Наука. Общество. Оборона
2020. Т. 8. № 3
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2020. Vol. 8. № 3
УДК: 78.05:355
DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10251
Поступила в редакцию: 10.06.2020 г.
Опубликована: 15.07.2020 г.
Submitted: June 10, 2020
Published online: July 15, 2020
Для цитирования: Русаков Ю. А. Патриотическое воспитание военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры на опыте боевых действий. Наука. Общество. Оборона. Москва. 2020;8(3):36-36. DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10251.
For citation: Rusakov Yu. A. Patriotic education of military personnel by means of military musical culture on the experience of military operations. Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2020;8(3):36-36. (In Russ.) DOI: 10.24411/2311-1763-2020-10251.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Обзорная статья
Патриотическое воспитание военнослужащих
средствами военно-музыкальной культуры
на опыте боевых действий
Ю. А. Русаков 1
1 Военный университет Министерства обороны,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8846-8251, e-mail: Yrii.rusakov@yandex.ru
Аннотация:
Введение. В настоящей статье представлены результаты теоретического анализа данных, отображенных в ранее проведенных исследованиях в контексте заявленной темы.
Целью исследования стало теоретическое обоснование значимости средств военно-музыкальной культуры в патриотическом воспитании военнослужащих на опыте боевых действий.
Результаты. Сделан вывод о том, что в процессе формирования патриотического сознания и воспитании патриотических качеств у военнослужащих следует опираться на два приёма: первый – создание психического образа действий; второй – трансляция модели героического поступка. Кроме того, важным условием выступает совокупность применения указанных приёмов во взаимосвязи между собой и с применением средствам военно-музыкальной культуры способно значимо активизировать исследуемый педагогический процесс. Заключение. Результаты исследования, представленные в статье, имеют практическую значимость, так как позволяют целенаправленно и научно-обосновано использовать разнообразие средств военно-музыкальной культуры в патриотическом воспитании военнослужащих, актуальность которого сохраняется до настоящего времени.
Ключевые слова:
патриотическое воспитание, военнослужащие, средства, военно-музыкальная культура,
боевые действия, Сирия
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Предшествующий настоящему исследованию анализ данных, представленных в литературных источниках, авторы которых подвергают анализу различные аспекты патриотического воспитания [1], [3], [4], позволил выявить ряд противоречий, сложившихся в силу социально-экономических трансформаций в современном обществе, нашедших своё отражение в воспитательном процессе подрастающего поколения в целом и военнослужащих в частности.
Обобщение результатов, полученных в ходе теоретического анализа данных, дало возможность сформулировать наиболее острое противоречие в рамках темы настоящего исследования между квалификационными требованиями, предъявляемые к военнослужащим в соответствии со специальностью и развиваемыми у них личностными качествами гражданина-патриота. В данном контексте можно отметить отсутствие выдвигаемых к военнослужащему требований, позволяющих говорить о степени его готовности к защите Родины, отдавая при этом предпочтение развитию к него способности действовать в нестандартных ситуациях и необходимости достижения им высокого уровня физической подготовленности [10].
Кроме того, выявленные недостатки в действующей образовательно-воспитательной системе подготовки военнослужащих вступает в противоречие с отмеченной в приказе Министра обороны «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации» [9] необходимости формирования государственно-патриотического сознания, системы воинских ценностей и традиций в работе со всеми категориями личного состава. Опираясь на вышесказанное, можно заключить, что на сегодняшний день вопрос поиска наиболее эффективного пути организации патриотического воспитания военнослужащих не теряет своей актуальности.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Научно обоснован факт влияния музыки на организм человека, о чём свидетельствуют результаты, полученные в ходе многочисленных исследований (И. М. Догель, М. Р. Могнедович, С. В. Шушарджан, Л. В. Калюжный, С. Я. Классин и другие). В частности, в ряде научных трудов представлены данные, демонстрирующие влияние музыки на нейроэндокринную функцию, выполняющие ведущую роль в проявлении эмоциональных реакциях человека. В научных работах М. Р. Могнедовича отражен механизм воздействия музыки на психическое состояние человека через физиологический субстрат [8].
В настоящее время существуют научно обоснованные доказательства, демонстрирующие в качестве результата музыкального воздействия разнообразные физиологические реакции, обусловленные сложным механизмом механической рецепции (слуховые и вибротактильные анализаторы) [5].
Названный механизм включает в себя три основных этапа:
- акустический, как сенсорный акт, в ходе которого происходит трансформация физической энергии в психическую, в результате чего осуществляется воздействие на сознание человека;
- физиологический, действие которого основано на воспроизведении ритма и интонационного состава мышечным аппаратом и перцептивном воспроизведении их на голосовые связки. Важное значение, в данном случае, приобретает отобранный музыкальный репертуар.
- психологический, в основе которого лежат реакции слуховой адаптации, способные вызвать конкретные ассоциации, эстетические переживания, что в совокупности оказывает сильное влияние на психоэмоциональное состояние человека [11]. Сказанное объясняется возбуждением областей мозга, в результате чего происходит активизация выработки нейромедиаторов (эндорфины – хорошее настроение, дофамины – «гормоны удовольствия», эндоканнабиноиды – снижают чувство тревоги), которые определяют эмоциональное состояние человека [11].
Если первые два из вышеназванных этапов являются универсальными для всех людей, то третий этап восприятия – индивидуален для каждого, что обусловлено личностными факторами (жизненный опыт, музыкальность, уровень образованности и т.д.), способными вызвать реакции, характерные для конкретного человека в процессе прослушивания им музыкального произведения [12].
Целью настоящего исследования стало теоретическое обоснование значимости средств военно-музыкальной культуры в патриотическом воспитании военнослужащих на опыте боевых действий, в том числе в современных условиях.
СРЕДСТВА ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В рамках заявленной темы исследования структурно обособляются три составляющих:
- патриотическое воспитание как процесс,
- военно-музыкальная культура как средство и
- боевые действия как условия реализации воспитательного процесса.
В контексте нашего исследования, патриотическое воспитание можно представить в виде педагогического процесса (педагогическое воздействие в ходе реализации которого осуществляется средствами военно-музыкальной культуры), ориентированного на развитие (в процессе музыкальной деятельности) любви к Родине через осознание культурных ценностей.
Следует обратить внимание на условие реализации исследуемого процесса – наличие у военнослужащих опыта участия в боевых действиях. Первоначально, опираясь на представленные в проведенных ранее исследованиях данные, выявим ведущие факторы, регламентирующие поведение военнослужащего в условиях ведения боевых действий, среди них:
- физическое переутомление (физиологический и психологический аспекты);
- стресс (психологический аспект);
- страх (психологический аспект);
- уровень мотивации (педагогический и психологический аспекты);
- боевой настрой (педагогический и психологический аспекты) [13].
Совокупность перечисленных факторов формирует индивидуальный психолого-профессиональный образ каждого военнослужащего, который определяет образ действий, то есть осознанную модель поведения в условиях выполнения профессиональной деятельности таком случае, для воспитания патриотического сознания любыми средствами, в том числе и средствами военно-музыкальной культуры, следует изначально задать требуемый психический образ военнослужащего, представляющий осознанную модель его поведения в профессиональной деятельности.
Демонстрация подобного образа способна вызвать у военнослужащих осознание своих действий, придать уверенность в своих силах и готовность действовать. Детальная трансляция психического образа с изначально заданными параметрами, то есть вобравшего в себя все те личностные качества человека, которыми определяется его гражданская позиция и патриотическое сознание, а также полнота его передачи, обуславливает эффективность профессиональной деятельности военнослужащего, получившего модель практических действий в ходе выполнения служебно-боевых задач.
Психологический образ крайне необходим в виду того, что профессиональная деятельность военнослужащих в условиях боевых действий обладает специфическими особенностями, выявленными и сформулированными нами ниже:
- возникновение у военнослужащих чувства нереальности происходящего, которое часто характеризуется участниками боевых действий как застывшей и искусственной. Одним из выходов из подобной ситуации является активное включение личного состава в интенсивную деятельность;
- возникновение у военнослужащих чувства психологического отчуждения, характеризующегося отсутствием связи между их действиями и достижением поставленной перед коллективом цели, не позволяющее эффективно разрешать профессиональные задачи.
Обращаясь к ретроспективному анализу боевых действий, развернувшихся в Сирийской Арабской Республике, нами было установлено, что правильно сформированный психический образ в совокупности с мотивами, установками и волевым усилием способен задавать адекватную боевой ситуации деятельность военнослужащего, о чем свидетельствует доклад вице-адмирала А. О. Воложинского на круглом столе на тему «Опыт выполнения задач группировками войск (сил) в Сирийской Арабской Республике» [7].
Опираясь на информацию, представленную в вышеназванном докладе, нами были выявлены основные факторы, способные оказать значимое влияние на психическое состояние военнослужащих, среди них:
- степень информированности военнослужащих о совершенных в истории героических подвигах военнослужащих;
- осознание значимости выполнения профессиональных задач военнослужащих в условиях боевых действий;
- наличие поддержки военнослужащих со стороны государства (законодательными актами), семьи (социальными гарантиями) и других участников боевых действий (коммуникационная составляющая, включающая в себя сплоченность, взаимовыручку, помощь и т.д.);
- уровень сформированной мотивации военнослужащих необходимый для выполнения поставленных перед ними профессиональных задач, обусловленных сложившейся боевой ситуации;
- информационная обеспеченность военнослужащих, позволяющая им эффективно противодействовать воздействию противника.
Основываясь на вышеназванном, можно заключить, что в качестве важной в условиях боевых действий пропедевтической задачи, способной значимо отразится на продуктивности профессиональной деятельности военнослужащих в условиях боевых действий, является формирование у них психического образа действий, соответствующего образу защитника Отечества, обладающего высоким уровнем сформированности патриотического сознания. В этом случае педагогические средства военно-музыкальной культуры могут сыграть немаловажную роль, так как потенциальные возможности музыки в формировании патриотических качеств личности, безграничны, подтверждение чему мы находим в исследованиях И. И. Блонского, Д. Б. Кабалевского, В. Я. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др.
Средства военно-музыкальной культуры позволяют информативно транслировать заданный патриотическими качествами психический образ действий военнослужащих в условиях боевых действий, выступая в качестве базиса смысловой установки на поведение в бою, позволяющего с большой вероятностью эффективно разрешить поставленные перед ними задачи.
Алгоритм развития патриотического сознания у военнослужащих средствами военно-музыкальной культуры основывается на принципе опережающего формирования понятийной основы модели боевых действий по отношению к образной. В этом случае средствами военно-музыкальной культуры возможно достичь развития у военнослужащих устойчивого убеждения в необходимости и важности поставленных перед ними задач и закрепления мотивационных установок, в частности, путем трансляции в музыкальных произведениях воинских ритуалов и традиций военно-музыкального наследия в котором отражены героические подвиги бойцов прошлых лет.
Достигнутый результат в формировании патриотического сознания обусловлен действенностью применяемых на практике методов, среди которых:
- методы изучения культурного опыта;
- метод положительного примера;
- метод убеждения.
В качестве одной из важных составляющих любых боевых действий выступает реальная опасность, способная вызвать у военнослужащих непредсказуемую реакцию, как сознательную (опосредованную, контролируемую), так и импульсивную (непосредственную, неконтролируемую), что в целом определяет характер их поведения, а значит и исход боевой ситуации [6]. В условиях опасной ситуации происходит активизация инстинкта самосохранения, который является в свою очередь пусковым механизмом развития у военнослужащих тревоги и страха. В этом случае действенными средствами военно-музыкальной культуры станут:
- исполнение строевых песен;
- используемые для исполнения музыкального произведения, инструменты военно-духового оркестра;
- репертуар военного оркестра, способного поднять боевой дух военнослужащих посредством музыкальной ритмики, слова (словесный метод), выразительности, коммуникационной ориентированности (сплочению коллектива для выполнения поставленной перед ним общей задачи) [11].
Перечисленное позволяет военнослужащим приобретать опыт музыкального восприятия, положительно отражающегося на формировании устойчивости к страху, умения владеть собой в непредвиденных, зачастую экстремальных ситуациях, обусловленных боевыми условиями выполнения профессиональной деятельности.
Такими средствами военно-музыкальной культуры, как физическими свойствами звука: высоты, длительности, силы (громкости) и тембра, гармонии и музыкальной ритмики, возможно значимо поднять уровень противостояния военнослужащих в условиях борьбы, тушения пожара, дефицита времени и информации при принятии управленческих решений, осуществления незапланированных действий, новизны обстановки современного боя, таким образом содействуя наиболее эффективным действиям профессиональной деятельности в условиях боевых действий [6].
Формирование патриотического сознания у военнослужащих на примерах проявления героизма в истории, отображаемых в репертуарах военного оркестра, сопровождающего разнообразные воинские ритуалы (посвящение, смена караула, приветствие, подъем, отбой и т.д.) имеет психологическое обоснование. При этом, стоит акцентировать внимание на том, что в ходе подбора репертуара военного оркестра, необходимо отдавать предпочтение тем, в которых отражены примеры не массового героизма, а индивидуального.
Опираясь на основные положения теории архетипов (универсальные базовые врожденные структуры личности), выдвинутой К. Г. Юнгом, каждый человек обладает определенными, индивидуально-обусловленными потребностями, чувствами, мыслями и поведением, одним из которых является архетип «Герой». Названный архетип представлен в виде человека, находящегося в месте, где трудности требуют от него проявления мужественности и совершения энергичных действий, способных сделать окружающий мир лучше. Представитель данного архетипа, боясь потерпеть поражение, нацелен только на победу. Согласно представлению К. Г. Юнга, рассматриваемый архетип можно активизировать в каждом человека, вызывая в нём с высокой степенью интенсивности ранее сформированные качества личности, в том числе и патриотические [14].
Обратимся в качестве примера к наследию отечественного композитора С. С. Прокофьева, музыкальные произведения которого пропитаны героикой, созданные с использованием исторических сюжетов, в частности, опера «Война и мир», написанная по мотивам романа Л. Н. Толстого. В процессе формирования патриотического сознания у военнослужащих на героических сюжетах, представленных в опере «Война и мир», можно выделить три ведущих элемента педагогического воздействия: музыкальный портрет героев (1 – целостный образ человека: характер, способности, мотивы и желания), описание их подвигов (2 – воображение, сочувствие и эмоциональное сопереживание) и их значение для Родины (3 – значение героического поступка для Родины, воинского подразделения, общества, а также родных и близких).
Таким образом, пропагандируя образ героя в процессе прослушивания музыкального произведения или ознакомление с ним в ходе исполнительской (творческо-преобразовательной) деятельности (игры на музыкальных инструментах), обладающего исключительной смелостью и доблестью, осуществляется трансляция образца поведения человека, получившего бессмертие в культуре (архетип «Бессмертный герой»), способного активировать психологическую готовность к боевым действиям военнослужащих.
В качестве систематизирующего компонента воспитательной системы, в пространстве которой происходит формирование патриотического сознания у военнослужащих, с использованием средств военно-музыкальной культуры, оптимизирующих исследуемый процесс, выступает социокультурная деятельность (концертная деятельность, смотры-конкурсы, митинги, церемонии, самодеятельность, подготовка военных дирижеров, исполнительская деятельность и т.д.), в процессе реализации которой осуществляется решение задач патриотического воспитания. Усиление педагогического воздействия в ходе патриотического воспитания происходит в результате обращения к военно-музыкально-историческим и православным традициям, использование символов, ритуалов, атрибутов российского воинства, что в совокупности способно стать мощным инструментарием в воспитании патриотических чувств военнослужащих, в пробуждении у них желания служить Отечеству [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя результаты, полученные в ходе теоретического анализа данных, представленных в исследованиях в контексте заявленной темы, можно сделать вывод о том, что в процессе формирования патриотического сознания и воспитании патриотических качеств у военнослужащих следует опираться на два приёма: 1) создание психического образа действий; 2) трансляция модели героического поступка. Кроме того, важным условием выступает совокупность применения указанных приёмов во взаимосвязи между собой и с применением средствам военно-музыкальной культуры способно значимо активизировать исследуемый педагогический процесс.
На наш взгляд, результаты исследования, представленные в статье, имеют практическую значимость, так как позволяют целенаправленно и научно-обосновано использовать разнообразие средств военно-музыкальной культуры в патриотическом воспитании военнослужащих, актуальность которого сохраняется до настоящего времени. Включение вышеназванных приёмов в процесс формирования патриотического сознания военнослужащих позволит им самостоятельно определяться с ключевыми жизненными ценностями, целями и способами их достижения.
Список литературы
- Визер В. Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся с учетом традиций сибирского казачества: автореф. дис … канд. пед. наук. Омск, 2015.
- Герасимов А. П. Социально-культурный потенциал военно-музыкальных традиций в системе гражданско-патриотического воспитания суворовцев. – Вестник МГУКИ. 2014. № 5. С. 113-119.
- Дудко А. В. Воспитание патриотизма у студентов военных высших учебных заведений: дис … канд. пед. наук. Оренбург, 2012.
- Жиляев А. А. Воспитание патриотизма у военнослужащих внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач в вооруженных конфликтах: автореф. дис … канд. пед. наук. М., 2014.
- Фудин Н. А., Тараканов О. П., Классин С. Я. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменами. – Физиология человека. 1996. Т. 22. № 2. С. 1-9.
- Корлякова С. Г. Основы общей и музыкальной психологии. Ставрополь, 2014.
- Материалы круглого стола на тему: «Опыт выполнения задач группировками войск (сил) в Сирийской Арабской Республике» (25 августа 2017 года): Электронные материалы. СПб.: Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», 2017.
- Могнедович М. Р., Полякова В. Б. К физиологическому анализу влияния музыки на человека. – XXI совещание по проблемам высшей нервной деятельности. М., 2016.
- Приказ Министра обороны от 12 октября 2016 года № 655 «Об организации работы с личным составом в Вооруженных Силах Российской Федерации». – Консультант Плюс (consultant.ru).
- Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М.: Физкультура и спорт, 2017.
- Тюличева А. А., Семенов Н. И. Использование музыки в предстартовой подготовке лыжников-гонщиков. – Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». 2007. № 12. С. 91-95.
- Шимановский Н. Н. Гармонию проверим алгеброй. – Наука и жизнь. 2007. № 7. C. 15-18.
- Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. М.: Медицина, 2015.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 2015.
Информация об авторе
Русаков Юрий Александрович, адъюнкт Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Русаков Юрий Александрович, e-mail: Yrii.rusakov@yandex.ru
WORKS OF YOUNG SCIENTISTS
Review
Patriotic education of military personnel
by means of military musical culture on the experience of military operations
Yu. A. Rusakov 1
1 Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation,
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8846-8251, e-mail: Yrii.rusakov@yandex.ru
Abstract:
Introduction. This article presents the results of theoretical analysis of data displayed in previous studies in the context of the stated topic.
The purpose of this study was to provide a theoretical justification of the importance of military musical culture in Patriotic education of military personnel based on the experience of combat operations.
Results. It was concluded that in the process of forming Patriotic consciousness and educating Patriotic qualities in military personnel, two methods should be used: 1) creating a mental image of actions; 2) broadcast of the heroic act model. In addition, an important condition is the combination of the use of these techniques in conjunction with each other and with the use of military musical culture tools that can significantly activate the educational process under study.
Conclusion. The results of the research presented in the article are of practical significance, since they allow purposefully and scientifically justified use of a variety of means of military musical culture in the Patriotic education of military personnel, the relevance of which remains to the present time
Keywords:
Patriotic education, military personnel, means, military music culture,
military operations, Syrian Arab Republic
References
- Vizer V. G., 2015, Voyenno-patrioticheskoye vospitaniye uchashchikhsya s uchetom traditsiy sibirskogo kazachestva [Military-patriotic education of students, taking into account the traditions of the Siberian Cossacks]: avtoref. dis … kand. ped. nauk. Omsk, 2015. (In Russ.)
- Gerasimov A. P., 2014, Sotsial'no-kul'turnyy potentsial voyenno-muzykal'nykh traditsiy v sisteme grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya suvorovtsev [Socio-cultural potential of military musical traditions in the system of civil-patriotic education of Suvorov]. – Vestnik MGUKI. 2014. № 5. S. 113-119. (In Russ.)
- Dudko A. V., 2012, Vospitaniye patriotizma u studentov voyennykh vysshikh uchebnykh zavedeniy [Education of patriotism in students of military higher educational institutions]: dis … kand. ped. nauk. Orenburg, 2012. (In Russ.)
- Zhilyayev A. A., 2014, Vospitaniye patriotizma u voyennosluzhashchikh vnutrennikh voysk MVD Rossii pri vypolnenii sluzhebno-boyevykh zadach v vooruzhennykh konfliktakh [Education of patriotism among the military personnel of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the performance of service and combat missions in armed conflicts]: avtoref. dis … kand. ped. nauk. M., 2014. (In Russ.)
- Fudin N. A., Tarakanov O. P., Klassin S. Ya., 2017, Muzyka kak sredstvo uluchsheniya funktsional'nogo sostoyaniya studentov pered ekzamenami [Music as a means of improving the functional state of students before exams]. – Fiziologiya cheloveka. 1996. Т. 22. № 2. S. 1-9. (In Russ.)
- Korlyakova S. G., 2014, Osnovy obshchey i muzykal'noy psikhologii [Fundamentals of general and musical psychology]. Stavropol', 2014. (In Russ.)
- Materialy kruglogo stola na temu: «Opyt vypolneniya zadach gruppirovkami voysk (sil) v Siriyskoy Arabskoy Respublike» (25 avgusta 2017 goda): Elektronnyye materialy [Materials of the round table on the topic: "Experience in completing tasks by forces (forces) in the Syrian Arab Republic" (August 25, 2017): Electronic materials]. SPb.: Voyennyy institut (voyenno-morskoy) VUNTS VMF «Voyenno-morskaya akademiya», 2017. (In Russ.)
- Mognedovich M. R., Polyakova V. B., 2016, K fiziologicheskomu analizu vliyaniya muzyki na cheloveka [On the physiological analysis of the influence of music on a person]. – XXI soveshchaniye po problemam vysshey nervnoy deyatel'nosti. M., 2016. (In Russ.)
- Prikaz Ministra oborony ot 12 oktyabrya 2016 goda № 655 «Ob organizatsii raboty s lichnym sostavom v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii» [Order of the Minister of Defense of October 12, 2016 No. 655 “On the organization of work with personnel in the Armed Forces of the Russian Federation”]. – Konsul'tant Plyus (consultant.ru). (In Russ.)
- Puni A. Ts., 2017, Psikhologicheskaya podgotovka k sorevnovaniyu v sporte [Psychological preparation for competition in sports]. M.: Fizkul'tura i sport, 2017. (In Russ.)
- Tyulicheva A. A., Semenov N. I., 2007, Ispol'zovaniye muzyki v predstartovoy podgotovke lyzhnikov-gonshchikov [The use of music in the prelaunch training of skiers-racers]. – Nauchno-teoreticheskiy zhurnal «Uchenyye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta». 2007. № 12. S. 91-95. (In Russ.)
- Shimanovskiy N. N., 2007, Garmoniyu proverim algebroy [We will check harmony with algebra]. – Nauka i zhizn'. 2007. № 7. S. 15-18. (In Russ.)
- Shushardzhan S. V., 2015, Rukovodstvo po muzykoterapii [Guide to music therapy]. M.: Meditsina, 2015. (In Russ.)
- Yung K. G., 2015, Arkhetip i simvol [Archetype and symbol]. M., 2015. (In Russ.)
Information about the author
Yury A. Rusakov, Adjunct at the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.
Corresponding author
Yury A. Rusakov, e-mail: Yrii.rusakov@yandex.ru
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense