Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 4. С. 36–36.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 4. P. 36–36.
УДК: 504.054
DOI: 10.24412/2311-1763-2024-4-36-36
Поступила в редакцию: 04.10.2024 г.
Опубликована: 05.12.2024 г.
Submitted: October 4, 2024
Published online: December 5, 2024
Для цитирования: Ставицкий Ю.М., Письменский Г.И., Волков Ю.А., Копытов Д.О. Военно-инженерная ордена Кутузова академия имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М. Карбышева: история и современность // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12, №4(41). С. 36-36.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-4-36-36.
For citation: Stavitsky Yu.M., Pismensky G.I., Volkov Yu.A., Kopytov D.O. Military Engineering Order of Kutuzov Academy named after Hero of the Soviet Union, Lieutenant General of Engineering Troops D.M. Karbyshev: history and modern times. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2024;12(4):36-36. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-4-36-36.
Благодарности: Статья подготовлена при участии В.А. Белозерова, С.Л. Бобрикова, В.О. Бочарова.
Acknowledgements: The publication was prepared with the participation of V.A. Belozerov, S.L. Bobrikov, V.O. Bocharov.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2024 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2024 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
ВОИНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Оригинальная статья
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ ОРДЕНА КУТУЗОВА АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК Д.М. КАРБЫШЕВА:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Ставицкий Юрий Михайлович 1, Письменский Геннадий Иванович 2, Волков Юрий Аркадьевич 3 , Копытов Дмитрий Олегович 4
1 Управление начальника инженерных войск
Вооруженных Сил Российской Федерации,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0009-0004-3257-118X, е-mail: stavitsky-yum@mail.ru
2 Военный учебно-научный центр Сухопутных войск
«Общевойсковая ордена Жукова академия Вооруженных Сил Российской Федерации»,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0009-0001-6031-5069, е-mail: gi_pismensky@mail.ru
3 Московский физико-технический институт
(Национальный исследовательский университет),
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0009-0009-0644-9574, е-mail: yuriyvolkov2271@rambler.ru
4 Академия гражданской защиты МЧС России,
Московская область, г. Химки, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0075-7498, е-mail: dokopytov@mail.ru
Аннотация:
Отечественное военно-инженерное образование – одна из подсистем системы военного образования, целенаправленный процесс подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов инженерных войск и инженерной службы, сопровождающийся констатацией достижения ими установленных государством образовательных уровней. Зародившись в начале XVIII в., оно явилось базой для всего инженерного образования в Российской империи, последующего его развития в советское и постсоветское время. Образованное 24 ноября (6 декабря) 1819 г. Главное инженерное училище, преобразованное в 1855 г. в Николаевскую инженерную академию, в которой обучающиеся получали фундаментальной инженерное образование, по праву относились к ведущим военно-учебным заведением вооруженных сил того времени. С 1917 г. по настоящее время, Николаевская инженерная академия, переименованная в 1917 г. в Военно-инженерную академию, подвергаясь различным преобразованиям осуществляла и продолжает осуществлять подготовку кадров для отечественных инженерных войск. На протяжении многих десятилетий академия вносила существенный вклад в развитие теории военно-инженерной подготовки территории государства, инженерного обеспечения боевых действий, ее ученые принимали активное участие в решении крупных народно-хозяйственных проблем, ликвидацию последствий аварий и катастроф в России. Основные этапы 205-летней истории Военно-инженерной академии изложены в статье.
Ключевые слова: инженерные войска, инженерная школа, военные инженеры, военно-инженерное образование, Главное инженерное училище, Николаевское инженерное училище, Николаевская инженерная академия, Военно-инженерная академия, Военно-инженерный университет
ВВЕДЕНИЕ
Инженерные войска России, имеющие богатую и славную историю, в процессе своего становления и развития решали разнообразные задачи: от военно-инженерной подготовки территории государства к военным действиям до обеспечения инженерного обеспечения действий родов войск общевойсковых операций, в том числе стратегических, контртеррористических, миротворческих, специальных. Во все исторические эпохи соединения, части и подразделения инженерных войск надежно обеспечивали выполнение задач по защите Отечества.
Со времен Петра I одной из основ развития инженерных войск являлось военно-инженерное образование. Анализ дословного перевода со старославянского на современный русский язык указа Петра I от 10 января (21 января) 1701 г. свидетельствует о том, что Пушкарская школа, созданная по этому указу на новом пушечном дворе, готовила кадры преимущественно для артиллерии, в которую входили инженерные войска. Верхнее отделение этой школы было инженерным. Поэтому эту школу можно считать родоначальницей как артиллерийских, так и инженерных военно-учебных заведений. Вследствие ограниченных возможностей по созданию военно-учебных заведений в начале XVIII в. и потребностей в ее выпускниках она представляла собой объединенное по образовательному признаку военно-учебное заведение [1, с. 29].
В связи с тем, что с этой даты началась подготовка кадров для Корпуса военных инженеров, в постсоветский период в соответствии с Указом Президента РФ № 1370 от 18 сентября 1996 г. эта дата – 21 января – утверждена в качестве Дня инженерных войск России.
ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДО СОЗДАНИЯ ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРНОГО УЧИЛИЩА В 1819 г.
До начала XVIII в. подготовка специалистов и войск к выполнению инженерных задач велась исключительно в полевых условиях – в ходе военных походов, кампаний, сражений и при подготовке к ним на основе традиционного национального опыта в этой области. Однако без наличия учебных заведений задача по систематической и эффективной подготовке национальных инженерных кадров не могла быть успешно решена в условиях постоянного повышения требований к уровню подготовки военных инженеров. Как в России, так и за рубежом на возраставшую потребность в военно-инженерных кадрах определяющее влияние оказывал прогресс в развитии способов производства, средств вооруженной борьбы и в зависимости от этого – военного и военно-инженерного искусства, непрерывно повышавший требования и к их подготовке.
Растущие потребности русской армии в военных инженерах с высоким уровнем специальной подготовки обусловили необходимость дальнейшего совершенствования военно-инженерного образования. С этой целью 16 января (27 января) 1712 г. Петром I подписывается указ, касающийся инженерной школы: «Школу инженерную умножить … учить геометрию столько, сколько до инженерства надлежит; а потом отдавать Инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 100 человек или 150, из которых чтоб две трети, или по нужде были из дворянских детей» (1).
В 1719 г. в Санкт-Петербурге была учреждена инженерная учебная рота, а в Москве в 1720 г. открыта новая инженерная школа на 100 воспитанников. В результате деятельности Петра I и его сподвижников к концу первой четверти XVIII в. был заложен фундамент военно-инженерного образования в России. Выпускники инженерных школ не только служили в армии, но и отправлялись для работы на горных и металлургических заводах, в экспедиции для съемки территорий, составляли планы городов, конструировали здания и сооружения. В 1728 г. по предложению генерал-фельдцейхмейстера и директора над крепостями Б.К. Миниха Петербургская инженерная школа была объединена с артиллерийской школой, а также учрежден Сухопутный шляхетский корпус, предназначенный для подготовки в том числе и инженеров [1, с. 37-38].
С целью покрытия некомплекта инженеров, обусловленного потерями в войнах 1730-1740 гг. с Польшей, Турцией, Швецией в 1746 г. инженерная школа была вновь выведена из состава артиллерийской. Кроме этого, в 1747 г. открылась инженерная школа в Киеве. В 1753 г. руководство Петербургский инженерной школой было возложено на инженер-генерала А.П. Ганнибала, восстановившего порядок занятий, существовавший при Петре I. В 1758 г. артиллерийская школа была переведена на базу инженерной – организована Артиллерийская и Инженерная дворянская школа на 135 воспитанников (75 для инженеров, 60 для артиллерии). Ее начальником был назначен инженер-капитан М.И. Мордвинов, бывший начальником инженерной школы. Одним из выпускников объединенной школы был выдающий полководец М.И. Кутузов [2, с. 89–91].
В 1762 г., в начале царствования Екатерины II, Артиллерийская и Инженерная школа была преобразована в Артиллерийский и Инженерный шляхетский (с 1800 г. – 2-ой кадетский) корпус со штатом в 146 кадет. Однако подготовка специалистов инженерных войск ухудшалась, а их количество сокращалось. В целом, в XVIII в. все попытки военно-политического руководства страны создать отечественный корпус военных инженеров не увенчались успехом. В начале XIX в. инженерный корпус пополнялся за счет выпускников 2-го кадетского корпуса – до 20 человек в год, которые обязаны были при поступлении в инженерное ведомство выдержать вступительные экзамены [3].
В рапорте на имя императора от 27 марта 1804 г. инспектор Инженерного департамента инженер-генерал П.К. Сухтелен обращался с просьбой основать школу «…для образования инженеров, пионеров и саперов, чтобы молодые люди, посвящающие себя службе (в Инженерном департаменте), имели случай в свободное от должности время распространять свои познания…» [4].
Военные инженеры второй половины XVIII – начала XIX вв.,
участвовавшие в становлении инженерных школ и получившие в них образование (2)
С учетом опыта Отечественной войны 1812 г., который показал, что при выполнении задач инженерного обеспечения боевых действий массовых армий жизненно необходимо повышать уровень подготовки военных инженеров, такая школа была создана: в 1816 г. учреждается Главное училище инженеров, на базе которого появилась возможность создания современного для того времени военно-учебного заведения для подготовки отечественных военных инженеров.
СОЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРНОГО УЧИЛИЩА И ЕГО РАЗВИТИЕ ДО 1917 г.
Великий князь Николай Павлович (будущий император Николай I), вступая в должность Генерал-инспектора по инженерной части, основным направлением своей деятельности определил окончательное создание истинно русского инженерного корпуса, так как с решением этой проблемы исчезла бы необходимость приглашения военных специалистов из-за границы, а также создавалась основа для выполнения задач по укреплению обороноспособности страны. Проект расширения инженерного училища, а по сути, придания ему нового статуса и наполнения, был подготовлен под непосредственным руководством Николая Павловича генерал-лейтенантом К.И. Оперманом, генерал-майором Е.К. Сиверсом (первый начальник нового училища) и полковником Ф.Б. Эльснером (помощник начальника училища). Проект расширения Инженерного училища был утвержден 24 ноября (6 декабря) 1819 г. императором Александром I [5]. Этот день считается днем основания Главного инженерного училища (ГИУ), в настоящее время – Военно-инженерной ордена Кутузова академии имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М. Карбышева.
Основатели ГИУ и его первые начальники (3)
ГИУ начало свою деятельность в павильоне Михайловского замка в марте 1820 г., а в 1821 г. было переведено в сам Михайловский замок (впоследствии названный Инженерным). Училище состояло из верхнего (офицерского) и нижнего (кондукторского) отделений. Первое делилось на два класса, а второе на три. В верхнем отделении обучалось 48 офицеров, в нижнем – 96 кондукторов. Офицерам инженерного корпуса всех степеней, находящимся в Петербурге, разрешалось посещать лекции в офицерском отделении [6, с. 26].
Михайловский (Инженерный) замок, современный вид (4)
В короткие сроки ГИУ стало центром военно-научной и инженерной мысли Российской империи, к преподаванию в нем привлекались выдающие ученые: лекции по математике читал академик М.В. Остроградский, по фортификации – Ф.Ф. Ласковский и др. Высокие требования, предъявляемые к обучающимся как в усвоении учебной программы, так и в отношении дисциплины приводили к большому количеству отчисляемых из училища офицеров и кондукторов. С 1819 по 1825 гг. из ГИУ было отчислено 86 человек, тогда как выпущено было 182 воспитанника [7]. В первые годы в ГИУ осуществлялся поиск рационального распределения учебного времени по изучаемым дисциплинам, принимались меры по повышению уровня успеваемости обучаемых, улучшению качества обучения и воспитания на основе накопленного опыта и с учетом современных требований.
К середине XIX в. ГИУ под руководством выдающихся военных инженеров того времени полностью оформилось как высшее военно-специальное учебное заведение, способное выпускать военных инженеров с хорошей военной и специальной подготовкой. По отзывам современников, оно считалось едва ли не лучшим учебным заведением России по организации учебного процесса.
Начальники ГИУ в 1832-1855 гг. (5)
В 1855 г. по приказу императора Александра II Главное инженерное училище в память его основателя – императора Николая I – переименовывается в Николаевское инженерное училище (НИУ) [8].
Совокупность различных факторов (опыт Крымской войны 1853-1856 гг., необходимость повышения качества и уровня военно-инженерного образования и др.) обусловили потребность в академическом военно-инженерном образовании. Высочайшим повелением от 30 августа (11 сентября) 1855 г. офицерские классы НИУ переименовывались в Николаевскую инженерную академию (НИА), а кондукторские в Николаевское инженерное училище (6), которое оставалось в одном задании с академией и возглавлялось ее же начальником. По существу, в современном понимании был создан первый Военно-учебный научный центр инженерных войск. НИА была включена в состав объединенной Императорской Военной академии по 1863 г. и подчинена Совету этой академии, а обучающиеся в ней офицеры получили равные с офицерами академии Генерального штаба права и привилегии. Академическая форма учебного заведения с Ученой конференцией и другими присущими ей органами и правами создали условия для дальнейшего совершенствования в нем учебной, научной и воспитательной деятельности [9].
В 1863 г. НИА была выведена из состава Императорской военной академии и подчинена Генерал-Инспектору по инженерной части, в ее учебный процесс были внесены существенные изменения в учебный процесс. К своему пятидесятилетнему юбилею в 1869 г. НИА представляла собой учебное заведение, имеющее высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, успешно решавший задачу по подготовке военных инженеров. В академии читали лекции выдающиеся отечественные ученые – Д.И. Менделеев (по химии), А.И. Квист (по фортификации, военным сообщениям), Г.А. Леер (по военной истории), М.Н. Герсеванов (по строительному искусству) и др.
Выдающиеся ученые, преподававшие в НИА и НИУ (5)
За первые пятьдесят лет своей деятельности академия и училище подготовили для инженерных и строевых войск свыше 1770 офицеров [10]. Среди выдающихся выпускников училища и академии – писатели Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, физиолог И.М. Сеченов, композитор Ц.А. Кюи, изобретатель П.Н. Яблочков, художник К.А. Трутовский и др.
Представители плеяды выдающихся выпускников НИА и НИУ (5)
Дальнейшее совершенствование учебного процесса началось после завершения Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Боевой опыт слушателей и преподавателей академии, принимавших участие в этой войне, был использован для внесения коррективов в учебную программу. В первую очередь, опыт войны показал недостаточную тактическую подготовку офицеров инженерных войск и, вместе с тем, выявил необходимость широкого внедрения в практику войск последних достижений науки и техники.
Одновременно с этим осуществлялся поиск рациональной формы военно-инженерной подготовки военных инженеров. Так, в 1893 г. академический курс был разделен на две части. Окончившие первые два класса слушатели назначались на должности в инженерные части. В дополнительном классе продолжалась подготовка офицеров для службы в Корпусе военных инженеров. При этом количество обучавшихся на дополнительном курсе вначале определялось указанием Военного министра, а затем на этот курс переводились все успешно окончившие два первых класса академии, независимо от наличия вакансий. Преимущество отдавалось ветеранам военных кампаний и походов: «…с правом по окончании кампании вернуться в академию для окончания верхнего курса» [11].
В последнее десятилетие XIX в., при значительном увеличении численности армии и в ее составе инженерных войск, возникла проблема восполнения некомплекта младшего офицерского состава. Решить эту проблему в короткие сроки без значительного расширения учебной базы было возможно только за счет увеличения контингента обучающихся и сокращения сроков обучения в НИУ. Поэтому в 1894 г., численность зачисленных младших офицеров увеличили в два раза. В начале XX в. подготовка военных инженеров велась в находившихся под единым командованием НИУ и НИА, а также в школе прапорщиков, автомобильной и электротехнической школах. К началу Первой мировой войны в России имелся хорошо подготовленный, но малочисленный, корпус военных инженеров, насчитывавший в 1914 г. всего 820 человек [12].
Служебная и учебная деятельность в НИУ, 1903 г. (7)
НИА в начале XX в. становится центром развития отечественной военно-инженерной мысли. Ее профессора создали передовую фортификационную школу (Н.А. Буйницкий, К.И. Величко и др.), внесли большой вклад в организацию гражданского и войскового строительства (Г.Е. Паукер), в теорию и практику броневой защиты (Н.Л. Кирпичев и др.), в развитие гидромеханики и гидравлики (А.А. Саткевич), в технологию производства цемента и разработку проблем использования бетона в фортификационном строительстве (И.Г. Малюга, А.Р. Шуляченко), в разработку гидродинамической теории трения (Н.П. Петров), теории упругости (Х.С. Головин) и др.
Выдающиеся ученые НИА (5)
При непосредственном участии выпускников академии были сформированы и функционировали четыре школы усовершенствования профессиональной подготовки офицеров, находившиеся в ведении Главного инженерного управления: электротехническая, автомобильная, воздухоплавательная, железнодорожная [6, с. 309].
С началом Первой мировой войны НИА и НИУ были закрыты, преподаватели и слушатели направлены в действующую армию, что было обусловлено господствовавшим мнением о кратковременности начавшейся войны. Вследствие затяжного характера войны и необходимости наличия резерва и восполнение потерь военных инженеров для ее успешного завершения, в конце 1914 г. была возобновлена деятельность, созданной при НИУ школы прапорщиков. Получившие неполное инженерное образование юнкера срочно отправлялись на фронт.
Опыт войны выявил ошибочность прекращения подготовки командных кадров с высшим военно-инженерным образованием. После Февральской революции 1917 г. были попытки возобновить работу Инженерной академии в виде ускоренных курсов. Однако, ни школы, ни кратковременные курсы не могли обеспечить полноценное обучение слушателей. Возобновлена работа академии была после Октябрьской революции 1917 года.
Начальники НИА и НИУ в 1855-1917 гг. (5)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ С 1917 по 1991 гг.
Советская власть приступила к созданию государственных и военных учреждений с первых же дней своего существования. В приказе № 81 от 29 октября 1917 г. по Инженерной академии объявляется о начале учебных занятий по расписанию со старшим классом академии с 18 ноября 1917 г., а ускоренный курс для подготовки помощников военных инженеров должен был начать работу с 1 января 1918 г. В академии продолжили занятия отозванные с фронтов ее слушатели набора 1912 и 1913 гг. В марте 1918 г. академия осуществила выпуск по сокращенной программе более 30 слушателей приема 1912 г. [13].
С ноября 1917 г. до 1919 г. академия работала по трехгодичному учебному плану в соответствии с Положением 1869 г. и нового штата: слушателей – 110 чел., постоянного состава – 78 чел., преподавателей – 24 чел. [14], среди которых были выдающиеся военные инженеры и ученые – Н.А. Рынин, В.В. Витковский, С.А. Хмельков, В.П. Апышков и др.
Преподаватели академии в годы Гражданской войны (5)
На основании приказа РВСР № 392 от 18 декабря 1918 г. Инженерная академия переименовывается в Военно-инженерную академию Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВИА РККА). Для обеспечения приема в академию слушателей из рабочих открывается Подготовительное отделение. В марте 1919 г. в академии создается Строевой факультет для подготовки военных инженеров для замещения высших командных должностей в РККА. В процессе реорганизации академии совершенствовались учебные планы, в них включались социально-экономические предметы, увеличивалось количество времени на изучение военных дисциплин с учетом опыта Первой мировой и Гражданской войн. В 1920 г. в учебный план были включены тактика технических войск, стратегия и военная история. К концу Гражданской войны ВИА РККА представляла собой полноценно функционирующее военно-учебное заведение. Тем самым была заложена прочная база высшего военно-инженерного образования в Красной Армии по основным инженерным специальностям. В начале 1925 г. принимается решение об объединении Артиллерийской и Военно-инженерной академий в одну – Военно-техническую академию РККА (Приказ Реввоенсовета СССР № 469 от 6 мая 1925 г.). Военно-инженерная академия в объединенной академии функционировала до 1932 г. как фортификационно-строительный (с 1929 г. – инженерный) факультет. Однако, постоянный рост технической оснащенности Красной Армии и связанные с этим требования к подготовке военных инженеров показали ошибочность решения об объединении академий [15].
По этой причине 21 мая 1932 г. Комиссия Обороны при Совете Народных Комиссаров приняла решение о развертывании из факультетов Военно-технической академии нескольких специальных академий РККА. Во исполнение этого решения на базе инженерного факультета Военно-технической академии и Высшего инженерно-строительного училища воссоздается Военно-инженерная академия с дислокацией (ВИА) в Москве [16]. В ее составе были сформированы факультеты: командный, морского строительства, фортификационный, инженерного вооружения, геодезический и военно-промышленного строительства.
В академии преподавали и вели научную работу известные ученые: А.Ф. Лолейт, В.М. Келдыш, М.М. Филоненко-Бородич, Г.И. Покровский и др. Приказом № 44 Народного Комиссара Обороны Союза ССР 9 марта 1935 г. академии было присвоено имя Валериана Владимировича Куйбышева.
Выдающиеся ученые, преподававшие в ВИА (5)
Многие преподаватели академии принимали участие в проектировании и строительстве крупнейших строек 1930-х гг.: Днепрогэс, Магнитогорск, Кузнецкстрой, Волховстрой, Комсомольск-на-Амуре, Московский метрополитен, автомобильные заводы в Москве и Горьком, тракторный завод в Челябинске и др. Наличие в составе преподавателей академии плеяды крупных ученых давало возможность на высоком уровне вести обучение, готовить высококвалифицированных специалистов для инженерных войск.
В годы Великой Отечественной войны ученые и преподаватели академии непосредственно участвовали в решении наиболее сложных задач инженерного обеспечения боевых действий войск, вели научную работу по обобщению боевого опыта, и на этой основе – поиск путей решения военно-инженерных проблем, выдвигаемых практикой вооруженной борьбы, внедряли полученные результаты в учебный процесс. Большой объем преподаваемого материала обусловил предельное уплотнение учебного процесса. Был установлен 12-часовой рабочий день: 8-10 часов плановых занятий и 2-4 часа обязательной самоподготовки [17].
В связи с приближением линии фронта к Москве в октябре 1941 г. академия была передислоцирована в столицу Киргизской ССР г. Фрунзе, где находилась до ноября 1943 г. До конца 1942 г. проходили ускоренные выпуски специалистов инженерных войск, а затем перешли на пятилетние учебные планы. Всего за годы войны академия подготовила для фронта более 5000 офицеров инженерных войск и топографической службы [18].
Многогранная научная и практическая деятельность профессорско-преподавательского состава велась по трем основным направлениям: непосредственное участие в решении наиболее сложных задач инженерного обеспечения боевых действий войск; организационная и консультативная помощь инженерным войскам в ходе войны; углубленная научная работа по обобщению боевого опыта.
Выпускники академии проявили лучшие качества военных инженеров, осуществляя руководство инженерными войсками в годы Великой Отечественной войны: Л.З. Котляр – начальник инженерных войск Красной Армии в 1941-1942 гг.; М.П. Воробьев – начальник инженерных войск Красной Армии с 1942 г.; К.С. Назаров – начальник штаба инженерных войск Красной Армии; П.И. Судьбин – начальник инженерного управления Народного комиссариата Военно-Морского Флота в годы войны. Начальниками инженерных войск фронтов в годы войны были выпускники ВИА, а в 1941 г. ее окончил будущий Маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба ВС СССР Н.В. Огарков.
Выпускники академии – начальники инженерных войск в годы Великой Отечественной войны (5)
Интенсивное развитие ВИА им. В.В. Куйбышева началось после окончания Великой Отечественной войны. Перестройка системы военно-инженерного образования основывалась на фундаментальных требованиях к инженерным войскам Советской армии, в частности, к повышению их технической оснащенности. Среди этих требований выделялись следующие: для выполнения каждой задачи инженерного обеспечения должны быть разработаны собственные образцы вооружения и техники; образцы отечественного инженерного вооружения должны по своим тактико-техническим характеристикам превосходить (не уступать) зарубежным образцам; в плане мобильности инженерные войска не должны уступать бронетанковым, механизированным и артиллерийским частям.
Непрерывный рост технической оснащенности инженерных войск Советской Армии предъявлял повышенные требования к совершенствованию системы подготовки командных и инженерных кадров. К 1953 г. обучение велось на факультетах: командно-инженерном, инженерно-электротехническом, инженерного вооружения, инженерно-строительном, заочного обучения и подготовки военно-инженерных кадров для зарубежных армий.
В 1950-1970-е гг. оснащение инженерных войск новыми средствами инженерного вооружения (СИВ) резко повысило требования к военно-технической подготовке военных инженеров. В Учебном центре академии в подмосковном поселке Николо-Урюпино были оборудованы учебные поля, площадки и миниатюр-полигоны, оснащенные современными СИВ различной номенклатуры, обеспечивающие возможность изучать их устройство, применение, эксплуатацию и ремонт применительно к условиям ведения ядерной войны.
Признанием научных заслуг и практической деятельности ученых академии явилось присвоение им званий Героя Социалистического Труда (И.М. Рабинович и др.), присуждение Ленинской премии (Ю.Н. Глазунов и др.), Сталинской премии (В.А. Болятко и др.), Государственной премии (Г.Г. Карлсен и др.), присвоение звания Заслуженного деятеля науки и техники многим ее преподавателям.
Представители плеяды лауреатов премий – выпускники и преподаватели ВИА им. В.В. Куйбышева (5)
В 1970-е гг. перед учеными академии встали новые проблемы, обусловленные принятием военно-политическим руководством страны оборонительной доктрины. Так, в решении проблемы защиты войск и объектов основное внимание уделялось разработке теории фортификационного оборудования занимаемых войсками районов, была разработана серия войсковых фортификационных сооружений «податливой конструкции», нашедших практическое применение в войсках. Появление на вооружении Советской армии образцов крупногабаритной техники, потребовали новых решений по подготовке для них путей движения и переправ через водные преграды. К концу 1980-х гг. сформировались взгляды на теорию массового применения минно-взрывных заграждений.
Важные научные результаты были получены и по большинству других направлений развития венно-инженерного искусства и смежных областей, например, в обеспечении действий войск в условиях массовых разрушений, пожаров и радиоактивного заражения местности, что стало актуальным в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В составе академии были сформированы Факультет гражданской обороны (1986 г.), Командный факультет пограничных и внутренних войск (1989 г.), отделение по подготовке курсантов – инженеров-исследователей по 6-летней образовательной программе (1989 г.) [19, с. 124]. Следует отметить, что ВИА к концу 1980-х гг. под руководством генерал-полковника Е.С. Колибернова успешно справилась со всеми поставленными задачами и заложила прочный фундамент межвидовой инженерной академии.
Однако, начинались 1990-е гг., завершался советский период отечественной истории, а вместе с ними уходила в прошлое эпоха классического военно-инженерного образования.
Начальники ВИА в 1917-1942 гг. (5)
Начальники ВИА в 1942-1975 гг. (5)
Начальники ВИА в 1975-1992 гг. (5)
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ с 1991 по 2023 гг.
Новая страница в истории отечественных инженерных войск и военно-инженерного образования началась в конце 1991 г. – начале 1992 г. в связи с распадом Советского Союза и проведением в Российской Федерации масштабных военных преобразований. Проводимые мероприятия в вооруженных силах в плане реорганизации инженерных войск носили сложный и, зачастую, противоречивый характер. Повальное реформирование оргштатной структуры зачастую не укладывалось в рамки здравого смысла, особенно в начале 1990-х гг. Однако в более поздний период принимаемые решения по изменению организационно-штатной структуры соединений и частей, органов управления инженерными войсками базировались все-таки на принципах поиска рациональных путей выхода из критических ситуаций, что позволило сохранить боеспособность инженерных войск.
До 1998 г. ВИА, уже без «имени В.В. Куйбышева», оставалась ведущим учебным и научным центром инженерных войск. С 1998 г. начался очередной этап реформ в военном образовании, и на основании постановления Правительства РФ № 1009 от 29 августа 1998 г. Военно-инженерная академия переименовывается в Военно-инженерный университет (ВИУ), с включением в его состав в качестве филиалов Нижегородского (бывшего Калининградского), Тюменского высшего военно-инженерного командных училищ и Санкт-Петербургского высшего военно-топографического командного училища, переименованных в институты. ВИУ представлял собой многопрофильное высшее военно-учебное заведение, в котором осуществлялась подготовка офицеров командного и инженерного профиля для всех видов ВС РФ, специалистов для МЧС России, Топографической службы ВС РФ, Внутренних и Пограничных войск России, а также иностранных специалистов, в основном, из армий государств СНГ. Подготовка офицерских кадров (без учета филиалов) осуществлялась на 8 факультетах, отделении заочного обучения, 33 кафедрах (11 общеуниверситетских и 22 факультетских). Всего в университете (без учета филиалов) трудились 40 докторов, более 260 кандидатов военных, технических и др. наук. В августе 2004 г. Военно-инженерный университет был вновь переименован в Военно-инженерную академию (ВИА), а его филиалы получили статус самостоятельных военных училищ. [20, с. 92–97].
Академия (университет) под руководством генерал-лейтенантов В.А. Васильева, Ю.В. Красникова, А.Б. Шевчука, генерал-майоров В.С. Тимошинова, В.С. Петрука оставалась единым учебно-методическим и научным центром инженерных войск, что позволяло оперативно решать научные проблемы, непрерывно совершенствовать образовательный процесс, готовить научно-педагогические кадры, обеспечивать практическую направленность в обучении слушателей.
Начальники ВИА (ВИУ) в 1992-2005 гг. (5)
Основными сложившимися и успешно развивавшимися направлениями образовательной, научной, воспитательной деятельности ВИА к 2006 г. были следующие.
Инженерное обеспечение боя и операции. Тактика инженерных войск.
Фортификационное оборудование местности.
Защита войск и объектов.
Подготовка и содержание путей движения войск.
Оборудование и содержание переправ.
Инженерные мероприятия маскировки.
Военно-научное сопровождение создания СИВ. Эксплуатация и ремонт СИВ.
Инженерное оборудование территории Российской Федерации. Местность, ее мониторинг и оценка.
Полевое водообеспечение войск.
Электроэнергетическое обеспечение.
Строительство инженерных войск.
Управление инженерным обеспечением. АСУ. Информатизация инженерных войск.
Инженерно-техническое обеспечение войск, техническое обеспечение инженерных войск.
История инженерных войск. Военно-инженерное искусство.
Создание средств топогеодезической информации.
Топогеодезическое обеспечение операций.
Совершенствование образовательного процесса, обучение и воспитание личного состава [19, с. 126–157].
В начале 2006 г. появилась информация о коренной реорганизации академии. К этому времени в ходе реформирования военного образования уже были объединены или передислоцированы ряд военных академий (8).
Распоряжением Правительства РФ № 473-р от 10 апреля 2006 г. ВИА была переформирована в Военный институт (инженерных войск) (ВИ (ИВ)) и в виде структурного подразделения включена в состав Общевойсковой академии Вооруженных Сил Российской Федерации. Причины такого реформирования до сотрудников академии не доводились. Ветераны академии пытались протестовать, писали письма в администрацию Президента РФ, однако это ни к чему не привело. Учебные, административные и хозяйственные здания академии вместе с прилегающей территорией, расположенной в центре Москвы, были переданы Высшей школе экономики, личный состав академии простился с ее боевым знаменем.
Начальник ВИА в 2005-2006 гг. Прощание со знаменем ВИА на строевом плацу академии. Центральный вход академии (5)
После преобразования академии в институт произошло существенное сокращение ее преподавательского состава, была прекращена подготовка курсантов, прекратился набор на факультеты ФПС ФСБ России и ГО МЧС России, прекратился набор слушателей на командно-инженерный и геодезический факультеты. В целом военно-инженерному образованию был нанесен серьезный ущерб, оно практически «растворилось» в общевойсковом образовании. Негативные последствия недооценки высшего военно-инженерного образования проявилось в военных конфликтах уже следующего десятилетия.
В 2010 г. ВИ (ИВ) был фактически расформирован – его кафедры были присоединены к кафедрам Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) Сухопутных войск «Общевойсковой академии ВС РФ им. М.В. Фрунзе» в виде предметно-методических комиссий, а в составе Общевойсковой академии создана Кафедра химического и инженерного обеспечения.
1 сентября 2013 г. Военный институт (инженерных войск) был вновь воссоздан в составе ВУНЦ в соответствии с указания Генерального штаба ВС РФ № 314/10/3409 от 3 июля 2013 г. В нем на протяжении десяти лет велась подготовка офицеров инженерных войск с высшей оперативно-тактической подготовкой.
Начальники ВИ (ИВ) в 2006-2023 гг. (9)
Места размещения ВИ (ИВ) в 2006-2023 гг. (10)
ВОССОЗДАНИЕ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ АКАДЕМИИ
В результате многолетней целенаправленной работы, проведенной под руководством начальника инженерных войск ВС РФ генерал-лейтенанта Ю.М. Ставицкого, с учетом опыта участия инженерных войск в специальной операции в Сирийской Арабской Республике, событий 2014-2020 гг. в Луганской и Донецкой народных республик, в условиях усложняющейся геополитической обстановки и «…в целях дальнейшего развития инженерных войск, повышения результативности научных и научно-прикладных исследований, а также качества подготовки специалистов принято решение о создании Военно-инженерной академии, призванной стать главным учебным заведением по подготовке военно-инженерных кадров…» (11).
Начало обучения в воссоздаваемой Военно-инженерной академии планировалось с 1 сентября 2023 г. Имелись опасения, что по причине начала Специальной военной операции 24 февраля 2022 г. время начала обучения в воссоздаваемой академии может сдвинуться на неопределенный срок, однако этого не произошло. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ №508-р от 1 марта 2023 г. «на базе Центрального научно-исследовательского испытательного института инженерных войск имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М. Карбышева и Международного противоминного ордена Кутузова центра Вооруженных Сил Российской Федерации с 1 августа 2023 г. воссоздается Военно-инженерная ордена Кутузова академия имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Д.М. Карбышева с дислокацией – Московская область, поселок Нахабино, улица Карбышева, дом 2». Начальником академии был назначен генерал-майор А.А. Круглов, принявший 10 декабря 2023 г. от начальника инженерных войск ВС РФ генерал-лейтенанта Ю.М. Ставицкого боевое знамя воссозданной академии.
Вручение боевого знамени воссозданной академии (12)
Показательно, что воссозданная академия получила имя легендарного генерала-лейтенанта инженерных войск, Героя Советского Союза Д.М. Карбышева, выпускника НИУ (1900 г.), НИА (1911 г.), доктора военных наук, многолетнего председателя государственной комиссии по защите дипломных проектов в ВИА им. В.В. Куйбышева (в 1930-х гг.).
В 205-летней истории Военно-инженерной академии (ВИА), ставшей в последние десятилетия жертвой перманентного реформирования вооруженных сил, открыта новая страница. В ее состав в качестве научной и практической составляющих вошли, соответственно, Научно-исследовательский испытательный институт и Международный противоминный центр. Образовательной же составляющей стали 9 кафедр Военного института (инженерных войск) ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ им. М.В. Фрунзе».
С 1 сентября 2023 г. ВИА приступила к обучению слушателей по военным образовательным программам высшего и дополнительного профессионального образования. В настоящее время образовательный процесс в ВИА проводится по четырем специальностям: три для подготовки специалистов инженерных войск (управление воинскими частями и соединениями инженерных войск; управление инженерным обеспечением войск; управление инженерно-техническим обеспечением войск и техническим обеспечением инженерных войск) и одна – для подготовки специалистов войск национальной гвардии. В академии также открыты докторантура и адъюнктура, а с текущего, 2024 г. планируется набор офицеров на заочное обучение.
С ноября 2023 г. в составе академии начал работать диссертационный совет по двум специальностям по техническим наукам. Организовано и дополнительное образование офицеров инженерных войск: оно проводится на кафедрах академии в пяти группах в зависимости от занимаемых должностей.
Подготовка специалистов на базе Международного противоминного центра проводится на четырех курсах переподготовки по наиболее актуальным на сегодняшний день минно-взрывным специальностям: в области гуманитарного разминирования; противодействия самодельным взрывным устройствам; организации минно-розыскной службы с использованием служебных собак; организации применения механизированных средств разминирования.
Воссоздан и традиционный для ВИА дореформенного образца иностранный факультет: обучение военнослужащих иностранных государств осуществляется на специальном факультете академии с обучением на кафедрах академии и в Международном противоминном центре.
Практически все преподаватели и слушатели ВИА принимали непосредственное участие в специальной военной операции (СВО), многие продолжают участвовать в решении специальных задач в зоне боевых действий и в настоящее время. Большой вклад был внесен личным составом академии в создание глубокоэшелонированной системы инженерных заграждений, оборонительных рубежей и позиций, явившейся основным фактором, не позволившем украинской армии достичь поставленных целей широко разрекламированного контрнаступления.
Среди военнослужащих инженерных войск, награжденных в ходе СВО, звания Героя Российской Федерации первым был удостоен выпускник ВИ (ИВ) 2019 г. полковник Р.Г. Сайфуллин, командир 40 инженерно-саперного полка.
Воссозданная в наши дни ВИА отвечает всем современным требованиям по квалифицированной подготовке специалистов инженерных войск самого разного профиля. Очевидно, эффективность ее образовательной деятельности проявится уже в обозримом будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Военно-инженерная академия, отмечающая 6 декабря 2024 г. 205-летний юбилей со дня основания, имеет богатую и славную историю, ее выпускники и преподаватели во все времена с честью решали как военные, военно-инженерные, так и народнохозяйственные задачи, стоящие перед нашим государством.
Академия была награждена не только высокими отечественными наградами – орденом Красного Знамени (15 декабря 1944 г.), вручено Красное Знамя (26 декабря 1944 г.), орденом Ленина (22 февраля 1968 г.), но и дружественных иностранных государств – орденом Народной Республики Болгария I степени (1969 г.), орденом За боевые заслуги Монгольской Народной Республики (1969 г.), орденом За боевые заслуги перед народом и отечеством в золоте Германской Демократической Республики (1974 г.), Командорским крестом со звездой – орденом За заслуги Польской Народной Республики (1978 г.), орденом Красного Знамени Чехословацкой Советской Социалистической Республики (1985 г.), Орденом Великого Подвига Социалистической Республики Вьетнам I степени (1985 г.) [21].
Среди постоянного состава и выпускников ВИА начитывается более 162 человек, награжденных Георгиевским оружием, более 136 – Георгиевских кавалеров, более 8 – Георгиевских кавалеров солдатского креста [6, с. 369–370], 80 – Героев Советского Союза, 3 – Героя России, 2 – Героя труда, 16 – Героев Социалистического труда, 2 – Героя иностранных государств, 2 – кавалера Ордена Славы трех степеней, кавалер Ордена «За службу Родине в ВС СССР» трех степеней, 6 – Лауреатов Ленинской премии, 19 – Лауреатов Сталинской премии [20, с. 306–309].
Представленная в статье краткая история Военно-инженерной академии от ее основания до настоящего времени, свидетельствует о необходимости сохранения и преумножения качественного высшего военно-инженерного образования для подготовки офицерских кадров для инженерных войск в интересах обеспечения обороноспособности нашей Родины.
Примечания
- Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собрание 1-е. Т. IV, Закон № 2467.
- При создании иллюстрации использованы портреты: Б.Х. Миних [22]; М.И. Мордвинов [23]; М.И. Кутузов [24, с. 111]; Инженер-генерал граф Петр Корнилович Сухтелен (1751-1836). Копия с миниатюры Босси. А. Морозов. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.
- При создании иллюстрации использованы портреты Николая Павловича [24, с. 130], Александра I [24, с. 112], К.И. Оппермана [25], Е.К. Сиверса [26], Ф.Б. Эльснера (изображение кафедры Истории военного искусства ВИА, 2006 г.).
- При создании иллюстрации использованы фото Д.О. Копытова.
- При создании иллюстрации использованы изображения (фото) кафедры Истории военного искусства ВИА, 2006 г.
- Как и во всех военных училищах, так и в Николаевском Инженерном были свои традиции. Ниже приведены некоторые из них. «Никакого цука, конечно, не было. По традиции юнкера старших классов относились к юнкерам младших классов с исключительной вежливостью, любезностью и предупредительностью, что сразу создавало самые корректные отношения и усиливало естественное уважение к старшим со стороны младших. В день училищного праздника (24 ноября) принято было ходить в запрещенный для юнкеров театр «Буфф». Билеты брались на галерку, юнкера приходили за полчаса до начала спектакля. Во время антракта, когда зажигали свет, юнкера уходили в коридор, чтобы их не видели. Расходились из театра после ухода зрителей. При поступлении в училище юнкера должны были дать обещание соблюдать при окончании училища важную традицию: выбирать вакансии не по старшинству занимаемых должностей (фельдфебеля, портупей-юнкера), а по старшинству среднего балла по окончании училища, причем в этот средний балл не входили отметки по строевым занятиям, по верховой езде и по иностранным языкам. Часто бывало, что лучшие вакансии доставались юнкеру, не имевшему нашивок. Входило в традицию запомнить надпись над главным входом в Инженерный Замок: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ В ДОЛГОТУ ДНЕЙ» [27].
- При создании иллюстрации использованы фото из «Альбома Николаевского Инженерного Училища», 1903 г. издания [28].
- В 1998 г. на базе Военной академии имени М.В. Фрунзе, Военной академии бронетанковых войск имени Р.Я. Малиновского, 1-х Высших офицерских курсов «Выстрел» имени Б.М. Шапошникова создана Общевойсковая орденов Ленина и Октябрьской революции, Краснознаменная, ордена Суворова академия Вооруженных Сил Российской Федерации, в 2006 г. принято решение о передислокации Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко из г. Москвы в г. Кострому.
- При создании иллюстрации использованы фото из источника [20, с. 324–326].
- При создании иллюстрации использованы фото Д.О. Копытова.
- Из доклада Министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу на заседании коллегии Минобороны России 20 мая 2020 г.
- При создании иллюстрации использованы фото П. Герасимова, предоставленные Управлением начальника инженерных войск ВС РФ.
Список литературы
- Письменский А.Г. История военно-инженерного образования сухопутных войск России. Монография. М.: Издательство СГУ, 2012. 486 с.
- История инженерных войск России. Том 1. М.: изд. «Красная звезда», 2015. 504 с.
- Фабрициус И.Г. Военно-инженерное ведомство в царствование императора Александра I. СПб.: типография «Слово», 1903. С. 13.
- Савельев А.И. Исторический очерк инженерного управления в России. Часть II. СПб.: типография Голике, 1887. С. 202.
- Бирюков П.И. Краткий очерк развития военно-инженерного искусства и инженерных войск до Великой Октябрьской социалистической революции. М.: ВИА, 1963. С. 39.
- Военно-инженерная академия. 200 лет. Том I (1819-1917). М.: «Буки-Веди», 2019. 420 с.
- Максимовский М.С. Исторический очерк развития Главного Инженерного училища (1819-1869). СПб., 1869. С. 56.
- Инженерные войска России. Исторический очерк. / Под редакцией Н.И. Сердцева. М.: ВИУ, 2001. С. 99.
- Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 351. Оп. 1. Д. 14. Л. 2.
- Александров Е.Б. Краткий исторический очерк развития инженерных войск русской армии. М.: ВИА РККА, 1939. С. 75-76.
- РГВИА. Ф. 351. Оп. 1. Д. 9596.
- Военно-инженерная академия имени В.В. Куйбышева. 150 лет. / Под ред. ген.-лейтенанта инженерных войск В.Л. Авсеенко. М.: изд. ВИА, 1969. С. 186.
- Инженерные войска Советской Армии 1918-1945. / Е.П. Егоров, В.П. Андреев, С.Ф. Бегунов и др. /Под ред. С.Х. Аганова. М.: Воениздат, 1985. С. 37.
- Тихоненков П.Д. Военно-техническая академия им. Дзержинского: Исторический очерк. М.: ВИА РККА, 1935. С. 2.
- Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 24700. Оп. 1. Д. 277. Л. 89.
- Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 33. Оп. 1696. Д. 10. Л. 81.
- ЦАМО РФ. Ф. ВИА. Оп. 404533. Д. 1. Л. 19.
- ЦАМО РФ. Ф. ВИА. Оп. 510992. Д. 14. Л. 6.
- Волков Ю.А., Мельниченко Н.С., Копытов Д.О. и др. Военно-инженерная академия. История и современность. – Исторический очерк / Под ред. Г.И. Письменского. М.: изд. ВИА, 2005. 158 с.
- Военно-инженерная академия. 200 лет. Том II (1917-2019). М.: «Буки-Веди», 2019. 504 с.
- Высшая школа военных инженеров. Краткий исторический очерк о зарождении, становлении и развитии высшего военно-инженерного образования России (1819-2009) / Под общ. ред. В.И. Попова. М.: изд. 15 ЦНИИИ, 2009. С. 167.
- Бовин В.Н. Портрет Б.Х. Миниха XIX в.: электрон. репрод. // Государственный Эрмитаж: офиц. сайт. URL: https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/153104?avtor=1422545584&index=1 (дата обращения: 17.11.2024).
- Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII – XX веков. Т. 2. Живопись XVIII века. М.: Красная площадь, 1998. С. 145.
- Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи: История и коллекции / Крылов В.М. (руководитель авт. коллектива), С.В. Ефимов, Л.К. Маковская, С.В. Успенская. СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004. 256 с.
- Неизвестный автор. Портрет генерал-адъютанта Оппермана К.И. Начало XX в.: электрон. репрод. // Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Госкаталог.рф: офиц. сайт. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13031024 (17.11.2024).
- Доу, Дж. Портрет Егора Карловича Сиверса (1779-1827) (3-го). 1821 г.: электрон. репрод. // Государственный Эрмитаж: офиц. сайт. URL: https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/39498?avtor=1761&index=40 (дата обращения: 17.11.2024).
- Шиловский П.В., Широков С.В. К 150-летию основания Николаевской Инженерной Академии и училища // Военная быль: электрон. версия. URL: http://lepassemilitaire.ru/k-150-letiyu-osnovaniya-nikolaevskoj-inzhenernoj-akademii/ (дата обращения: 25.10.2024).
- Альбом Николаевского Инженерного Училища. С-Петербург: Товарищество Р. Голике и А. Вильборгъ, 1903. 54 с.
Информация об авторах
Ставицкий Юрий Михайлович, генерал-лейтенант, начальник инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация.
Письменский Геннадий Иванович, доктор исторических наук, доктор военных наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая ордена Жукова академия Вооружённых сил Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация.
Волков Юрий Аркадьевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук Московского физико-технического института (национального исследовательского Университета), г. Москва, Российская Федерация.
Копытов Дмитрий Олегович, директор Учебно-методического центра Минобрнауки России при МГТУ им. Н.Э. Баумана; преподаватель истории военного искусства Академии гражданской защиты МЧС России, Московская область, г. Химки, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Копытов Дмитрий Олегович, е-mail: dokopytov@mail.ru
MILITARY TRAINING AND EDUCATION
Original Paper
Military Engineering Order of Kutuzov Academy
named after Hero of the Soviet Union, Lieutenant General of Engineering Troops D.M. Karbyshev:
history and modern times
Yuri M. Stavitsky 1, Gennady I. Pismensky 2, Yuri A. Volkov 3, Dmitry O. Kopytov 4
1 Office of the Chief of Engineering Troops of the Armed Forces of the Russian Federation,
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0009-0004-3257-118X, е-mail: stavitsky-yum@mail.ru
2 Military Educational and Scientific Center of the Ground Forces
"Combined Arms Order of Zhukov Academy of the Armed Forces of the Russian Federation",
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0009-0001-6031-5069, е-mail: gi_pismensky@mail.ru
3 Moscow Institute of Physics and Technology,
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0009-0009-0644-9574, e-mail: yuriyvolkov2271@rambler.ru
4 Civil Defence Academy EMERCOM of Russia,
Moscow region, Khimki, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0075-7498, e-mail: dokopytov@mail.ru
Abstract:
Domestic military engineering education is one of the subsystems of the military education system, a targeted process of training, advanced training and retraining of specialists in the engineering troops and engineering service, accompanied by the statement of their achievement of the educational levels established by the state. Having originated in the early 18th century, it became the basis for all engineering education in the Russian Empire, its subsequent development in the Soviet and post-Soviet times. The Main Engineering School, founded on November 24 (December 6), 1819, was transformed in 1855 into the Nikolaev Engineering Academy, where students received a fundamental engineering education, and rightfully belonged to the leading military educational institutions of the armed forces of that time. From 1917 to the present, the Nikolaev Engineering Academy, renamed in 1917 into the Military Engineering Academy, undergoing various transformations, has carried out and continues to train personnel for the domestic engineering troops. For many decades, the Academy has made a significant contribution to the development of the theory of military engineering preparation of the territory of the state, engineering support for combat operations, its scientists took an active part in solving major national economic problems, eliminating the consequences of accidents and disasters in Russia. The main stages of the 205-year history of the Military Engineering Academy are described in the article.
Keywords: Engineering troops, engineering school, military engineers, military engineering education, Main Engineering School, Nikolai Engineering School, Nikolai Engineering Academy, Military Engineering Academy, Military Engineering University
References
- Pis`menskij A.G. (2012) Istoriya voenno-inzhenernogo obrazovaniya suxoputny`x vojsk Rossii [History of military engineering education of the ground forces of Russia]. Monografiya. M.: Izdatel`stvo SGU, 2012. 486 s. (in Russ.)
- Istoriya inzhenerny`x vojsk Rossii [History of engineering troops of Russia]. Tom 1. M.: izd. «Krasnaya zvezda», 2015. 504 s. (in Russ.)
- Fabricius I.G. (1903) Voenno-inzhenernoe vedomstvo v czarstvovanie imperatora Aleksandra I [Military Engineering Department during the Reign of Emperor Alexander I]. SPb.: tipografiya «Slovo», 1903. S. 13. (in Russ.)
- Savel`ev A.I. (1887) Istoricheskij ocherk inzhenernogo upravleniya v Rossii [Historical Essay on Engineering Management in Russia]. Chast` II. SPb.: tipografiya Golike, 1887. S. 202. (in Russ.)
- Biryukov P.I. (1963) Kratkij ocherk razvitiya voenno-inzhenernogo iskusstva i inzhenerny`x vojsk do Velikoj Oktyabr`skoj socialisticheskoj revolyucii [Brief Essay on the Development of Military Engineering Art and Engineering Troops before the Great October Socialist Revolution]. M.: VIA, 1963. S. 39. (in Russ.)
- Voenno-inzhenernaya akademiya. 200 let [Military Engineering Academy. 200 years]. Tom I (1819-1917). M.: «Buki-Vedi», 2019. 420 s. (in Russ.)
- Maksimovskij M.S. (1869) Istoricheskij ocherk razvitiya Glavnogo Inzhenernogo uchilishha (1819-1869) [Historical essay on the development of the Main Engineering School (1819-1869)]. SPb, 1869. S. 56. (in Russ.)
- Inzhenerny`e vojska Rossii. Istoricheskij ocherk [Engineering Troops of Russia. Historical essay]. / Pod redakciej N.I. Serdceva. M.: VIU, 2001. S. 99. (in Russ.)
- Rossijskij gosudarstvenny`j voenno-istoricheskij arxiv (RGVIA). F. 351. Op. 1. Ed. xr. 14. L. 2. (in Russ.)
- Aleksandrov E.B. (1939) Kratkij istoricheskij ocherk razvitiya inzhenerny`x vojsk russkoj armii [A brief historical essay on the development of the engineering troops of the Russian army]. M.: VIA RKKA, 1939. S. 75-76. (in Russ.)
- RGVIA. F. 351. Op. 1. D. 9596. (in Russ.)
- Voenno-inzhenernaya akademiya imeni V.V. Kujby`sheva. 150 let [V.V. Kuibyshev Military Engineering Academy. 150 years] / Pod red. gen.-lejtenanta inzhenerny`x vojsk V.L. Avseenko. M.: izd. VIA, 1969. S. 186. (in Russ.)
- Inzhenerny`e vojska Sovetskoj Armii 1918-1945 [Engineering Troops of the Soviet Army 1918-1945] / E.P. Egorov, V.P. Andreev, S.F. Begunov i dr. / Pod red. S.X. Aganova. M.: Voenizdat, 1985. S. 37. (in Russ.)
- Tixonenkov P.D. (1935) Voenno-texnicheskaya akademiya im. Dzerzhinskogo: Istoricheskij ocherk [Dzerzhinsky Military Technical Academy: Historical essay]. M.: VIA RKKA, 1935. S. 2. (in Russ.)
- Rossijskij gosudarstvenny`j voenny`j arxiv (RGVA). F. 24700. Op. 1. Ed. xr. 277. L. 89. (in Russ.)
- Tsentral'nyy arkhiv Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii [Central Archive of the Ministry of Defense of the Russian Federation] (TsAMO RF). F. 33. Op. 1696. D. 10. L. 81. (in Russ.)
- TsAMO RF. F. VIA. Op. 404533. D. 1. L. 19. (in Russ.)
- TsAMO RF. F. VIA. Op. 510992. D. 14. L. 6. (in Russ.)
- Volkov Yu.A., Mel`nichenko N.S., Kopy`tov D.O. i dr. (2005) Voenno-inzhenernaya akademiya. Istoriya i sovremennost`. Istoricheskij ocherk [Military Engineering Academy. History and Modernity. Historical Essay] / Pod red. G.I. Pis`menskogo. M.: izd. VIA, 2005. 158 s. (in Russ.)
- Voenno-inzhenernaya akademiya. 200 let [Military Engineering Academy. 200 years]. Tom II (1917-2019). M.: «Buki-Vedi», 2019. 504 s. (in Russ.)
- Vy`sshaya shkola voenny`x inzhenerov. Kratkij istoricheskij ocherk o zarozhdenii, stanovlenii i razvitii vy`sshego voenno-inzhenernogo obrazovaniya Rossii (1819-2009) [Higher School of Military Engineers. A Brief Historical Essay on the Origin, Formation, and Development of Higher Military Engineering Education in Russia (1819-2009)] / Pod obshh. red. V.I. Popova. M.: izd. 15 CzNIII, 2009. S. 167. (in Russ.)
- Bovin V.N. Portret B.X. Minixa XIX v. [V.N. Bovin. Portrait of B.Kh. Minich of the 19th century]: e`lektron. reprod. // Gosudarstvenny`j E`rmitazh: oficz. sajt. URL: https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/153104?avtor=1422545584&index=1 (data obrashheniya: 17.11.2024). (in Russ.)
- Gosudarstvennaya Tret`yakovskaya galereya. Katalog sobraniya. Zhivopis` XVIII – XX vekov [State Tretyakov Gallery. Catalogue of the collection. Painting of the 18th – 20th centuries]. T. 2. Zhivopis` XVIII veka. M.: Krasnaya ploshhad`, 1998. S. 145. (in Russ.)
- Voenno-istoricheskij muzej artillerii, inzhenerny`x vojsk i vojsk svyazi: Istoriya i kollekcii [Military History Museum of Artillery, Engineering and Signal Corps: History and Collections] / Kry`lov V.M. (rukovoditel` avt. kollektiva), S.V. Efimov, L.K. Makovskaya, S.V. Uspenskaya. SPb.: IPCz SPGUTD, 2004. 256 s. (in Russ.)
- Neizvestny`j avtor. Portret general-ad``yutanta Oppermana K.I. Nachalo XX v. [Unknown author. Portrait of Adjutant General Opperman K.I. Early 20th century]: e`lektron. reprod. - In: Voenno-istoricheskij muzej artillerii, inzhenerny`x vojsk i vojsk svyazi. Goskatalog.rf: oficz. sajt. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13031024 (17.11.2024). (in Russ.)
- Dou, Dzh. Portret Egora Karlovicha Siversa (1779-1827) (3-go). 1821 g. [J. Doe. Portrait of Yegor Karlovich Sievers (1779-1827) (3rd). 1821]: e`lektron. reprod. - In: Gosudarstvenny`j E`rmitazh: oficz. sajt. URL: https://collections.hermitage.ru/entity/OBJECT/39498?avtor=1761&index=40 (data obrashheniya: 17.11.2024). (in Russ.)
- Shilovskij P.V., Shirokov S.V. K 150-letiyu osnovaniya Nikolaevskoj Inzhenernoj Akademii i uchilishha [To the 150th anniversary of the founding of the Nikolaev Engineering Academy and School]. - In: Voennaya by`l`: e`lektron. versiya. URL: http://lepassemilitaire.ru/k-150-letiyu-osnovaniya-nikolaevskoj-inzhenernoj-akademii/ (data obrashheniya: 25.10.2024). (in Russ.)
- Al`bom Nikolaevskogo Inzhenernogo Uchilishha [Album of the Nikolaev Engineering School]. S-Peterburg: Tovarishhestvo R. Golike i A. Vil`borg``, 1903. 54 s. (in Russ.)
Information about the authors
Yuri M. Stavitsky, Lieutenant General, Chief of the Engineering Troops of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.
Gennady I. Pismensky, Doct. Sci. (History), Doct. Sci. (Military), Prof., Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Prof. of the Military Educational and Scientific Center of the Ground Forces "Combined Arms Order of Zhukov Academy of the Armed Forces of the Russian Federation", Moscow, Russian Federation.
Yuri A. Volkov, Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Assoc. Prof. of the Educational and Scientific Center for the Humanities and Social Sciences of the Moscow Institute of Physics and Technology (National Research University), Moscow, Russian Federation.
Dmitry O. Kopytov, Director of the Educational and Methodological Center of the Ministry of Education and Science of Russia at the Bauman Moscow State Technical University; lecturer of the History of military art at the Civil Defence Academy EMERCOM of Russia, Moscow region, Khimki, Russian Federation.
Corresponding author
Dmitry O. Kopytov, e-mail: dokopytov@mail.ru
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 4. P. 36–36.