кандидат исторических наук, доцент
Soklakov A.Y.,
Candidate of Historical Sciences,
Associate Professor
Воинская служба в контексте национальной идеи и патриотизма
Military service in the context of the national idea and patriotism
DOI: 10.24411/2311-1763-2016-00028
Аннотация. После четверти века шельмования, забвения и игнорирования патриотизм вновь стал востребован государством. Рассмотрены некоторые аспекты взаимосвязи понятия "патриотизм" с содержанием национальной идеи и предметом воинского воспитания в России. Несмотря на то, что патриотизм может и должен объединять нацию, национальная идея одновременно должна опираться на исторические традиции, идеологию и ментальность народа.
Ключевые слова: патриотизм, национальная идея, идеология, воинская служба, Россия.
Summury. After a quarter century of defamation, forgetting and ignoring of patriotism once again became the state demand. Some aspects of the relationship concept of "patriotism" with the content of the national idea and the subject of military education in Russia. Despite the fact that patriotism can and should unite the nation, national idea should be based on both historical traditions, ideology and mentality of the people.
Keywords: patriotism, national idea, ideology, military service, Russia.
Относительно недавно на открытии первого всероссийского слета военно-патриотического движения «Юнармия» министр обороны генерал армии РФ С.К. Шойгу сказал: «То, что сегодня берет старт – это давно востребованное и очень нужное для нашей страны движение. Мы хотим, чтобы вы могли гордиться подвигами отцов и дедов, чтобы вы могли быть готовы к свершению больших, серьезных шагов в своей жизни. Основная задача «Юнармии» – воспитать здоровых, патриотически настроенных граждан России».
Отрадно что после четверти века шельмования, забвения и игнорирования патриотизм вновь стал востребован государством. За и последние годы Президент Российской Федерации Владимир Путин также не раз публично высказывался на эту тему . Пожалуй, наибольшую известность получило следующее его высказывание о патриотизме: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», который фактически должен стать национальной идеей и при этом не должен быть идеологизирован и связываться с какой-либо партией или общественной структурой».
В этой связи рассмотрение некоторых аспектов взаимосвязи понятия патриотизма с содержанием национальной идеи и предметом воинского воспитания, безусловно, заслуживает определенного внимания. В частности автор полагает, что при воспитании воинов-патриотов в начале XXI столетия необходимо принять во внимание ряд моментов.
Во-первых, разумеется, подлинный защитник Отечества не может не быть патриотом. Не вызывает сомнения и тот факт, что национальная идея призвана апеллировать к гражданским чувствам населения и потому не мыслима без патриотической основы. Вместе с тем следует учесть что патриотизм нередко трактуется и понимается различно. При этом патриотическая позиция отнюдь не означает единство мнений всего многообразия патриотов [10; 11].
Более того, история человечества изобилует примерами вооруженного противоборства патриотов с патриотами. И потому А.И. Деникин вполне обоснованно написал: «Патриотизм! Казалось бы столь определенное понятие не может вызывать разнотолков, но это верно лишь в отношении интегральной любви к своей земле, своему народу и стремления к их благу. И вызывает ряд глубоких противоречий, как только в отвлеченное понятие «блага» вкладывается реальная сущность. Эти противоречия, не слишком опасные в нормальные периоды жизни народа, становятся угрожающими в дни потрясений – войн и революций» [1]. Поэтому, несмотря на то, что патриотизм может и должен объединять нацию, национальная идея одновременно должна опираться на исторические традиции, идеологию и ментальность народа. Кроме того посредством объединяющего лозунга она должна способствовать сплочению нации и в том числе разумеется патриотической его части.
Во-вторых, воспитание воина-патриота XXI в. невозможно без формирования у него активной гражданской позиции и уважительного отношения начальников и командиров к подчиненным им военнослужащим. В этой связи стоит отметить, что декларировавшийся до ноября 2012 г. прежним министром обороны А.Э. Сердюковым «новый облик» армии и флота, достигался с нарушением данного постулата: «общественность, офицерский корпус России в подавляющем своем большинстве резко отрицательно восприняли положение новой военной реформы. Она разрабатывалась в тиши кабинетов и не учитывала мнение военных специалистов» [6].
Отрадно, что в настоящее время ситуация в армии и на флоте стремительно меняется. Об этом в частности свидетельствует и проведение данного круглого стола на территории парка «Патриот». Но, к сожалению, и в настоящее время еще нередко отдание распоряжения и приказа сопровождается уничижительной фразой типа: «это нужно тупо исполнить еще вчера», или «исполняйте и не задавайте тупых вопросов».
До конца еще не изжито пренебрежительное отношение к личности подчиненных и гуманитарной составляющей военного профессионального образования. Не лучшим образом сказалась и последовательное сокращение и трансформация ориентированного на людей, идеологию и воспитание сегмента управления (от политических задач и идеологии к воспитанию и далее к работе с личным составом) [12]. Поэтому на повестки дня должны быть вынесены вопросы нравственности и уважительного отношения к личности военнослужащего.
В-третьих, определенный разрыв в армейской среде между старшим поколением и молодым в религиозной, культурной и других сферах. При этом нередко в армейской среде эта поляризация намечается по линии атеизм старшего поколения – религиозные убеждения или устремлениям молодежи. В отдельных случаях это приводит к жесткой обвинительной полемике и может самым непосредственным образом повлиять на морально-психологический климат воинского коллектива [2; 3; 4]. Эта ситуация усугубляется повышенной активностью представителей различных сект и распространителей радикальных религиозных воззрений. Поэтому ситуация настоятельно требует повышения элементарной грамотности офицеров в религиозной сфере. Поэтому базовые знания и доступность информации об основных постулатах, праздниках, святынях традиционных для нашего Отечества религий, действующих сект и радикальных псевдорелигиозных структур в армейской среде представляются актуальной задачей.
В-четвертых, недостаточной информированностью современных военнослужащих о советских и дореволюционных традициях воинского и казачьего воспитания. Живучестью многих идеологических штампов недавнего прошлого в отношении казачества и как следствие определенной дискретностью и непоследовательностью процесса патриотического воспитания.
Поэтому представляется, что повышение информированности военнослужащих об исторических традициях патриотического воспитания в армейской и казачьей среде будет способствовать эффективности и преемственности патриотической работы в армии и на флоте.
Стоит отметить, что активизация патриотической работы сопровождается идеологическим давлением на Российскую Федерацию и нападками на патриотические устремления ее граждан [7; 8]. Как и прежде, «… в XXI в. нам продолжают навязывать ложную историю, вытравливают из сознания … величие русской цивилизации … собравшей воедино и сохранившей культуру, знания, традиции всех народов Евразии. Эта энергия, пространство, знания и культура, высокий разум и интеллект сформировали особый архетип человека – доброго и мужественного, гуманистического и аскетического, мессианского и влюбленного в Отечество» [5].
Поэтому в новых геополитических и геостратегических условиях один из основных вопросов состоит в том как «воспитать воина-патриота, способного, безусловно защитить национальные интересы России, обеспечить ее военную безопасность» [9]. Соответственно этому детальный и скрупулезный анализ явно «узких мест» и проблемных вопросов представляет практический интерес и будет способствовать эффективному решению данного вопроса.
Список литературы и источников
- Деникин А.И. Патриотизм в преломлении русской действительности. // http://rusk.ru/st.php?idar=51000.
- Иванеев С. Батюшка командиру не помощник. // Военно-промышленный курьер №31 (397) от 10.08.2011.
- Иванеев С. В чем опасность клерикализации страны, ее вооруженных защитников. // Военно-промышленный курьер №13 (430) от 04.04.2012.
- Иванеев С. Никакая религия Вооруженные Силы не укрепит. // Военно-промышленный курьер №19 (436) от 16.05.2012.
- Ивашов Л.Г. Геополитика Русской цивилизации. / отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации. М., 2015. С. 785.
- История: учебник: в 2 ч. / под ред. А.П. Волкова. 2-е изд., доп. М.: ред. журн. «На боевом посту» ВВ МВД РФ. 2015. С. 427.
- Кикнадзе В.Г. Информационно-идеологическая работа и военная история в обеспечении безопасности России: проблемы и пути решения. - Наука. Общество. Оборона. 2016. №1(6) [электрон. ресурс] (http://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2016-1-6/article-0062/).
- Кикнадзе В.Г. Система информационно-идеологической работы в области обороны: исторический опыт и обеспечение безопасности современной России. - Вооружение и экономика. 2016. № 3 (36).
- Панков Н.А. Патриотический потенциал военного образования: состояние и пути совершенствования. // Патриотический потенциал военного образования: состояние и пути совершенствования: сб. мат. межвуз. науч. конф. / Под общ. ред. В.М. Шевцова. М.: ВУ. 2016. С. 9.
- Пляскин В.П., Соклаков А.Ю., Шишова Ж.А. и др. Привлечение казачьих обществ к организации военно-патриотического воспитания молодежи. // Сб. метод. мат. Министерства регионального развития РФ для апробации органами гос. власти и местного самоуправления муниципальных образований в ходе реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. М., 2008. Т. I. С. 5-6.
- Соклаков А.Ю. Полярность патриотизма в истории России и казачества. // Патриотический потенциал военного образования: состояние и пути совершенствования: сб. мат. межвуз. науч. конф. / Под общ. ред. В.М. Шевцова. М.: ВУ. 2016. С. 100-101.
- Соклаков А.Ю. Святые защитники Отечества в контексте совершенствования воспитательной работы с верующими военнослужащими. // Военный академический журнал. 2016. № 1 (9). С.122-126.