Наука. Общество. Оборона
2020. Т. 8. № 2
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2020. Vol. 8. № 2
УДК: 740
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10243
Поступила в редакцию: 04.02.2020 г.
Опубликована: 07.05.2020 г.
Submitted: February 4, 2020
Published online: May 7, 2020
Для цитирования: Исаев А. А. Психология профессионального здоровья и вовлеченность: обзор концепций конца XX – начала XXI века. Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(2):23-23. DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10243.
For citation: Isaev A. A. Psychology of occupational health and work engagement: review of concepts late XX – early XXI centuries. Nauka. Obshchestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(2):23-23. (In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10243.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ
Обзорная статья
Психология профессионального здоровья и вовлеченность: обзор концепций конца XX – начала XXI века
А. А. Исаев 1
1 Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7427-2162, e-mail: andybodalisaev@gmail.com
Аннотация:
Введение. Психология профессионального здоровья - область знаний, которая приобретает сегодня все больше популярности и становится все более востребованной во многих самых разнообразных сферах. В этой статье мы фокусируемся на самых значимых теориях и концепциях этой области знаний, беря в круг рассмотрения как отечественных авторов, так и зарубежных. Мы обобщаем важные концепции профессионального здоровья и различные плотно сопряженные с этой сферой концепции. В частности, подробнее остановимся на понятии “Вовлеченность”. В круг наших интересов вошли как отечественные концепции и термины, так и исследования зарубежных авторов.
Основная часть. В начале статьи указываются наличествующие в российской научной литературе определения профессионального здоровья В.А. Пономаренко, В.И. Шостак, Л.М. Митиной, А.Г. Маклакова, Г.С. Никифорова и других. Логичным продолжением в статье является рассмотрение теории зарубежных авторов в контексте психологии профессионального здоровья: концепция психологического капитала (PsyCap); концепция вовлеченности A. Bakker (рассматриваемая некоторыми авторами как синоним профессионального здоровья, а также как противоположность концепции профессионального выгорания); концепция холистического здоровья (М. Фридман, Р. Розенман), которая определяет профессиональное здоровье как составляющую интегративного здоровья.
Заключение. Рассматриваемые исследования эволюционируют и представляют как практическую, так и теоретическую значимость для психологии профессионального здоровья. На сегодняшний день мы видим обращение к позитивному пониманию психологии здоровья и все более широкое обращение к изучению его позитивных феноменов, а также вопросов профилактики и сохранения.
Ключевые слова:
психология здоровья, вовлеченность, профессиональное здоровье, отношение к здоровью
ВВЕДЕНИЕ
Психология профессионального здоровья – отрасль, которая становится все более обсуждаемой и растущей в самых различных приложениях. В этой статье мы рассматриваем наиболее важные теории этого направления, принимая во внимание как отечественных авторов, так и зарубежных. Отдельное внимание мы уделим понятию “Вовлеченность”.
Ученые, исследующие здоровье работников полагают, что под этим термином можно понимать “возможность человека аккумулировать нужные компенсаторные и защитные особенности, имеющие связь с профессиональной надежностью и работоспособностью при самых разных проявлениях профессиональной деятельности” (В. А. Пономаренко) [17], либо более обширно, как “возможность человека удерживать важные компенсаторные и защитные особенности, влияющие на работу в среде, в которой происходит деятельность работника”.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
А. Г. Маклаков подчеркивает, что здоровье работников – “это определенная степень компонентов здоровья специалиста, отвечающая запросам профессиональной деятельности и влияющая на ее эффективность” [11]. Маклаков ввел понятие «Личностный адаптационный потенциал». Автор использует это понятие, подразумевая интегральное свойство психики. Это свойство, в теории Маклакова, значимо влияет на уровень адаптированности и профессиональное здоровье.
Р. А. Березовская определяет профессиональное здоровье как степень уравновешенности социальных запросов социума и свободы действий индивида в алгоритме рабочей деятельности [1].
А. В. Антоновский сообщает, что «общим для всех значений есть то, что изучение профессионального здоровья как проникающего в другие структуры понятия, находится в контексте схемы «здоровье - адаптированность - работоспособность - эффективность» [28].
Обозначая психологическое благополучие как набор компонентов, О. В. Хухлаева обозначает между ними следующие:
- “аксиологический: главным образом содержит ценности собственного «Я» индивида и ценности «Я» остальных людей – безоговорочное принятие самого себя при определенно обширном знании себя, принятие остальных людей без уточнения их специфики;
- инструментальный: включает работу рефлексии как способа самоисследования, возможности аккумулировать свое сознание на себе, своем душевном мире и своем положении во взаимодействиях с остальными;
- потребностно-мотивационный: предполагает присутствие у индивида мотива саморазвития. Это предполагает, что индивид превращается в субъекта собственного существования, у него присутствует глубинный фактор активности, который является локомотивом развития человека” [24].
ТЕОРИЯ ВОВЛЕЧЕННОСТИ
В ходе экспериментов М. П. Лейтер и С. Маслач [32] определили, что вовлеченность включает в себя энергичность, эффективность, заинтересованность – три фактора, противоположных выгоранию. Они доказывают это тем, что при выгорании энергия превращается в усталость, увлеченность в цинизм, эффективность в неэффективность. Соответственно, вовлечённость проявляется противоположной закономерностью оценок по трём категориям MBI (методика измерения выгорания Маслача): низкими результатами по истощению и цинизму, высокими по профессиональной эффективности [32].
Иная точка зрения свидетельствует о том, что вовлечённость – это определение, противоположное выгоранию. Таким образом, вовлеченность в работу – это позитивное, полноценное, аффективно-мотивационное, сопряженное с работой состояния благополучия, которое определяется энергичностью, преданностью, погруженностью в деятельность [34].
В. А. Кан [30] выбрал другой подход для концептуализации вовлечённости: «вовлечённые работники психологически, физически включены в исполнение своих рабочих ролей. Таким образом вовлечённые работники отдают многое работе, потому что идентифицируются с ней». По идее Кана [30], возможны динамическая и диалектическая связи между человеком, который имеет власть над своей энергией (физической, когнитивной, эмоциональной) выступая как работник, с одной стороны, и рабочей ролью, позволяющей выразить себя, с другой стороны.
Впечатленный работой Кана, Н. П. Ротбард [33] обозначил вовлечённость, как двумерную мотивационную структуру, которая вмещает внимание (“когнитивная доступность и количество времени, которое человек тратит на размышления о роли”) и абсорбцию (“интенсивность своего внимания на роли”). Нужно отметить, что особенным ориентиром вовлеченности для Кана [30] является роль рабочей деятельности, в то время как для тех, кто полагает вовлеченность позитивной противоположностью выгорания, это сама работа.
И. Хеллевиг [23] трактует вовлеченность как мнение работника об организации, ее начальниках, требованиях и трудовой среде, при котором он выражает настоящее внимание к достижениям организации и хочет выполнять свои обязанности, превышая установленные стандарты. Подобным образом можно обозначить вовлеченность в работу как то, в какой степени человек идентифицирует себя со своей работой.
Вовлеченность плотно сопряжена и с мотивацией, и с удовлетворенностью: чем сильнее работник увлечен деятельностью, тем сильнее он удовлетворен позицией в компании. Вовлеченность включает в себя потребность человека много работать и применять усилия больше тех, что требуются от обыкновенного сотрудника.
КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
В работах Г. С. Никифорова [16] о профессиональном здоровье четко показано, что выгоранию лучше сопротивляются те профессионалы, которые осознают свой труд как миссию, значимо оценивают смыслы профессиональной деятельности. Это означает, что вовлеченность является близкой к структурам профессионального самосознания, высшим ступеням развития человека как личности и как профессионала.
Вовлеченность и мотивация и энергетические ресурсы человека связаны друг с другом в модели РТР Бэккера [29], которая указывает на два независимых процесса: мотивационный процесс (увлеченность) и процесс истощения энергии (стресс). Структура ресурсов и требований и работы (РТР), созданная голландскими организационными психологами А. Беккером и Е. Демероути [29], характеризует специфику взаимодействия требований и ресурсов деятельности и определяет механизмы их совместного эффекта.
Адам Цукерман [25] расчленяет структуры вовлеченности примерно на три главных блока: сопряженные с фигурой управляющего, с торговой маркой организации, помимо этого, с особенностями деятельности и обстановкой на рабочем месте. Сообразуясь с этой моделью вовлеченности, фундамент вовлеченности работников определяют: привязанность к организации; обстановка, способствующая к напряженной работе и помогающая росту трудовых индексов; помимо этого, личные условия работы: трудовая обстановка.
Ученые из Великобритании Девид Маклеод и Нита [2] говорят о четырех важнейших условиях вовлеченности работников – лидерство (leadership), стимулирующие менеджеры (engaging managers), возможность собственного голоса (voice) и соблюдение правил рабочей этики (integrity).
Если брать во внимание психологическое благополучие, то различные авторы делят теорию благополучия на два подхода: гедонистический (от греч. hedone – «наслаждение») и эвдемонистический (от греч. eudaimonia – «счастье, блаженство»).
Согласно эвдемонистическму подходу К. Рифф [6] построила сложную систему психологического благополучия. Эта система представляет собой шесть главных структур: присутствие цели в жизни, положительные отношения с людьми, личностный рост, контроль своего окружения, самопринятие и независимость.
Одной из важных сложностей, имеющихся в книгах о вовлеченности работников, является отсутствие общепринятого понятия. Принимая во внимание обзор книг, представленный в работе Сандип Кулар, мы имеем возможность выделить некоторые теории в этом направлении [Kular et al., 2008].
Одно из исследований, касающихся вовлеченности, было проведено Каном в 1990 году. Поэтому мы в праве уточнить, что теме вовлеченности больше пятнадцати лет. Кан понимает вовлеченность работников как изучение сотрудниками компании своих рабочих функций; вовлеченные работники реализуются физически, интеллектуально и эмоционально в ходе профессиональной деятельности [30]. Кан считает:
- Интеллектуальный компонент вовлечения работников затрагивает размышления работников о компании, ее ключевых фигурах и трудовой обстановки.
- Эмоциональный компонент касается того, как работники относятся к каждому из компонентов и существует ли у них позитивное или негативное мнение о компании и ее начальниках.
- Физический компонент вовлечения работников затрагивает физическую силу, которую отдают работники, выполняя свои трудовые функции [Kahn, 1990].
В последующих исследованиях вовлечение работников больше обозначается терминами приверженности, синонимичные с лояльностью, как пример эмоциональная и интеллектуальная лояльность месту работы [Baumruk, 2004; Richman, 2006; Shaw, 2005], или теории вложений и инвестиций: число самостоятельных действий, отданных работниками в осуществление собственной профессиональной деятельности [Frank, Finnegan, & Taylor, 2004].
Несмотря на факт того, что множеством работ учитывается многомерность системы вовлеченности работников, о чем говорил Кан, постоянно обнаруживаются намерения придумать несложное и упрощенное значение. Подобный вектор чаще обнаруживается в бизнесе. Исследователь Трусс с другими учеными обозначает вовлеченность работников как «желание профессиональной деятельности», что, согласно их убеждениям, определяет главный предмет, который проскальзывает сквозь все психологические состояния, обозначенные Каном в трех факторах вовлеченности [Truss et al., 2006]. Робинсон и коллеги обозначает вовлеченность как «единую ступень наверх от обязанностей» [Robinson, Perryman & Hayday, 2004].
Иное направление теоретического понимания вовлеченности – использование механизмов концепции обмена. Сакс считает, что сильное теоретическое обоснование к пониманию вовлечения работников мы способны обнаружить в концепции общественного обмена (SET) [Saks, 2006]. Фундаментом концепции общественного обмена является то, что общение работника и рабочей структуры эволюционируют постепенно в честные, стойкие обоюдные требования до того момента, пока стороны принимают так называемые "условия" обмена [Cropanzano, Mitchell 2005]. Исходя из этого, вовлеченность в понятиях этой концепции, понимается как способность работника вкладывать собственные умственные и эмоциональные вложения в то, чем занимается организация, меняя свои вложения на возможности, которые может дать организация.
Обобщая работы в сфере изучения вовлеченности работников, Девид Маклеод и Нита Кларк рассуждают о самых разных обозначениях вовлеченности. Много работ построены на изучении единичном компоненте вовлеченности (эмоциональном, когнитивном или поведенческом), остальные – на единичном или некоторых, но не на всех. С учетом этого, в тестах на определение вовлеченности работников неодинаково обсуждаются итоги деятельности: исходя из прихода и ухода работников, итогов работы, выручки. В некоторых работах внимание уделяется условиям, в остальных вовлеченность обсуждается на разных ступенях, например, группа, организация [MacLeod, Clarke, 2006].
Мэй с другими психологами сравнивают вовлеченность с остальными терминами. По их убеждению, вовлеченность очень плотно сопряжена с понятиями «участие в рабочем процессе» (job involvement) и «поток» (flow) [May, Gilson & Harter, 2004].
Существует несколько ключевых компонентов, с помощью которых сегодня исследуется вовлеченность:
- Что представляет собой вовлеченность работников?
- Как возможно осуществлять контроль над вовлеченностью?
- Какие существуют результаты действия вовлеченности для компании?
- Каким образом вовлеченность сопряжена с личностными чертами?
- Каким образом вовлеченность сопряжена с отношением работников к управлению кампанией? [Kular et al., 2008]
В исследовании, в котором проводилась репликация системы Кана, Мэй с другими исследователями определили, что осмысленность, отсутствие опасности и доступность в высокой мере сопряжены с вовлеченностью. Помимо этого ученые обнаружили, что наполнение рабочей деятельности и роли являются позитивной причиной психологического веса рабочей деятельности; оценивание работника и похвала начальника положительно сопряжены с психологической безопасностью, между тем принятие работником норм и самосознание связаны отрицательно. Ресурсы были сопряжены с психологической готовностью, однако присутствие разных обязанностей было отрицательным фактором. В общем были замечены существенные различия в показаниях сотрудников в зависимости от вовлеченности [May, Gilson & Harter, 2004].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нами проанализированы главные концепции профессионального здоровья и теории вовлеченности. В рассматриваемые концепции попали как отечественные авторы и понятия, так и работы зарубежных специалистов. Разработка выбранной проблематики постоянно расширяется как российскими, так и зарубежными исследованиями, которые на сегодняшний день продолжают эволюционировать и представляют как практическую, так и теоретическую значимость для психологии профессионального здоровья. Сегодня мы наблюдаем поворот к позитивному пониманию психологии здоровья и все более тщательное обращение к исследованию его позитивных феноменов, а также вопросов профилактики и сохранения.
Список литературы
- Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью. – Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 1999. №. 2. С. 61-70.
- Березовская Р. А. Психология профессионального здоровья за рубежом: современное состояние и перспективы развития. – Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. №. 26. С. 12-12.
- Ботова В. Г. Проблемы управления вовлеченностью и приверженностью сотрудников в современных компаниях. – Вестник магистратуры. 2016. №. 12-2. С. 146.
- Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии. – Вопросы психологии. 1997. Т. 5. С. 3-19.
- Воронина А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа. – Сибирский психологический журнал. 2005. №. 21.
- Гришина Н. В. Я и другие: общение в труд. коллективе. Ленинград: Лениздат, 1990.
- Гук А. И., Самохвалова С. М. Модели вовлеченности персонала. – Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. 2014. №. 5. С. 392-395.
- Ермолаева Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность. – Психологический журнал. 2001. Т. 22. №. 4. С. 51-59.
- Зинченко Ю. П., Бусыгина И. С. Психологическое здоровье и профессиональная самореализация руководителя. – Национальный психологический журнал. 2013. №1 (9).
- Коржова Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. М., 2004.
- Кричевский Н. А., Гончаров С. Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и Ко, 2007.
- Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях [Прогнозирование поведения людей в экстремальных условиях деятельности]. – Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.
- Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих. СПб., 1996.
- Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М., 2005.
- Мясищев В. Н. Психология отношений. Воронеж, 1995.
- Никифоров Г. С. и др. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПГУ, 1991.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. СПб., 1989.
- Никифоров Г. С., Августова Л. И. Психология профессионального здоровья. –Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика. Под ред. Никифорова ГС. СПб, 2010.
- Пономаренко В. А. Экстремальность и проблема отношения к профессиональной деятельности и в профессиональной жизнедеятельности. – Мир психологии. 2006. № 4. С. 38-46.
- Правдина Л. Р., Васильева О. С., Короткова Е. В. Психология здоровья в практике преподавания дисциплины «Культура здоровья». – Психология в вузе. 2009. № 6. С. 28-58.
- Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. М., 2006.
- Разумов А. Н., Пономаренко В. А., Пискунов В. А. Здоровье здорового человека (Основы восстановительной медицины). М., 1996. Т. 6.
- Сокольская М. В. Личностное здоровье профессионала. – Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2009. №. 5.
- Фролова Ю. Г. Биопсихосоциальная модель как концептуальная основа психологии здоровья. М., 2008.
- Хеллевиг Й. Что такое вовлеченность персонала и почему она так важна [Электронный ресурс]. – URL: https://www.awaragroup.com/ru/blog/what-employee-engagement-is-and-why-it-matters/ (дата обращения: 22.05. 2017).
- Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2001.
- Чуланова О. Л., Припасаева О. И. Вовлеченность персонала организации: основные подходы, базовые принципы, практика использования в работе с персоналом. –Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 2 (33).
- Шингаев С. М. Профессиональное здоровье в управленческой деятельности. –Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. М., 2014.
- Шостак В. И. Профессиональное здоровье. – Психология профессионального здоровья. 2006. С. 67.
- Шувалов А. В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья. – Вопросы психологии. 2004. Т. 14.
- Bakker A. B., Demerouti E. Towards a model of work engagement. IN: Career development international. 2008. Т. 13. №. 3. P. 209-223.
- Kahn W. A. Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work IN: Academy of management journal. 1990. Т. 33. №. 4. С. 692-724.
- Lynn R. Dysgenics: Genetic deterioration in modern populations. Westport, CT: Praeger, 1996. Т. 1. №. 4.
- Maslach C., Jackson S. E., Leiter M. P. MBI: Maslach burnout inventory. Sunnyvale (CA): CPP, Incorporated, 1996.
- Rothbard N. P. Enriching or depleting? The dynamics of engagement in work and family roles IN: Administrative science quarterly. 2001. Т. 46. №. 4. P. 655-684.
- Schaufeli S. González-Romá, & Bakker (2002) Schaufeli, WB, Salanova, M., González-Romá, V., & Bakker, AB (2002). The measurement of engagement and burnout: A two sample confirmatory factor analytic approach. – IN: Journal of Happiness Studies. Т. 3. № 1. P. 71-92.
Информация об авторе
Исаев Андрей Андреевич, магистр психологии, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Исаев Андрей Андреевич, e-mail: andybodalisaev@gmail.com
NATION’S HEALTH
Review
Psychology of occupational health and work engagement:
review of concepts late XX – early XXI centuries
A. A. Isaev 1
1 Saint-Petersburg State University, Saint-Petersburg, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7427-2162, e-mail: andybodalisaev@gmail.com
Abstract:
Introduction. Psychology of occupational health is a field of knowledge that is becoming more and more popular today and it is becoming more and more popular in many different areas. In this article, we focus on the most important theories and concepts of this field of knowledge, taking into consideration both domestic and foreign authors. We summarize important concepts of occupational health and various closely related concepts. In particular, we attend at the concept of “Involvement” in more detail. Our interests include both domestic concepts and terms, as well as research by foreign authors.
Main part. At the beginning of the article, there are Russian authors who research professional health (V. A. Ponomarenko, V. I. Shostak, L. M. Mitina; A. G. Maklakov; G. S., Nikiforov, etc.). A continuation of the article is the review of foreign authors theories in the context of occupational health psychology: the concept of psychological capital (PsyCap); the concept of involvement by Bakker A. B. (considered by some authors as a synonym for professional health, as well as the opposite of the concept of professional burnout); the concept of holistic health (M. Friedman, R. Rosenman), which defines occupational health as a component of integrative health.
Conclusion. The studies in the psychology of occupational health are evolving and have both practical and theoretical implications for occupational health psychology. Today we see an appeal to a positive understanding of the psychology of health and an increasing appeal to the study of positive phenomenal, as well as issues of prevention and preservation of health.
Keywords:
occupational health, work engagement, involvement, health
References
- Berezovskaya R. A., 1999, Otnoshenie menedzherov k zdorov'yu [Managers ' attitude to health]. – Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 6. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 1999. no. 2. S. 61-70. (In Russ.).
- Berezovskaya R. A., 2012, Psikhologiya professional'nogo zdorov'ya za rubezhom: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Psychology of professional health abroad: current state and development prospects]. – Psikhologicheskie issledovaniya: elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2012. T. 5. no. 26. S. 12-12. (In Russ.).
- Botova V. G., 2016, Problemy upravleniya vovlechennost'yu i priverzhennost'yu sotrudnikov v sovremennykh kompaniyakh [Problems of managing employee engagement and commitment in modern companies]. – Vestnik magistratury. 2016. №12-2. P. 146. (In Russ.).
- Bratus' B. S., 1997, K probleme cheloveka v psikhologii [On the human problem in psychology]. – Voprosy psikhologii. 1997. T. 5. P. 3-19. (In Russ.).
- Voronina A. V., 2005, Problema psikhicheskogo zdorov'ya i blagopoluchiya cheloveka: obzor kontseptsii i opyt strukturno-urovnevogo analiza [The problem of mental health and human well-being: a review of concepts and experience of structural-level analysis]. – Sibirskii psikhologicheskii zhurnal. 2005. no. 21. (In Russ.).
- Grishina N. V., 1990, Ya i drugie: obshchenie v trud. kollektive [Me and others: communication in the workspace]. Lenizdat, 1990. (In Russ.).
- Guk A. I., Samokhvalova S. M., 2014, Modeli vovlechennosti personala [Employee engagement models]. – Upravlenie chelovecheskimi resursami–osnova razvitiya innovatsionnoi ekonomiki. 2014. no. 5. S. 392-395. (In Russ.).
- Ermolaeva E. P., 2004, Professional'naya identichnost' i marginalizm: kontseptsiya i real'nost' [Professional identity and marginalism: concept and reality]. – Psikhologicheskii zhurnal. 2004. (In Russ.).
- Zinchenko Yu. P., Busygina I. S., 2013, Psikhologicheskoe zdorov'e i professional'naya samorealizatsiya rukovoditelya [Psychological health and professional self-realization of the Manager]. – Natsional'nyi psikhologicheskii zhurnal. 2013. № 1 (9). (In Russ.).
- Korzhova E. Yu., 2004, Psikhologiya lichnosti: Tipologiya teoreticheskikh modelei [Personality psychology: Typology of theoretical models], 2004.
- Krichevskii N. A., Goncharov S. F., 2007, Korporativnaya sotsial'naya otvetstvennost' [Corporate social responsibility]. M.: Dashkov i Ko, 2007. (In Russ.).
- Maklakov A. G., 2001, Lichnostnyi adaptatsionnyi potentsial: ego mobilizatsiya i prognozirovanie v ekstremal'nykh usloviyakh [Prognozirovanie povedeniya lyudei v ekstremal'nykh usloviyakh deyatel'nosti] [Personal adaptive potential: its mobilization and forecasting in extreme conditions [Predicting people's behavior in extreme conditions of activity]. – Psikhologicheskii zhurnal. 2001. T. 22. no. 1. S. 16-24. (In Russ.).
- Maklakov A. G., 1996, Osnovy psikhologicheskogo obespecheniya professional'nogo zdorov'ya voennosluzhashchikh [Basics of psychological support for professional health of military personnel]. IN: SPb., 1996.
- Mitina L. M., Mitin G. V., Anisimova O. A., 2005, Professional'naya deyatel'nost' i zdorov'e pedagoga [Professional activity and health of the teacher], 2005. (In Russ.).
- Myasishchev V. N., 1995, Psikhologiya otnoshenii [Psychology of relationships]. Voronezh, 1995. (In Russ.).
- Nikiforov G. S. i dr., 1991, Psikhologicheskoe obespechenie professional'noi deyatel'nosti [Psychological support of professional activity]. SPb.: SPSU publishing house, 1991. (In Russ.).
- Nikiforov G. S., 1989, Samokontrol' cheloveka [Human self-control], 1989. (In Russ.).
- Nikiforov G. S., Avgustova L. I., 2010, Psikhologiya professional'nogo zdorov'ya [Psychology of occupational health]. – Psikhologicheskoe obespechenie professional'noi deyatel'nosti: teoriya i praktika. Pod red. Nikiforova G.S. Speech, 2010. (In Russ.).
- Ponomarenko V. A., 2006, Ekstremal'nost' i problema otnosheniya k professional'noi deyatel'nosti i v professional'noi zhiznedeyatel'nosti [Extremity and the problem of attitude to professional activity and in professional life]. – Mir psikhologii. 2006. no. 4. P. 38-46. (In Russ.).
- Pravdina L. R., Vasil'eva O. S., Korotkova E. V., 2009, Psikhologiya zdorov'ya v praktike prepodavaniya distsipliny «Kul'tura zdorov'ya» [Health psychology in the practice of teaching the discipline “health Culture”]. – Psikhologiya v vuze. 2009. no. 6. P. 28-58. (In Russ.).
- Pryazhnikova E. Yu., Pryazhnikov N. S., 2006, Proforientatsiya [Career guidance]. Academy, 2006. (In Russ.).
- Razumov A. N., Ponomarenko V. A., Piskunov V. A., 1996, Zdorov'e zdorovogo cheloveka (Osnovy vosstanovitel'noi meditsiny) [The health of a healthy person (Basics of restorative medicine)]. M., 1996. T. 6. (In Russ.).
- Sokol'skaya M. V., 2009, Lichnostnoe zdorov'e professionala [Personal health of a professional]. – Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Filologiya, pedagogika, psikhologiya. 2009. no. 5. (In Russ.).
- Frolova Yu. G., 2008, Biopsikhosotsial'naya model' kak kontseptual'naya osnova psikhologii zdorov'ya [Biopsychosocial model as a conceptual basis for health psychology], 2008. (In Russ.).
- Khellevig I. Chto takoe vovlechennost' personala i pochemu ona tak vazhna [What is employee engagement and why is it so important] [Electronic resource] IN: URL: https://www.awaragroup.com/EN/blog/what-employee-engagement-is-and-why-it-matters/ (accessed on 22.05. 2017). (In Russ.).
- Khukhlaeva O. V., 2001, Osnovy psikhologicheskogo konsul'tirovaniya i psikhologicheskoi korrektsii [Basics of psychological counselling and psychological correction]. Moscow, 2001. P. 202. (In Russ.).
- Chulanova O. L., Pripasaeva O. I., 2016, Vovlechennost' personala organizatsii: osnovnye podkhody, bazovye printsipy, praktika ispol'zovaniya v rabote s personalom - Internet-zhurnal Naukovedenie [Involvement of the organization's personnel: basic approaches, basic principles, and practices in working with personnel]. – Internet journal of the sociology of Science. 2016. T. 8. no. 2 (33). (In Russ.).
- Shingaev S. M., 2014, Professional'noe zdorov'e v upravlencheskoi deyatel'nosti [Professional health in management activities]. – Eksperimental'naya psikhologiya v Rossii: Traditsii i perspektivy, 2014. (In Russ.).
- Shostak V. I., 2006, Professional'noe zdorov'e – Psikhologiya professional'nogo zdorov'ya [Professional health]. – Psychology of professional health. 2006. P. 67. (In Russ.).
- Shuvalov A. V., 2004, Gumanitarno-antropologicheskie osnovy teorii psikhologicheskogo zdorov'ya [Humanitarian and anthropological foundations of the theory of psychological health]. – Voprosy psikhologii. 2004. Vol. 14. (In Russ.).
- Bakker A. B., Demerouti E. Towards a model of work engagement. – Career development international. 2008. Т. 13. №. 3. С. 209-223.
- Kahn W. A., 1990, Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work. – Academy of management journal. 1990. Т. 33. №. 4. P. 692-724.
- Lynn R., 1996, Dysgenics: Genetic deterioration in modern populations. Westport, CT: Praeger, 1996. Т. 1. №. 4.
- Maslach C., Jackson S. E., Leiter M. P., 1996, MBI: Maslach burnout inventory. Sunnyvale (CA) : CPP, Incorporated, 1996.
- Rothbard N. P., 2001, Enriching or depleting? The dynamics of engagement in work and family roles. – Administrative science quarterly. 2001. Т. 46. №. 4. P. 655-684.
- Schaufeli S. González-Romá, & Bakker (2002) Schaufeli, WB, Salanova, M., González-Romá, V., & Bakker, AB (2002). The measurement of engagement and burnout: A two sample confirmatory factor analytic approach. – Journal of Happiness Studies. Т. 3. № 1. P. 71-92.
Information about the author
Andrey A. Isaev, master's degree in psychology, postgraduate student of St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation.
Corresponding author
Andrey A. Isaev, e-mail: andybodalisaev@gmail.com
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense