчин, и женщины воспитывали своих детей одни. Конечно, это вовсе не значит, что сыновья в таких семьях росли слабыми и беззащитными в силу исключительно материнского воспитания. Просто женщине, которая пытается совместить роли и отца и матери, во многом надо изменять свои подходы к жизни и воспитанию, повышать уровень осознания и контроля над своими привычными эмоциональными и поведенческими проявлениями, а это не всем под силу.
Соответственно, даже если фигура отца присутствует в семейной системе, это не означает, что отец выполняет свою функцию хорошо (например, в семье алкоголика). Мы говорим лишь о том, что понятие «пара» по отношению к родителям должно присутствовать в сознании ребенка для формирования его собственных моделей поведения в будущей семье. Точно также понятие «пара» должно присутствовать в сознании матери, и через ее представление передаваться ребенку.
Огромное значение отца в жизни человека подтверждается тем, что даже те люди, которые приписывают отцу какие-то неприятные черты, считают его человеком, в котором они сильно нуждаются, может быть – испытывая к нему одновременно и любовь, и ненависть. Люди, выросшие без отца, всю жизнь испытывают сложные чувства по отношению к этому факту, стараются как можно больше узнать о своем отце, предпринимают попытки найти его, если им что-то становится известно о нем.
На основании анализа психологической литературы можно выделить основные роли, выполняемые отцом в жизни ребенка:
- упорядочивание и оптимизация семейной структуры посредством обеспечения защиты, материальной базы семьи и связанного с этим психологического комфорта, внесения своих ценностей как мужчины и отца в систему воспитания детей;
- развитие познавательных интересов ребенка, поощрение к различным видам активности, обучение методам стабилизации своего эмоционального состояния, развитие волевых качеств, демонстрация образцов поведения и поощрение самостоятельности;
- поощрение отделения от матери и формирование полоролевой идентификации ребенка;
- приобщение к ценностям и духовному наследию семьи и рода;
- стимулирование потребности самоактуализации, личностного роста ребенка через его желание заслужить любовь отца своими поступками.
Важной является и духовная сторона проблемы отношения между родителями и ребенком. Проблема взаимоотношений с отцом очень плавно и быстро перетекает в проблему взаимоотношений с собственными детьми. Недостатки в поведении отца («бросил нас с матерью», «был слишком жесток, сух, неприветлив, не заботлив, слишком требователен и т.п.») вдруг окажется трудно не повторить в своей семье. Общеизвестна пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле», которую Господь, Бог твой дает тебе. [Исх., 20:12]. Обратим внимание, что почитать родителей столь же обязательно, как не красть и не убивать. В чем может выражаться почитание? Поэтические строки несут значительно больше информации, чем проза. А. С. Пушкин вложил в уста монаха Пимена слова [4]:
Да ведают потомки православных,
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают,
За их труды, за славу, за добро -
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
Все дела, которые начинает любой из людей, не могут быть вполне совершенны – такова земная жизнь. Дела царей и обычных отцов, естественно, несовершенны – в этом на своем опыте убеждается каждое новое поколение. Пушкин выражает вполне православный подход – благодарностью воздать за труды, а что касается неудач и грехов – молиться об их прощении.
Представляется очень плодотворной мысль иеромонаха Симеона (Мазаева) в книге «Мужская философия» о глубоких последствиях для потомков Хама известного греха. Насмешка над властью (а отец в ветхозаветном обществе был и властителем) стала привычкой, стереотипом поведения. Распространилась склонность ругать правительство, «с выставляемым напоказ презрением говорить о власти» [5, c. 73]. В случае серьезных настроений может формироваться склонность к протестам, майданам и вообще революциям. Бунтующее общество слабо и практически непригодно к вооруженной борьбе с внешним агрессором. Таким путем насмешка над отцом стала прообразом поведения, приводящего в рабство. Тот, кто в разных странах культивирует безудержное критиканство, стремится сделать подражателей Хама легкой добычей.
Вывод получается очень серьезный – в создаваемых молодыми офицерами (курсантами старших курсов) семьях необходимо вырабатывать уважительное отношение к отцу. Это крайне важно не только как условие устойчивой и счастливой жизни детей, но также и устойчивой жизни Родины без мятежей.
Осознавая серьезную роль отца для становления человека вообще, мы можем предполагать еще большее воспитательное значение восстановления связи Отец-Сын для юношей –курсантов военного вуза. Проведя анализ личных историй курсантов Московского высшего общевойскового командного училища, мы выделили три основные линии отношений Отец-Сын:
- курсанты, чьи отцы не являются военнослужащими, но в свое время проходили службу в Советской армии. Такие отцы имеют взвешенные, но в основном положительное мнение об армии и военной службе, тепло вспоминают своих сослуживцев, считают службу в армии необходимым этапом становления настоящего мужчины и именно такое отношение к армии явилось основным мотивом выбора их сыновьями профессии военного;
- курсанты из семей потомственных военных, чьи отцы, дяди, деды и т.д. были профессиональными военными. Таких юношей с детства воспитывали в ценностях мужества и патриотизма, необходимости получения знаний для эффективной защиты Родины. Выбор профессии для таких курсантов не являлся серьезной и трудной задачей, которую необходимо решить после окончаний школы. Военная служба рассматривалась как нелегкое, но вполне почетное и истинно мужское предназначение. Такие курсанты в процессе обучения показывают самые высокие результаты по дисциплине;
- курсанты, в чьих семьях отца или не было, или он был эпизодической фигурой (воскресный отец в разведенных семьях). Такие курсанты или вовсе не упоминают отца в личных беседах и в анкетах, или выдают негативные характеристики своему биологическому отцу. В качестве одного из мотивов выбора профессии военного такие курсанты называют желание «стать настоящим мужчиной», «доказать самому себе, что не трус», «испытать опыт армейской дружбы» и т.д. В процессе обучения на этапе адаптации к армейской службе такие курсанты часто испытывают проблемы в виде эмоциональных срывов, повышенной конфликтности, реактивности. Для них в большей степени, чем для курсантов других категорий, свойственны протестные переживания, а выстраивание нормальных деловых и дружеских отношений с однокурсниками сопровождается большими затратами личностных ресурсов. Курсанты этой категории нуждаются в дополнительном внимании психологов, командиров-воспитателей. При этом личные успехи на службе такими курсантами воспринимаются как серьезные победы над собой, и становятся стимулами для личного роста и самоуважения.
В рамках работы по изучению и актуализации связи курсантов со своими близкими на практических занятиях с курсантами в Московском высшем общевойсковом командном училище мы предлагаем несколько направлений:
- проектная работа на протяжении всего периода обучения по дисциплине «Психология и педагогика», а именно разработка проектов, эссе на темы «Мой отец», «Моя семья», «Дворовые военные игры моих предков», «Мой Бессмертный полк»;
- упражнение в виде рассказа «Я и мой отец», «Мужчины моего рода» на практическом занятии по теме «Личность военнослужащего»;
- упражнение в виде разработки элементов Я-концепции будущего с включением дополнительной линии планирования «Я как продолжатель традиций моего рода и моей семьи».
По опыту прошлых лет мы можем описать некоторые психологические феномены, возникающие в процессе проведения данной работы:
- курсанты, не имеющие отца, в свои эссе на тему «Мой отец», «Я и мой отец» включают вопросы к воображаемом отцу, пытаясь вести диалог, или включают описание своей жизни, как если бы рассказывали отцу о своих достижениях, чтоб он мог гордиться ими;
- курсанты, имеющие негативные отношения или представления о своем отце, редко представляются полным именем с упоминанием отчества, как бы отделяясь от своего отца;
- многие курсанты, участвовавшие в работе по восстановлению связи с семьей и родом, говорили в дальнейшем о желании и попытках организации общения со своими родственниками, чаще всего – с дедами и дядьями, как бы продолжая линию на встраивание себя в мужскую линию рода.
Учитывая вышеперечисленное, мы считаем важной работу по восстановлению или актуализации связи Отец-Сын или связи Я-Мужчины моего рода для всех категорий курсантов, так как считаем сопричастность мужской линии рода источником дополнительной психологической, духовной поддержки, формирования патриотических ценностей, мотивации продолжения службы, защиты от травмирующих переживаний прошлого и подсознательных комплексов неполноценности.
Список литературы и источников
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер.с англ., Р.Бернс. – М.: Прогресс,1986.
- Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Система отношений в диаде «отец – ребенок» как фактор развития личности, Ю.В. Евсеенкова, А.Г. Портнова. – Семейная психология и семейная терапия. 2003. №4. С. 30-48.
- Калина О.Г. Роль отца в психическом развитии ребенка. М.: Форум, 2011.
- Пушкин А.С. Борис Годунов. ttps://rvb.ru/pushkin/01text/05theatre/01theatre/0837.htm#ch5 (Дата обращения 10.01.2019).
- Симеон иеромонах (Мазаев). Мужская философия. Быть настоящим мужчиной. – М.: Данилов мужской монастырь, 2017. 319 с. С. 73.
- Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви. Минск: ТПЦ Полифакт, 1990.
- Юнг К.Г. Значение отца в судьбе отдельного человека, К.Г. Юнг. – Психоанализ детской сексуальности. СПб.: Союз, 1997. – С. 185-206.
References
- Berns R., 1986, Razvitiye YA-kontseptsii i vospitaniye: per.s angl., R.Berns. – M.: Progress,1986.
- Yevseyenkova YU.V., Portnova A.G., 2003, Sistema otnosheniy v diade «otets - rebenok» kak faktor razvitiya lichnosti, YU.V.Yevseyenkova, A.G. Portnova. - Semeynaya psikhologiya i semeynaya terapiya. 2003. №4. S. 30-48.
- Kalina O.G., 2011, Rol' ottsa v psikhicheskom razvitii rebenka. M.: Forum, 2011.
- Pushkin A.S. Boris Godunov. ttps://rvb.ru/pushkin/01text/05theatre/01theatre/0837.htm#ch5 (Data obrashcheniya 10.01.2019).
- Simeon iyeromonakh (Mazayev)., 2017, Muzhskaya filosofiya. Byt' nastoyashchim muzhchinoy. — M.: Danilov muzhskoy monastyr', 2017. 319 s. S. 73.
- Fromm E., 1990, Iskusstvo lyubvi: issledovaniye prirody lyubvi. Minsk: TPTS Polifakt, 1990.
- Yung K.G., 1997, Znacheniye ottsa v sud'be otdel'nogo cheloveka, K.G.Yung. - Psikhoanaliz detskoy seksual'nosti. SPb.: Soyuz, 1997. – S. 185-206.