доктор биологических наук, профессор
Sharova L.V.,
doctor of the biological sciences, professor
DOI: 10.24411/2311-1763-2015-10037
Определения дисфункций организма на начальной стадии психологической нагрузки на организм человека в условиях проживания и работы на Севере
Definitions of dysfunctions of an organism at an initial stage of psychological load of a human body in the conditions of accommodation and work in the north
Аннотация. Издержки научно-технического прогресса, неполноценное питание, низкое медицинское обеспечение, экологическое неблагополучие привели к тому, что среда жизнедеятельности перестала во многих случаях соответствовать физиологическим адаптационным возможностям человека. Поэтому важным фактором стало определение дисфункций организма на начальной стадии психологической нагрузки на организм, особенно в условиях проживания и работы на Севере.
Ключевые слова: психологическая нагрузка, психическая нагрузка, биоинформационные методы исследования, север, манси, коренные-пришлые.
Summury. Expenses of scientific and technical progress, defective food, a low medical support, ecological trouble led to that the environment of activity ceased to correspond in many cases to physiological adaptation opportunities of the person. Therefore definition of dysfunctions of an organism at an initial stage of psychological load of an organism, especially in the conditions of accommodation and work became an important factor in the north.
Keywords: psychological loading, mental loading, bioinformation methods of research, the north, Mansi, radical-alien.
Понятие «функциональное состояние» возникло в физиологии труда для характеристики мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма. К функциональным состояниям относится, прежде всего, психические состояния, проявляющиеся в процессе деятельности человека и влияющие на ее эффективность. Психологический стресс, как особое психическое состояние, является одной из форм отражения сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяется выбранными или принятыми ее целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности [2].
«Эмоциональный стресс» по концепции Г. Селье, определяется как общий адаптационный синдром. Тем самым выделяется первичный фактор, определяющий развитие эмоциональных реакций [9]. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс» Г. Н. Кассиль [3], М. Н. Русалова [8], Л. А. Китаев-Смык [4]. Под эмоциональным стрессом понимают широкий круг изменений психических и поведенческих проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических и электрофизиологических показателей и другими реакциями.
По мнению R. Lasarus [18], физиологический и психологический стресс существенно различаются между собой по особенностям воздействующих стимулов, по механизму его развития и характеру ответных реакций. Если при физиологическом стрессе происходит нарушение гомеостаза при непосредственном воздействии стимула на организм, а его восстановление осуществляется висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обусловливают стереотипичный характер реакций, то психологический стресс развивается в результате оценки значимости ситуации для субъекта, его интеллектуальных процессов и личностных особенностей [2].
Психологический стресс – (психическая напряженность), связан, как правило, с большими физическими и умственными перегрузками, быстрым решением возникших проблем, реальной опасностью для жизни и здоровья, повышенной личной ответственностью за жизнь и здоровье товарищей по команде.
Целью настоящей работы явилось изучение психологической нагрузки на организм человека в условиях проживания и работы на Севере Урала.
Здоровье слагается, по данным А.Н. Агаджаняна и соавторов из трех основных составляющих: структурно-функциональной, физико-химической и психоэмоциональной [1].
Изучение воздействия стрессовых факторов, а в наших наблюдениях: холод (мороз до – 40C, усиленная) тяжелая физическая нагрузка (управление снегоходом по пересечённой местности, транспортировка груза), жара до + 40C (жарко натопленная печь в душной избе), отсутствие привычного образа жизни и т.д. показали, что через 6 часов после стрессового воздействия развивается первая стадия, длящаяся до 24 часов, когда показатели биологически активных точек (БАТ) падают, следовательно, организм не усиливает, а ослабляет свой ответ. В исследуемых группах изменения на первом этапе не вызвали тяжёлых последствий в организме, т.к. организм был переключён на мышечную работу, а не находился в состоянии гиподинамии [14].
Многочисленные действия на метаболизм различных экстремальных факторов отличаются в том, что эти воздействия вызывают большие энергетические траты и преобладание процессов катаболизма над процессами анаболизма. После первой стадии наступает стадия устойчивости, когда показатели стабилизируются. При воздействии сильного и длительного раздражителя (стрессора), развивается стадия истощения, т.е. хронический стресс.
Доказано, что в центральной нервной системе (ЦНС) под влиянием сильных раздражителей развивается резкое возбуждение, сменяющееся запредельным торможением, что ведёт к снижению чувствительности центральных нервных аппаратов (И.П. Павлов, 1927), поэтому другие сильные воздействия уже воспринимаются менее значимо. Возможно, это связано с тем, что возбудимость центральных нервных структур колеблется от резкого возбуждения до запредельного торможения волнообразно. Например, при обострении цервикальной дорсопатии (ЦД) болевая реакция развивается в ответ на действие мощного раздражителя – боли [13].
*В соответствии с международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10) остеохондроз позвоночника (М-42) включен в раздел деформирующих дорсопатий (М-40-43).
Методы и организация исследования. Поскольку стресс (напряжение) – неспецифическая реакция на сильный раздражитель с элементами повреждения, преобладанием катаболизма, десинхронизацией работы подсистем, мы брали во внимание умеренную величину этих факторов, проводя исследование адаптационной реакции организма человека в экстремальных условиях Севера на специально переоборудованных снегоходах и сконструированных транспортировочных санях [ 6,7]. Затем результаты исследования, сравнили с обследуемыми лицами, проживающих в условиях Западного Урала. По нашему мнению, такой подход, применяемый в естественных условиях, где живёт и работает человек, помогает выявить особенности психологической нагрузки человека [13,15,17].
Первая группа обследуемых, проживающих в условиях Западного Урала (ЗУ) – 15 чел;
Вторая группа обследуемых (83 человека), проживающих на Севере Урала, представлена подгруппами:
- коренными жителями – манси (2А), относящимися к представителям финно-угорской языковой группы (15 наблюдений);
- коренными-пришлыми (2Б), живущими в данной местности на протяжении 2–3 поколений (30);
- временно проживающими (2В): научные сотрудники, охотоведы, лесозаготовители, инспектора, работники заповедника, геологи,
юристы, кинооператоры (38);
группа контроля – 15 человек.
Возраст группы варьировал от 18 до 65 лет, с преобладанием наблюдений в возрастных группах 40–49 лет (41,03 на 100 обследованных). Средний возраст обследуемых составил (39,65+0,5) лет, у мужчин – 39,04+0,5 у женщин – 38,05+0,2. Мужчин было 70, женщин – 13.
Согласуясь с местными условиями, мы выбирали из общего комплекса лечебно-профилактических мероприятий те, которые было возможно провести в полевых условиях [10,11,12].
Так как под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления, психическое здоровье, наряду с физическим здоровьем, является составляющей общего здоровья. По причине слабой научной разработки показателей психической адекватности самооценки нами использован вегетативный резонансный тест (ВРТ) «психическая нагрузка» (ПН), где ПН определяется путем тестирования с низких индексов к верхним по восьми степеням: I–VIII. VIII степень – самая высокая. При высоких показателях (тестируются психологические проблемы) становится понятно, что роль психологической проблемы в формировании состояния здоровья существенна и требует коррекции.
Одним из методов определения дисфункций организма на начальной стадии является электропунктурная диагностика (ЭПД). Благодаря периодической системе адаптационных реакций организма мы отследили возможный отклик организма на взаимоотношения со средой обитания по показателям электрофизиологических измерений биологически активных точек (ЭФИ БАТ). Электропунктурная диагностика осуществлялась на аппарате: «МИНИ-ЭКСПЕРТ-ДТ».
Биорезонансная терапия проводилась автономным аппаратом «БРТ ИМЕДИС - ТЕСТ», разработанный фирмой «ИМЕДИС», г. Москва.
С помощью электромагнитных колебаний в диапазоне частот от 10 до 500 000 Гц, свойственных человеку, электромагнитные колебания снимались с поверхности кожи обследуемого, специальным образом обрабатывались и снова возвращались в организм в физиологическом режиме. Чрезвычайно эффективным в полевых условиях, повторяющихся экспедиций, оказалось применение биорезонансной терапии (БРТ) с электрофармацевтическими спектрами колебаний (ЭФСК), (Шарова Л.В., патент на изобретение) [5]. При тестировании ставилась задача сравнить (ПН) у лиц, проживающих на Западном Урале и Северном Урале, а также влияние БРТ+ЭФСК.
Результаты проведённых исследований представлены в таблице 1.
Таблица 1
Динамика показателей теста «психическая нагрузка» под влиянием воздействий комплекса БРТ+ ЭФСК
Показатели | Проживающие на Западном Урале, n=15 | Коренные (манси), 2А, n=15 | Коренные-пришлые, 2Б, n=15 |
Пришлые, 2В, n=15 |
Группа контроля, n=15 |
До лечения | VII | VI-V | VII-VIII | VI-VII | VI-VII |
Спустя две недели | VI-V | V | VII | V-VI | VI-VII |
Спустя три месяца | V-IV | V | VII-Vi | III-IV | VI-VII |
Данные таблицы 1 свидетельствуют, что наиболее выраженное устранение тревожности как у лиц со средним, так и высоким её уровнем отмечалось у пациентов подгрупп 2А и 2В. В подгруппе коренных-пришлых (2Б), хотя и была отмечена положительная динамика изучаемых показателей, она не приводила к их нормализации. В контрольной группе существенной динамики в показателях ПН не отмечалось.
Для наглядности полученные результаты изучения ПН обследованного контингента с применением ВРТ-теста представлены на рисунке 1.
В группе ЗУ до проведения курса ПН составила 7,05±0,03 балла, после воздействия комплекса БРТ+ЭФСК она снизилась до 5,84±0,18, а спустя 3 мес. – до 5,02±0,19 балла. Несомненен эффект применённого комплекса. БРТ+ЭФСК способствующий снижению ПН. Наблюдаемая положительная динамика коррелировала с нормализацией энергетических потоков, что подтверждается данными тестирования БАТ.
У обследованных подгруппы манси (2А) до проведения курса ПН составила 5,35±0,18. После воздействия БРТ+ ЭФСК ПН сохранялась у 5 пациентов, спустя 3 мес. показатели стабилизировались до 5,33±0,14 балла.
У представителей коренного-пришлого населения 2-й подгруппы (2Б) наблюдаемые до курса показатели заметно уменьшались и к концу курса восстановительного комплекса составили: 7,44±0,15; 7,04±0,09; 6,74±0,01 балла.
У представителей 2-й подгруппы (2В) до проведения курса реабилитации ПН составляла 6,34±0,03 балла, после проведённого курса ПН уменьшилась статистически значимо: 5,47±0,02; 3,04±0,01 балла.
У обследованных контрольной группы (КГ) показатели ПН были относительно стабильны: 6,34±0,01; 6,02±0,02; 6,24±0,04 балла.
При применении комплекса «плацебо» показатель ПН практически не снижался, в то время как в остальных группах после применения БРТ+ЭФСК у подавляющего большинства обследуемых определялся более низкий показатель, что говорит об эмоциональной лабильности.
В группе 2А (манси), уровень перенапряжения АВО сохранялся лишь в 10 % случаев, а напряжение тестировалось в 90 % случаев.
В группе 2Б (коренные-пришлые) отмечены положительные результаты, выражающиеся в уменьшении ПН и повышении устойчивости к стрессу на 30 %, хотя эта группа неустойчива к стрессовому фактору (70 % наблюдаемых на грани срыва механизмов адаптации!).
Наиболее значительные результаты были получены по снижению ПН в подгруппе 2В (пришлые). 93 % пациентов после курса БРТ+ ЭФСК улучшили показатели до физиологической нормы адаптационных возможностей организма.
В контрольной группе отчётливого повышения уровня устойчивости к стрессу не наблюдалось.
Одним из важных критериев функциональных резервов психического здоровья является показатель устойчивости к стрессу.
У подавляющего большинства обследованного контингента в исходном состоянии отмечалось снижение устойчивости к стрессу, что подтверждалось перенапряжением адаптационных резервов (АР) и напряжением АР (58%-первая группа и 37 %- вторая группа), 5 человек находилось на грани срыва АР. Только в 7 % случаев определялась физиологическая норма адаптационных резервов.
Под влиянием курсовых воздействий БРТ+ЭФСК отмечено значительное повышение потенциала ЭФИ БАТ. Следует указать, что наиболее выраженное повышение ЭФИ БАТ отмечалось у обследуемых, проживающих на ЗУ спустя 2 нед. – 31,90±1,72 (р<0,01) – и спустя 3 мес., – 31,69±2,10 (р<0,001) – что достоверно выше, чем во 2-й и 3-й группах и особенно в группе контроля, где прироста показателей ЭФИ БАТ не отмечалось.
Следовательно, применение тестирования по методу ВРТ «ИМЕДИС-ФОЛЛЬ» и дальнейшей коррекции с помощью БРТ+ЭФСК способствует повышению уровня психического здоровья у практически здоровых лиц, о чём свидетельствуют снижение ПН, повышение ЭФИ БАТ и АВ организма, а также снижение высокого уровня тревожности на фоне повышения устойчивости к стрессу и уровня эмоциональной стабильности, что сопровождается улучшением основных показателей качества жизни: самочувствия, активности и настроения.
Таким образом, оценка психоэмоционального состояния практически здоровых лиц после длительных эмоциональных и хронических стрессовых нагрузок выявила значительные нарушения важнейшего звена уровня здоровья – психического статуса. Это подтвердилось результатами всех примененных видов медико-психологического тестирования, что требует необходимой коррекции.
Заключение
Хочется отметить, что здоровье - это не просто реализация проявления биологических и социальных функций, а именно потребность в самореализации своих возможностей. Поэтому сохранение и укрепление здоровья во многом определяются именно активностью, устойчивостью человека к воздействию отрицательных факторов психической нагрузки. А возможности реализуются через достижение целей, которые ставит перед собой человек.
Выводы
- Исследование протекания реакции стрессовых факторов на организм человека, показали, что реакции протекают стадийно,
характеризуются изменениями показателей ПН и ЭФИ БАТ.
- Применение коррекции с помощью БРТ+ЭФСК, способствуют повышению уровня психического здоровья у практически здоровых лиц о
чём свидетельствует снижение ПН, повышение ЭФИ БАТ и оценки адаптационных резервов организма. Снижается высокий уровень тревожности на фоне повышения устойчивости к стрессу и уровня эмоциональной
стабильности, что сопровождается повышением основных показателей качества жизни: самочувствия, активности и настроения (САН).
- Тенденция приобщения коренных народностей Северного Урала (СУ) к городскому образу жизни, формирует систему факторов,
определяющих дискомфорт, прежде всего на психоэмоциональном уровне.
- Электропунктурная диагностика ПН с применением вегетативного резонансного теста показала, что психологическая составляющая в
формировании состояния здоровых лиц существенна и требует коррекции, особенно в подгруппе коренные-пришлые (7,44±0,15 балла).
Список литературы и источников
-
Агаджанян Н.А., Труханов А.И., Шендеров Б.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. – М.: Изд-во Сирин, 2002 – С. 36-54.
- Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, 2000. — 352 с. –(Современное образование).
- Кассиль Г. Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1983, 227 с.
-
Китаев-Смык Л. А. О некоторых информационных аспектах этиопатогенеза // Психология и медицина М.: Медицина, 1978. С.428–431.
- Патент на изобретение Способ лечения и профилактики остеохондроза шейного отдела позвоночника. / Л. В. Шарова № 2204374;
заявл. 20. 02.2001.– Приоритет от 20.02.2001, (0,25/0,12).
- Патент 41447. Транспортировочные сани /А.В. Шаров, Л.В. Шарова. −№ 2004117423; заявл.10.06.2004; Опубл.27.10.2004,
(0,25/0,12).
- Патент 76027. Снегоходное транспортное средство для лиц с ограниченными возможностями / ПГПУ, А.В. Шаров, Л.В. Шарова. − №
2009501312; заявл. 18.05.2009; Опубл. 16.09.2010, (0,25/0,12).
- Русалова М. Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека. М.: Наука, 1979, 170 с.
-
Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 1972, 122 с.
- Свидетельство на интеллектуальный продукт № 73200400126. Способ коррекции адаптационно-компенсаторных механизмов при
цервикальной дорсопатии в условиях Северного Урала / Л.В. Шарова, Ю.И. Кравцов, А.В. Шаров. Опубл. 22.06.2004. (0,06/0,03).
- Свидетельство на интеллектуальный продукт № 73200500141. Профилактическое направление биорезонансной терапии с учетом
воздействующих факторов в разных регионах проживания/ Л.В. Шарова, А.В. Шаров. Опубл. 23.06.2005. (0,06/0,03).
- Свидетельство на интеллектуальный продукт 73200500252 РФ. Оценка психологической нагрузки и адаптационных резервов организма
у жителей различных популяций Пермского края / Л. В. Шарова, Ю. И. Кравцов. ФГУП «ВНТИЦ» 28 октября 2005 г.
-
Шарова, Л. В. Механизмы адаптации при цервикальной дорсопатии у жителей Северного Урала / Л. В. Шарова, А. В. Шаров // VII междунар. конференция «Современные технологии
восстановительной медицины». – Сочи, 2004. – С. 725–726.
-
Шарова, Л. В. Комплексное исследование адаптации у представителей народов Северного Урала – манси, в условиях специальных экспедиций/ Л. В. Шарова, А. В. Шаров //Наука.
Общество. Оборона (noo-journal.ru). - 2014. – № 2 (3), article-0029.
-
Шарова, Л. В. Психологическое состояние человека, как многоуровневый характер функциональной системы адаптации / Л. В. Шарова, А. В. Шаров // Международная научно-
практическая конференция 10-11 сентября 2013 года.- Сочи: ФГНУ ИОТ РАО, 2013. – С. 36- 38.
-
Lazarus R. S., Launier R. Stress — related transactions between person and environment / L. A. Pervin, M. Lewis (Eds.), Perspectives in interactional psychology. New York: Pervin,
1978 pp. 287–327.
-
Sharova L., Sharov A. The influence of snowmobiling on adaptive capabilities of students’ organism. Acta Kinesiologiae Universitatis Tartuensis. 7th Conference of the Baltic
Society of Sport Sciences (BSSS) from the 7th to 9th of May, 2014 in Tartu, Estonia.- С. 159.