Наука. Общество. Оборона
2022. Т. 10. № 1. С. 7–7.
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2022. Vol. 10, no. 1. P. 7–7.
УДК: 93/94 + 930.2 + 929 Александр Невский
DOI: 10.24412/2311-1763-2022-1-7-7
Поступила в редакцию: 25.11.2021 г.
Опубликована: 10.01.2022 г.
Submitted: November 25, 2021
Published online: January 10, 2022
Для цитирования: Метелкин Е. Н., Сохор Т. Е. Александр Невский в филателии // Наука. Общество. Оборона. 2022. Т. 10, № 1(30). С. 7-7. https://doi.org/10.24412/2311-1763-2022-1-7-7.
For citation: Metelkin E. N., Sokhor T. E. Alexander Nevsky in philately. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2022;10(1):7-7. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2022-1-7-7.
Конфликт интересов: Результаты исследования впервые были представлены в ходе выступления на Всероссийской научной конференции «Защитить и обустроить Россию: к 800-летию со дня рождения Александра Невского», организованной Саратовским национальным исследовательским государственным университетом им. Н.Г. Чернышевского (23 октября 2021 г.). О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2022 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2022 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
ИСКУССТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Оригинальная статья
Александр Невский в филателии
Евгений Николаевич Метелкин 1, Татьяна Евгеньевна Сохор 2 *
1 Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-5001-680X, e-mail: e.metelkin@mail.ru
2 Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6853-6413, e-mail: sohor@mail.ru
Аннотация:
Целью данного исследования является рассмотрение создания образа Александра Невского в филателии XX–XXI столетий. Образ Александра Невского, воссозданный Н. К. Черкасовым в художественном фильме режиссера С. Эйзенштейна (1938), закрепился в представлении не только соотечественников тех лет, но и современников. Образ полководца стал узнаваемым и цитируемым, настолько что при создании ордена Александра Невского в 1942 г. на нем был размещен профиль главного героя из одноименного фильма, то есть портрет Николая Черкасова. В таком виде орден был воспроизведен и на марке в 1944 году. Однако неоднократное и успешное использование изображения Александра Невского в пространственных искусствах долгое время не воспроизводилось в филателии. Первое изображение князя появилось лишь в 1967 г. в серии марок «Русское искусство» (СССР). Почтовая миниатюра, словно энциклопедия по родиноведению, вольно или невольно отражает важнейшие события, происходившие в стране. Отсутствие долгое время в советской филателии марок, изображающих великих полководцев России таких, как Александр Невский и Дмитрий Донской, чьими радениями создавалось и крепло государство Российское, удивляет. Падение интереса к великим личностям может быть объяснено прошедшей войной и сильнейшей разрухой в государстве. Но и апеллирование к дореволюционной эпохе также не дает убедительных результатов. На пространстве Российской империи лишь один монумент закрепил представление и знание об Александре Ярославиче и Дмитрии Ивановиче — знаменитый новгородский памятник «1000-летие России» (скульптор М.О. Микешин, 1862). В работе проанализированы изображения Александра Невского на почтовых миниатюрах, выявлены художественные источники, явившиеся прототипами для филателистической продукции.
Ключевые слова:
Александр Невский, филателия, марки, П. Корин, М. Микешин, Н. Черкасов, В. Серов,
А. Игнатов, С. Присекин, русское искусство XX–XXI вв.
ВВЕДЕНИЕ
Почтовая миниатюра, словно энциклопедия по родиноведению, вольно или невольно отражает важнейшие события, происходившие в стране. По словам известного отечественного коллекционера Игоря Пугачева — «марки это элемент пропаганды образа жизни данной страны» (1). Проходят годы и в этом элементе пропаганды сохраняются многие события нашей истории, для кого-то забытые или даже неизвестные.
Образ Александра Невского складывался в России в основном в церковном искусстве. Канонизированный на Московском соборе в 1547 г., Александр Невский еще в 1380 г. был прославлен как святой для почитания во Владимирской епархии. Александр Ярославич является одним из самых почитаемых русских святых среди православных [15]. Ему посвящены множество храмов, как в России, так и за рубежом. Немало и иконографических изображений князя. На сегодняшний день насчитывается четыре типа (с вариантами) иконографических изображений — преподобнический (схимник), княжеский, императорский (петровский) и воинский. Это в два раза больше, чем, например, у других святых князей — Даниила Московского, Петра Муромского, Игоря Черниговского и др. [9]. Кроме того, некоторые исследователи отмечают и тот факт, что за время, прошедшее с момента канонизации святого князя русскими книжниками, было создано более двадцати редакций его Жития [1, с. 187–188], что в очередной раз подтверждает негасимый интерес к героической личности в различные исторические эпохи.
В пространственном светском искусстве Российской империи образ Александра Невского был отражен лишь однажды в скульптуре — в монументальном новгородском памятнике «1000-летие России» (скульпторы М.О. Микешин, И. Шредер, арх. В. Гартман, 1862), некоторых живописных полотнах, изображающих сцены битв. И хотя в религиозных практиках образ Александра Ярославича появлялся не редко (иконы, фрески, рельефные и барельефные изображения и т. д.), известные события начала XX столетия не позволили создать узнаваемый визуальный образ святого князя [6].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В отечественной филателии робкий намек на память о святом князе, собирательный образ «Русского витязя», готового к защите своего Отечества, появился лишь в 1914–1915 гг. в серии марок «В пользу воинов и их семейств» (Рис. 1) [14]. Апеллирование к образу героических предков, конечно, не было случайным. В конце июля (по ст. ст.) 1914 г. началась Первая мировая война, в которую Россия вступит уже через несколько дней.
Рис. 1 / Pic. 1
Рис. 2 / Pic. 2
Рис. 1. Марка «Русский витязь» из серии «В пользу воинов и их семейств»
(худ. Р. Зарриньш, 1914–1915)
Рис. 2. Марка с изображением храма Александра Невского в Софии (Болгария, 1925)
Pic. 1. Stamp “Russian Knight” from the series “In favor of soldiers and their families”
(art. R. Zarrinsh, 1914–1915)
Pic. 2. Stamp depicting the Alexander Nevsky Cathedral in Sofia (Bulgaria, 1925)
Косвенно с Великой войной связан и еще один сюжет, отразившийся в болгарской филателии в 1925 году (Рис. 2). В 1879 г. через год после окончания русско-турецкой войны (1877–1878), результатом которой явилось освобождение Болгарии, в знак благодарности России, болгарской стороной была выдвинута идея о постройке храма-памятника, посвященного русскому святому Александру Невскому. Идея осуществлялась медленно, работы тормозились по разным причинам, и строительство началось лишь в 1904 г. и продолжалось по 1912 год. С началом Первой мировой войны болгарское правительство приняло решение переименовать храм, но уже в 1919 г. это решение было отменено. 12 сентября 1924 г. произошло освещение главного алтаря храма в честь Александра Невского, и в 1925 г. в Болгарии в память об этом событии была выпущена марка с изображением одного из самых крупных храмов страны, посвященных русскому святому [13].
После революции 1917 г. интерес к Александру Невскому в России стал угасать. Молодой советской республике было не до старых героев, им нужно было «строить новый мир» и создавать свои идеалы, с другой стороны — религиозная тематика для атеистов была не актуальна, а история царской России и вовсе отторгалась большевиками.
Рис. 3 / Pic. 3
Рис. 4 / Pic. 4
Рис. 5 / Pic. 5
Рис. 6 / Pic. 6
Рис. 3. Орден Александра Невского (авт. И.С. Телятников, 1942)
Рис. 4. Марка «Орден Александра Невского» (худ. А. Мандрусов, 1944, без зубцов)
Рис. 5. Марка «Орден Александра Невского» (худ. А. Мандрусов, 1944)
Рис. 6. П.Д. Корин (1892-1967), «Александр Невский» (1942–1943, фрагмента триптиха «Северная баллада» (дизайн П.Смоляков и А.Шагин, 1967)
Pic. 3. Order of Alexander Nevsky (author I. Telyatnikov, 1942)
Pic. 4. Stamp "Order of Alexander Nevsky" (art. A. Mandrusov, 1944, without teeth)
Pic. 5. Stamp “Order of Alexander Nevsky” (art. A. Mandrusov, 1944)
Pic. 6. P.D. Korin (1892–1967), “Alexander Nevsky” (1942–1943, a fragment of the triptych “Northern Ballad” (design by P. Smolyakov and A. Shagin, 1967)
Новая волна интереса к образу и подвигу Александра Невского поднялась с обострением политической ситуации в Европе в 1930-е годы [8]. В эти годы молодая советская республика уже залечила раны после Гражданской войны, упорядочила свои территории, став СССР, и необходимо было подумать о разработке общей идеологической составляющей, найти героические идеалы в далекой истории страны. Дмитрий Донской и Александр Невский становятся особыми объектами для изучения учеными и работниками культуры. И если образ Дмитрия Ивановича не был создан в культурологическом пространстве страны, то удача фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» с Николаем Константиновичем Черкасовым была неоспорима. Фильм вышел на экраны накануне Второй мировой войны, в 1938 г. и сразу покорил публику [7]. Образ, созданный в кино, тиражировался всеми возможными способами (открытки, плакаты, фотографии и рисунки в СМИ, намек на кинематографический образ, обнаруживается на польской марке 1945 г. и т. д.), он стал настолько популярным, что в новом варианте советской награды — Орден Александра Невского — был использован не прежний образ князя, восседающего на коне, апеллирующий к Георгию Победоносцу, а новый, созданный Черкасовым. Художник Игорь Сергеевич Телятников летом 1942 г. создал эскиз ордена с изображением профиля Александра Невского, то есть артиста Черкасова. Эскиз был утвержден и вскоре Президиум Верховного Совета СССР указом от 29 июля 1942 г. учредил орден для награждения командного состава (Рис. 3) [17]. Спустя два года, весной, в серии марок «Ордена СССР» был зафиксирован и орден Александра Невского (Рис. 4). Летом того же года была выпущена еще одна серия «Ордена СССР», где также был повторен орден Александра Невского (Рис. 5).
Послевоенному периоду вновь было характерно охлаждение интереса к образу русского полководца. Новая марка с изображением русского князя Александра Ярославича появляется лишь в декабре 1967 года в серии «Русское искусство». На одной из марок серии была представлена центральная часть триптиха «Александр Невский» известного советского художника Павла Корина (Рис. 6). И в этот раз дело было не в князе Александре: выпуск марки был посвящен памяти умершего (22.11.1967) месяцем раньше художника [3].
Следует вспомнить историю создания полотна «Александр Невский». В 1942 г. Павел Корин был приглашен в Комитет по делам искусств, где ему предложили написать Александра Невского. Художник не очень хотел браться за такую работу, считая, что у него нет натуры, с которой можно было бы писать фигуру. Постепенно, изучая исторические книги и музейные экспонаты той эпохи, пришла идея взять за основу статную фигуру русского оперного певца Ф.И. Шаляпина, с которым художник познакомился в Италии. «Федора Ивановича я запомнил этаким русским молодцем, статным, сильным, красивым. — Вспоминал П. Корин. — И когда я начал писать Невского, приду в мастерскую, пластинку Шаляпина поставлю — и весь он передо мной — высокий, могучий, лицо открытое, взгляд смелый» [10, с. 5]. Впервые триптих «Александр Невский» был показан на выставке в Третьяковской галерее на выставке «Героический фронт и тыл» в 1943 году [12]. Однако средняя часть триптиха, собственно само изображение Александра Невского, было представлено годом раньше — в конце осени 1942 г. в экспозиции выставки «Великая Отечественная война» [11, с. 78]. «Стальной прищур глаз, гневные складки в уголках губ, соколиный разлет бровей, узкое славянское лицо — воплощенное бесстрашие, сильное тело в кольчуге и латах, алый плащ за спиной, в плечах косая сажень. Руки так сдавили рукоятку богатырского меча, что кажется, хрустнет булат… На знамени — Спас Ярое око… Так стоит на берегу серебристого Волхова князь-воин. За рекой — златоглавый храм, новгородская София» — таким увидел коринского «Александра Невского» скульптор С.Т. Коненков [11, с. 138].
А 20 января 1944 г., когда Новгород был освобожден от фашистских захватчиков, армейские художники по репродукциям повторили образ Великого князя. Увеличенная фигура Александра Невского была поставлена на въезде в город, а рядом прикреплен щит со знаменитыми словами «Кто к нам с мечом придет — от меча и погибнет». Фотографию копии картины, щита с лозунгом и рядом стоящими советскими воинами, кто-то прислал художнику в подарок, и Павел Дмитриевич всю жизнь гордился и берег ее [10, с. 6].
В 1969 г. в серии «История города Софии» (Болгария) вновь было выпущено изображение храма Александра Невского (Рис. 7), а в серии «Национальная художественная галерея» — малый лист с четырьмя марками с изображением Георгия Победоносца (Рис. 8). На полях малого листа прорисован контур главного храма православных в Болгарии, до сих пор сохраняющий в своих стенах со времени его постройки 82 иконы и огромное количество настенных росписей, созданных в начале XX столетия лучшими русскими и болгарскими мастерами [4]. В 1979 г. в Венгрии была выпущена марка, посвященная филателистической выставке в Софии (Болгария), где вновь был изображен храм Александра Невского (Рис. 9). Столь частое изображение русских святынь в иностранной филателии говорит об уважении не только к СССР (России), но прежде всего, о почтении к национальному русскому герою, боровшемуся за освобождение своего Отечества.
Рис. 7 / Pic. 7
Рис. 8 / Pic. 8
Рис. 9 / Pic. 9
Рис. 7. Марка «Храм Александра Невского» в серии «История города Софии» (Болгария, 1969)
Рис. 8. Малый лист «Икона Георгий Победоносец» (Болгария, 1969)
Рис. 9. Филателистическая выставка в Болгарии (Венгрия, 1979)
Pic. 7. Stamp “Temple of Alexander Nevsky” in the series “History of the city of Sofia” (Bulgaria, 1969)
Pic. 8. Small sheet “Icon of St. George the Victorious” (Bulgaria, 1969)
Pic. 9. Philatelic exhibition in Bulgaria (Hungary, 1979)
Перед Олимпиадой-80 Гознак несколько лет выпускал серии марок «Туризм под знаком олимпиады» и «Туризм — Золотое кольцо», в которых отражались самые интересные города и объекты СССР. Среди них в 1978 г. была выпущена марка, посвященная г. Переславлю-Залесскому, где центральным персонажем стал бюст Александра Невского (Рис. 10). Бюст был создан скульптором С.М. Орловым и открыт на родине князя 28 декабря 1958 года. С тех пор памятник является одним из главных символов г. Переславля-Залесского.
В самом конце 1980-х годов начался процесс распада СССР. Обострился национальный вопрос, появилась необходимость в самоидентификации нации, и как обычно, вновь обратились к начальному периоду истории России, к истокам ее государственности.
Рис. 10 / Pic. 10
Рис. 11 / Pic. 11
Рис. 12 / Pic. 12
Рис. 10. Переяславль-Залесский. Памятник Александру Невскому и обелиск воинам-переславцам — участникам Великой Отечественной войны (худ. Л. Шаров, 1979)
Рис. 11. Почтовый блок. 750 лет Невской битве (худ. Б. Илюхин, 1990)
Рис. 12. Почтовый блок. 750 лет Ледовому побоищу (худ. А. Яцкевич, 1992)
Pic. 10. Pereyaslavl-Zalessky. Monument to Alexander Nevsky and an obelisk to the soldiers of Pereslavl — participants of the Great Patriotic War (artist L. Sharov, 1979)
Pic. 11. Postal block. 750th Anniversary of the Battle of the Neva (artist B. Ilyukhin, 1990)
Pic. 12. Post block. 750th Anniversary of the Battle on the Ice (artist A. Yatskevich, 1992)
Изображение в отечественной почтовой миниатюре, появившееся 20 июня 1990 г. в рамках празднования 750-летия Невской битвы, не стало неожиданностью (Рис. 11). В стилизованном под живопись иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами, XV в.) (Вел. Новгород, НГОМЗ) рисунке почтового блока, созданном художником Б. Илюхиным, показан момент начала Невской битвы — «И бысть сеча велика», где вновь продемонстрирован центральный медальон ордена Александра Невского. Спустя два года, как и положено по исторической хронологии, 20 февраля вышел почтовый блок, посвященный «750-летию Ледового побоища» (худ. А. Яцкевич) (Рис. 12). Затяжной экономический кризис в стране в 1990-е годы отразился и в филателии. Марки становились менее художественные и простые в технике исполнения. Тем не менее, следует отметить, что оба юбилея (1990 и 1992 годов) были отмечены не обычными марками, а почтовыми блоками, что демонстрировало большой интерес к этим событиям, как основополагающим для истории России.
В начале того же 1992 г. был выпущен Первый стандартный выпуск серии марок (32 шт.), где две марки (разных номиналов) изображали «Памятник 1000-летию России» (худ. В. Коваль) (Рис. 13–14). Разумеется, изображения персонажей, находящихся в составе сложной композиции памятника, не видны: в небольшой марке представлен лишь контур монумента, напоминающий колокол, осененный крестом. Однако памятник за свою 150-летнюю историю стал вполне узнаваемым. На одном из его ярусов размещена группа с условным названием «Военные люди и герои», среди которых имеется изображение Александра Невского. Спустя десять лет, в 2002 г. праздновалось 1140-летие Российской государственности, и этому событию вновь была посвящена марка с изображением новгородского памятника (Рис. 15).
Рис. 13 / Pic. 13
Рис. 14 / Pic. 14
Рис. 15 / Pic. 15
Рис. 13–14. Стандартный выпуск. Памятник «Тысячелетие России» (худ. В. Коваль, 1992)
Рис. 15. 1140 лет Российской государственности (худ. Х. Бетретдтнова, 2002)
Pic. 13–14. Standard edition. Monument “Millennium of Russia” (artist V. Koval, 1992)
Pic. 15. 1140 years of Russian statehood (artist H. Betretdtnova, 2002)
В декабре 1995 года в серии «История государства Российского» была выпущена марка, посвященная правлению князя Александра Невского (худ. Л. Зайцев) (Рис. 16). В центральном медальоне гравированное изображение Александра Ярославича в княжеском облачении с небольшим мечом, символизирующим знаменитую фразу: «Кто с мечом к нам придет…». Слева от портрета князя — победа Александра Невского в битве на льду Чудского озера, справа — государственная деятельность в период княжения во Владимире. Спустя три года, тот же художник продолжил серию «Истории государства Российского», но уже с изображениями орденов дореволюционной эпохи. Одна из марок была посвящена ордену Александра Невского, утвержденному в 1725 году (Рис. 17) [16].
Рис. 16 / Pic. 16
Рис. 17 / Pic. 17
Рис. 18 / Pic. 18
Рис. 16. Александр Невский в серии «История государства Российского» (худ. Л. Зайцев, 1995)
Рис. 17. Орден Александра Невского (худ. Л. Зайцев, 1998)
Рис. 18. 1100 лет Пскову (худ. А. Плетнев, 2003)
Pic. 16. Alexander Nevsky in the series “History of the Russian State” (artist L. Zaitsev, 1995)
Pic. 17. Order of Alexander Nevsky (artist L. Zaitsev, 1998)
Pic. 18. 1100 years of Pskov (artist A. Pletnev, 2003)
В 2003 г., в память о праздновании 1100-летия г. Пскова, была выпущена марка с изображением Псковского кремля (худ. А. Плетнев). На ней, кроме центральной композиции вида на Псковский кремль, слева изображен памятник Александру Невскому на горе Соколиха (справа — Мирожский монастырь). Монумент «Александру Невскому и его дружине» был установлен в 1993 г., выполнен по проекту скульптора И.И. Козловского и архитектора П.С. Бутенко (Рис. 18).
В 2004 г. появляется серия из четырех марок с изображениями исторических полотен народного художника РФ, художественного руководителя студии им. М.Б. Грекова — Сергея Присекина. На одной из них изображено полотно «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет» (Рис. 19). Эта работа 25-летнего выпускника Суриковского училища (1983) получила много различных премий и в 1987 г. была отправлена во Францию в советское посольство, где украшала его центральный зал. В 1993 г. картина вернулась в Москву, и ныне украшает аванзал Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца (2).
Рис. 19 / Pic. 19
Рис. 20 / Pic. 20
Рис. 19. Картина Сергея Присекина «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»
(художник-дизайнер А. Поварихин, 2004)
Рис. 20. Орден Александра Невского в серии «Государственные награды РФ»
(дизайнер А. Московец, 2013)
Pic. 19. Painting by Sergei Prisekin “Whoever comes to us with a sword will die by the sword”
(artist-designer A. Povarikhin, 2004)
Pic. 20. Order of Alexander Nevsky in the series “State awards of the Russian Federation”
(designer A. Moskovets, 2013)
Следующее изображение святого Александра Невского в филателии появилось в 2013 г. в серии марок «Государственные награды РФ» (Рис. 20). В 2010 г. указом Президента РФ ордену Александра Невского был придан внешний вид дореволюционного собрата. Дело в том, что задуманный Петром I орден предназначался для награждения за военные заслуги, но учредить его смогла только Екатерина I с использованием для награждения и гражданских лиц. Орден представлял собой четырехконечный прямой крест с расширяющимися концами и гербами России между ними. В центре креста находился круглый медальон с изображением конной фигуры Александра Невского. После революции орден был отменен, и в 1942 г., как было сказано ранее, был разработан другой вид ордена без креста, двуглавых орлов и эмальерного медальона. Советский орден предназначался для награждения военачальников. После окончания Великой Отечественной войны награждение орденом резко снизилось. Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» было принято решение вернуться к дореволюционной идее о награждении орденом не только военных, но гражданских лиц и иностранных подданных, придав ему облик прежнего ордена, как более отвечающий современной идеологии. К 2016 г. серия марок «Государственные награды РФ» была закончена и объединена в единый малый лист с одноименным названием.
Любопытное изображение Александра Невского представил в 2013 г. скульптор Алексей Игоревич Игнатов (студия военных художников им. М.Б. Грекова). Уже в следующем году скульптура вошла в серию почтовых миниатюр «Современное искусство России» (Рис. 21). В настоящее время оригинал скульптуры (бронза) находится в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи (Санкт-Петербург).
Рис. 21 / Pic. 21
Рис. 22 / Pic. 22
Рис. 21. Скульптура Александр Невский (автор А.И. Игнатов), (дизайнер О. Иванова, 2014)
Рис. 22. Почтовый блок. 775 лет Ледовому побоищу. Картина В.А. Серова, 1942 г.
(художник-дизайнер А. Поварихин, 2017)
Pic. 21. Sculpture Alexander Nevsky (author A. Ignatov), (designer O. Ivanova, 2014)
Pic. 22. Postal block. 775 years of the Battle of the Ice. Painting by V.A. Serov, 1942
(artist-designer A. Povarikhin, 2017)
В 2017 г. в ознаменование юбилея — 775 лет Ледовому побоищу — почта России выпустила почтовый блок (Рис. 22) с изображением картины В.А. Серова «Ледовое побоище», созданной художником в 1942 году [5, с. 25–26] (ныне в Пензенской областной картинной галерее имени К.А. Савицкого). Картина была написана Серовым в блокадном Ленинграде, после разгрома гитлеровцев под Москвой, и посвящалась 700-летию разгрома тевтонских рыцарей на льду Чудского озера.
Рис. 23 / Pic. 23
Рис. 24 / Pic. 24
Рис. 23. Станция метро «Комсомольская» Мозаика П.Д. Корина «Александр Невский» (художник-дизайнер С. Ульяновский, 2018)
Рис. 24. Почтовый блок «800 лет со дня рождения Александра Невского. Центральное полотно триптиха «Северные сказания», худ. П. Корин» (дизайн А. Московец, 2021)
Pic. 23. Metro station “Komsomolskaya” Mosaic PD Korina “Alexander Nevsky”
(artist-designer S. Ulyanovsky, 2018)
Pic. 24. Post block “800 years since the birth of Alexander Nevsky. The central canvas of the triptych «Northern Tales», art. P. Korin” (design A. Moskovets, 2021)
В выпущенной в 2018 г. серии марок «Монументальное искусство Московского метро», одна из миниатюр посвящена большой мозаике с изображением Александра Невского (Рис. 23). Мозаичное панно из смальты и различных камней, оформленное по эскизам Павла Корина, расположено на станции метро «Комсомольская». Озвученные И.В. Сталиным еще до начала Великой Отечественной войны шесть самых главных героев для СССР, были воспроизведены в мозаиках на станции «Комсомольская» в 1952 г., и посвящены историческим победам России над иноземными захватчиками — От Ледового побоища до взятия Берлина в 1945 г. [11, с. 177–178]. «Я задумал станцию метро как продолжение архитектурной темы Казанского вокзала. — Озвучил свою идею архитектор А.В. Щусев. — Хочу на своде станционного зала разместить мозаики, рассказывающие о победах русского оружия от Александра Невского до победы в Великой Отечественной войне» [11, с. 207]. Главные персонажи — Дмитрий Донской, Александр Невский, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов и Александр Суворов и др. — с мыслью о которых советские солдаты шли в бой и побеждали. Создание этих мозаик было само по себе подвигом. За очень короткий срок было создано восемь изображений (два из которых спустя несколько лет были полностью переделаны [2]). Позднее П.Д. Корин участвовал в разработке интерьеров и других станций метро, где снова поднималась тема победы русского оружия. Однако художники АО «Марка» из всех изображений станции «Комсомольская» выбрали для представления в миниатюре образ именно Александра Невского.
Рис. 25. Сувенирная сцепка к 800-летию со дня рождения Александра Невского
(дизайн А. Московец, 2021)
Pic. 25. Souvenir coupling for the 800th anniversary of the birth of Alexander Nevsky
(design A. Moskovets, 2021)
В 2021 г. к 800-летию со дня рождения князя Александра Невского был выпущен почтовый блок, повторив на нем вновь знаменитую картину Павла Корина. На полях блока изображены Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге (где сегодня находятся мощи святого) и военные атрибуты средневековой Руси (Рис. 24). Это блок вошел в состав сувенирного набора, где находится красивая и стилистически цельная по своему изображению сцепка, не имеющая, однако, номинальной стоимости (Рис. 25). На ней — три важных в жизни Александра Невского храма — Спасо-Преображенский собор в г. Переяславль-Залесский (место крещения Александра), Городецкий Феодоровский мужской монастырь (место пострига и окончания земной жизни князя), и Богородице-Рождественский монастырь в г. Владимире (место погребения Александра Ярославича).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая рассмотрение заявленной темы, нельзя не вспомнить и некоторые другие филателистические изображения, выпущенные ныне и в других странах. Так в 2019–2020 гг. в Приднестровье появилась марка «Парк Александра Невского в Тирасполе» и почтовый блок «Александр Невский. 800 лет со дня рождения». В Луганской Народной Республике (ЛНР) в 2020 г. свет увидел почтовый блок и марка с купоном «800 лет со дня рождения Александра Невского», а ранее в 2017 г. — почтовый блок «Храмы Луганщины» (с изображением храма Александра Невского). В 2021 г. Белпошта представила почтовый блок «Архитектура Белоруссии. Православные храмы» (с изображением храма Александра Невского и двумя иконами святого).
Образ Александра Невского, рассматриваемый в рамках его отражения в филателии СССР и России, не первый раз оказывается элементом консолидирующим единство нации, трепетно сохраняя историческую память, проявляющуюся по-разному в филателии уже самостоятельных стран, таких как Белоруссия, Приднестровье и ЛНР.
Примечания
- Медвецкая А. Филателист Игорь Пугачев: «Человек с низким IQ вряд ли заинтересуется филателией» [Интервью] // Москвич Mag. 23.09.2021.
- Сергей Николаевич Присекин рассказывает. Часть 1 / ТВ Художник, 2012. (36 мин.)
Список литературы
- Бегунов Ю. К. Александр Невский. Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. Москва, 2003.
- Зиновьев А. Сталинское метро. Москва, 2011.
- Киселева Е. Г. Дом Павла Корина. Москва: Московский рабочий, 1975.
- Корина Н. Д. Храм Св. Александра Невского в столице Болгарии Софии – памятник русской воинской славе. История и современность // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 1. С. 145–156.
- Коровкевич С. В. Владимир Александрович Серов. Ленинград: Художник РСФСР, 1967.
- Костыря М. А., Соколов Р. А. Историческая память об Александре Невском: скульптурная визуализация // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2021. № 1 (27). С. 95–123.
- Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А. «Александр Невский»: создание киношедевра: историческое исследование. Санкт-Петербург, 2012.
- Метелкин Е. Н., Сохор Т. Е. Суворовская тема в филателии // Наука. Общество. Оборона. 2020. Т. 8. № 1(22).
- Мироненко Д. Г. Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв. Санкт-Петербург: Издательство Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 2020.
- Михайлов Н. А. Павел Корин. Москва: Изобразительное искусство, 1982.
- П.Д. Корин об искусстве. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Москва: Советский художник, 1988.
- Райхеншейн Х. Павел Дмитриевич Корин. Ленинград: Художник РСФСР, 1971.
- Решетникова О. Н. Русский храм в Софии. Москва: ФИВ, 2014.
- Рудников Ю. «В пользу воинов и их семей» // Филателия СССР. 1972. № 1. С. 13–14.
- Соколов Р. А. Канонизация Александра Невского и судьба его мощей // Христианское чтение. 2021. № 2. С. 23–32.
- Шинкаренко Ю. В. За труды и Отечество. Орден Александра Невского // Александр Ярославович Невский — защитник государственных основ русских земель. Саратов, 2021. С. 80–85.
- Экштут С. А. «Нам общая слава России солдатской наградой была»: Наградная практика времен Великой Отечественной войны. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2019. С. 218–222.
Информация об авторах
Метелкин Евгений Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры музеологии Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Сохор Татьяна Евгеньевна, аспирант кафедры история русского искусства Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Сохор Татьяна Евгеньевна, e-mail: sohor@mail.ru
ART: HISTORY AND MODERNITY
Original Paper
Alexander Nevsky in philately
Evgeny N. Metelkin 1, Tatyana E. Sokhor 2 *
1 St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-5001-680X, e-mail: e.metelkin@mail.ru
2 St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6853-6413, e-mail: sohor@mail.ru
Abstract:
The purpose of the presented study is to consider the creation of the image of Alexander Nevsky in philately of the 20th-21st centuries. The image of Alexander Nevsky, brilliantly reconstructed by N. Cherkasov in a feature film directed by S. Eisenstein (1938), was firmly entrenched in the perception of compatriots. The image of the Medieval commander became so recognizable and cited that when the Order of Alexander Nevsky was created in 1942, the profile of the protagonist from the film of the same name was placed on it, that is, the portrait of Nikolai Cherkasov. In this form, the order was reproduced on the stamp in 1944. The image of Alexander Nevsky in philately was reproduced not infrequently, but extremely dotted. The authors of the article analyze the images of Alexander Nevsky on postage miniatures, revealing artistic sources that became prototypes for philatelic products.
Keywords:
Alexander Nevsky, philately, stamps, P. Korin, M. Mikeshin, N. Cherkasov, V. Serov, A. Ignatov,
S. Prisekin, Russian art of the XX – XXI centuries
References
- Begunov Yu. K., 2003, Aleksandr Nevskij. Zhizn' i deyaniya svyatogo i blagovernogo velikogo knyazya [Alexander Nevskiy. The life and deeds of the saint and faithful grand duke]. Moskva, 2003. (In Russ.).
- Zinov'ev A., 2011, Stalinskoe metro [Stalin's Metro]. Moskva, 2011. (In Russ.).
- Kiseleva E. G., 1975, Dom Pavla Korina [House of Pavel Korin]. Moskva: Moskovskij rabochij, 1975. (In Russ.).
- Korina N. D., 2015, Hram Sv. Aleksandra Nevskogo v stolice Bolgarii Sofii – pamyatnik russkoj voinskoj slave. Istoriya i sovremennost' [The Church of St. Alexander Nevsky in Sofia, the capital of Bulgaria, is a monument to Russian military glory. History and modernity]. In: Vestnik PSTGU. Ser. V: Voprosy istorii i teorii hristianskogo iskusstva [Bulletin of PSTGU. Ser. V: Questions of the history and theory of Christian art]. 2015. Vyp. 1. S. 145–156. (In Russ.).
- Korovkevich S. V., 1967, Vladimir Aleksandrovich Serov [Vladimir Alexandrovich Serov]. Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1967. (In Russ.).
- Kostyrya M. A., Sokolov R. A., 2021, Istoricheskaya pamyat' ob Aleksandre Nevskom: skul'pturnaya vizualizaciya [Historical memory of Alexander Nevsky: sculptural visualization]. In: Praksema. Problemy vizual'noj semiotiki [Praksema. Problems of visual semiotics]. 2021. № 1 (27). S. 95–123. (In Russ.).
- Krivosheev Yu. V., Sokolov R. A., 2012, «Aleksandr Nevskij»: sozdanie kinoshedevra: istoricheskoe issledovanie [“Alexander Nevsky”: Creating a Cinema Masterpiece: A Historical Study]. Sankt-Peterburg, 2012. (In Russ.).
- Metelkin E. N., Sohor T. E., 2020, Suvorovskaya tema v filatelii [Suvorov theme in philately]. In: Nauka. Obsestvo. Oborona. 2020. T. 8. № 1(22). (In Russ.).
- Mironenko D. G., 2020, Obraz svyatogo Aleksandra Nevskogo v russkom iskusstve XVI — nachala XXI vv. [The image of St. Alexander Nevsky in Russian art of the 16th - early 21st centuries]. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Svyato-Troickoj Aleksandro-Nevskoj lavry, 2020. (In Russ.).
- Mihajlov N. A., 1982, Pavel Korin [Pavel Korin]. Moskva: Izobrazitel'noe iskusstvo, 1982. (In Russ.).
- P.D. Korin ob iskusstve. Stat'i. Pis'ma. Vospominaniya o hudozhnike [P. D. Corinne on art. Articles. Letters. Memories of the Artist]. Moskva: Sovetskij hudozhnik, 1988. (In Russ.).
- Rajhenshejn H., 1971, Pavel Dmitrievich Korin [Pavel Dmitrievich Korin]. Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1971. (In Russ.).
- Reshetnikova O. N., 2014, Russkij hram v Sofii [Russian temple in Sofia]. Moskva: FIV, 2014. (In Russ.).
- Rudnikov Yu., 1972, «V pol'zu voinov i ih semej» [“In favor of soldiers and their families”] // Filateliya SSSR [Philately of the USSR]. 1972. № 1. S. 13–14. (In Russ.).
- Sokolov R. A., 2021, Kanonizaciya Aleksandra Nevskogo i sud'ba ego moshchej [Canonization of Alexander Nevsky and the fate of his relics]. In: Hristianskoe chtenie [Christian reading]. 2021. № 2. S. 23–32. (In Russ.).
- Shinkarenko Yu. V., 2021, Za trudy i Otechestvo. Orden Aleksandra Nevskogo [For the labors and the Fatherland. Order of Alexander Nevsky]. In: Aleksandr Yaroslavovich Nevskij — zashchitnik gosudarstvennyh osnov russkih zemel' [Alexander Yaroslavovich Nevsky –defender of the state foundations of the Russian lands]. Saratov, 2021. S. 80–85. (In Russ.).
- Ekshtut S. A., 2019, «Nam obshchaya slava Rossii soldatskoj nagradoj byla»: Nagradnaya praktika vremen Velikoj Otechestvennoj vojny [“For us the common glory of Russia was a soldier's award”: Award practice during the Great Patriotic War]. Sankt-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2019. S. 218–222. (In Russ.).
Information about the authors
Evgeny N. Metelkin, Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Institute History of St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation.
Tatyana E. Sokhor, Graduate Student of the Institut History of St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation.
Corresponding author
Tatiana E. Sokhor, e-mail: sohor@mail.ru
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense