кандидат психологических наук, доцент
Kalinina S. B.,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
Межэтническая толерантность как задача обучения и воспитания курсантов военного вуза
Interethnic tolerance as a task of training and education of military cadets
DOI: 10.24411/2311-1763-2018-00007
Аннотация. Статья посвящена описанию особенностей проявления толерантности и интолерантности в российском обществе. В ней дается описание понятия межэтнической толерантности, причин интолерантности как проявления современного цивилизационного конфликта. В статье приводится описание положения современной российской молодежи, основной особенностью которого является отсутствие идеологических ориентиров, маргинализация и личная неустроенность, обосновывается необходимость отдельного направления в обучении и воспитании, связанного с формированием толерантности и межэтнической толерантности. Особое внимание уделено способам и направлениям формирования толерантности в практике обучения и воспитания военного вуза.
Ключевые слова: толерантность, межэтническая толерантность, этнофобия, межэтнические отношения, интолерантность.
Summary. The article is devoted to the description of the peculiarities of the manifestation of tolerance and intolerance in Russian society. It provides a description of the concept of interethnic tolerance, the causes of intolerance as a manifestation of the modern civilizational conflict. The article describes the situation of modern Russian youth, the main feature of which is the absence of ideological landmarks, marginalization and personal disorder, the need for a separate direction in teaching and education related to the formation of tolerance and interethnic tolerance is substantiated. Particular attention is paid to the ways and directions of the formation of tolerance in the practice of teaching and training a military high school.
Keywords: tolerance, interethnic tolerance, ethnophobia, interethnic relations, intolerance.
Современная эпоха жизни общества характеризуется усложнением экономических, демографических, психологических проблем, появлением новых технических возможностей воздействия на природу и человеческое сообщество. Происходит углубление и расширение социальной, политической активности людей, выражающейся в создании межнациональных государственных объединений, возникновении тенденций национального обособления, в росте политических программ и партий.
Мир стал более конфликтным, обострились этнические, религиозные и экономические проблемы, как на международном, так и межличностном уровне. «На пороге третьего тысячелетия поражающие как Россию, так и другие страны планеты волны моральных эпидемий, национальных и религиозных конфликтов, информационных и психологических войн, страхов, убийств людей только за то, что они – иные, принадлежащие к другой нации, религии, партии или стране…» [1, с. 24].
Описанные проблемы актуальны в полной мере и для нашей страны. В конце 20-го столетия произошел обвал социальных, политических, экономических устоев российского общества. Вызванная хроническим кризисом личная неустроенность огромного большинства российских граждан способствовала росту нетерпимости внутри общества, перекладывания вины на «чужаков». Эксперты отмечают все большее распространение этно- и религиозных фобий. В этнофобии выделяются кавказофобия, антисемитизм и синофобия (враждебность к китайцам) [6].
Современная социально-политическая ситуация в мире и в России свидетельствует о растущей необходимости формирования новых мировоззренческих приоритетов, которые позволили бы переломить ситуацию усугубляющегося цивилизационного конфликта. «Поэтому в настоящий период развития общества на первый план выдвигаются принципы и смыслы, необходимые для общего выживания и свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идеи терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идеи диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов» [5, с. 3].
Именно социальная и политическая практика вновь вызвала к жизни интерес к феномену межэтнической толерантности. Повсеместно толерантность объявляется не только социальной нормой, философским идеалом, но и условием выживания отдельного человека, социальных групп, наций, религий, культур, цивилизаций.
Понятие толерантность активно обсуждается в философии, политологии, культурологии, социологии, психологии, истории, педагогике, что вызвано необходимостью разработки теоретических и практических подходов внедрения данной философии в жизнь общества.
Особенно актуальна эта проблема для подрастающего поколения России. Его положение характеризуется некоторыми исследователями как «маргинализация молодежи и среднего класса в результате затянувшихся экономических реформ и социальной нестабильности. Отсутствие интегрирующих идеологических ценностей, а также усиление миграционных процессов, связанное с «утечкой мозгов» и социальными проблемами молодежи, с особой остротой ставят вопрос о межгрупповых взаимоотношениях… Объективная этнопсихологическая двойственность ценностей, норм и идеалов разных культур приводит к тому, что каждый россиянин оказывается вовлеченным в систему различных межгрупповых отношений, в первую очередь межэтнических» [7, с. 104].
В обществе недавнего советского прошлого существовали противоречивые тенденции в сфере межгрупповых и межэтнических отношений. С одной стороны, идеология непримиримой классовой борьбы, диктатуры пролетариата, нетерпимости к инакомыслию («Кто не с нами – тот против нас»), индивидуализму, приоритет ценности государства, противопоставления себя другому обществу, с другой – декларирование сотрудничества: «Человек человеку – друг, товарищ и брат», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» [3].
Данные противоречивые подходы породили массу идеологических, мировоззренческих проблем у современных россиян. В практике семейного воспитания это выразилось в том, что воспитанные на советских идеалах интернационализма и товарищества люди старшего поколения, пытаясь передать свои взгляды детям и внукам, могут привить у подрастающего поколения качества, не способствующие успеху в обществе, ориентированном на индивидуализм и личный успех. Это порождает внутриличностные, межличностные конфликты, непонимание между поколениями, экзистенциальные кризисы, связанные с отсутствием смысла жизни, целей деятельности.
Одновременное существование в России двух разнонаправленных процессов – глобализации и этнокультурной идентификации, вкупе с экономическими и социальными проблемами современного общества, придают дополнительную остроту проблемам отношений людей в обществе, способствуя росту насилия и напряженности.
Как мы видим, формирование межэтнической толерантности является наиважнейшей задачей, решение которой необходимо не только для развития, но и просто для сохранения общества.
Проблеме формирования межэтнической толерантности посвящено множество теоретических исследований и практических работ, во многом исходящих из просветительских позиций.
Конечно, важно обозначить проблему и искать различные пути ее решения, но формировать толерантность разовыми мероприятиями нельзя. Толерантность, как «интегральная характеристика личности» по определению Г. У. Солдатовой, формируется целенаправленно и в течение длительного времени разными социальными институтами: семьей, школой, обществом, СМИ, религиозными и общественными организациями, государством.
Основная роль в вопросах воспитания толерантности принадлежит системе образования. «Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия: оно не рассматривалось как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем в современной России» [2, с. 3].
Министерство образования РФ, отмечая насущную потребность общества, разработало федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», которая, несомненно, оказала свое положительное влияние на состояние дел, но годы идут, и проблем не становится меньше.
Понятие «толерантность» означает уважение, принятие и понимание другой культуры, других форм самовыражения, других способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность предполагает знания, открытость, общение, свободу мысли, совести и убеждений. Каждый свободен придерживаться своих убеждений, но при этом, признавать такое же право за другими. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Фактически, толерантность предполагает цивилизованный «диалог культур» во всех видах коммуникаций.
Принятие и понимание другой культуры, другой личности невозможно без освоения нормативных ценностей каждой из взаимодействующих сторон. Присвоение ценностей другой культуры не только обеспечивает интеллектуальное, духовное развитие личности, но и позволяет выстраивать новую схему взаимодействия, в которой стержневой основой становится не «вертикаль», а «горизонталь», так как все существующие в современном мире культуры рядоположены. Не может быть недоразвитой или переразвитой культуры. Культура всегда отражает духовный поиск народа, отдельной личности.
Мы можем констатировать, что толерантность пока не является основой взаимодействия ни в одной из сфер жизнедеятельности российского общества. Более того, зачастую мы сталкиваемся с проявлением интолерантности и в сфере политики, и в сфере экономики, и в сфере культуры, и в сфере межнациональных отношений. Вероятно, ни для кого не секрет, что отношения между людьми в нашем обществе так же приняли форму интолерантных, что подтверждается результатами многочисленных социологических исследований.
Население России не чувствует себя социально защищенным, хотя социальное согласие определяет как норму общественной жизни. Такого рода противоречие порождает явное или скрытое неприятие принципов толерантного взаимодействия. Как правило, адекватно себе воспринимаются только «подобные себе», то есть в своей социальной среде человек чувствует себя более комфортно. Фактически в коммуникативном поле россиян доминирует интолерантность. В современных условиях для овладения принципами толерантности, прежде всего, необходимо понять, что толерантность – это всего лишь способ, механизм, инструмент взаимодействия, а не самоцель. Целью является достижение социального согласия, социальной безопасности. Толерантность не предполагает уступки, снисхождение или потворство, как записано в Декларации принципов толерантности. Толерантность – это признание универсальности прав и свобод, то есть осознание того факта, что права и свободы не являются прерогативой одной личности. Через постижение, осознание своих прав и свобод мы постепенно придем к признанию прав и свобод других граждан, других народов, других культур, других политических взглядов и позиций.
Исследуя источники интолерантности, Н.М.Лебедева сформулировала задачи формирования мирного взаимодействия в поликультурном обществе:
- Формирование позитивной этнической и культурной идентичности. Для этого необходимо, чтобы представители той или иной культуры смогли понять культурные нормы и правила, являющиеся внутренними регуляторами их поведения. Это поможет им в ситуации открытой и направленной на них интолерантности, понять ее причины, увидеть, что негативность в оценивании их культурных качеств представителями других культур есть результат неадекватности межкультурного восприятия.
- Формирование этнической толерантности на групповом и личностном уровне. Для чего нужно осознать и принять межкультурные различия, осознать сходство культур на духовно-нравственных основах, единство общечеловеческих ценностей [4, с. 549].
Государственные образовательные стандарты третьего поколения, определяя цели и задачи обучения, особое внимание уделяют новым образовательным конструктам – компетентностям, связанным с жизнью в поликультурном обществе. В процессе усиления межкультурных контактов представителей разных стран наметились важные перемены во взглядах на сущность и содержание образования.
Реализация принципов толерантности играет особую роль в практике обучения военного вуза. Здесь проходят обучение курсанты из разных стран, учебная практика предполагает овладение навыками воспитательной работы в поликультурной группе, наконец, общение и взаимодействие между курсантами, по сравнению со студентами гражданского вуза, имеет длительный и более тесный характер.
Особые условия службы и обучения курсантов, некоторое ограничение круга общения и свободы поведения, необходимость подчинения строгим правилам могут приводить к росту напряженности и конфликтов среди военнослужащих, в том числе и на межэтническом уровне. Поэтому особо важным является наличие установок межэтнической толерантности у командиров всех уровней и преподавателей военного вуза. Как известно, воспитание личным примером является одним из наиболее действенных методов воспитания. В этом смысле уважительное отношение командиров и преподавателей военного вуза к курсантам разных национальностей и вероисповедания усваивается воспитанниками и может стать основой для развития толерантных установок.
Формирование уважительного отношения и эмпатии к представителям другой культуры становится особенно важным для будущего офицера еще и потому, что профессия военного предполагает умение и внутреннюю готовность защищать всех граждан такой большой и многонациональной страны, как Россия.
Ценности межэтнической толерантности также реализуются через содержание учебных предметов, которое включает в себя когнитивные, аффективные, поведенческие, мотивационные элементы различных культур и наций. Знания об особенностях других культур, их психологии, истории, философии, научных, культурных достижениях (когнитивный компонент) способствуют развитию интереса, эмпатии к носителям данных культур, повышает уровень открытости и доверительности межэтнических контактов.
Форма организации и темы групповых занятиях также могут быть направлены, кроме иных целей, на развитие установок межэтнической толерантности. Так, на занятиях по психологии и педагогике курсантам как будущим офицерам-воспитателям выдается задание на подготовку воспитательных мероприятий в поликультурной группе, предлагаются для обсуждения вопросы учета национального и культурно-исторического фактора в работе с личным составом военнослужащих. Проведение практических работ включает в себя выполнение тренинговых упражнений на диагностику и коррекцию уровня сформированности толерантных установок (опросник Г.Солдатовой), на проигрывание различных сценариев поведения в ситуации, имитирующей конфликт между представителями разных национальностей.
Обучение в военном вузе также должно быть направлено на осознание себя как представителя конкретной культуры, выявление собственных межэтнических стереотипов, честное отношение к собственным поступкам в ситуации межэтнического взаимодействия.
Подводя итог сказанному, мы можем констатировать, что формирование установок межэтнической толерантности для подрастающего поколения должно стать одной из важнейших задач современной системы образования России, в том числе и военного образования.
Список литературы и источников
- Асмолов А. Г. Психология обыкновенного фанатизма. - Век толерантности : науч.- публ. вестник. М., 2001.
- Бондырева С. К. Толерантное сознание: проблемы формирования и воспитания. - Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. / отв. ред. С. К. Бондырева. 2-е изд, стереотип. М.; Воронеж , 2003.
- Дробижева Л. Об условиях формирования толерантных установок общественного сознания и поведения групп в российском социуме / Л. Дробижева. – www.tolerance.ru.
- Лебедева Н. М. Этническая и кросс-культурная психология.- Психология / под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб., 2003.
- Головатая Л. В. Толерантность как проблема философии образования : дисс. …канд. фил. наук. Ставрополь, 2006.
- Темичева Е. Толерантность как условие существования. - http://www.polemics.ru/articles/?articleID=951.
- Шабанов Л. В., Лапшин В. В. Пара «толерантность-интолерантность» как регулятор взаимоотношений этнических субкультур. - Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 2(80).
References
- Asmolov A. G., 2001, Psikhologiya obyknovennogo fanatizma, Vek tolerantnosti : nauch.- publ. vestnik, M.
- Bondyreva S. K., 2003, Tolerantnoye soznaniye: problemy formirovaniya i vospitaniya, Tolerantnoye soznaniye i formirovaniye tolerantnykh otnosheniy (teoriya i praktika) : sb. nauch.-metod. st., otv. red. S. K. Bondyreva. 2-ye izd, stereotip., M.; Voronezh.
- Drobizheva L., Ob usloviyakh formirovaniya tolerantnykh ustanovok obshchestvennogo soznaniya i povedeniya grupp v rossiyskom sotsiume, L. Drobizheva, www.tolerance.ru.
- Lebedeva N. M., 2003, Etnicheskaya i kross-kul'turnaya psikhologiya, Psikhologiya, pod obshch. red. V. N. Druzhinina, SPb.
- Golovataya L. V., 2006, Tolerantnost' kak problema filosofii obrazovaniya : diss. kand. fil. nauk, Stavropol'.
- Temicheva Ye, Tolerantnost' kak usloviye sushchestvovaniya, http://www.polemics.ru/articles/?articleID=951.
- Shabanov L. V., Lapshin V. V., 2009, Para «tolerantnost'-intolerantnost'» kak regulyator vzaimootnosheniy etnicheskikh subkul'tur, Vestnik TGPU, Vyp. 2(80).