Наука. Общество. Оборона
2020. Т. 8. № 2
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2020. Vol. 8. № 2
УДК: 519.217.2
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10234
Поступила в редакцию: 09.11.2019 г.
Опубликована: 11.02.2020 г.
Submitted: November 09, 2019
Published online: February 11, 2020
Для цитирования: Шматченко В. А. Диверсификация транспортных средств доставки боеприпасов кораблям флота. Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(2):22-22.
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10234.
For citation: Shmatchenko V. A. Diversification of vehiclesfor the delivery of ammunition to ships. Nauka. Obshchestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(2):22-22. (In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10234.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Обзорная статья
Диверсификация транспортных средств
доставки боеприпасов кораблям флота
В. А. Шматченко1
1 Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде,
г. Калининград, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6963-7286, e-mail: shmatchenko86@mail.ru
Аннотация:
Введение. Исследована актуальность обеспечения боеприпасами кораблей ВМФ. Выявлено, что этот процесс представляет собой сложную организационно-техническую задачу и является одной из важнейших составляющих поддерживающих боевую готовность флота. Рассмотрен ранее накопленный отечественный и советский опыт организации снабжения кораблей, находящихся на боевой службе, а также возможности современных технологий, роботизированных средств погрузки и транспортировки для организации обеспечения кораблей ВМФ находящихся в различных гидрологических и метеорологических условиях. Рассматривается возможность диверсификации транспортных средств при доставке боеприпасов кораблям флота в составе современных логистических систем.
Методы. Проведен анализ применения различных видов транспорта, для обеспечения кораблей боеприпасами с арсеналов ВМФ. Наиболее широко в процессе обеспечения кораблей применяется автомобильный транспорт. Определены основные недостатки, применения автомобильного транспорта для обеспечения кораблей, и основные пути их решения. Экспертными измерениями определены и оценены основные риски процесса транспортирования боеприпасов к кораблям. Обработка мнений экспертов позволила определить значение приоритетного числа риска (ПЧР) при выполнении задач обеспечения. Выявлена необходимость разработки расчетного алгоритма на основе математической модели, позволяющего оценивать возникающие риски, и их последствия при доставке боеприпасов кораблям для компенсации их воздействия на человека и окружающую среду. Все это может позволить прогнозировать вероятность обеспечения боеприпасами кораблей в реальном масштабе времени.
Заключение. Одним из наиболее эффективных направлений гарантированного обеспечения кораблей боеприпасами, позволяющим компенсировать возникающие риски является возможность диверсификации доставки боеприпасов различными видами транспорта, в зависимости от удаленности корабля, времени на его обеспечение, климатических и других условий, формирующих риски. Роботизированные средства доставки боеприпасов смогут улучшить качество функционирования существующей системы ракетно-артиллерийского технического обеспечения кораблей ВМФ в целом, повысить надежность доставки, а также позволит в значительной степени снизить возникающие риски, в процессе доставки боеприпасов кораблям флота.
Ключевые слова:
ракетно-артиллерийское техническое обеспечение, корабли, боеприпасы,
укрупненная грузовая единица, логистика, роботизированные системы,
беспилотные средства доставки, диверсификация, экспертные измерения
ВВЕДЕНИЕ
В процессе реформирования Вооруженные Силы Российской Федерации становятся все более эффективными и маневренными, способными быстрее реагировать на изменяющиеся внешние угрозы. Вследствие этого и ВМФ изменяет структуру боевых задач, под которые получает сегодня новые современные корабли. Происходит внедрение новых образцов ракетно-артиллерийского вооружения, от степени их технической обеспеченности и укомплектованности боеприпасами зависит боевая готовность кораблей в целом. При этом быстро изменяется среда самой системы технического обеспечения, в том числе и ракетно-артиллерийского технического обеспечения (РАТО). Изменяются номенклатуры боеприпасов, сроки их эксплуатации, условия опытного хранения боеприпасов на новых кораблях, меняется технология их погрузки и транспортировки, технического обслуживания, ремонта и многое другое. [1]
Процесс обеспечения боеприпасами кораблей представляет собой сложную организационно-техническую задачу и является одной из важнейших составляющих, поддерживающих боевую готовность флота. Поэтому обеспечение боеприпасами кораблей должно осуществляется в любых случаях, не только при нахождении кораблей в местах постоянной дислокации, но и в море, на рейде, в самых различных условиях, в том числе тропических и арктических широтах.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СНАБЖЕНИЯ КОРАБЛЕЙ
В мировой практике особое значение приобрело комплексное обеспечение сил флота в открытом море. Сегодня для нашего ВМФ этот вопрос пока еще является проблемным в особенности при снабжении кораблей боеприпасами в море. А большее привлечение кораблей к несению боевой службы, в том числе и в арктической зоне еще больше может обострить эту проблему.
Необходимо отметить, что в отечественном ВМФ ранее был накоплен подобный опыт. В советском ВМФ отрабатывались следующие способы организации снабжения кораблей, находящихся на боевой службе:
- подвижный (дрейфовый) с использованием кораблей комплексного снабжения, плавучих баз подводных лодок и различных судов, и транспортов снабжения (Рис. 1);
- рейдовый с использованием тяжелого рейдового оборудования на шельфе, банках с глубинами до 300 метров;
- береговой, с использованием специально оборудованных пунктов базирования на островах и арендуемых территориях дружественных государств. [2]
Сегодня, в целях заполнения пробела, возникшего с распадом СССР, по рассредоточению и эшелонированию запасов ведется активный поиск решения проблемы подачи оружия в передовых и океанских (морских) зонах для сил, выполняющих задачи боевой службы. Поэтому проблема обеспечения кораблей боеприпасами продолжает оставаться актуальной.
ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Анализ документов по учету и комплектованию боеприпасов в арсеналах ВМФ позволил сделать следующее заключение. В настоящее время на флоте основную часть нагрузки по транспортировке боеприпасов на корабли выполняют автомобили высокой проходимости, составляя 91% участия всего транспорта (Рисунок 2). Однако они в сегодняшней инфраструктуре технического обеспечения флота имеют ряд недостатков, связанных с гарантированной доставкой боеприпасов кораблям. [3,4]
Во-первых, автомобили зависят от дорожно-транспортной обстановки и при сильной загруженности дорог, при возникновении препятствий на дорогах, водители вынуждены искать другие маршруты по транспортировке, а это не всегда возможно и связанно со многими рисками, задержки, увеличения стоимости доставки либо и вовсе потерю груза при высокой вероятности совершения террористических актов. [5]
Во-вторых, при необходимости доставки боеприпасов на корабль или столкновении колоны с водной преградой, потребуются дополнительные силы и средств по перегрузке груза на другой вид транспорта или наведения переправы, что также негативно сказывается на качестве обеспечения войск (сил) флота.
Кроме того, недостатком автомобильных перевозок является и человеческий фактор, часто срыв транспортировки грузов, происходят по вине человека-водителя. Это и неисправности транспорта в результате не соблюдения требований эксплуатации, нарушение скоростного режима, неверные действия водителя в сложной дорожной обстановке, усталость, необходимость правильной организации отдыха, и другие факторы, которые существенно влияют на качество транспортирования боеприпасов.
Для обеспечения боеприпасами в условиях Арктики и районов Крайнего Севера современному автомобилю высокой проходимости необходимо соответствовать очень жестким требованиям:
- функционировать при температурах окружающего воздуха в минус 50-60 градусов Цельсия;
- обладать автономностью до нескольких недель;
- передвигаться в условиях полного бездорожья: не только по снежному покрову, но и в условиях слабонесущих грунтов, в условиях весенней распутицы, работать на зимниках;
- обладать достаточной грузоподъемностью и способностью буксировать тяжелые объекты, что крайне необходима в арктическом походе, когда все запасы приходится везти с собой (топливо, продовольствие и др.).
В настоящее время имеются опытные образцы военных арктических вездеходов, отвечающих всем требованиям сегодняшнего дня. К их разработке приложили руки конструкторы «КамАЗа», СКБ МАМИ и двух московских университетов – МГТУ им. Баумана и Политехнического. Например, арктические вездеходы «КамАЗ-Арктика» могут привлекаться для решения задач обеспечения кораблей (воинских частей) ВМФ боеприпасами. Кроме того, данная новинка может использоваться в качестве «альфамобиля» – транспортного средства, которое будет возглавлять движение колонны других автомобилей, ведя за собой обыкновенные грузовики повышенной проходимости. (Рисунок 3) [8]
Несмотря на специализацию транспортных средств, риски доставки боеприпасов кораблям не исключены. Для определения рисков и оценки их значимости можно воспользоваться экспертными измерениями ведущих специалистов в области ракетно-артиллерийского технического обеспечения (РАТО), обработка мнений которых позволила определить значение приоритетного числа риска (ПЧР) при выполнении задач обеспечения как произведение значимости потенциального риска (S), вероятности его возникновения (О) и вероятности его обнаружения (D).
ПЧР=S×O×D
Проведенный анализ доставки боеприпасов автомобильным транспортом за последние 15 лет позволил выявить следующие основные виды рисков:
- техническая неисправность транспорта обеспечения;
- происшествие по причине человеческого фактора (водительского состава);
- происшествие по причине гидрометеорологической обстановки;
- совершение террористического акта;
- по причине ограниченных возможностей дорожно-транспортной инфраструктуры мест с которыми связана транспортировка;
- по причине разрушения укупорки боеприпасов;
- и другие малозначимые которыми можно пренебречь.
Оценка рисков с помощью экспертных измерений (Таблица 1), позволила получить приоритетное число риска, определяющее вероятность выполнения задач обеспечения.
Таблица 1 / Table 1
Оценка и расчет приоритетных чисел рисков
Assessment and calculation of priority numbers of risks
Из диаграммы (Рисунок 4) построенной на основании данных таблицы 1 видно, что наиболее значимые риски связанны со следующими факторами:
- технические неисправности транспорта обеспечения;
- ошибки водителей по причине «человеческого» фактора;
- неблагоприятная гидрометеорологическая обстановка;
- совершение террористического акта.
Для наиболее значимых рисков необходим заранее разработанный алгоритм действий на основе математической модели, позволяющий оценивать и компенсировать возникающие риски и их последствия при доставке боеприпасов кораблям.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Одним из наиболее эффективных направлений гарантированного обеспечения кораблей боеприпасами, позволяющим компенсировать возникающие риски является возможность диверсификации доставки боеприпасов различными видами транспорта в зависимости от удаленности корабля, времени на его обеспечение, климатических и других условий, формирующих риски. Это могут быть автомобили, морские и воздушные суда снабжения, в том числе беспилотные транспортные аппараты. (Рисунок 5)
Сегодняшний технологический уровень развития страны позволяет рассматривать самые различные типы беспилотных аппаратов, способных работать и доставлять грузы не только по дорогам общего назначения, но и по воздуху, по воде, а при необходимости под водой, обеспечивая скрытность транспортировки. Кроме этого, применение беспилотных аппаратов позволит обеспечивать боеприпасами силы флота даже при неблагоприятных дорожно-транспортных условиях, в том числе доставлять боеприпасы в тяжело проходимые места, арктические районы, пополнение запасов кораблей находящихся в море, но и передачу боеприпасов с одного корабля на другой. (Рисунок 6).
Областью применения беспилотных аппаратов могут быть участки путей, маршрутов, проходящих через опасные районы, попадающие под обстрел противника участки дорог (по опыту боевых действий в САР), в районах с высокой вероятностью совершения террористических актов, попыток захвата груза, водительского состава и сопровождающих лиц. В последних случаях беспилотный аппарат возможно запрограммировать на полную блокировку грузового отсека, либо приведение боеприпасов в непригодное к дальнейшему применению состоянию, вплоть до самоликвидации дрона вместе с доставляемыми боеприпасами. Применение беспилотных аппаратов в таких условиях практически сводит к нулю риск потери личного состава, задействованного для организации транспортировки боеприпасов.
В настоящее время российскими компаниями достигнут технологический уровень, при котором могут создаваться роботизированные грузовые воздушные суда. Так, например, ОАК, группа "Кронштадт", и другие предприятия отечественного авиапрома обладают научно-техническим заделом, позволяющим создавать различные типы под выполнение разнообразных военных задач. Создаваемые ими опытные образцы беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), способны преодолевать сотни, тысячи километров, со скоростью более 100 км/ч и перевозить груз весом до 3 тонн. [6]
При разработке универсальных укрупненных грузовых единиц (УУГЕ), модулей с боеприпасами, способствующих мобильной перегрузке с одного транспортного средства на другое, беспилотные аппараты могут являться не только средствами доставки, но средствами погрузки боеприпасов в автоматическом режиме (с земли на корабль в море, с корабля снабжения на боевой корабль и т.д.). Комбинируя БПЛА и другие транспортные средства доставки в единую логистическую систему, появляется возможность их диверсификации, гарантированной доставки боеприпасов на корабль, намного расширяя диапазон решений по снижению рисков. (Рис. 7) [9, 10, 11, 12, 13]
Интересной представляется разработка, выполняемая американской компанией AuroraFlightSciences, – роботизированный пилот. Проект имеет целью заменить пилота роботом без существенной модернизации летательного аппарата и его оборудования. На место пилота устанавливаются электромеханические приводы, воздействующие на органы управления летательным аппаратом (Рисунок 8, второй пилот заменен роботом). Система технического зрения, размещенная в кабине пилота, контролирует действия робота. [6, 7]
Применение грузовых БПЛА для обеспечения войск флота, кораблей, в том числе и находящихся на рейде, позволит снизить риски, связанные с человеческим фактором, уменьшить время на обеспечение, организовать транспортировку груза в автоматическом режиме с минимальным количеством привлекаемого к ней личного состава и снизить затраты на доставку груза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интересным направлением развития системы обеспечения кораблей, войск (сил) боеприпасами может стать в ближайшем будущем применение технологий, связанных с развитием роботизированных беспилотных грузовиков, в том числе повышенной проходимости [7]. Внедрение роботизированного грузового транспорта в подразделения ВС позволит снизить в будущем затраты на обеспечение транспортировки на всех уровнях, повысить безопасность перевозки и обеспечить своевременность доставки боеприпасов кораблям и воинским частям.
Применение беспилотного грузовика может быть наиболее актуально для обеспечения воинских подразделений, находящихся в арктических и труднодоступных районах, с целью снижения привлеченности личного состава в процессе транспортировки, а в опасных районах, где возможно применение разнообразных средств поражения противником, – для уменьшения потерь среди водительского состава.
Возможность диверсификации транспортировки с применением самых разнообразных, в том числе и робототехнических средств, в процесс обеспечения корабля боеприпасами является перспективным направлением, снижающим риски в системе технического обеспечения ВМФ РФ.
Список литературы
- Волков В. Д., Царапкин А. Н. Управление ракетно-артиллерийским техническим обеспечением сил и войск ВМФ. Учебное пособие. СПб.: ВМА, 2016.
- Харченко В. Л. Управление техническим обеспечением морским подводным вооружением. Электронное учебное пособие. СПб.: ВМА, 2016.
- Материально-техническое обеспечение войск (сил) в современных условиях (по опыту МТО войск (сил) при подготовке и в ходе проведения операции по ликвидации террористических организаций в Сирийской арабской республике): Учебное пособие. – СПб.: ВА МТО, 2016.
- Севрюгин Е. Н. Транспортирование вооружения и боеприпасов. – Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2017. № 1-3, с. 39-44.
- Иванов С. М. Организация автотранспортного обеспечения в военном округе в мирное и военной время. Военно-теоретический труд. СПб.: ВАМТО, 2015.
- Т-БАС: беспилотные грузоперевозки. – Российские Беспилотники, 27.02.2018 [Электронный ресурс]. URL: https://russiandrone.ru/publications/t-bas-bespilotnye-gruzoperevozki/
- Воронов В. В. Беспилотные авиасистемы для грузоперевозок: оценка разработок (часть 2). – Авиатранспортное обозрение, 13.07.2018 [Электронный ресурс]. URL: http://www.ato.ru/content/bespilotnye-aviasistemy-dlya-gruzoperevozok-ocenka-razrabotok-chast-2.
- Представлен новый вездеход «КамАЗ-Арктика». – Ex-RoadMedia, 28.12.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://ex-roadmedia.ru/auto/all-terrain-vehicle/news/predstavlen-novyj-vezdekhod-kamaz-arktika
- Иванов С. М., Вылегжанин Р. С. Оптимизация процесса погрузочно-разгрузочных работ при контейнерных автомобильных перевозках. – Транспорт России: проблемы и перспективы. Юбилейная межд. науч.-практич. конф. Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН. СПб., 2015.
- Вылегжанин Р. С. Перспективы развития контейнерных перевозок в транспортной системе РФ. – Современные тенденции развития науки и технологий. Межвузовская научно-практическая конференция. 2016. № 2-3. С. 18.
- Иванов С. М., Лубеннико Ю. Г. Критерии эффективности системы доставки ракет автомобильным транспортом зенитным ракетным войскам. Материалы Международной военно-научной конференции. – Вестник войсковой ПВО, 2016.
- Вылегжанин Р. С. Направления повышения эффективности процесса доставки боеприпасов автомобильным транспортом. Сборник научных статей научно-теоретической конференции ВА МТО. СПб., 2017.
- Иванов С. М. Технические решения по увеличению грузоподъемности транспортных средств при выполнении автомобильных перевозок. – Транспорт России: проблемы и перспективы. Юбилейная международная научная конференция. СПб.: Институт проблем транспорта им. Н.С. Соломенко РАН, 2015.
Информация об авторе
Шматченко Владимир Александрович, майор, адъюнкт филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в г. Калининграде, г. Калининград, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Шматченко Владимир Александрович, e-mail: shmatchenko86@mail.ru
WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT:
HISTORY AND MODERNITY
Review
Diversification of vehiclesfor the delivery of ammunition to ships
V. A. Shmatchenko1
1 Branch VUNTS Navy "Naval Academy" in the city of Kaliningrad,
Kaliningrad, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6963-7286, e-mail: shmatchenko86@mail.ru
Abstract:
Introduction. The relevance of the supply of ammunition to the Navy ships is investigated. It is revealed that this process is a complex organizational and technical task and is one of the most important components supporting the combat readiness of the fleet. The previously accumulated domestic and Soviet experience in organizing the supply of ships in combat service, as well as the capabilities of modern technologies, robotic loading and transportation facilities for organizing the provision of naval ships in various hydrological and meteorological conditions, are considered. The possibility of diversification of vehicles in the delivery of ammunition to fleet ships as part of modern logistics systems.
Methods. The analysis of the use of various modes of transport to provide ships with ammunition from the arsenals of the Navy. The most widely used in the process of providing ships is road transport. The main shortcomings, the use of road transport to provide ships, and the main ways to solve them are identified. Expert measurements identified and evaluated the main risks of the process of transporting ammunition to ships. The processing of expert opinions made it possible to determine the value of the priority risk number (PRN) when performing collateral tasks. The necessity of developing a calculation algorithm based on a mathematical model that allows assessing the emerging risks and their consequences when delivering ammunition to ships to compensate for their impact on humans and the environment is revealed. All this can make it possible to predict the probability of providing ammunition for ships in real time.
Conclusion. Firstly, one of the most effective areas of guaranteed supply of ammunition to ships, which can compensate for the emerging risks, is the ability to diversify the delivery of ammunition by various means of transport, depending on the remoteness of the ship, the time it takes to provide it, and the climatic and other conditions that create the risks. Secondly, robotic ammunition delivery vehicles will be able to improve the functioning of the existing system of missile and artillery technical support for the Navy ships as a whole, increase the reliability of delivery, and will also significantly reduce the risks that arise in the process of delivering ammunition to naval ships.
Keywords:
missile and artillery technical support, ships, ammunition, enlarged cargo unit, logistics,
robotic systems, unmanned delivery vehicles, diversification, expert measurements
References
- Volkov, V. D. 2016, Upravlenie raketno-artillerijskim tekhnicheskim obespecheniem sil i vojsk VMF [Management of missile and artillery technical support of forces and forces of the Navy]. Uchebnoe posobie [study guide]. St. Petersburg: VMA publ., 2016. (In Russ.).
- Kharchenko, V. L. 2016, Upravlenie tekhnicheskim obespecheniem morskim podvodnym vooruzheniem [Management of technical support for marine underwater weapons]. Elektronnoe uchebnoe posobie [electronic textbook]. St. Petersburg: VMA publ., 2016. (In Russ.).
- Material'no-tekhnicheskoe obespechenie vojsk (sil) v sovremennyh usloviyah (po opytu MTO vojsk (sil) pri podgotovke i v hode provedeniya operacii po likvidacii terroristicheskih organizacij v Sirijskoj arabskoj respublike) [Material and technical support of troops (forces) in modern conditions (according to the experience of the MTO of troops (forces) in the preparation and during the operation to liquidate terrorist organizations in the Syrian Arab Republic)]. Uchebnoe posobie [study guide]. St. Petersburg: VA MTO publ., 2016. (In Russ.).
- Sevryugin, E. N. 2017, Transportirovanie vooruzheniya i boepripasov [Transportation of weapons and ammunition]. – Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2017. №. 1-3, P. 39-44. (In Russ.).
- Ivanov, S. M. 2015, Organizaciya avtotransportnogo obespecheniya v voennom okruge v mirnoe i voennoj vremya [Organization of motor transport support in the military district in peacetime and wartime]. Voenno-teoreticheskij trud. St. Petersburg: VA MTO publ., 2015. (In Russ.).
- T-BAS: bespilotnyye gruzoperevozki [T-BAS: unmanned cargo transportation]. – Rossiyskiye Bespilotniki, 27.02.2018 [Elektronnyy resurs]. URL: https://russiandrone.ru/publications/t-bas-bespilotnye-gruzoperevozki/ (accessed 15.10.2019). (In Russ.).
- Voronov, V. V., 2018, Bespilotnyye aviasistemy dlya gruzoperevozok: otsenka razrabotok (chast' 2) [Unmanned aerial systems for cargo transportation: development assessment (part 2)]. – Aviatransportnoye obozreniye, 13.07.2018 [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.ato.ru/content/bespilotnye-aviasistemy-dlya-gruzoperevozok-ocenka-razrabotok-chast-2 (accessed 15.10.2019). (In Russ.).
- Predstavlen novyy vezdekhod «KamAZ-Arktika» [The new KamAZ-Arctic all-terrain vehicle has been introduced]. – Ex-RoadMedia, 28.12.2017 [Elektronnyy resurs]. URL: http://ex-roadmedia.ru/technics/vezdekhody/novosti-o-vezdekhodakh/6774-predstavlen-novyj-vezdekhod-kamaz-arktika (accessed 15.10.2019). (In Russ.).
- Ivanov, S. M. 2015, Optimizaciya processa pogruzochno-razgruzochnyh rabot pri kontejnernyh avtomobil'nyh perevozkah [Optimization of the process of loading and unloading during container road transport]. – Yubilejnaya mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya [Anniversary International Scientific and Practical Conference] Transport Rossii: problemy i perspektivy. St. Petersburg: Institut problem transporta im. N.S. Solomenko publ., 2015. (In Russ.).
- Vylegzhanin, R. S. 2016, Perspektivy razvitiya kontejnernyh perevozok v transportnoj sisteme RF [Prospects for the development of container transportation in the transport system of the Russian Federation]. – Mezhvuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya [Interuniversity scientific-practical conference] Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij. St. Petersburg: VA MTO publ., 2016. № 2-3, P. 18. (In Russ.).
- Ivanov, S. M. 2016, Kriterii effektivnosti sistemy dostavki raket avtomobil'nym transportom zenitnym raketnym vojskam [Efficiency criteria for a missile delivery system by road for anti-aircraft missile forces]. – Mezhdunarodnoj voenno-nauchnoj konferencii, nauchnyj sbornik [Materials of the International military-scientific conference, scientific collection]. – Vestnik vojskovoj PVO. Smolensk: VA PVO publ., 2016. (In Russ.).
- Vylegzhanin, R. S. 2017, Napravleniya povysheniya effektivnosti processa dostavki boepripasov avtomobil'nym transportom [Directions for improving the efficiency of the process of delivering ammunition by road]. Sbornik nauchnyh statej nauchno-teoreticheskoj konferencii. St. Petersburg: VA MTO publ., 2017. (In Russ.).
- Ivanov, S. M. 2015, Tekhnicheskie resheniya po povysheniyu gruzopod"emnosti avtotransportnyh sredstv pri vypolnenii voinskih avtomobil'nyh perevozok [Technical solutions to increase the carrying capacity of vehicles during military road transport]. – Yubilejnaya mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya [Anniversary International Scientific and Practical Conference] Transport Rossii: problemy i perspektivy. St. Petersburg: Institut problem transporta im. N.S. Solomenko publ., 2015. (In Russ.).
Information about the author
Vladimir A. Shmatchenko, major, postgraduate of the branch of the VUNTS Navy "Naval Academy" in Kaliningrad, Kaliningrad, Russian Federation.
Corresponding author
Vladimir A. Shmatchenko, e-mail: shmatchenko86@mail.ru
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense