Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 3. С. 21–21.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 3. P. 21–21.
УДК: 314.742
DOI: 10.24412/2311-1763-2024-3-21-21
Поступила в редакцию: 05.07.2024 г.
Опубликована: 12.08.2024 г.
Submitted: July 5, 2024
Published online: August 12, 2024
Для цитирования: Галас М.Л. Миграционные этнические анклавы: методологии исследования // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12, №3(40). С. 21-21.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-3-21-21.
For citation: Galas M.L. Migration ethnic enclaves: research methodologies. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2024;12(3):21-21. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-3-21-21.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2024 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2024 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
Обзорная статья
МИГРАЦИОННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ АНКЛАВЫ:
МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Галас Марина Леонидовна 1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1523-8287, e-mail: Lucera2008@yandex.ru
Аннотация:
Одним из важных направлений регулирования и упорядочения современных миграционных потоков в принимающих их странах является превенция и нейтрализация процесса миграционной этнической анклавизации. Миграционные этнические анклавы могут маргинализироваться, криминализироваться и вести деструктивную деятельность. Криминализированные финансовые, промышленные, предпринимательские группы, недобросовестные работодатели, религиозные радикалы, террористические и экстремистские преступные группировки, мошенники, недобросовестные рекрутинговые структуры и работодатели, спецслужбы недружественных стран пытаются внедриться в анклавы, подчинить их своему влиянию, втянуть в противоправные действия, незаконно обогатиться путем вымогательств и манипуляций, преступных схем. Однако в России и зарубежных странах в правовом поле не закреплено понятие «миграционный этнический анклав», не определены правила компактного проживания иностранных граждан на территории государств въезда, меры ответственности за противоправные и деструктивные действия по организации маргинализированных и криминализированных анклавов; не выработан комплекс критериев и методология оценки процесса анклавизации иммигрантов с точки зрения рисков и угроз национальной и общественной безопасности. Не определены допустимые с точки зрения национальной безопасности и общественного согласия стандарты концентрации на территориях принимающих иммигрантов регионов России иммигрантов по этническим, религиозным и социокультурным признакам. В статье исследуются методологические подходы к изучению миграционных этнических анклавов, их признаки, типы. Рассматриваются оценочные критерии для мониторинга и прогнозирования формирования миграционных этнических анклавов в целях предупреждения миграционных рисков и противодействия угрозам.
Ключевые слова: этнический анклав, миграционная политика, адаптация и интеграция иностранных граждан, национальная безопасность, межнациональное согласие
ВВЕДЕНИЕ
Современный этнический анклав, может быть определен, как часть географической и государственной территории с высокой концентрацией по этническим признакам, характерной этнокультурой, социальным укладом и экономической структурой. Термин «этнический анклав», как правило, применяется для обозначения территории проживания или трудовой, предпринимательской и иной деятельности, высокой концентрации этнических коммерческих компаний, предприятий, финансовых организаций, учреждений культуры и образования, религиозных организаций, социальных объединений.
Анклавизация может быть основана и на общности религиозных взглядов и конфессиональной принадлежности. Наблюдается рост мусульманских общин, строительство культовых сооружений мечетей во Франции и ФРГ на фоне существенного сокращения католических и протестантских церквей. Вследствие роста террористических угроз и их реализации исламистами во Франции, Бельгии, Великобритании, ФРГ, Испании, России и других государствах население видит в иммиграции потенциальную террористическую угрозу.
С превенцией и противодействием миграционной этнической анклавизации коррелируют мероприятия по регулированию:
-
трудовой миграции;
-
-
статуса иностранных обучающихся;
-
-
РВП [разрешение на временное проживание] и ВНЖ [вид на жительство];
-
-
добровольного переселения проживающих за границей соотечественников;
-
-
приема в гражданство иностранных носителей русского языка, инвесторов, бизнесменов;
-
-
адаптации иностранных граждан.
Таким образом, замкнутые этнические анклавы – это места компактного проживания иностранцев с неформальной юрисдикцией, живущих вне культурного поля России, вызывающе игнорирующих законы и общепринятые нормы жизнедеятельности.
Российская Федерация стремится не допустить нарушения права, этики, неуважения к ее национальным ценностям и культуре, укрывательства от юридических обязанностей и общественных норм в замкнутых этнических анклавах. В таком контексте правомерно отказать нелояльному и нарушающему российские правовые нормы иностранцу в праве въезда, ВРП, ВНЖ, в предоставлении визы. Также оправданно применение инструментов депортации, административного выдворения на основании законодательства [3].
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭТНИЧЕСКИХ АНКЛАВОВ
Этнические иммиграционные анклавы изучаются современными исследователями с различных критериальных подходов. С позиций мультикультурного понимания этнический анклав может трактоваться как форма организации параллельных этнокультурных пространств [6]. Но такой исследовательский подход применим к определенным государствам реципиентам, прежде всего Канаде.
Изучение этнических анклавов может проводиться посредством территориально-географического или социально-институционального анализа. Изучение территориально-географических особенностей этнического миграционного анклава помогает в выявлении особенностей его пространственной организации. Социально-институциональный подход применяется для анализа формирования и развития, концентрированных этнических сообществ по критериям социоидентичности (обычно-бытовой, религиозной, лингвистической, правовой и др.) под воздействием внутренних и внешних факторов [5; 7].
С таким пониманием этнического анклава корреспондируется трактовка его, как объединение этнической группы в целях защиты своих социальных, экономических, политических и иных интересов и сохранения культурной самобытности и традиций [8].
Имеет место рассмотрение этнического анклава, как сконцентрированное на замкнутой территории производственно-профессиональное объединение, лидирует в котором определенная этно-социальная группа, обладающая ресурсами, управленческим потенциалом, административными связями, авторитетом, что дает ей возможность преференций, экономические выгоды, обогащение и статус. Такая группа в анклаве является собственником коммерческих и производственных объектов, возглавляет внутрианклавные институции.
Изучение этнических анклавов с точки зрения экономической целесообразности показывает их сдерживающую роль в адаптации иммигрантов: предлагается ограниченное и краткосрочное число трудовых вакансий и бизнес направлений, что отрицательно сказывается на его доходности; рынок труда в анклаве неперспективен и малоквалифицирован, а потому нивелируется интерес к приобретению важных для страны въезда компетенций, престижных профессий, в овладении языком принимающего государства, в повышении своего социального статуса [6].
ТИПИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ АНКЛАВОВ ИМИГРАНТОВ НА ПРИМЕРЕ ПАТЕРНОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
Однако анклавы в одной стране могут быть дифференцированы по ресурсам, рыночным условиям, видам экономической деятельности. Например, экономика миграционных этнических анклавов в США имеет дифференцированный характер. Иммигранты, осуществляющие различную деятельность (в том числе и трудовую) в анклавах с высоко развитой экономической, финансовой системами, инфраструктурой получают более высокий доход/зарплату по сравнению с представителями их этно-социальной группы, входящими в другие менее успешные анклавы. Современная национальная политика США направлена на адаптацию этнокультурных меньшинств. Общественные группы анклавов содействуют поддержанию правопорядка, оказывают социальную поддержку инклюзивным группам, организовывают праздники, школы, музеи, занимаются благоустройством и др.
Другой пример. В Сеуле (Республика Корея) сформировался полиэтничный анклав Монгол таун, который по существу является экономической и туристической зоной, в которой задействованы в разных сегментах рынка выходцы из России, Монголии, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. В нем сосредоточены склады, магазины с традиционными для перечисленных этнических групп товарами, аптеки, авиа- и железнодорожные кассы, коммерческие фирмы, адвокатские конторы, пункты обмена валюты, кафе и рестораны. Этот анклав лоялен к государству въезда и его гражданам, законодательству, культуре, традициям. Обитатели Монгол тауна имеют различные каналы информации (онлайн и офлайн, социальные сети, блоги). Языком межнационального общения в Монгол тауне является русский. Анклав интегрирован в экономическую, административную и правовую системы принимающего государства. Русские иммигранты (преимущественно уроженцы Приморского и Хабаровского краев, Бурятии и Якутии) выпускают периодические издания, среди которых газеты «Сеульский вестник» и «Окно в Корею».
В республике Корея применяется институт двойного гражданства, который закреплен в Законе о гражданстве 1997 года. В этот закон 4 мая 2010 г. были внесены поправки, предусматривающие наличие двойного гражданства для определенной категории иностранцев. Это также можно рассматривать, как институт предупреждения миграционной анклавизации. Иммигрант может сохранить гражданство в случае принятия обязательства не использовать в Республике Корея прав иностранца. Такое обязательство введено для предупреждения ухода обладателей двойного гражданства от ответственности за правонарушения по корейскому законодательству. Российские корейцы (коре сарам) имеют право получить специальные визы соотечественников. Работодатели правомочны напрямую оформлять трудовые договоры с иностранцами. При этом они обязаны подтвердить, что в установленный законодательством временной период предлагали вакантные рабочие места через посредство государственных центров занятости корейским гражданам.
Можно проследить взаимосвязь места концентрации иммигрантов с успешностью трудоустройства, коммерческой деятельности, обеспеченностью жильем, уровнем дохода и другими показателями адаптации и интеграции. Концентрация иммигрантов может быть обусловлена неблагоприятными комбинациями адаптационно-интеграционных факторов [4].
Процесс формирования этнических анклавов может протекать на фоне внутренней миграции автохтонного населения. Например, на юго-востоке Ростовской области формировались этнические анклавы турок-месхетинцев и народов Дагестана в ходе замещения автохтонного населения, переезжающего в Ростов-на-Дону и в Москву [1].
Процесс формирования компактного места концентрации иностранных граждан (анклава) можно проследить с применением миграционных показателей:
-
соотношения числа иммигрантов, проживающих в одном территориальном пространстве и их численности в других сопоставимых территориях;
-
-
соотношения числа иммигрантов, проживающих в рассматриваемом территориальном пространстве и численности местного населения;
-
-
масштаба и устойчивости резидентной вместимости компактной территории относительно общего территориального пространства.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ АНКЛАВИЗАЦИИ ИММИГРАНТОВ
Прогнозировать концентрацию иммигрантов в месте компактного проживания возможно и по характеристикам застройки. На первом этапе прогнозного анализа эксперты выделяют пространственные границы застройки, где будет определяться долевое значение иммигрантов, проживающих в ней. Следующий этап – проведение выборки жилого фонда для определения доли проживающих иммигрантов. После этого эксперты могут провести наблюдение и опрос жителей исследуемой застройки, включая иммигрантов. В завершении можно сопоставить результаты исследования и выявить максимальную и минимальную доли концентрации на пространстве застройки иммигрантов.
Если за основной оценочный критерий берется рынок, то определяются:
-
его тип и объем;
-
-
давность функционирования;
-
-
стоимость купли и аренды ассоциированной с рынком недвижимости;
-
-
удаленность застройки вблизи рынка относительно общей.
Исследования с привязкой к рынку проводилось в 2021 году в подмосковном городе Котельники, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Самаре и в Новосибирске [2]. Исследователи пришли к выводу, что в городах-миллионниках формируются места концентрации мигрантов вокруг крупных рынков. Патерном могут быть крупные кластеры рабочих мест (заводов, строительных площадок, логистических центров и пр.), вокруг которых могут селиться работники.
Изучение долевого безопасного предела сосредоточения иммигрантов может проводиться в контексте определения миграционного потенциала регионов с использованием математических методов исследования операций [3]. Для этого применяется выборка комплекса показателей. Поликритериальный реляционный анализ (GRA, grey relational analysis) определяет корреляции между базовыми рядами по сравнению с каждым критерием и степень влияния между критериями.
Институциональная организация превенции и нейтрализации процесса организации этнических анклавов иммигрантов в российских субъектах имеет существенные регулятивные различия. В результате применяются различные модели решения превенции анклавизации, контрольных показателей их выполнения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Обобщая перечисленные в статье определения этнического анклава можно выделить базовый и факультативный набор признаков этнического анклава.
Базовыми являются:
-
однотипное мировоззрение, правосознание, целеполагание и культурные традиции, обусловленные этнической, вероисповедальной, ментальной, языковой общностью;
-
-
добровольная отделенность от других социально-этнических групп;
-
-
замкнутость пространственного размещения и деятельности;
-
-
пространственно сконцентрированная (кластерная) система экономических отношений.
Факультативными признаками можно назвать:
-
общее гражданство членов анклава;
-
-
бытовые правила;
-
-
использование традиционных видов хозяйственной деятельности.
С проблемой миграционной этнической анклавизации взаимосвязаны задачи разработки и реализации комплекса программно-целевых мер, содействующих сбалансированной оптимизации распределения иммигрантов на территории страны въезда с учетом стратегических целей развития, требований к обеспечению национальной и общественной безопасности, интересов экономики и региональных ресурсов, социокультурных особенностей субъектов РФ, демографических показателей и иных факторов.
Для превенции и нейтрализации деструктивных, маргинализированных миграционных этнических анклавов важны результативные способы контроля, регулирования потока иммиграции с учетом региональных и отраслевых запросов (потребности) в иностранной рабочей силе и аргументированных законодательно оснований невозможности привлечения российских граждан на свободные вакансии.
Кроме того, необходимо коррелировать мобильность граждан и динамику внешней миграции; социальную инфраструктуру, организацию здравоохранения, образования; объем и сегментацию рынка труда; осуществлять мониторинг общественного мнения миграционное привлекательных регионов относительно пребывания/проживания и деятельности в них иностранцев с точки зрения экономической целесообразности, конкурентоспособности на рынке труда, социокультурной и ментальной совместимости граждан и иммигрантов. Данный алгоритм сложно реализовать без организованного привлечения иностранных трудовых ресурсов.
Российская модель организованной трудовой миграции может включать:
-
анализ потребностей регионов в трудовых ресурсах;
-
-
отбор на территории государства выезда или через онлайн глобальный контент кандидатов на трудоустройство с учетом потенциала рынка труда, заявленных работодателями вакансий, профессионального уровня и квалификации иммигранта;
-
-
проведение мероприятий довыездной подготовки;
-
-
правовое, институциональное сопровождение кандидатов на трудоустройство на этапе оформления документов, заключения трудовых договоров;
-
-
контроль и мониторинг деятельности иностранных трудящихся. Заказчикам (работодателям) целесообразно участвовать в системе отбора, подготовки и найма иностранных кандидатов на трудовые вакансии.
Организованное привлечение иностранных работников должно иметь соответствующую правовую основу. Такой основой мог бы стать федеральный закон об организованном привлечении иностранных работников для трудовой деятельности в Российской Федерации. Проект такого закона должен содержать нормы, регулирующие весь комплекс правоотношений, складывающихся относительно организованного привлечения трудовых иммигрантов:
-
определение системы компетентных государственных органов и установление их круга ведения;
-
-
установление правосубъектности работодателей, участвующих в организованном найме иностранных работников;
-
-
определение правосубъектности организованно привлекаемых к трудовой деятельности иностранных работников;
-
-
закрепление порядка финансирования мероприятий по организованному привлечению иностранных работников;
-
-
процедуру взаимодействия между ведомствами и контроля за их деятельностью;
-
-
установление мер ответственности.
Также полагаем уместным организовать социальное предпринимательство иммигрантов на базе государственно-частного партнерства в форме заключения договоров между органами государственной власти регионов Российской Федерации, властными структурами местного самоуправления и поставщиками услуг с привлечением финансовых средств.
Для развития социального предпринимательства потребуется правовая регламентация, которая невозможна без внесения изменений в определенные акты федерального законодательства:
-
в Бюджетный кодекс (1) в части определения расходных обязательств;
-
-
в Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (2): регламентация механизма финансирования проектов; порядка авансового финансирования расходов поставщика услуг за счет средств инвесторов и итоговое финансирование на завершающем этапе по факту получения ожидаемого социально значимого результата, являющегося основанием для передачи заказчиком бюджетных средств поставщику услуг;
-
-
-
-
в Федеральный закон об образовании (3) в части установления возможности оказания иностранцам оказываемых в рамках социального предпринимательства услуг в системе дополнительного образования.
Примечания
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (№145-ФЗ от 31 июля 1998 г.; ред. 22.06.2024)
- Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№ 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г.).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.).
Список литературы
- Бредихин А.В. Этнические анклавы и нестабильность Юга России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. № 2. С. 70–73.
- Варшавер Е.А., Рочева А.Л., Иванова Н.С. Факторы и механизмы складывания мест резидентной концентрации мигрантов вокруг рынков // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 425–449.
- Галас М.Л., Горошникова Т.А., Федорова И.Ю. Миграционный потенциал российских регионов и перспективы евразийского рынка труда. М.: ООО «Научно-издательский центр Инфра-М», 2023. – 225 с.
- Danzer A.M., Feuerbaum C., Piopiunik M., Woessmann L. Growing up in Ethnic Enclaves: Language Proficiency and Educational Attainment of Immigrant Children // Journal of Population Economics. 2022. Vol. 35. P. 1297–1344.
- Zhou M. Ethnic enclaves and niches // The Encyclopedia of Global Human Migration. 2013. Vol. III. P. 1333–1337.
- Ирхин И.В. Национально-этнические анклавы в современном мире: природа, инструменты регуляции (публично-правовой аспект) // Публичное право. 2021. Т. 74. № 11(180). С. 39–51.
- Самарина Е.Л. Этнический анклав: юридические проблемы новой угрозы национальной безопасности // Universum: общественные науки. Серия: экономика и право. 2023. № 11. С. 147–152.
- Явкин Н.В. Взаимодействие мигрантов и принимающего сообщества // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: сборник статей. Самара, 2016. С. 30–34.
Информация об авторе
Галас Марина Леонидовна, доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Департамента политологии, доцент Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса, руководитель Научно-методологического объединения по миграционным и демографическим процессам Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Галас Марина Леонидовна, e-mail: lucera2008@yandex.ru
MIGRATION PROCESSES IN THE GLOBAL WORLD
Review
Migration ethnic enclaves: research methodologies
Marina L. Galas 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation,
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1523-8287, e-mail: lucera2008@yandex.ru
Abstract:
One of the important areas of regulation and regulation of modern migration flows in the countries receiving them is the prevention and neutralization of the process of migration ethnic enclave. Ethnic migrants can be marginalized, criminalized and engage in destructive activities. Criminalized financial, industrial, entrepreneurial groups, unscrupulous employers, religious radicals, terrorist and extremist criminal groups, fraudsters, unscrupulous recruiting structures and employers, special services of unfriendly countries are trying to infiltrate enclaves, subordinate them to their influence, draw them into illegal actions, illegally enrich themselves through extortion and manipulation, criminal schemes. However, in Russia and abroad, the concept of «migration ethnic enclave» has no legal basis, the legislation does not fix the rules for the closed residence of foreigners in the territory of the host state, and measures of responsibility for illegal actions related to the organization of destructive ethnic enclaves are not defined; a set of criteria and a methodology for assessing such processes of enclavization of immigrants with regard to of risks and threats to national and public security have not been developed. The standards of concentration of immigrants on ethnic, religious and socio-cultural grounds in the regions of Russia receiving immigrants on ethnic, religious and socio-cultural grounds have not been determined. The article examines methodological exploratory method of migratory ethnic enclaves, their features and types. Evaluation criteria for monitoring and forecasting the formation of migration ethnic enclaves in order to prevent migration risks and counter threats are considered.
Keywords: ethnic enclave, migration policy, adaptation and integration of foreign citizens, national security, interethnic harmony
References
- Bredihin A.V. (2019) Etnicheskiye anklavy i nestabil'nost' Yuga Rossii [Ethnic enclaves and instability in the South of Russia] // Gumanitarnyye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2019. № 2. S. 70–73. (In Russ).
- Varshaver E.A., Rocheva A.L., Ivanova N.S. (2021) Faktory i mekhanizmy skladyvaniya mest rezidentnoj koncentracii migrantov vokrug rynkov [Factors and mechanisms of accumulation of places of resident concentration of migrants around markets] // Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social'nye peremeny. 2021. № 5. S. 425—449. (In Russ).
- Galas M.L., Goroshnikova T.A., Fedorova I.Yu. (2023) Migracionnyj potencial rossijskih regionov i perspektivy evrazijskogo rynka truda [Migration potential of Russian regions and prospects of the Eurasian labor market]. М.: OOO «Nauchno-izdatel'skij centr Infra-M». 2023. 225 s. (In Russ).
- Danzer A.M., Feuerbaum C., Piopiunik M., Woessmann L. (2022) Growing up in Ethnic Enclaves: Language Proficiency and Educational Attainment of Immigrant Children // Journal of Population Economics.2022. Vol. 35. P. 1297–13 44.
- Zhou M. (2013) Ethnic enclaves and niches // The Encyclopedia of Global Human Migration. 2013. Vol. III. P. 1333-1337.
- Irkhin I.V. (2021) Nacional'no-etnicheskie anklavy v sovremennom mire: priroda, instrumenty regulyacii (publichno-pravovoj aspekt) [National-ethnic enclaves in the modern world: nature, instruments of regulation (public law aspect)]. // Publichnoe pravo. 2021. T. 74. № 11(180). S. 39-51. (In Russ).
- Samarina E.L. (2023) Etnicheskij anklav: yuridicheskie problemy novoj ugrozy nacional'noj bezopasnosti [Ethnic enclave: legal problems of a new threat to national security] // Universum: obshchestvennye nauki. Seriya: ekonomika i pravo. 2023. № 11. S. 147-152. (In Russ).
- Yavkin N.V. (2016) Vzaimodejstvie migrantov i prinimayushchego soobshchestva [Interaction of migrants and the host community] // Tradicii i innovacii v stroitel'stve i arhitekture: sbornik statej. Samara. 2016. S. 30–34. (In Russ).
Information about the author
Marina L. Galas, Dr. Sci. (History), Prof., Chief Researcher of the Department of Political Science, Associate Professor of the Department of Mass Communications and Media Business, Head of the Scientific and Methodological Association for Migration and Demographic Processes of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.
Corresponding author
Marina L. Galas, e-mail: lucera2008@yandex.ru
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 3. P. 21–21.