Наука. Общество. Оборона
2022. Т. 10. № 1. С. 4–4.
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2022. Vol. 10, no. 1. P. 4–4.
УДК: 947(470.29)
DOI: 10.24412/2311-1763-2022-1-4-4
Поступила в редакцию: 15.12.2021 г.
Опубликована: 17.01.2022 г.
Submitted: December 15, 2021
Published online: January 17, 2022
Для цитирования: Кретинин Г. В. Создание школьной сети в Калининградской (Кёнигсбергской) области в 1945–1947 годах // Наука. Общество. Оборона. 2022. Т. 10, № 1(30). С. 4-4. https://doi.org/10.24412/2311-1763-2022-1-4-4.
For citation: Kretinin G. V. Organisation of a school network in the Kaliningrad (Königsberg) region in 1945–1947. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2022;10(1):4-4. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2311-1763-2022-1-4-4.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №21-09-43039 «"Советский народ" на крайнем западе России: теория и практика формирования "новой исторической общности" в Калининградской области (1945–1991)».
Acknowledgements: The study was financially supported by the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 21-09-43039 "Soviet people" in the far west of Russia: theory and practice of the formation of a "new historical community" in the Kaliningrad region (1945–1991)".
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2022 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2022 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
ИСТОРИЯ РЕГИОНОВ И НАРОДОВ РОССИИ
Оригинальная статья
Создание школьной сети
в Калининградской (Кёнигсбергской) области в 1945–1947 годах
Геннадий Викторович Кретинин 1 *
1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта,
г. Калининград, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0730-0826, e-mail: gvkretinin@gmail.com
Аннотация:
В 1945 г. часть территории провинции Восточная Пруссия отошла к Советскому Союзу. В ходе боёв провинции был нанесён огромный материальный ущерб, численность сохранившегося местного населения едва достигала 10% от предвоенного уровня. Началось формирование советского населения в новой российской области. В статье рассматриваются особенности создания системы народного образования в условиях стихийного роста численности населения, отсутствия учительского состава, материально-технической базы школьной сети. На основе документов областного архива и первых исследований приводятся сведения о создании гражданских структур управления, об открытии первых общеобразовательных школ, об их укомплектовании контингентом обучающихся, о деятельности областных властей по открытию на территории области учреждений по подготовке собственного педагогического состава.
Ключевые слова:
школьное образование, Восточная Пруссия, Калининградская область,
новая советская область, К.Н. Галицкий, начальные школы, семилетние и средние школы, учебный год, учащиеся школ, учителя
ВВЕДЕНИЕ. ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Апрель 1945 г. стал последним военным месяцем на той территории Восточной Пруссии, которая находилась под управлением военного командования Красной Армии. Бои на косе Фришинг, правда, ещё продолжались (до 9 мая), но влияния на организацию мирной жизни, они уже не оказывали.
Кёнигсберг и прилегающий к нему район представляли собой полностью разорённую и опустошённую войной территорию. Перед войной на территории Восточной Пруссии проживало 2,2-2,4 млн человек, в том числе на территории, отошедшей к СССР (общая площадь её составляла 15,1 тыс. кв. км, в том числе 1,7 тыс. кв. км – площадь морских заливов), – 1,1-1,25 млн человек. Учитывая, что после завершения боевых действий в Кёнигсберге и прилегающих к нему районах, по данным архивных документов, осталось около 140 тыс. немцев (11%), многие районы остались совершенно пустынными [6, 186; 10, с. 464; 14, с. 40; 21, S. 21].
Безлюдность территории усугублялась послевоенной разрухой, что в целом приводило к запустению. Из 360 крупных довоенных предприятий 182 были полностью разрушены, а остальные или сохранились на 50-60%, или были демонтированы немцами и вывезены в глубь Германии ещё до прихода Красной Армии. Оставшееся на предприятиях в незначительном количестве оборудование в большинстве случаев было разукомплектовано, выведено из строя.
Положение усугублялось отсутствием энергетической и сырьевой базы. В области не действовала ни одна из имеющихся электростанций. Железнодорожные пути и станции, мосты и подвижный состав были разрушены или взорваны противником при отступлении. Кроме того, существовавшая в Восточной Пруссии сеть железных дорог имела узкую колею, и железные дороги надо было не восстанавливать, а строить заново.
50% сельхозугодий оказались непригодными к использованию. В ходе боёв было сильно разрушено жилье. Так, в Кёнигсберге в 1946 г. насчитывалось 650 тыс. кв. м жилых помещений, что составляло чуть более 10% предвоенного объёма. Административный и культурный центр города имел 80-90% сплошных разрушений. Городской транспорт и предприятия жилищно-коммунального хозяйства, водопровод и канализация были выведены из строя. Во многих городах были полностью разрушены не только отдельные дома, но и целые кварталы и районы. Второй по величине город – Тильзит – был разрушен не менее чем на 60%, важнейший железнодорожный узел – Инстербург – на 90% [10, с. 446, 450; 12, с. 17, 20-21; 13, с. 34; 16, с. 23-24].
Налицо были признаки коллапса.
В таких условиях жизнь надо было начинать строить заново. Причем речь шла не о простом восстановлении народного хозяйства, а о ликвидации здесь одного способа производства и создания другого типа хозяйства, основанного на плановой экономике. Кроме того, надо было выбрать наиболее рациональное и полезное для страны направление развития экономики области. Проблема же заключалась в том, что строить эту жизнь было просто некому.
Естественно, что к работе по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства привлекалось местное, то есть немецкое, население. Однако местные трудовые ресурсы по отношению ко всей территории региона были незначительны – до 50% общей численности сохранившегося здесь немецкого населения. Так в апреле-мае 1946 г. трудовой деятельностью занималось всего 44446 человек [II, л. 6,7].
По данным органов внутренних дел в Кёнигсберге и других населённых пунктах на 1 ноября 1945 г. проживало чуть более 7 тысяч человек советских граждан. Сюда ехали члены семей в основном офицеров и младшего командного состава, проходивших службу в Особом военном округе (штаб – в Кёнигсберге). Здесь оставались на постоянное место жительства уволенные в запас воины Красной Армии, прибывали в область специалисты по восстановлению народного хозяйства, командированные из центральных районов СССР. Численность советских граждан возрастала медленно, по 3-4 тыс. человек в месяц, но к маю 1946 г. граждан СССР, без учета военнослужащих, в области проживало 32190 человек [4, с. 59, 60, 80; 5, с. 44-46], [IX, л. 139].
И хотя массовое заселение области началось только со второй половины 1946 г., некоторые предприятия народного хозяйства уже приступили к плановой мирной жизни. Среди жизненно важных сфер оказалось и народное образование.
ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ
Первым шагом к административно-территориальному устройству района, отошедшего к Советскому Союзу, было создание 10 мая 1945 г. Временного управления по гражданским делам. Естественно, что о проблемах образования в это время речь не шла. Надо было прежде всего учесть немецкое население, провести его регистрацию, выдать удостоверяющие личность документы, решить продовольственные, медицинские и другие социально-бытовые вопросы. Несмотря на то, что для отдела народного образования была разработана штатная структура, отдел практически не работал: советского населения в регионе ещё не было, а об образовании немецкого населения речь не шла и подавно.
Командующему, вначале 11-й гвардейской армией, а затем Особым военным округом, К.Н. Галицкому принадлежит особая роль в зарождении системы народного образования Калининградской области. Связано это было во многом с тем, что летом 1945 г. в Кёнигсберге вместе с генералом проживал его сын Юрий, которому надо было заканчивать школу (известный впоследствии писатель Юрий Николаевич Иванов (1928-1994) в составе похоронной команды оказался в Кёнигсберге в конце войны, он был среди первых учеников средней школы № 1) [3, с. 68, 72].
В Кёнигсберге находились дети и других офицеров, а также «сыны полков». Приближалось начало учебного года, детей надо было учить. И К.Н. Галицкий принимает решение «об организации средней школы для детей военнослужащих Кёнигсбергского гарнизона». Это решение оформляется в виде приказа №1 от 17 июля 1945 года. Приказ хорошо известен, он неоднократно публиковался [IV, л. 15], [см., также: 11, с. 34].
Были проблемы с формированием контингента учащихся. То количество детей, которое оказалось в городе летом 1945 г., не позволяло открыть полнокомплектную школу. Поэтому командование приняло решение привлечь для учёбы детей из других населённых пунктов. Как сообщил Ю. Н. Иванов, в первый же день занятий в школе появились ученики из Кранца, Лабиау [3, с. 68, 72].
Между тем число детей школьного возраста постоянно увеличивалось за счёт приезжающих семей военнослужащих, а также семей инженерно-технического состава и рабочих, прибывавших для восстановления промышленности и освоения сельского хозяйства. Учёту подвергались и дети-дошкольники, и дети-переростки, не посещавшие школу в годы войны. Помимо этих категорий детей, имелось значительное количество сирот, оказавшихся на территории округа в качестве воспитанников воинских частей.
На 1 января 1946 г. насчитывалось:
- детей-переростков – 590 человек;
- детей-сирот – 98 человек;
- детей дошкольного возраста – 463 человека [V, л. 23].
Открытие Кёнигсбергской средней школы №1, конечно же, не могло решить всех проблем. Следом за школой №1 Калининграда такая же школа, только для детей командно-политического состава Южно-Балтийского флота, была открыта в Пиллау. Уже через год в ней обучалось до 600 детей, работало 33 учителя [XI, л. 17].
Учитывая такое развитие ситуации, военные власти ещё летом 1945 г. обратились в правительство с ходатайством об организации на территории округа сети школ всеобщего обучения. 2 сентября того же года Постановлением СНК СССР № 13141 было решено открыть 13 школ, из них 5 – для детей военнослужащих и служащих военного округа [V, л. 23].
Однако организационные меры явно не поспевали за развитием событий. Так, выяснилось, что по состоянию на 1 января 1946 г. помимо 13 школ, разрешенных к открытию постановлением правительства, реально были открыты еще пять начальных школ (в Кёнигсберге, Лабиау, Нойкурене, Гросс-Бершкалене и Виттенберге) [V, л. 24].
К моменту образования Кёнигсбергской области в составе РСФСР (7 апреля 1946 г.) на её территории (по данным облоно) работали 19 школ с общим количеством учащихся 3446 человек, в том числе:
- средних школ – 5, с количеством учащихся 2359 человек;
- семилетних – 4, с количеством учащихся 488 человек;
- начальных – 10, с количеством учащихся 599 человек [VII, л. 1].
В литературе часто приводятся цифры, пусть незначительно, но отличающиеся от приведенных в «Плане расширения…»: 20 школ и 3468 учащихся [см., напр.: 10, с. 471].
Поиск в архиве позволил объяснить такую корректировку данных. Учитывая динамику роста школ в это время, легко допустить, что за 1-1,5 месяца, что прошли между составлением данных о сети и количестве учащихся, вполне могла быть открыта ещё одна начальная школа.
Подробные сведения о распределении школ по городам и районам области приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сеть учреждений народного образования Кёнигсбергской области
на 1 мая 1946 г. [I, л. 55]
1945/46 учебный год оказался трудным для создаваемой системы народного образования со всех сторон деятельности: педагогической, административно-хозяйственной, кадровой. Естественно, это же относится и к управлению народным образованием. Отсутствие отделов народного образования сказывалось, но сразу же развернуть их во всех городах и районах области не предоставлялось возможным.
В представленных в конце учебного года отчетах можно видеть все особенности их работы в такой сложный период. Так, Тильзитская средняя школа № 1 начала работу 22 октября 1945 г. За парты сели всего 106 человек, 10-го класса не было вообще. В течение учебного года из школы выбыло 107 учащихся, но закончило учебный год – 568. Можно представить текучесть учеников в классах, особенно в начальных. Численность учащихся в 1-4-х классах увеличилась в 8 раз, а в 1-2-х – даже в 10-11 раз (!) [X, л. 1].
Естественно, в таких условиях сложно было говорить об успехах в учебе. Более 15% тильзитских учащихся по итогам года были оставлены на второй год или допущены к осенним испытаниям. Больше половины отстающих пришлись как раз на начальные классы.
Первый учебный год официально завершился 15 мая 1946 года. В связи с тем, что ряд школ, особенно средних и семилетних, начал учебный год позже 1 сентября, в 7-10-х классах занятия были продлены ещё на 10 дней. Год завершился испытаниями в 5 х, 6-х, 8-х и 9 х классах и экзаменами в 4-х классах. В связи с тем, что в ряде районов школ не было, областные власти констатировали, что закон о всеобуче не был выполнен. По далеко не точным данным, более 1000 детей не посещали школу [II, л. 26].
По-видимому, только в средней школе № 1 Калининграда в том году оказался выпускной 10-й класс. В отчете о результатах экзаменов сообщается, что школу закончили 19 человек (в том числе два экстерна), из них два человека выбыли со свидетельствами о прохождении обучения, и один человек получил серебряную медаль [VI, л. 7].
И всё же существенное улучшение деятельности всей системы народного образования происходит в следующем, 1946/47 учебном году.
ОБРАЗОВАНИЕ КЁНИГСБЕРГСКОЙ (КАЛИНИНГРАДСКОЙ) ОБЛАСТИ
Седьмого апреля 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории города Кёнигсберга и прилегающего к нему района была образована Кёнигсбергская область с центром в г. Кёнигсберге. С учетом ожидаемого массового переселения в область советских людей численность населения, по осторожным прогнозам военных, могла возрасти в 3-4 раза. Соответственно должна была возрасти и численность школ новой российской области. Поэтому планировалось к началу 1946/47 учебного года открыть дополнительно 9 средних, 8 семилетних и 32 начальных школы с таким расчётом, чтобы в каждом городе и районном центре была одна средняя или семилетняя школа и 3-4 начальных школы [19, с. 145]. Всего же предполагалось иметь 73 школы (см. табл. 2).
Таблица 2
План расширения сети школ Калининградской области
на 1946/47 учебный год [VII, л. 1-2]
Коррективы в этот план пришлось вносить сразу же. Так, в Пилькалленском районе начальник гражданского управления Котин своим приказом от 2 августа 1946 г. утверждает сеть школ, включающую неполную среднюю и семь начальных, вместо двух запланированных. Более того, он же ставит перед роно задачу открыть вместо неполной средней нормальную среднюю школу [19, с. 145].
Действительность вообще превзошла все плановые ожидания.
Постановлением Совета Министров СССР №1522 от 9 июля 1946 г. в августе-октябре предусматривалось переселение в Калининградскую область 12 тыс. семей. Задача эта была выполнена. И если к 1 августа в области проживало около 85 тыс. человек, то к концу 1946 г. только сельские районы получили дополнительно более 58 тыс. новых жителей, а через год численность российского населения достигла 205 тысяч [10, с. 472, 476; 9, с. 33-37; 19, с. 145].
В отчете Калининградского облоно по итогам 1946/47 учебного года приводятся данные буквально о лавинообразном росте численности школ в области: на 1 сентября 1946 г. – уже 118, на 1 октября – 192, на 1 декабря – 248, на 1 января 1947 г. – 280, на 1 февраля – 288 и на конец учебного года – 290 начальных, семилетних и средних школ [VIII, л. 1].
Показательным в этом плане может быть ситуация, сложившаяся в Тапиауском районе. Здесь вместо двух запланированных начальных школ к марту 1947 г. было открыто 16 [19, с. 145]! Часто такой рост количества школ не в полной мере отражал специфику момента. За сухими цифрами, как правило, скрываются поистине героические действия переселенцев не только по обустройству самой области, но и по созданию в ней системы народного образования.
Примером может служить открытие начальной школы в колхозе им. Андреева (ныне Тимофеево) Пилькалленского района. 11 сентября состоялось общее собрание переселенцев по организации колхоза, тут же принято решение о немедленном открытии начальной школы, 13 сентября приступили к ремонту выделенного под школу помещения, назначен директор – В.П. Саввин. 28 сентября 1946 г. начались занятия. В школу было принято 100 детей, из них в 1-й класс – 31, во 2-й – 24, в 3-й – 26, в 4-й – 19. В школе не было букварей, тетрадей, карандашей, перьев. Учебников для второго – четвертого класса было мало (один на 5-7 человек). Привезены они были с собой переселенцами.
Саввин был единственным учителем в четырех классах. Занятия велись в две смены. 9 октября в школе появился ещё один учитель – Бобровских Евдокия Ильинична, 15 октября – Сендецкая Мария Васильевна, а с 1 ноября – Саввина Надежда Никаноровна. К ноябрю в школу начали поступать тетради, карандаши, перья, в небольшом количестве учебники. Во втором полугодии пришли буквари (один на пять человек) и книги для чтения (одна на три человека). Следующий учебный год школа начала семилетней.
Сведения о первых школах, о начальных шагах школ района и города Краснознаменска приведены в воспоминаниях переселенцев 40-х годов прошлого века. Следует отметить, что есть и очень редкий письменный источник – «Летопись Тимофеевской восьмилетней школы». Ее автор – Мария Григорьевна Косульникова – работала в школе учителем, завучем, заведующей школой. Рукописный экземпляр хранится в музее Краснознаменского района [2; 7, не опубл.].
Быстро увеличивалось количество учащихся. В том же Советске на 26 ноября 1946 г. действовало по-прежнему 4 школы, однако численность обучаемых только в средней школе №1 возросла в два раза – с 568 до 1092 человек.
В 118 школах области новый учебный год начали 15886 человек, заканчивали его – 22704. Конечно, при таких темпах роста числа школ и увеличения контингента обучаемых не все получалось сразу. Появление в городе или районе даже нескольких детей, которые не посещали школу, было чрезвычайным явлением. Здесь же оказалось, что на начало учебного года вне школы осталось 535 человек. Причина была проста: шло активное заселение области, создание в массовом количестве школ, многие дети (218 человек) просто не успевали становиться на учет. Остальные же оказались вовлеченными в процесс внутренней миграции населения. Семьи переезжали с одного места жительства на другое по различным причинам: изменение жилищно-бытовых условий, места работы и т.д. В течение учебного года движение контингента по школам не прекращалось. Наоборот, оно увеличилось. Так, из 1-4-х классов выбыл 2001 человек, многие оставили учебу из-за устройства на работу (свыше 200 учащихся), около 300 человек не посещали школу по домашним обстоятельствам (отсутствие одежды, обуви, продуктов питания, контроля со стороны родителей) [VIII, л. 1-2], [19, с. 146].
Совершенно другой была причина выбытия детей из школ в крупных городах области. Так, в Калининграде 1946/47 учебный год начали 4587 детей. В течение года прибыло 2142 учащихся, но и выбыло сопоставимое количество – 1824 человека. К концу года городские школы посещали 4900 человек. Причина текучести всё та же: переезды родителей. Но в Калининграде превалировала иная цель переездов. Основную массу выбывших детей составляли дети демобилизованных военных, которые выезжали из города и области [VIII, л. 2].
На периферии на посещаемости школ учащимися в значительной степени сказывалась довоенная система заселения территории, где было значительное количество малых населённых пунктов, хуторов, не позволявших открывать поблизости даже начальные школы. Поэтому, изначально предполагалась организация подвоза школьников, проживавших далеко от школ. Однако послевоенные экономические условия не позволили это сделать в массовом порядке. Документы сообщают, что доставку детей в школы удалось организовать в Багратионовском, Советском и Гурьевском районах, в городах Калининграде, Советске, Черняховске [VIII, л. 2], [19, с. 146].
Одной из специфических задач, которую пришлось решать народному образованию области, была организация в Калининграде школ раздельного обучения. Совет Народных Комиссаров РСФСР своим постановлением от 23 июля 1943 г. № 671 ввел в ряде крупных городов страны раздельное обучение мальчиков и девочек. Летом 1946 г. областной и Калининградский городской отделы народного образования принимают решения об открытии в Калининграде мужской и женской школ.
Мужской школой становилась 1-я средняя, а женской – 4-я средняя. Приказом начальника гороно Венедиктовой директору школы № 1 Павлову предписывалось провести распределение учащихся по школам с передачей всех списков, личных дел, характеристик, свободного школьного инвентаря [III, л. 1], [19, с. 146].
Всё это совпало с продолжающимся массовым заселением области и не менее массовым открытием школ.
В тот период уже не приходилось рассчитывать на решения центральных органов власти по открытию школ. Реагировать надо было не то, чтобы быстро, немедленно! Право на открытие школ получил областной отдел народного образования. Причем школы не только открывались, но и преобразовывались из начальной в семилетнюю, из семилетней в среднюю. Так, в Повундене Гурьевского района с 10 ноября 1946 г. начальная школа была преобразована в семилетнюю, а в Багратионовске с 15 ноября была открыта средняя школа. Часто школы открывались «списком». Например, приказом облоно от 3 декабря 1946 г. в Правдинском районе сразу были открыты восемь начальных школ, в Черняховском – шесть школ [19, с. 146].
Важнейшим обстоятельством в создании системы народного образования было то, что с 1 сентября 1946 г. калининградские школы приступили к плановым занятиям. Формирование школьной системы совпало с образованием и становлением органов государственной власти. Процессы эти шли, по сути, параллельно: открывались новые школы, шли занятия в уже сформированных школах, создавались районные и городские органы народного образования, укомплектовывались и одновременно складывались педагогические коллективы.
Важнейшую роль в становлении системы народного образования играло обеспечение её учреждений педагогическими кадрами. Сохранились подробнейшие отчёты и справки об укомплектовании школ учительским составом. Документы сообщают, что в 1945 г. учебный год начали всего 93 учителя, заканчивали его уже 186, а на 1 января 1947 г. по облоно числилось 942 учителя [VIII, л. 2].
Начиналось комплектование учительского состава прежде всего за счёт специалистов, уволенных из рядов Вооруженных сил. Затем формой пополнения учительского корпуса становится прибытие учителей из глубинных районов СССР. Облоно имел возможность вызывать учителей из различных областей Российской Федерации персонально, по рекомендациям прибывших на места переселенцев. И всё же основным способом комплектования была помощь Министерства просвещения РСФСР. Так, на упоминавшуюся уже дату 1 января 1947 г. в область прибыло 290 учителей. В отдельных случаях разрешалось принимать на работу лиц, не имевших законченного среднего педагогического образования или даже среднего. Ряд начальных школ, главным образом сельских, переводился на двухсменную работу, чтобы обеспечить рост школ и классных комплектов [17; 18, с. 183].
Девятого октября 1946 года вышел приказ облоно, которым предписывалось начальникам городских и районных отделов народного образования открыть начальные и семилетние школы для обучения детей немецкого населения в возрасте от 8 до 15 лет [VI, л. 12-13].
Сложности с открытием немецких школ были, конечно, неизмеримо выше, чем с открытием русских школ. Сказывалась разобщенность немецкого населения, стремление его к миграции в поисках средств к существованию. Было и недоверие немцев к советскому военному командованию, из-за чего родители часто не отпускали своих детей в школы. Но осенью всё же было открыто 44 нерусские школы в том числе 8 семилетних и 36 начальных с общей численностью учащихся 4927 человек. К концу первого полугодия две начальные школы слились в одну, а численность учащихся составила 3420 человек. Когда началось создание сети немецких школ (со второй половины октября 1946 г.), то облоно организовал месячные курсы подготовки учителей для этих школ из числа немецкого населения. Руководство этими школами возлагалось на советских граждан, знавших или хотя бы понимавших немецкий язык [VIII, л. 80], [8, с. 301-316; см., также: 6, 15, 20, 22].
В целом же развитие школьной сети продолжалось, и к началу нового 1947/48 учебного года потребность в учительских кадрах и руководящих работниках народного образования возросла. Кадры необходимо было готовить в области.
Реализуя указание российского правительства, с 1 сентября 1947 г. в Калининграде были открыты областной институт усовершенствования учителей, Калининградское педагогическое училище (занятие начали 112 человек) и 11-й класс с контингентом учащихся 67 человек, Черняховское дошкольное педагогическое училище (занятие начали 64 человека), заочное отделение при Калининградском педагогическом училище на 126 учащихся, областная заочная школа с контингентом на 161 человек, областной дошкольный методический кабинет, в городах области создавались различные методические, педагогические кабинеты. Через год, с 1 сентября 1948 г., было открыто педагогическое училище в г. Советске.
Наконец, реализуя постановление правительства СССР, облисполком 17 января 1948 года принимает решение: «1. Открыть в 1948 учебном году государственный педагогический институт в Калининграде с ежегодным приёмом по 150 человек, с факультетами: русского языка и литературы, физики и математики, истории и естествознания...» [1, с. 93].
Открытие пединститута стало завершающим актом в создании базы для пополнения учреждений народного образования в будущем собственными педагогическими кадрами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в течение нескольких лет в разрушенном войной и обезлюдевшем регионе была создана система образования (народного образования) Калининградской области, по своей форме и содержанию являющаяся составной частью российской системы образования. Региональная система создана и существует уже три четверти века, за это время она адаптировалась к условиям географического и геополитического положения самого западного российского региона, которое оказывало и продолжает оказывать существенное влияние на обучение и воспитание молодежи.
За указанный период калининградской системе образования удалось выработать и сохранить устойчивость к внешним воздействиям, приобретя опыт своевременного реагирования на достижения современной педагогической науки. Настойчивый труд калининградских педагогов и воспитателей, организаторов народного образования способствовал тому, что, невзирая на все особенности государственного переустройства, общеобразовательная школа не просто устояла, но в новых условиях окрепла и двинулась дальше по пути созидания.
Список литературы
- Бирковский В. Г. и др. История края (1945 - 1950). Учеб. пособие / В.Г. Бирковский, З.Н. Сорока, С.П. Гальцова, М.А. Клемешева, А.Д. Чумаков, М.В. Ильина / Калинингр. ун-т. Калининград, 1984.
- Восточная Пруссия глазами советских переселенцев: Первые годы Калининградской области в воспоминаниях и документах. Калининград, 2003.
- Иванов Ю. Н. Танцы в крематории (главы из романа) // Запад России. 2002. № 1.
- Из документов архива УВД Калининградской области // Калининградские архивы: Материалы и исследования. Вып. 1. Калининград, 1998.
- Колганова Э. М. Партийное руководство образованием местных советов в Калининградской области // Становление и развитие Калининградской области. Калининград, 1978.
- Костяшов Ю. В. Выселение немцев из Калининградской области в послевоенные годы // Вопросы истории. 1994. № 6.
- Косульникова М. Г. Летопись Тимофеевской восьмилетней школы. Сентябрь 1946 – 1978. Не опубликована. Фонды Краснознаменского краеведческого музея. Б/н.
- Кретинин Г. В., Фёдорова О Г. Школы и детские дома для немецких детей в Калининградской области // Россия и Германия. 2007. №. 4.
- Литвинцев С. В. В Калининградской области // Народное образование. 1947. № 1.
- Очерки истории Восточной Пруссии / Г.В. Кретинин, В.Н. Брюшинкин, В.И. Гальцов и др. Калининград, 2002.
- Павловский О. П. Земля моя, калининградская. Калининград, 1996.
- Первые секретари..: Документы и материалы о деятельности партийных руководителей Калининградской области и Калининграда в 1947-1991 гг. Калининград, 2002.
- Рутман И. Я. Из Советска в Тильзит. Советск, 1993.
- Сальков А. П. Восточная Пруссия в планах послевоенного территориального переустройства Европы // Вопросы истории. 2003. № 12.
- Строганова Н. А. Немецкие дети-сироты на территории Калининградской области. (1945-1948 гг.) // Калининградские архивы. Материалы и исследования. Сб. науч. трудов. Калининград, 2001. Вып. 3.
- Фарутин И. А. Образование и становление области // Становление и развитие области: Межвузовский сборник / М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР; Калининград. у-т. Калининград, 1978.
- Фуксон Л. М., Забоенкова А. С., Кретинин Г. В., Маслов В. Н. Воспитывать и обучать. Дошкольные образовательные учреждения, детские дома, школы-интернаты и специальные школы Калининградской области (1945-1991): монография. Калининград, 2005.
- Фуксон Л. М., Кретинин Г. В. Сразу после войны. Создание и становление системы народного образования Калининградской области в 1945-1950 гг.: монография. Калининград, 2005.
- Фуксон Л. М. Создание сети школьных учреждений в Калининградской области в 1946 - 1947 гг. // Вопросы истории. 2007. № 1. С. 145-149.
- Kibelka R. Wolfskinder. Grenzgänger an der Memel. Berlin, 1996.
- Landsmanschaft Ostpreuβen. 1948-1978. Leer, 1979.
- Luschnat G. Die Lage der Deutschen im Königsberger Gebiet 1945-1948. Frankfurt am Main, 1996.
Источники
I. Экономические данные Калининградской области, составленные ЦСУ по немецким архивам на 1 января 1947 г. // Государственный архив Калининградской области (ГАКО). Ф. 181. Оп. 1. Д. 10.
II. Акты передачи дел и приложения к ним // ГАКО. Ф. 298 Оп. 4. Д. 2. Л. 6, 7, 26.
III. Приказ по Калининградскому городскому отделу народного образования от 6 августа 1946 г. № 3 // ГАКО. Ф. 313. Оп. 1. Д. 2.
IV. Приказы начальника тыла 11-й гвардейской армии, начальника трофейного управления 3-го Белорусского фронта, начальника гарнизона г. Кёнигсберга, номенклатура боевой техники для декадных донесений // ГАКО. Ф. 330. Оп. 1. Д. 1.
V. Доклад заместителю председателя СНК СССР тов. Косыгину А.Н. о состоянии экономики бывшей Восточной Пруссии, ныне территории особого военного округа // ГАКО. Ф. 332. Оп. 2. Д. 7.
VI. Сообщение о результатах экзаменов за 1946 г. в школе № 1 г. Калининграда // ГАКО. Ф. 462 «Отдел народного образования Калининградского облисполкома». Оп. 2. Д. 2.
VII. План расширения сети школ на 1946/47 учебный год» // ГАКО. Ф. 462. Оп. 2. Д. 3.
VIII. Отчёт Калининградского областного отдела народного образования о работе школ области в 1946/47 учебном году // ГАКО. Ф. 462. Оп. 2. Д. 8.
IX. Обзор выполнения плана развития и восстановления местного хозяйства области за 1946 г. // ГАКО. Ф. 514. Оп. 1. Д. 1.
X. Статистические отчёты о движении и успеваемости учащихся за 1945/46 учебный год Тильзитской средней школы № 1 // ГАКО. Ф. 665. Оп. 1. Д. 1.
XI. Справки и отчеты о работе отдела школ обкома ВКП(б), об итогах 1946/1947 учебного года // ГАКО. Ф. П-1. Оп. 1. Д. 101.
Информация об авторе
Кретинин Геннадий Викторович, доктор исторических наук, профессор, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Кретинин Геннадий Викторович, e-mail: gvkretinin@gmail.com
HISTORY OF REGIONS AND PEOPLES OF RUSSIA
Original Paper
Organisation of a school network in the Kaliningrad (Königsberg) region
in 1945–1947
Gennady V. Kretinin 1 *
1 Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0730-0826, e-mail: gvkretinin@gmail.com
Abstract:
In 1945 a part of the province of East Prussia was transferred to the Soviet Union. During the battles of the World War II the province had suffered huge material damage, the number of the surviving local population barely reached 10% of the prewar level. The formation of the Soviet population in the new Russian province began. The article examines the peculiarities of organisation of public education system in the context of spontaneous growth of population, lack of teachers, facilities and resources of school network. Through the documents of the State Archive of the Kaliningrad Oblast and the early research the author examines a wide range of issues, that is the creation of civil management structures, opening of first secondary schools, their staffing, and the activities of regional authorities to establish institutions for the training of teaching staff in the territory of the region.
Keywords:
school education, East Prussia, Kaliningrad region, new Soviet region, Kuzma N. Galitsky,
primary schools, seven-year and secondary schools, academic year, schoolchildren, teachers
References
- Birkovskiy V. G., 1984, Istoriya kraya (1945 - 1950). Ucheb. posobiye [History of the region (1945 - 1950). Textbook] / V.G. Birkovskiy, Z.N. Soroka, S.P. Gal'tsova, M.A. Klemesheva, A.D. Chumakov, M.V. Il'ina / Kaliningr. un-t. Kaliningrad, 1984. (In Russ.)
- Vostochnaya Prussiya glazami sovetskikh pereselentsev: Pervyye gody Kaliningradskoy oblasti v vospominaniyakh i dokumentakh [East Prussia through the eyes of Soviet settlers: The first years of the Kaliningrad region in memoirs and documents]. Kaliningrad, 2003. (In Russ.)
- Ivanov Yu. N., 2002, Tantsy v krematorii (glavy iz romana) [Dancing in the crematorium (chapters from the novel)] // Zapad Rossii. 2002. № 1. (In Russ.)
- Iz dokumentov arkhiva UVD Kaliningradskoy oblasti [From the documents of the archive of the Internal Affairs Directorate of the Kaliningrad region] // Kaliningradskiye arkhivy: Materialy i issledovaniya. Vyp. 1. Kaliningrad, 1998. (In Russ.)
- Kolganova E. M., 1978, Partiynoye rukovodstvo obrazovaniyem mestnykh sovetov v Kaliningradskoy oblasti [Party leadership in the formation of local councils in the Kaliningrad region] // Stanovleniye i razvitiye Kaliningradskoy oblasti [Formation and development of the Kaliningrad region]. Kaliningrad, 1978. (In Russ.)
- Kostyashov Yu. V., 1994, Vyseleniye nemtsev iz Kaliningradskoy oblasti v poslevoyennyye gody [The eviction of the Germans from the Kaliningrad region in the post-war years] // Voprosy istorii. 1994. № 6. (In Russ.)
- Kosul'nikova M. G. Letopis' Timofeyevskoy vos'miletney shkoly. Sentyabr' 1946 – 1978. Ne opublikovana. Fondy Krasnoznamenskogo krayevedcheskogo muzeya [Chronicle of the Timofeev eight-year school. September 1946 – 1978. Unpublished. Funds of the Krasnoznamensky Museum of Local Lore]. B/n. Kretinin G. V., Fodorova O. G. (In Russ.)
- Shkoly i detskiye doma dlya nemetskikh detey v Kaliningradskoy oblasti [Schools and orphanages for German children in the Kaliningrad region] // Rossiya i Germaniya. 2007. Vyp. 4. (In Russ.)
- Litvintsev S. V., 1947, V Kaliningradskoy oblasti [In the Kaliningrad region] // Narodnoye obrazovaniye. 1947. № 1. (In Russ.)
- Ocherki istorii Vostochnoy Prussii [Essays on the history of East Prussia] / G.V. Kretinin, V.N. Bryushinkin, V.I. Gal'tsov i dr. Kaliningrad, 2002. (In Russ.)
- Pavlovskiy O. P., 1996, Zemlya moya, kaliningradskaya [My land, Kaliningrad]. Kaliningrad, 1996. (In Russ.)
- Pervyye sekretari..: Dokumenty i materialy o deyatel'nosti partiynykh rukovoditeley Kaliningradskoy oblasti i Kaliningrada v 1947–1991 gg. [First secretaries..: Documents and materials on the activities of the party leaders of the Kaliningrad region and Kaliningrad in 1947–1991]. Kaliningrad, 2002. (In Russ.)
- Rutman I. Ya., 1993, Iz Sovetska v Til'zit [From Sovetsk to Tilsit]. Sovetsk, 1993. (In Russ.)
- Sal'kov A. P., 2003, Vostochnaya Prussiya v planakh poslevoyennogo territorial'nogo pereustroystva Yevropy [East Prussia in the plans of the post-war territorial reorganization of Europe] // Voprosy istorii. 2003. № 12. (In Russ.)
- Stroganova N. A., 2001, Nemetskiye deti-siroty na territorii Kaliningradskoy oblasti. (1945-1948 gg.) [German orphans in the territory of the Kaliningrad region. (1945-1948)] // Kaliningradskiye arkhivy. Materialy i issledovaniya. Sb. nauch. trudov [Kaliningrad archives. Materials and research. Sat. scientific works]. Kaliningrad, 2001. Vyp. 3. (In Russ.)
- Farutin I. A., 1978, Obrazovaniye i stanovleniye oblasti [Formation and formation of the region] // Stanovleniye i razvitiye oblasti: Mezhvuzovskiy sbornik [Formation and development of the region: Interuniversity collection] / M-vo vyssh. i sred. spets. obrazovaniya RSFSR; Kaliningrad. u-t. Kaliningrad, 1978. (In Russ.)
- Fukson L. M., Zaboyenkova A. S., Kretinin G. V., Maslov V. N., 2005, Vospityvat' i obuchat'. Doshkol'nyye obrazovatel'nyye uchrezhdeniya, detskiye doma, shkoly-internaty i spetsial'nyye shkoly Kaliningradskoy oblasti (1945-1991): monografiya [Educate and train. Preschool educational institutions, orphanages, boarding schools and special schools in the Kaliningrad region (1945-1991): monograph]. Kaliningrad, 2005. (In Russ.)
- Fukson L. M., Kretinin G. V., 2005, Srazu posle voyny. Sozdaniye i stanovleniye sistemy narodnogo obrazovaniya Kaliningradskoy oblasti v 1945-1950 gg.: monografiya [Immediately after the war. Creation and formation of the public education system of the Kaliningrad region in 1945-1950: monograph]. Kaliningrad, 2005. (In Russ.)
- Fukson L. M., 2007, Sozdaniye seti shkol'nykh uchrezhdeniy v Kaliningradskoy oblasti v 1946–1947 gg. [Creation of a network of school institutions in the Kaliningrad region in 1946–1947] // Voprosy istorii. 2007. № 1. S. 145-149. (In Russ.)
- Kibelka R., 1996, Wolfskinder. Grenzgänger an der Memel [Wolf children. Border crossers on the Memel]. Berlin, 1996. (In German)
- Landsmanschaft Ostpreuβen. 1948-1978 [Region of East Prussia. 1948-1978]. Leer, 1979. (In German)
- Luschnat G., 1996, Die Lage der Deutschen im Königsberger Gebiet 1945-1948 [The situation of the Germans in the Königsberg area 1945-1948]. Frankfurt am Main, 1996. (In German)
I. Ekonomicheskiye dannyye Kaliningradskoy oblasti, sostavlennyye TSSU po nemetskim arkhivam na 1 yanvarya 1947 g. // Gosudarstvennyy arkhiv Kaliningradskoy oblasti (GAKO). F. 181. Op. 1. D. 10. [Economic data of the Kaliningrad region, compiled by the Central Statistical Bureau according to the German archives on January 1, 1947 // State Archive of the Kaliningrad Region (GAKO). Foundation 181. Inventory 1. Case 10]. (In Russ.)
II. Akty peredachi del i prilozheniya k nim // GAKO. F. 298 Op. 4. D. 2. L. 6, 7, 26 [Acts of transfer of cases and applications to them // GAKO. Foundation 298. Inventory. 4. Case 2. Sheet 6, 7, 26]. (In Russ.)
III. Prikaz po Kaliningradskomu gorodskomu otdelu narodnogo obrazovaniya ot 6 avgusta 1946 g. № 3 // GAKO. F. 313. Op. 1. D. 2. [Order for the Kaliningrad city department of public education dated August 6, 1946 No. 3 // GAKO. Foundation 313. Inventory 1. Case 2]. (In Russ.)
IV. Prikazy nachal'nika tyla 11-y gvardeyskoy armii, nachal'nika trofeynogo upravleniya 3-go Belorusskogo fronta, nachal'nika garnizona g. Konigsberga, nomenklatura boyevoy tekhniki dlya dekadnykh doneseniy // GAKO. F. 330. Op. 1. D. 1. [Orders of the head of the logistics of the 11th Guards Army, the head of the trophy department of the 3rd Belorussian Front, the head of the garrison of the city of Koenigsberg, the nomenclature of military equipment for ten-day reports // GAKO. Foundation 330. Inventory 1. Case 1]. (In Russ.)
V. Doklad zamestitelyu predsedatelya SNK SSSR tov. Kosyginu A.N. o sostoyanii ekonomiki byvshey Vostochnoy Prussii, nyne territorii osobogo voyennogo okruga // GAKO. F. 332. Op. 2. D. 7. [Report to the Deputy Chairman of the Council of People's Commissars of the USSR Comrade. Kosygin A.N. on the state of the economy of the former East Prussia, now the territory of a special military district // GAKO. Foundation 332. Inventory 2. Case 7]. (In Russ.)
VI. Soobshcheniye o rezul'tatakh ekzamenov za 1946 g. v shkole № 1 g. Kaliningrada // GAKO. F. 462 «Otdel narodnogo obrazovaniya Kaliningradskogo oblispolkoma». Op. 2. D. 2. [Report on the results of exams for 1946 at school No. 1 in Kaliningrad // GAKO. Foundation 462 "Department of Public Education of the Kaliningrad Regional Executive Committee." Inventory 2. Case 2]. (In Russ.)
VII. Plan rasshireniya seti shkol na 1946/47 uchebnyy god» // GAKO. F. 462. Op. 2. D. 3. [Plan for expanding the network of schools for the 1946/47 academic year” // GAKO. Foundation 462. Inventory 2. Case 3]. (In Russ.)
VIII. Otchot Kaliningradskogo oblastnogo otdela narodnogo obrazovaniya o rabote shkol oblasti v 1946/47 uchebnom godu // GAKO. F. 462. Op. 2. D. 8. [Report of the Kaliningrad regional department of public education on the work of regional schools in the 1946/47 academic year // GAKO. Foundation 462. Inventory 2. Case 8]. (In Russ.)
IX. Obzor vypolneniya plana razvitiya i vosstanovleniya mestnogo khozyaystva oblasti za 1946 g. // GAKO. F. 514. Op. 1. D. 1. [Review of the implementation of the plan for the development and restoration of the local economy of the region for 1946 // GAKO. Foundation 514. Inventory 1. Case 1]. (In Russ.)
X. Statisticheskiye otchoty o dvizhenii i uspevayemosti uchashchikhsya za 1945/46 uchebnyy god Til'zitskoy sredney shkoly № 1 // GAKO. F. 665. Op. 1. D. 1. [Statistical reports on the movement and progress of students for the 1945/46 academic year of the Tilsit Secondary School No. 1 // GAKO. Foundation 665. Inventory 1. Case 1]. (In Russ.)
XI. Spravki i otchety o rabote otdela shkol obkoma VKP(b), ob itogakh 1946/1947 uchebnogo goda // GAKO. F. P-1. Op. 1. D. 101. [References and reports on the work of the Department of Schools of the Regional Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks, on the results of the 1946/1947 academic year // GAKO. Foundation P-1. Inventory 1. Case 101]. (In Russ.)
Information about the author
Gennady V. Kretinin, Dr. Sci. (History), Prof., Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russian Federation.
Corresponding author
Gennady V. Kretinin, e-mail: gvkretinin@gmail.com
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense