Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 2. С. 15–15.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 2. P. 15–15.
УДК: 94(100)
DOI: 10.24412/2311-1763-2023-2-15-15
Поступила в редакцию: 01.09.2022 г.
Опубликована: 27.03.2023 г.
Submitted: September 1, 2022
Published online: March 27, 2023
Для цитирования: Гришин Я. Я., Галиуллин М. З., Галиуллина Э. Р. Военный аспект отношений России и США: от февраля к октябрю 1917 года (по страницам документов) // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, №2(35). С. 15-15. https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-2-15-15.
For citation: Grishin Y.Y., Galiullin M.Z., Galiullinа E.R. The military aspect of relations between Russia and the United States: from February to October 1917 (according to the pages of documents). – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2023;11(2):15-15 (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-2-15-15.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2023 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2023 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Обзорная статья
ВОЕННЫЙ АСПЕКТ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И США: ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ 1917 ГОДА
(ПО СТРАНИЦАМ ДОКУМЕНТОВ)
Гришин Яков Яковлевич 1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет,
г. Казань, Российская Федерация,
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9453-6070, e-mail: grishin.42@mail.ru
Галиуллин Марат Зуфарович 2
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет,
г. Казань, Российская Федерация,
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3798-4328, e-mail: maratscorpion@yandex.com
Галиуллина Эльвира Рахимзяновна 3
3 Казанский (Приволжский) федеральный университет,
г. Казань, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2516-5915, e-mail: elvi-galiullina@yandex.ru
Аннотация:
Как известно, Соединенные Штаты Америки не включились в Первую мировую войну с ее начала. В тот момент в их внешней политике доминировали нейтральные настроения. Вместе с тем, Вудро Вильсон, президент страны, пытался выступать в качестве посредника между противоборствующими группами. Однако это не имело успеха, так как каждая из них не теряла надежду на победу. Тем не менее американцы старались принять участие в споре о правах нейтральных стран на море, а кроме того не отказывались от сотрудничества со всеми воюющими странами, в том числе и с Россией, в первую очередь в поставках вооружения, приносивших не плохие дивиденды американскому капиталу. Ситуация во взаимоотношениях России и США начинает меняться после Февральской революции и прихода к власти Временного правительства во главе с Александром Фёдоровичем Керенским. США незамедлительно признали, как итоги революции, так и новое российское правительство. При этом, естественно, Вашингтон преследовал свои цели. Одна из них - сделать все, чтобы Россия не вышла из войны, не подписала сепаратный договор с Германией и продолжала в ней участие, обещая за это всевозможную помощь, в том числе и военную. Об этих отношениях России и США, которые складывались с февраля по октябрь 1917 года, и пойдет речь в предлагаемой статье. Её основой стали опубликованные документы, мемуарные источники, ряд работ, как отечественных, так и зарубежных авторов, интернет-ресурсы.
Ключевые слова: история международных отношений, революция, Б.А. Бахметев, Р. Лансинг, Д. Фрэнсис, П. Милюков, К.М. Ону, М. Терещенко, В. Вильсон
ВВЕДЕНИЕ
После свержения царизма к власти в России пришло Временное правительство. США первыми признали его и установили дипломатические отношения. Американцы при этом преследовали свои цели. У них появился шанс, чтобы повысить свой авторитет на международной арене и получить большую экономическую выгоду, в том числе за счет поставок оружия, боеприпасов и другого военного имущества. Кроме того, был расчет на использование России, как одного из орудий разгрома Германии, а также на облегчение ее закабаления американским капиталом.
Что касается Временного правительства, то оно с помощью США рассчитывало решить свои непростые проблемы, как в финансовой сфере, так и снабжении, в том числе военного, русской армии. Но до этого основными союзниками России были Англия и Франция. Однако они постепенно стали подходить к сотрудничеству со своей союзницей с прагматичной и эгоистической точек зрения. Видя, что происходит на фронтах войны и в русской армии, они стали ослаблять военно-экономическую помощь России, желая при этом часть бремени переложить на Соединенные Штаты. В результате по главной беломорской артерии снабжения вместо обещанных 3,4 млн тонн грузов (до конца октября 1917 г.) поступило 2 млн тонн. Недопоставки России составили 40%. Еще хуже было дело с поставками на Дальнем Востоке.
Кроме того, Временное правительство не могло получить крупный заем. Росла финансовая задолженность страны, составлявшая 7,5 млрд рублей золотом. Расчет на равное положение с ведущими западными державами в антигерманской коалиции также не оправдывался. Ослабление российской военной мощи вело к быстрому падению международного престижа страны. Отсюда игнорирование интересов ослабевшего союзника. Его представителей могли не приглашать на совместные встречи, а если приглашали, то некоторые вопросы решались за их спиной. Наблюдались попытки вмешательства во внутренние дела России.
В условиях возникновения трений между Россией и Англией с Францией, Временное правительство обращает свои взоры за океан, в сторону США, считая это хорошим выходом из непростого положения.
Для укрепления связей в Вашингтон направляется миссия Бориса Александровича Бахметева (однофамилец посла), занимавшего пост товарища министра торговли и промышленности. На миссию возлагались определенные задачи: во-первых, выразить глубокую признательность американскому правительству в признании новой власти в России; во-вторых, способствовать продолжению и расширению экономических связей двух сторон по военному взаимодействию, равно как и добиться увеличения кредитования этого вооруженного сотрудничества с администрацией Вудро Вильсона.
Переговоры американской и российской стороны были малопродуктивными, со слов Б.А. Бахметева, не последнюю роль здесь играли интриги со стороны Великобритании, которая противодействовала глубоким связям Вашингтона и Петрограда, в первую очередь потому, что британская сторона рассчитывала сама на американскую помощь. Всячески убеждая американцев в нецелесообразности поддержки Временного правительства в России, британцы по своим каналам давали понять, что российская сторона не кредитоспособна и не имеет устойчивой власти внутри страны. Во многом англичане оказались правы, потому условия американской стороны для России оказались, мягко говоря, кабальными и требовали огромных политических и экономических уступок.
В то же время в России находилась американская миссия во главе с сенатором Элиа Рутом. Одной из основных ее задач было обеспечение дальнейшего проникновения американского капитала в российскую экономику. Не случайно в ее состав входили прямые представители крупных монополий страны. Кроме того, намечалось обсудить проблемы сотрудничества двух держав в войне.
ОСНОВНЫЕ КОНТУРЫ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Американские военные совместно с российскими начинают разрабатывать программу мер военного содействия России в области снабжения. Речь шла о паровозах, вагонах и их поставках. При этом выражалась «уверенность в том, что исполнение заказов пойдет с высокими темпами» [1, c. 750].
Государственный секретарь США Роберт Лансинг также был сторонником оказания помощи России. 21 апреля 1917 года он сообщает своему послу в Петрограде о том, что «Конгресс США вотировал военный заем 7 млрд долларов, из которого млрд выделялось России и союзным правительствам. В стране наблюдается большой энтузиазм в отношении государственных реформ в России» [1, c. 751].
В то время, как и в 1915 г., упорно стали ходить слухи о заключении российской стороной сепаратного мира с кайзеровской Германией, вызывающих тревогу в американском общественном мнении. В документах есть любопытная нота посла США в Петрограде Дэвида Фрэнсиса Павлу Николаевичу Милюкову о ее реакции на вырисовывавшуюся перспективу [2, p. 172]. В правящих кругах также наблюдалось волнение по поводу возможности сепаратного мира. Посол США в Петрограде Д. Фрэнсис информировал Р. Лансинга, что российское правительство нуждалось в твердых гарантиях, что Россия не пойдет на сепаратные переговоры с Германией и будет вести войну до победного конца, поскольку это поставило бы на грань катастрофы все достижения революции и экономические вливания в военные ассигнования со стороны США [2, p. 173-174].
Американцы, со своей стороны, после объявления Германии войны установили приоритет для всех заводов страны на выполнение военных заказов, на увеличение их объемов. Появляются обещания поставить подвижной состав в Россию в необходимом для нужд армии количестве, построить новые склады, расширить портовые возможности для приема большого количества судов во Владивостоке, отправить в Россию американских военных и гражданских специалистов «для изучения вопросов эксплуатации и повышения рентабельности сибирских железных дорог и т.д.» [3, p. 310-311].
При этом данные обещания увязывались с продолжением войны. Р. Лансинг 31 мая 1917 г. направляет ноту временному поверенному в делах России в США Константину Михайловичу Ону, «в которой приветствуются заверения Временного правительства о стремлении твердо выполнять обязательства перед союзниками. Со своей стороны, администрация Соединенных Штатов не сомневалась в решимости Временного правительства России и впредь отдавать все силы и средства на алтарь борьбы против автократии до победного завершения войны, которое одно может служить гарантией прочного мира и полного признания прав человека во всем мире, к достижению чего направлены мощь и ресурсы Соединенных Штатов» [3, p. 313-314].
Госсекретарь Р. Лансинг также информировал Д. Фрэнсиса, ссылаясь на прессу, что появившиеся сообщения свидетельствуют о взятии в России радикальными социалистами контроля над правительством, которые, возможно, не против заключения сепаратного мира с немцами, желающих его. Все это, с американской точки зрения, было не в пользу русских. В случае продолжения переговоров, российская сторона могла окончательно потерять возможность заимствовать средства у американской стороны. В связи с этим Д. Фрэнсису поручалось исправить ситуацию и изменить ход переговоров в пользу отказа от сепаратного мира.
При этом Р. Лансинг отмечал, что если Временное правительство сможет наладить внутреннюю стабильность в стране и вести успешные действия на полях сражений, то это позитивно отразится на отношениях между двумя странами и сыграет важную роль в сохранении имиджа России, как стратегического партнера на международной арене. Сепаратный мир, по словам Р. Лансинга может способствовать дистанцированию сторон на долгие годы и «негативно скажется на сотрудничестве двух стран» [4, p. 21].
Сказанное Р. Лансингом ясно подтверждает цель США - продолжение войны на фронтах Первой мировой войны. Но для этого необходимо было делать военные заказы. США, с одной стороны, не отказывались принимать их от русских, но с другой - срочность их выполнения замедлялась. Ибо, как пишет К.М. Ону, эти заказы вначале должны были поступать на рассмотрение Лондонской межсоюзнической комиссии, которая выносила вердикт: нужен этот заказ или нет. Если вопрос решался положительно, то определялся приоритет размещения его в США и т.д. [4, p. 25-26].
Вся эта сложная система, несомненно, не являлась эффективной. Что касается 3-х миллиардного кредита, то российскому временному поверенному дали понять в американском Министерстве финансов, что его цель – «завершение войны, а не облегчение общего экономического положения той или другой страны. Ввиду этого финансовая союзническая комиссия в Лондоне будет обсуждать заказы в Америке с точки зрения общего комплекса прямых военных нужд и целей» [5]. Ни больше, ни меньше.
«Военный атташе США в Румынии Эндрюс предлагал отправить срочно в действующие российские армии комиссии, в которые входили бы боевые офицеры, эксперты, россияне, натурализовавшиеся в Соединённых Штатах, граждане России, служившие в американской армии, вручив им фотографии американских заводов. Он отметил, что вышеизложенное получило одобрение главы французской миссии генерала Анри Матиас Бертло, а также временного поверенного в делах, который просил направить копию в Государственный департамент. Очевидно, что кредит являлся своеобразным рычагом давления на Россию» [6, p. 254-255].
Все это, естественно, происходило за спиной России. В мае 1917 г. ходили слухи о том, что США, Великобритания и Япония договариваются о секретном соглашении относительно положения России. В соответствии с ним «руководители трех держав, во-первых, обсуждали возможность оказания помощи России, для возможности продолжать боевые действия, и, во-вторых, обсуждали меры, если возобладает негативный сценарий и реакционные партии приведут Россию к договоренности с кайзеровской Германией». По первому пункту было принято решение, что США займутся упорядочиванием транспортного дела в России, а также окажут финансовую помощь. Японцы брали на себя поставку военных припасов. Правительства Англии и Америки признали права Японии требовать (...) Восточную Сибирь [6, p. 267-268].
Кроме того, продолжали поступать американские рекомендации по вопросам укрепления армии. Например, Д. Фрэнсис передал министру иностранных дел Временного правительства Михаилу Ивановичу Терещенко записку, где подчеркивалось: «Военное положение России и меры, проводимые Временным правительством с целью укрепления дисциплины в армии, совершенно недостаточны. Американская сторона фактически требовала возврата к прежней военной дисциплине, чего явно не поняли бы широкие солдатские массы» [7, c. 323].
Помимо проблем с выполнением военных заказов в срок, остро стоял вопрос о перевозке военных грузов. Как пишет К.М. Ону, он «составлял предмет моих беспрестанных представлений в Государственном департаменте, министерстве финансов, Комиссии государственной обороны и "Шиппинг Боард". Ибо союзники получили лишь 3 парохода (1 – русским, 1 – французам, 1 – итальянцам). Через некоторое время России дали еще один пароход. Но этого было недостаточно». К.М. Ону отмечал «безвыходность положения, если навигация на Архангельск не будет достаточно использована. Дело осложняется предстоящими перевозками войск во Франции и тем, что здесь неотправленных французских грузов свыше 500 тыс. тонн» [1, c. 765].
Тем временем, в мае Ону разместил заказ на 5 сотен паровозов и 10 тыс. вагонов. Так как это следовало делать срочно, он просил об авансе в 100 млн долларов. Кроме подвижного става возникла «потребность в обуви (3 млн пар) на общую сумм 15 600 000 долл.» [8, p. 148-149].
Вместе тем, К.М. Ону указывал, что в поставах заказов мешают французы и итальянцы. В связи с этим он просил Петроград вмешаться в это дело [8, p. 150].
СОТРУДНИЧЕСТВО ВОЕННЫХ МИССИЙ В ПЕТРОГРАДЕ И ВАШИНГТОНЕ
Для ускоренного разрешения вопросов военного снабжения России, как мы уже отмечали, из Петрограда в США направили чрезвычайную миссию во главе с Б.А. Бахметевым. Она находилась в Вашингтоне с 6 по 19 июня. В ходе переговоров глава миссии убеждал американских лидеров в выгодности для самих США энергично поддерживать Россию. Государственный секретарь Р. Лансинг и министр финансов США Уильям Мак-Эду занимали сдержанную позицию, выжидая, как будут развиваться события в России и на русском фронте в особенности. Переговоры о расширении военно-экономической помощи оказались, по признанию Б.А. Бахметева, «малорезультативными» [9].
Не следует забывать и о противодействии российской политике Англии, также претендовавшей на американскую помощь [10].
Когда в США находилась русская миссия, в Россию прибыла американская специальная миссия во главе с сенатором Элиа Рутом для изучения способов оказания помощи Временному правительству [11], а также комиссия инженера Джона Стивенса. Нет необходимости останавливаться подробно на их деятельности. Мы лишь отметим, что ни первый, ни второй не собирались оказывать Временному правительству существенную помощь и планировали лишь ряд мероприятий с целью удержания России в войне.
Б.А. Бахметев после визита в США был назначен послом в эту страну. Прибыв на место службы, он ознакомился с общим положением дел морских перевозок и убедился «в совершенно критическом их состоянии». Борис Александрович отметил, что «отправить все заказанное Россией невозможно. Следовательно, новые заказы теряли смысл». В связи с этим он распорядился о временной приостановке всех новых заказов в США, за исключением паровозов и вагонов [1, c. 768-769].
Его телеграмма в Петроград возымела определенное воздействие. Появилось письмо Александра Михайловича Петряева, адресованное Д. Фрэнсису. Приведем его содержание. Обращаясь к послу, он пишет, что в настоящее время имеются значительные затруднения «в доставке военного снабжения российской армии из США, в первую очередь из-за недостаточности корабельного тоннажа. Ввиду этой проблемы значительная часть запасов, в основном артиллерийских грузов, находящиеся в портах США, представляли серьезную опасность и неопределенность в доставке товаров. Согласно донесениям, получаемым Временным правительством, при настоящих условиях, а в особенности при отвлечении значительного тоннажа под перевозку угля в Европу, есть опасение, что навигация текущего года в Белом море останется неиспользованной, и, таким образом, не осуществится та непосредственная помощь, которая могла бы быть оказана Соединенными Штатами в виде обеспечения доставки в Россию столь необходимых предметов военного снабжения» [1, c. 769].
В августе 1917 г. было подписано Соглашение по процедуре производственных заказов в Америке [12]. При этом Временное правительство постоянно испытывало денежные затруднения, что вынуждало его зондировать обстановку на предмет размещения в США крупного займа. В августе Б.А. Бахметев сообщил о принципиальной возможности такого займа, которая, к сожалению, не стала явью [7, c. 323].
В целом американцы шли по пути мелких целевых кредитов, причем события на фронте и внутри России не побуждали их к более щедрым действиям в отношении своего союзника [10, c. 309].
Подводя итог, отметим, что размещение заказов в США носило, по словам выдающегося советского американиста Николая Николаевича Яковлева, лихорадочный характер. Американская пропаганда убеждала политические круги России в том, что оружие из-за океана может сотворить чудо на полях сражения и сделать победу в войне неизбежной, и тогда контрибуции с Германии и Австро-Венгрии заткнут бреши в бюджете молодой российской республики. На мощностях компании «Винчестер» было заказано 300 тыс. американских винтовок, а в долгосрочной перспективе Россия должна была получить до 1,5 млн стрелкового вооружения у «Ремингтона» и порядка 1,8 млн огнестрельных стволов у «Вестингауза», невиданные масштабы заказов на весну 1917 года. Стоял вопрос сроков исполнения заказов, а оружие было необходимо на полях сражения уже сейчас. Только фирма «Винчестер» выполнила заказ в намеченный срок, но от дальнейшего сотрудничества отказалась. Полагают, что на этом сказалось германское влияние. Две другие американские фирмы («Ремингтон» и «Вестингауз») в сроки не управились, выполнив заказы лишь на 10% [13, c. 119].
Если что-то и удалось сделать, то, по мнению Н.Н. Яковлева, лишь благодаря усилиям русских инструкторов, посланных в США в виде приемщиков. Был учрежден особый технический отдел во главе с выдающимся конструктором Анатолием Петровичем Залюбовским. Он уехал в Америку в виду срочности дел, бросив работу в России – строительство нового оружейного завода. Профессор артиллерийской академии Алексей Васильевич Сапожников, помогавший на месте этим заводам, указывал, что причиной неудач было «долгое упорство американских заводчиков в нежелании следовать указаниям опытных приемщиков в деле установления нового для завода производства» [13, c. 119-120].
«Еще больше разочарования постигли русские ведомства, пытавшиеся наладить в США производство артиллерийских орудий и снарядов. За 3 года войны, писал Евгений Захарович Барсуков, Россия выделила заказов одной только Америке на 1 278 млн долл. Главную массу (до 70%) составляли артиллерийские заказы. Вообще по ним Россия влила в американский рынок почти 15 млрд золотых рублей и притом без достаточного положительного для себя результата» [13, c. 122].
При это был весьма впечатляющий результат для США. Главным образом за счет русского золота в Америке выросла военная промышленность в громадных масштабах, тогда как до Первой мировой войны американская военная индустрия была в зачаточном состоянии [6, p. 271]. Кроме того, как признали американские эксперты, «во время войны усилиями заказчиков и, в первую очередь, российской промышленности, США был привит ценный опыт в военных производствах и путем безвозмездного инструктажа со стороны русских инженеров в ней создаются богатые кадры опытных специалистов по разным отраслям артиллерийской техники». Только в штате Коннектикут их работало около 2 тыс. человек [6, p. 271-272].
По большому счету, пишет Н.Н. Яковлев, помощь США России была недостаточно эффективной. Ибо российские военные заказы рассматривались ими как досадная помеха. Их выполняли без энтузиазма. Сроки поставок срывались. Так, заказы на винтовки выполнялись лишь на 5%, на патроны - на 1%. Нередко присылались неисправные или устаревшие образцы.
Не являлся исключением и тот факт, что промышленники США относились к российским заказам как к средству наживы. Об этом свидетельствуют цены на вооружение и снаряжение, которые были выше на 25-30% по сравнению с ценами в других западных странах. Что касается кредитов России, как повелось в ростовщичестве западных банков, «с них снимались различные комиссионные, на них нагревали руки биржевики» [14].
Таким образом, русско-американские отношения в рассматриваемый период, по мнению А.Л. Сидорова, не принесли желаемых результатов. «В итоге общая ориентация временного правительства на Англию и Францию оставалась низменной» [15]. Финансовая задолженность России составляла 7,5 млрд руб. золотом. «Почти 2/3 русского импорта и экспорта приходилось на английского и французского союзников» [16]. А осенью 1917 г. между Англией, США и Францией было достигнуто соглашение о разграничении их деятельности в деле «помощи» России. Его цель – «широкое вмешательство во внутренние дела, так и начало ее раздела на сферы влияния. Вырисовывалась опасность превращения России в колониальную страну» [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы, которые сделал Э. Рут, были неблагоприятными для российской стороны, поскольку внутренняя политическая нестабильность в России и ухудшавшаяся экономическая обстановка могли поставить под серьезное сомнение само продолжение участия России в Первой мировой войне. Миссия не брала на себя никаких обязательств в вопросах увеличения военной помощи, хотя и обещала передать российские заявки администрации Вудро Вильсона.
Расчет Временного правительства на радикальное улучшение положения на железнодорожном транспорте масштабными закупками в США подвижного состава тоже не оправдались. Э. Рут единственно предложил использовать американский опыт в этой области и направить в Россию комиссию инженера Стивенса. В Госдепе считали, что подчинение Дальнего Востока и Сибири следует начинать с захвата Транссибирской железной дороги.
Что касается американского президента В. Вильсона, то он придерживался чисто прагматического подхода - как события в России отразятся на той цене, которую американцам придется заплатить за достижение победы. Поэтому правительство США ставило практически ультимативные условия для Временного правительства, займы американские банки могли давать только для покупки военного снаряжения на негласных условиях продолжения военной компании. В. Вильсон и его окружение любыми путями пытались удержать Россию в мировой бойне и тем самым как бы поддерживали Временное правительство. Одна из целей миссии Э. Рута, также была, по установке Р. Лансинга, - содействовать продолжению участия России в войне.
При этом заказы и займы привязывали российскую буржуазию к американской колеснице. Активность русской армии зависела от поставок оружия из США. Наблюдалась парадоксальная ситуация, особенно в артиллерии. Страна имела прекрасные артиллерийские традиции, и ее артиллерия была развита лучше, чем в других странах. Но баснословные финансовые средства на покупку артиллерии перекачивались за океан, а положительного результата на полях сражения так и не наблюдалось.
В США за счет российских средств, наоборот развивались военные отрасли хозяйствования, которые были в зачаточном состоянии до Первой мировой войны. Военная промышленность России приходили в упадок, поскольку урезали кредиты на собственное производство, отдавая предпочтение размещению заокеанских заказов. Главным образом, это связывали с возможностью более легкой коррупционной схемы.
Кроме того, сотрудничество российских и американских инженеров во время войны привело к бурному росту в США кадровых американских специалистов в области обороны, по различным отраслям, но более всего в области артиллерии, у которой до Первой мировой войны в США были слабые позиции.
В наше время в это трудно поверить. Но реальность была такова, что в рассматриваемый нами период русские создавали США военную промышленность и выступали в них инженерными учителями. То есть русские инженеры, в том числе и артиллеристы работали на Дядю Сэма в отличие от английских и французских специалистов, задействованных у себя дома.
США постоянно увеличивали свой экспорт в Россию, а импорт резко сокращали, что позволяло американским монополиям получать огромную прибыль. Несмотря ни на что, Временное правительство предпринимало настойчивые попытки сблизиться с США.
После неудач русского наступления и июльских событий отношения с западными державами ухудшились. Союзники все меньше считались с российскими интересами и стремились поставить деятельность Временного правительства под свой контроль. Падение влияния России отчетливо проявилось на Парижской и Лондонской межсоюзнических конференциях (июль, август 1917 г.). На закрытом заседании трех держав (Англии, Франции и Италии) обсуждался вопрос о мерах по удержанию России в коалиции до конца войны.
Военно-техническая отсталость России приводила к неуклонной зависимости Временного правительства от американских займов и военных поставок. Стояла серьезная угроза потери политического и экономического суверенитета и превращения в придаток мирового капитализма. Не будь Октябрьской социалистической революции – Россия окончательно могла утратить свою независимость.
Список литературы
-
Россия и США: дипломатические отношения 1900 – 1917. М., 1999. – 857 c.
-
Blum J.M. Joe Tumulty and the Wilson Era. Houghton Mifflin. Boston, 1951. – 337 р.
-
Barnes H. Standing on a volcano the life and times of David Rowland Francis. Saint Louis: Missouri hist. soc. press, cop. 2001. - XIII, 478 p.
-
Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1918, Russia. - Washington, 1931. Vol. IV. – 736 p.
-
Francis D.R. Russia from the American Embassy. N.Y., 1921.
-
Daniels J. The Wilson Era: Years of War and After, 1917-1923. University of North Carolina Press, 1946. – 654 p.
-
Игнатьев А.В. Внешняя политика Временного правительства. М., 1974. - 440 c.
-
Lasch Ch. The American liberals and the Russian Revolution. New York, Columbia University Press, 1962. - 290 p.
-
Очерки истории Министерства иностранных дел России 1802 – 2002. Т. 2. 1917 – 2002. М., 2002. - 624 c.
-
Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Март – октябрь 1917 г. Документы и материалы. Ч. 2. М. - Л., 1952.
-
Williams W. American-Russian Relations 1781—1947. New York; Toronto, 1952.
-
Lansing R. War Memoirs. N.Y., 1935.
-
Яковлев Н.Н. 1 августа 1914. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1974. - 239 с.
-
Красный архив. Исторический журнал. Том V. 1924 г. Государственное издательство. М., 1924.
-
Сидоров А.Л. Финансовое положение России в годы первой мировой войны (1914 – 1917). М., 1960.
-
Народное хозяйство в 1916 г. Вып. VII. Сводные статистические таблицы за 1913 – 1916 гг. Пг., 1922.
-
История дипломатии. Том 2. Дипломатия в новое время (1872 – 1919 гг.). Под ред. академика В.П. Потемкина. М. – Л., 1945.
Информация об авторах
Гришин Яков Яковлевич, доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Казанского (Приволжского) Федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.
Галиуллин Марат Зуфарович, кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и евразийских исследований Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.
Галиуллина Эльвира Рахимзяновна, преподаватель кафедры иностранных языков в сфере международных отношений Казанского (Приволжского) Федерального университета, г. Казань, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Галиуллин Марат Зуфарович, e-mail: maratscorpion@yandex.com
INTERNATIONAL RELATIONSHIPS
Review
The military aspect of relations between Russia and the United States: from February to October 1917
(according to the pages of documents)
Yakov Y. Grishin 1
1 Kazan (Volga region) Federal University,
Kazan, Russian Federation,
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-9453-6070, e-mail: grishin.42@mail.ru
Marat Z. Galiullin 2
2 Kazan (Volga region) Federal University,
Kazan, Russian Federation,
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3798-4328, e-mail: maratscorpion@yandex.com
Elvira R. Galiullina 3
3 Kazan (Volga region) Federal University,
Kazan, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2516-5915, e-mail: elvi-galiullina@yandex.ru
Abstract:
As you know, the United States of America did not join the First World War from its beginning. At that moment, their foreign policy was dominated by neutral sentiments. At the same time, Woodrow Wilson, the president of the country, tried to mediate between the opposing groups. However, this was not a success, as each of them did not lose hope of victory. Nevertheless, the Americans tried to take part in the dispute over the rights of neutral countries at sea, and besides, they did not refuse to cooperate with all the warring countries, including Russia, primarily in the supply of weapons, which brought not bad dividends to American capital. The situation in relations between Russia and the United States begins to change after the February Revolution and the coming to power of the Provisional Government headed by A.F. Kerensky. The United States immediately recognized both results of the revolution and the new Russian government. At the same time, of course, Washington pursued its goals. One of them is to do everything so that Russia does not withdraw from the war, does not sign a separate agreement with Germany and continues to participate in it, promising all kinds of assistance, including military assistance. Relations between Russia and the United States, which developed from February to October 1917, will be discussed in the proposed article. It is based on published documents, memoir sources, a number of works by both domestic and foreign authors, Internet resources.
Keywords: history of international relations, revolution, B. Bakhmetev, R. Lansing, D. Francis, P. Milyukov, K.M. Onu, M.Tereshchenko, V. Wilson
References
-
Rossiya i SSHA: diplomaticheskie otnosheniya 1900 – 1917 [Russia and the USA: diplomatic relations 1900-1917]. Moscow, 1999. – 857 s. (in Russ).
-
Blum J.M. (1951) Joe Tumulty and the Wilson Era. Houghton Mifflin. Boston, 1951. – 337 p.
-
Barnes H. (2001) Standing on a volcano the life and times of David Rowland Francis. Saint Louis: Missouri hist. soc. press, cop. 2001. - XIII, 478 p.
-
Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1918, Russia. Washington, 1931. Vol. IV. – 736 p.
-
Francis D.R. (1921) Russia from the American Embassy. New York, 1921.
-
Daniels J. (1946) The Wilson Era: Years of War and After, 1917-1923. University of North Carolina Press, 1946. – 654 p.
-
Ignat'ev A.V. (1974) Vneshnyaya politika Vremennogo pravitel'stva [Foreign policy of the Provisional Government]. Moscow, 1974. - 440 s. (in Russ).
-
Lasch, Ch. (1962) The American liberals and the Russian Revolution. New York, Columbia University Press, 1962. - 290 p.
-
Ocherki istorii Ministerstva inostrannyh del Rossii 1802 – 2002 [Essays on the history of the Ministry of Foreign Affairs of Russia 1802-2002]. T. 2. 1917 – 2002. Moscow, 2002. - 624 s. (in Russ).
-
Ekonomicheskoe polozhenie Rossii nakanune Velikoj Oktyabr'skoj socialisticheskoj revolyucii. Mart – oktyabr' 1917 g. Dokumenty i materialy [The economic situation in Russia on the eve of the Great October Socialist Revolution. March - October 1917. Documents and materials]. Ch. 2. Moscow - Leningrad, 1952. S. 463. (in Russ).
-
Williams W. (1952) American-Russian Relations 1781—1947. New York; Toronto, 1952.
-
Lansing R. (1935) War Memoirs. New York, 1935.
-
Yakovlev N.N. (1974) 1 avgusta 1914 [August 1, 1914]. 2-e izd. Moscow: Molodaya gvardiya, 1974. - 239 s. (in Russ).
-
Krasnyj arhiv. Istoricheskij zhurnal. Tom V. 1924 g. [Red archive. Historical magazine. Vol. V. 1924]. Gosudarstvennoe izdatel'stvo. Moscow, 1924. (in Russ).
-
Sidorov A.L. (1960) Finansovoe polozhenie Rossii v gody pervoj mirovoj vojny (1914 – 1917) [The financial situation of Russia during the First World War (1914 - 1917)]. Moscow, 1960. (in Russ).
-
Narodnoe hozyajstvo v 1916 g. Vyp. VII. Svodnye statisticheskie tablicy za 1913 – 1916 gg. [National economy in 1916, Vol. VII. Summary statistical tables for 1913 - 1916]. Petrograd, 1922. (in Russ).
-
Istoriya diplomatii. Tom 2. Diplomatiya v novoe vremya (1872 – 1919 gg.) [History of diplomacy. Volume 2. Diplomacy in modern times (1872-1919)]. Pod red. akademika V.P. Potemkina. Moscow – Leningrad, 1945. (in Russ).
Information about the authors
Yakov Y. Grishin, Dr. Sci. (History), Professor of the Department of international relations, world politics and diplomacy, Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russian Federation.
Marat Z. Galiullin, Cand. Sci. (History), associate Professor of the Department of regional studies and Eurasian studies of Kazan (Volga) Federal University, Kazan, Russian Federation.
Elvira R. Galiullina, Lecturer of the Department of Foreign Languages in the Field of International Relations of Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russian Federation.
Corresponding author
Marat Z. Galiullin, e-mail: maratscorpion@yandex.com
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 2. P. 15–15.