доктор биологических наук, профессор
Sharova L.V.,
doctor of the biological sciences, professor
DOI: 10.24411/2311-1763-2015-10043
Представление о гармоничности биоинформационной системы человека с точки зрения физической, психической и социальной сущности
The idea of harmony bioinformatics system of man in terms of physical, mental and social entity
Аннотация. Для всесторонней оценки функциональных возможностей организма важно знать объем выполненной работы, его самочувствие (количество и качество здоровья). Большинство существующих методик в этом направлении основано на характеристиках. Предлагаемые нами диагностические методы оценки количественного уровня здоровья и коррекции функциональных резервов и адаптационных возможностей организма человека коррелируют с общепринятыми аналогичными методами, но в тоже время имеют отличия.
Ключевые слова: уровень здоровья, динамика жалоб, биоинформационные методы, цервикальная дорсопатия.
Summury. For a comprehensive evaluation of the functional abilities of the body is important to know the amount of work done, his state of health (quality and quantity of health). Most of the existing methods in this area is based on the characteristics. The offered diagnostic methods for assessing the quantitative level of health and correction of functional reserves and adaptive capabilities of the human body correlate with similar conventional methods, but at the same time have differences.
Keywords: level of health, the dynamics of complaints, bioinformation methods, cervical dorsopathies
Категория «здоровье» основывается на представлении о гармоничности и мощности биоинформационной системы, которой является человек [1]. Именно гармоничность и мощность биосистемы позволяют говорить о жизнеспособности, благополучии индивида с точки зрения его физической, психической и социальной сущности.
Внимание исследователей издавна привлекала проблема измерения здоровья. Большинство существующих методик в этом направлении основано на характеристике. Для всесторонней оценки функциональных возможностей организма важно знать не только объем работы, которую может выполнить человек (уровень дееспособности), но и самочувствие (количество и качество здоровья).
К настоящему времени создана целая система методов и средств оценки, прогнозирования и динамического контроля состояния здоровья, цель которых – эффективное планирование, разработка и проведение мероприятий лечебно-оздоровительного или профилактического характера на этапах перехода от здоровья к болезни [1, с. 15-18; 2, с. 115-118; 3, с. 55-57; 4, с. 470-477; 7, с. 36; 10, с. 4; 13, с. 25-28].
Предлагаемые нами диагностические методы оценки количественного уровня здоровья и коррекции функциональных резервов и адаптационных возможностей организма человека коррелируют с общепринятыми аналогичными методами. Впервые термин «количество здоровья» предложил Н.М. Амосов: - «Здоровье – максимальная производительность органов и систем при сохранении качественных пределов их функций». Основываясь на этом определении, можно говорить о количественных критериях здоровья [2, с. 118].
А.А. Богомолец еще в 30-е гг. сформировал положение о единстве нормы и патологии, в котором «первая включает в себя вторую как свое противоречие».
Г.Л. Апанасенко [3, 57], предложена методика диагностики количества соматического здоровья, которая объединяет в себе важные антропометрические показатели, но обследование дает возможность выявить толерантность к физической нагрузке без учета наиболее важной – психологической. Методика не предусматривает оценку функционального состояния мышечного корсета (нарушение осанки, сколиоз, остеохондроз).
Метод математического анализа сердечного ритма (СР), как адекватный метод оценки состояния механизмов вегетативной регуляции, описан Р. М. Баевским (1979). Среднее значение продолжительности сердечного цикла обратно пропорционально частоте пульса и может рассматриваться как показатель уровня функционирования. Современные подходы к анализу СР позволяют судить о степени напряжения регуляторных систем и оценить адаптационный потенциал системы кровообращения.
А.В. Соколов [12, с. 8] предлагает интегральный принцип оценки индивидуального здоровья.
Стандартное исследование включает выполнение тестов, оценивающих физическое здоровье по Баевскому, тест физических возможностей по Апанасенко, тест зрительно-моторной реакции по Лоскутовой и психологический тест (цветометрический тест Люшера, САН). По результатам тестирования рассчитывается интегральный показатель здоровья.
Самооценка своего состояния не всегда соответствует функциональному состоянию организма, так как эмоциональная окраска восприятия происходящих в организме изменений не всегда даёт объективную оценку; модель, которую создаёт человек в отношении собственного здоровья, отражает его уровень образования, требования общества к состоянию здоровья, его собственное отношение к жизни. Вместе с тем именно субъективной самооценке в клинической практике часто придаётся большое значение из-за возможности использования её на рабочем месте в условиях массового эпидемиологического обследования.
Н.В. Лазаревым (1963) и его последователями изучалось состояние неспецифически повышенной сопротивляемости организма (СНПС), развивающееся под влиянием группы веществ (элеутерококка колючего, женьшеня, дибазола и т.д.), объединенных под названием «адаптогены». Однако СНПС может быть достигнуто не только действием адаптогенов, но, напротив, адаптогены в зависимости от дозы могут вызвать и СНПС, и стресс, также приводить к изменениям в эндокринной системе, характерным для стресса.
Ученик Н.В. Лазарева И.И. Брехман [5, с. 87], впервые ввел методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Исследовав роль адаптогенов и сформировав новое научное направление – фармакосанацию («лекарство для здоровых»), И.И. Брехман утверждал, что наука о здоровье не должна ограничиваться одной медициной, а должна быть интегральной, формируясь на основе медицины, экологии, биологии, психологии и других наук. Постоянные и переменные низкочастотные магнитные поля воздействия различных параметров на кору головного мозга (КГМ), как способ бесконтактного изменения функционального состояния центральной нервной системы, прежде всего гипоталамуса, обладающего высокой чувствительностью к магнитному полю, изучались Ю.А. Холодовым, Н.В. Васильевским [13, 28; 6, с. 4].
В 1962 г. Л.Х. Гаркави получила противоопухолевый эффект при действии порогового электрического раздражения гипоталамуса у крыс с перевивными саркомами. Реакции на слабые воздействия магнитных полей – реакции тренировки были изучены Л. Х. Гаркави; Е. Б. Квакиной, М. А. Уколовой, [7, с. 36].
Используется множество экспериментально-психологических методик (пиктограммы, методика самооценки по Дембо-Рубинштейн), направленных на исследование эмоционально-волевой сферы. Такое проведение обследования требует большого количества времени, соответствующей обстановки.
Таким образом, использование медико-психологического тестирования и других способов самооценки состояния организма, а также разработка ранних диагностических и эффективных, корригирующих технологий для восстановления и сохранения резервов практически здорового человека составляет основу одного из важных направлений - создание нового стереотипа здорового человека, стремящегося к высокому уровню здоровья, что является не только его богатством, но и государственным достоянием[8, с.303; 11, с. 28].
В основу нашего метода положено определение здоровья Уставом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недуга».
Цель настоящего исследования направлена на разработку и научное обоснование системы применения биоинформационных методов, а также оценки и коррекции адаптационных возможностей организма практически здоровых лиц и пациентов на примере цервикальной дорсопатией (ЦД) с помощью воздействия бионформационных технологий.
Методы исследования. Впервые при ЦД в стадии обострения нами применены биорезонансная терапия (БРТ), в сочетании с электрофармацевтическим спектром колебаний (ЭФСК): (БРТ+ЭФСК).
Также использовался модифицированный комплекс лечебной физической культуры, основанный на биомеханической коррекции позвоночника, точечный массаж (самомассаж) у лиц, работающих в условиях Западного и Северного Урала. БРТ применялась малой и супермалой интенсивности для усиления регионального кровотока, уменьшения отека ткани, улучшения трофики нервного волокна, уменьшения болевого синдрома (Ю.В. Готовский , 2000 г). Восстановление методом БРТ основано на подавлении патологических – (D), и усиления физиологических частотных спектров колебаний – (H). В результате воздействия БРТ постепенно нормализуются мембранные биоэлектрические характеристики, поддерживается относительная синхронизация различных волновых процессов, составляющих физиологический гомеостаз (динамическое равновесие) организма.
Препарат «из человека» и «для человека» обладает «образом и подобием», поэтому немедикаментозное воздействие ЭФСК, полученного в рамках БРТ, отличается от воздействия других препаратов, а проводимый им восстановительный эффект обладает пролонгированным эффектом и безопасностью (в нашем случае до трех месяцев).
Суть способа ЭФСК в формуле изобретения: V = Di + 1,9 + 4,2 Гц, где Di – инверсия патологических колебаний, записанная с максимально болезненных точек пациента; частота 1,9 Гц оказывает профилактическое воздействие на гипертонус мышц, частота 4,2 Гц – на соединительную ткань и вегетативные нервные сплетения. Результат удалось достигнуть путём воздействия на пять БАТ [14, с. 1; 15, с.242; 16, с.1]. У пациента определяют частоту собственных волновых колебаний, записанную с максимально болезненных БАТ с помощью БРТ в течение 30 секунд. Затем инвертируют её в условную физиологическую частоту (50–60 у.е.), переносят на гомеопатическую крупку, дополненную волновыми лечебными частотами 1,9 + 4,2 Гц с помощью аппарата БРТ «ИМЕДИС-ФОЛЛЬ». Запись каждой частоты – 15 секунд. Затем ЭФСК фиксируют, например, с помощью медицинского пластыря, на БАТ: 14 XIII да-чжй; 13 XIII тао-дао; 15 XIII я-мэнь, (меридиан XIII – заднесрединный); 11 VII да-чжу (канал мочевого пузыря); 2 I юнь-мэнь (канал лёгких), кнаружи от 1-го ребра на 3-й боковой линии груди) на 1–3 дня с последующей заменой ЭФСК. Курс лечения и профилактики 7–10 сеансов, при необходимости курс повторяют с перерывом не менее 3 мес. Для усиления лечебного эффекта желательно одновременное проведение ЛФК и массажа. ЭФСК принимает пациент внутрь в дозе по 3 крупки 2 раза в день в течение 2–3 нед.
Для оценки эффективности биомеханической коррекции в шейном отделе позвоночника (ШОП), по сравнению с традиционной профилактикой и лечением ЦД, а также для прогнозирования ресурсов здоровья у обследованных различных популяций в период обострений ЦД пациенты были разделены на группы с учётом места проживания.
К 1-й группе отнесены 142 пациента с обострением ЦД, проживающие на территории Западного Урала. Им проводили измерение биологических индексов (БИ), адаптационных резервов организма (АР), психологических нагрузок (ПН), измерялось ЭФИ БАТ, применялся комплекс БРТ+ЭФСК, ЛФК, самомассаж.
Пациенты 2-й группы (83 наблюдения) были поделены на три подгруппы:
- К 1-й подгруппе (2А) с ОБС ЦД отнесены коренные жители (манси n = 15);
- 2-я подгруппа – коренные-пришлые (2Б), (n = 30) пациентов;
- 3-я подгруппа – 2В (n = 38) временно проживающие (2В).
Согласуясь с местными условиями, мы выбирали из общего комплекса лечебно-профилактических мероприятий те, которые было возможно провести в полевых условиях.
Практически здоровые испытуемые (n=50) составили группу контроля.
Одной из основных жалоб при вертеброгенной патологии является боль, а также её взаимозависимость от различных факторов.
В 1-й группе пациентов, проживающих на ЗУ, среднее количество жалоб на одного пациента до лечения составляло 0,96, а через 2 недели после применения БРТ+ЭФСК уменьшилось до 0,48. Спустя 3 месяца среднее количество жалоб составило 0,04. На основании полученных результатов можно полагать, что БРТ+ЭФСК обладает значительным пролонгированным последействием.
У пациентов 2-й группы до БРТ+ЭФСК наиболее часто отмечались головные боли – 32,14 %, головокружения – 25 %. После БРТ+ЭФСК количество жалоб на ГБ и головокружения уменьшилось соответственно до 21,43 и 8,93 %. Спустя 3 месяца ГБ и головокружения не беспокоили. Поскольку и ГБ, и головокружения, вероятнее всего, обусловлены сосудистым фактором, то понятен их регресс по мере нарастания регулирующих влияний БРТ на церебральную гемодинамику.
У лиц, входящих в группу контроля, изредка выявлялись головокружения и колебания АД. В этой группе пациентов лечебный эффект связан с ЛФК и массажем воротниковой зоны, но обострения заболевания выявлялись чаще.
У коренных жителей (манси) (2А) (n = 15) наиболее часто отмечались ограничение подвижности в ШОП (ОП) – 91,67 %, ГБ – 70 %. После проведенной коррекции ограничение подвижности в ШОП выявлялась реже – 70 %, ГБ уменьшилась до 50 %. Спустя 3 месяца головные боли сохранились в 16,67 % наблюдений. В этой же группе, как и в 1-й, отмечался пролонгированный эффект БРТ при ОБС ЦД.
У пациентов подгруппы (2Б) (n = 30) при ЦД среднее количество жалоб на одного пациента до лечения равнялось 1,11. Через 2 недели после БРТ+ЭФСК количество жалоб снизилось до 0,11, а спустя 3 месяца – до 0,05. В этой же группе, как и в 1-й, отмечался пролонгированный эффект БРТ при ОБС ЦД.
В подгруппе 2В, (n = 38) среднее количество жалоб на одного пациента до лечения равнялось 1,18. Через 2 недели после воздействия БРТ+ЭФСК количество жалоб снизилось до 0,76, спустя 3 месяца – до 0,06. Наиболее часто в этой группе встречались колебания АД (35,29 %). После воздействия БРТ+ЭФСК колебания АД выявлялись у 11,35 % наблюдавшихся, а спустя 3 месяца – у 10,76 %. Наблюдаемый эффект в этой группе обусловлен ЛФК и массажем воротниковой зоны, которые можно было продолжать в городских условиях.
Мануальное исследование выявило множественные патологические изменения в области ШОП. Основа их сохранения – наличие патологического двигательного стереотипа на субстанциональном и информационном уровнях.
Устранение боли в зоне проекции миофасциальных триггерных точек с помощью предложенного комплекса БРТ+ЭФСК, ЛФК, массажа способствует купированию болевого синдрома и устранению патобиофизиологических дисфункций. Таким образом, БРТ с предлагаемыми частотами ЭФСК является эффективным неинвазивным методом, широкие показания к применению которого экспериментально доказаны и обоснованы.
Способность адаптироваться к условиям жизни и работы зависит как от индивидуальных качеств организма, генофенотипических свойств, которые наиболее адекватно отвечают современным психофизиологическим и социальным потребностям жизни, конституционных особенностей, возраста, профессии, этнической принадлежности, так и от условий окружающей среды, социально-экологических факторов, от силы и длительности воздействия этих факторов. При этом адаптированность носит как биологический, так и социальный характер.
Результаты, полученные при медико-биологических исследованиях, послужили теоретическим обоснованием для использования метода БРТ + ЭФСК в экстремальных условиях Северного Урала и клинической практике у пациентов с ОБС ЦД. Снятие энергетических блоков, лежащее в основе положительного эффекта БРТ, приводит к нормализации моторно-вегетативных взаимоотношений. Выраженный обезболивающий эффект БРТ, особенно при ОБС, – результат интегративного активизирующего воздействия проприорецепторов на функцию вегетативной нервной системы.
Список литературы и источников
-
Агаджанян Н.А. Человек в условиях Севера / Н.А. Агаджанян, П.Г. Петрова. – М.: Круг, 1996. – 152 с.
-
Амосов Н.М. Эксперимент. Омоложение через большие физические нагрузки / Н.М. Амосов. – Киев : Здоровье, 1995.– 138 с.
- Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования в валеологии / Г.Л. Апанасенко // Материалы V национального
конгресса по профилактической медицине и валеологии.– СПб., 1993.– 384 с.
-
Баевский P.M. Концепция физиологической нормы и критерии здоровья / Р.М. Баевский // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова.– 2003.– Т.4, №83.– 490 с.
-
Брехман И.И. Человек и биологические активные вещества / И.И. Брехман. – Л.: Наука, 1976. – 112 с.
-
Василевский Н.Н. Роль информационного разнообразия физиологических процессов в развитии адаптации и коррекции функционального состояния организма / Н. Н. Василевский //
Физиологический журнал. – 1994. – 152 с.
- Гаркави Л.Х. Антистрессорные реакции и активационная терапия. Реакция активации как путь к оздоровлению через
процессы саморегуляции / Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, Т.С. Кузьменко.– М.: Имедис, 1998 .– 420с.
-
Звоников В.М. Методики коррекции нарушений функционального состояния у лиц с психовегетативным синдромом / В.М. Звоников, И.П. Бобровницкий, В.В. Царьков // VII Междунар. конф.
«Современные технологии восстановительной медицины».– Сочи, 2004. – 650 с.
-
Казначеев В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В.П. Казначеев, Р.М. Баевский, А.П. Берсенёва.– Л.: Медицина, 1980. – 208с.
-
Пономаренко В.А. Психофизиологические резервы профессионального здоровья человека / В.А. Пономаренко // Вестник РАМН.– 1997.– №4.– 430с.
-
Разумов А.Н. Восстановительная медицина и реабилитация: стратегия и перспективы / А.Н. Разумов // Материалы III Междунар. конф. по восстановительной медицине.– М.: Златограф, 2000.–
285с.
-
Соколов А.В. Научно-методологическое обоснование нового принципа оценки эффективности восстановительных технологий / А.В. Соколов // Вестник восстановительной медицины.– 2005.– № 1.–
326 с.
-
Холодов Ю.А. Реакция нервной системы на электромагнитные поля / Ю.А. Холодов. – М., 1975. – 208 с.
-
Шарова Л.В. Патент на изобретение № 2204374 РФ. Способ лечения и профилактики остеохондроза шейного отдела позвоночника / Л. В. Шарова (Л. В. Усачёва). – Приоритет от 20.02.2001;
заявл. 20.02.2001.
-
Шарова Л.В. Информационно-компьютерные технологии в диагностике и коррекции резервов адаптации у жителей Северного Урала / Л.В. Шарова, М.Н. Исаков // Междунар. науч.-практ. конф.
«Здоровье и образование». – Солоники, 2006. – 260 с.
-
Шарова Л.В., Шаров А.В. Профилактическое направление биорезонансной терапии с учетом воздействующих факторов в разных регионах проживания (св-во на интел. продукт). Зарегистрирован
ФГУП «ВНТИЦ» № 73200500141г. Москва, 2005. Выдан ФГУП «Всерос. науч-техн. информ. центр».