Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 4. С. 34–34.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 4. P. 34–34.
УДК: 94(470)
DOI: 10.24412/2311-1763-2024-4-34-34
Поступила в редакцию: 24.10.2024 г.
Опубликована: 24.11.2024 г.
Submitted: October 24, 2024
Published online: November 24, 2024
Для цитирования: Трусов В.А. Евреи Северо-Западного края Российской империи в конце XVIII — начале XX века: основные тенденции этнической истории // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12, №4(41). С. 34-34.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-4-34-34.
For citation: Trusov V.A. Jews of the Northwestern region of the Russian Empire in the late 18th – early 20th centuries: the main trends in ethnic history. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2024;12(4):34-34. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-4-34-34.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2024 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2024 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
ИСТОРИЯ РЕГИОНОВ И НАРОДОВ РОССИИ
Оригинальная статья
ЕВРЕИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КРАЯ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII — НАЧАЛЕ XX ВЕКА:
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
Трусов Вадим Александрович 1
1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта,
г. Калининград, Российская Федерация,
E-mail: trusovv77@mail.ru
Аннотация:
В статье рассматривается история еврейской общины Северо-Западного края Российской империи в конце XVIII — начале XX века. Особое внимание уделено становлению общины, её социальной дифференциации, специфике расселения, религиозной характеристике, кроме того, рассматривается вопрос о динамике изменения численности общины. Кроме того, делается обзор государственной политики в отношении евреев, которая привела в конце XIX века к массовой эмиграции евреев в Западное полушарие, вовлечению части еврейских интеллектуалов в сионистское движение, а молодых евреев в Общероссийское революционное движение. Также сделан обзор связей, которые имели евреи Северо-Западного края (СЗК) со своими единоверцами в Восточной Пруссии. Автор приходит к выводам, что экономическая и социальная роль еврейской общины СЗК значительно превосходила её численные показатели благодаря большой социальной мобильности, а их религиозная жизнь была направлена на консервацию общинной традиции, что выразилось в значительном доминировании ортодоксального направления в иудаизме.
Ключевые слова: евреи, Северо-Западный край, Российская империя, черта оседлости, русификация, ассимиляция, еврейский вопрос, конфессиональная политика, национальная дискриминация, сионизм, сионитское движение, Первая и Вторая алия, Вильна, Палестина, Речь Посполитая, Великое княжество Литовское, Новороссия, Восточная Пруссия, Германия
ВВЕДЕНИЕ
Терминология: Северо-Западный край (СЗК) вошёл в состав Российской империи в результате трёх разделов Речи Посполитой. До вхождения в конце XVIII века в состав Российской империи СЗК составлял более 90% площади Великого княжества Литовского (ВКЛ), которое было составной частью двуединой монархии [23, с. 82-83].
Фактически СЗК представлял собой особую территориально-административную единицу, которая окончательно оформилась в начале 1860-х гг. в связи с нараставшей угрозой польского сепаратизма. Край включал шесть губерний: Ковенскую, Виленскую, Гродненскую, Витебскую, Минскую и Могилёвскую. СЗК управлялся генерал-губернатором, резиденция которого находилась в Вильна (современный Вильнюс) [1, с. 77].
Географическое расположение определило конфессиональное и национальное разнообразие СЗК. Неотъемлемой частью этого разнообразия является многовековое присутствие значительной еврейской общины.
Для предания ясности в терминологии, этноним «евреи» относим к народу семитского происхождения, восходящему к населению древнего Израильского и Иудейского царств. Обязательной частью еврейской идентичности является принадлежность к иудейской религии. В конце XIX века в Российской империи определение национальности происходило по родному языку. В СЗК родным языком евреев был идиш. Но в случае с евреями, их этническая принадлежность должна дополняется религиозной причастностью к иудаизму. В противном случае возникал вопрос о том, является ли носитель еврейского языка, отпадший от иудаизма, евреем?
Соотношение еврейского языка и иудейского исповедания в СЗК выглядит следующим образом: из 1422431 иудеев на языке идиш говорили 1414157 человек или 99,42%, а из 1414147 носителей еврейского (идиш) языка 1413075 были иудеями, то есть 99,92% [11; 12; 13; 14; 15; 16].
ЕВРЕЙСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ КРАЯ ДО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Первые упоминания о присутствии евреев в ВКЛ относятся к 1388 и 1389 гг. и связаны с привилеями, которые выдал великий князь Витовт евреям городов Брест и Гродно [3, с.107]. Еврейским общинам этих городов даровались свобода вероисповедания, защита жизни, право на свободную торговлю и сохранность имущества. Изначально эти привелеи имели местное значение, но с течением времени, им стали придавать общее значение. Это было впоследствии подтверждено особыми грамотами великого князя Сигизмунда I [3, с.108]. Таким образом, евреи Великого княжества стали подсудны только княжескому суду [19]. Пользуясь данными привилегиями, еврейские общины достаточно быстро распространились по территории ВКЛ [3, с.108].
На протяжении конца XIV – XV веков массовая миграция евреев в ВКЛ происходит из Германии и Польши. Приезжающие евреи использовали в быту немецко-еврейский говор – идиш, имели свои религиозные традиции и систему талмудического воспитания, а также кагальное самоуправление. Данная группа евреев относится к ашкеназской традиции (от «Ашкеназ» — семитское название средневековой Германии) [8, с.390]. Всего в ВКЛ к концу XV века проживало более 20 тыс. евреев. В то время оседлое еврейское население можно было наблюдать в пяти городах: Брест, Гродно, Тракай, Владимир-Волынский и Луцк (последние два города после Люблинской унии 1569 года отошли к Польскому королевству). В некоторых других городах Великого княжества евреи могли селиться только для временного пребывания.
В 1495 году великий князь Александр Ягеллон (1492—1506 гг., а с 1501 г. ещё и Польский король) изгнал евреев из ВКЛ и конфисковал их имущество. Однако уже в 1503 году он отменяет свой указ и возвращает евреев в страну с условием оплаты прямого военного налога [3, с.108].
XVI век стал «золотым веком» для евреев ВКЛ. Первый Литовский Статут 1529 г. возвращал евреям все права, указанные в грамотах Витовта, а также даровал великокняжеское покровительство. Теперь закон охранял личность евреев, свободу богослужений и выполнения религиозных обрядов [3, с.108]. Были даны широкие права по части ссуд: евреям разрешалось принимать под залог вещи в любое время не зависимо от происхождения, евреям запрещалось брать в залог только церковную утварь [3, с.108].
В первой половине XVI века еврейские поселения появляются в Кобрине, Слониме, Сураже, Турце, Пинске и ряде других мест (то есть начальное расселение происходило в восточнославянских землях). Как уже отмечалось, особенно благоволил евреям великий князь Литовский и король Польский Сигизмунд I (1506–1548 гг.). Он широко пользовался услугами богатых еврейских откупщиков. Одного из них – Аврама Езефовича (принявшего православие) великий князь назначил земским подскарбием (то есть министром финансов великого князя); а его брата – Михеля Езефовича в 1514 году сделал старейшиной всех литовских евреев, дав ему широкие полномочия и потомственное дворянство [19]. Кроме того, великий князь уровнял евреев в налоговом отношении с мещанами, освободил их от особого военного налога. Евреи имели кагальное самоуправление, которое возглавляли свои старшины. Кагалы имели судебные функции. Это делало еврейские общины изолированными от других народов [3, с.108].
В то время продолжается процесс переселения евреев из Центральной Европы в ВКЛ (особенно из Чехии). Во второй половине XVI века местные евреи и недавние переселенцы создают новые общины: в Новогрудке, Клецке, Тыкоцине, а в 1563 г. появляется еврейская община в столице ВКЛ – Вильна [19].
В XVI веке складывается своеобразная форма расселения евреев ВКЛ, это небольшие городки и местечки (идиш – «штетл») [8, с. 395]. Местечко, это населённый пункт с характерным для города торгово-ремесленным населением и инфраструктурой, но меньший по площади и количеству населения.
Второй Литовский Статут 1566 г. вводил для евреев особые отличительные знаки в одежде, однако правовое положение евреев не пострадало. В период с 1566 по 1667 гг. евреи создают новые общины в Слуцке, Лиде, Гомеле, Ошмянах, Мозыре, Несвиже, Ракове, Турове, Шилове, Брагине и многих других местах [18]. К середине XVII века в ВКЛ проживало уже 40 тыс. евреев.
Сильный удар был нанесён еврейской общине ВКЛ в ходе восстания казаков под предводительством Б. Хмельницкого (1648–1657 гг.) и последовавшей за ним Русско-польской войной (1654–1667 гг.). В пределах Речи Посполитой в это время было убито около 50 тыс. евреев (около 25% всего еврейского населения) [22]. Кроме того, многие евреи были насильно крещены в православие восставшими казаками или проданы в качестве невольников в Османскую империю. Особенно пострадали общины Гомеля, Пинска, Бреста, Витебска, Полоцка, Могилева, Быхова и др.
Не сумев оправится от погромов середины XVII в., пальма первенства самой значимой еврейской общины переходит из Бреста-Литовска в Вильну, который уже в начале XVIII в. приобретет славу «северного Иерусалима» [19] (из-за своего значения как культурного и религиозного центра восточноевропейского еврейства). В начале XVIII в. еврейская община восстанавливает и свою численность, и материальное благосостояние. Короли и великий князь Август II (1697–1706, 1709–33 гг.), в 1720 г. подтвердил «старинные привилегии» евреев, однако он не смог оградить их от экономических посягательств шляхты, купечества и ремесленных цехов. Кроме того, для пополнения казны были сильно увеличены взимаемые с евреев налоги [19].
На протяжении XVIII века главным занятием евреев ВКЛ было ремесло, посредническая деятельность между городом и селом, кроме того многих евреев магнаты нанимали в качестве управляющих своими большими имениями («арендаторы»). Ещё одним «эксклюзивным» еврейским делом были винные откупы в сельской местности («шинкари»). Таким образом, многие евреи, проживая в сельской местности и местечках, держались обособленно от местного белорусского и литовского крестьянского населения, управлялись кагалами и тяготели в экономическом плане к польской шляхте и магнатам [9, с. 154]. Это делало евреев участниками напряженных социально-этнических и религиозных противоречий, которые к концу XVIII века сплелись в плотный клубок, не разрешённый до самого конца существования Польско-Литовского государства.
ЕВРЕИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КРАЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Накануне трёх разделов Речи Посполитой (в 1770 г.) на территории ВКЛ проживало 330 тыс. евреев или 6,9% всего населения (всё население составило 4840 тыс. человек) [5, с. 38].
Разделы Речи Посполитой положили начало проживания крупных еврейских общин в трёх государствах, которые участвовали в её разделах: Западные и Юго-Западные земли Российской империи; Галиция в империи Габсбургов и Западная Пруссия в Прусском королевстве (из этой провинции многие евреи переселялись в Кёнигсберг и другие города Восточной Пруссии на протяжении всего XIX века) [25].
Всего в пределах Российской империи к 1800 г. оказалось около 500 тыс. евреев, а до трёх разделов Речи Посполитой евреев на территории России практически не было. Таким образом, Российская империя стала местом проживания крупнейшей в мире еврейской общины (22% всего мирового еврейства) [2, с. 303], но опыта общения с еврейским населением у российской власти не было.
В первые годы после разделов российские власти демонстрировали противоречивые тенденции при определении правового статуса евреев. С одной стороны знания о евреях были ограничены и власти неизбежно испытывали влияние польской традиции. По этой причине, всех евреев власти были склонны определять, как отдельное сословие [7, с. 145]. Проблема заключалось в том, что Российская империя, будучи сословным государством, «должна» была включить все группы населения в ту или иную правовую страту. Евреи же не только отличались дисперсным проживанием на значительной территории, но и отсутствием у них двух основополагающих социальных групп для Российской империи – дворянства и крестьянства [6, с. 71].
Императрица Екатерина II своим указом от 1780 г. определила обязанность приписываться евреям либо к купеческому, либо к мещанскому сословиям [7, с. 146]. Здесь мы можем увидеть элементы правой эмансипации евреев, что вписывается в стратегию «просвещённого абсолютизма». Однако уже в начале 1790-х гг. появляются первые ограничительные меры. Своим указом от 23 декабря 1791 г. императрица запретила въезд еврейских купцов и ремесленников во внутренние губернии Российской империи [7, с. 148] (этого требовали в частности московские купцы, опасавшиеся конкуренции). Однако этим же указом она разрешала евреям постоянно жительствовать в Новороссии, недавно присоединённом к России регионе. Таким образом, формируется территория, на которой евреям дозволялось постоянно проживать и вести свои дела, – кроме СЗК, сюда вошли Правобережная и Левобережная Украина, и, как уже упоминалась, Новороссия. Кроме того, с 1812 г. сюда войдёт Бессарабия, а с 1815 г. Царство Польское. За пределами этих земель евреям запрещались запись в купеческие гильдии и занятие ремеслами. Так в Российской империи начинает оформляться система черты постоянной еврейской оседлости [17, с. 270], которая просуществовала до Февральской революции 1917 года.
Принятое в 1804 г. «Положение о евреях» определило для евреев свободу вероисповедания, участие в городском самоуправлении, право откупаться от рекрутской повинности, причисление богатых евреев к купеческому сословию, а всех прочих к мещанскому. При этом все деловые книги евреи теперь были обязаны вести на русском, польском или немецком языках. С другой стороны, «Положение» положило начало процессу выселения евреев из сельской местности, так как они по роду своих занятий были причислены к городскому (мещанскому) населению [6, с. 74]. Например, в начале XIX века в Восточной Белоруссии в сельской местности и поместьях евреев проживало больше, чем в городах и местечках. Таким образом, «Положение» подтвердило, складывавшуюся с конца XVIII века систему ограничения на передвижение евреев, фактически закрепив черту оседлости [7, с. 154].
«Положение» 1804 г. много внимания уделяло проблемам образования [17, с. 271]. Фактически приглашалось евреям посылать своих детей в общегосударственные школы, но разрешалось содержать за счёт общины отдельные школы с преподаванием в них на одном из трёх языков – русском, польском или немецком. Ограничивалось преподавание на «жаргоне», то есть на идиш [7, с. 154]. Таким образом, русский язык не был единственным обязательным для преподавания, что исключает ассимиляторскую подоплёку «Положения». Скорее всего, целью властей было желание предать евреям «европейскую цивилизацию» [17, с. 271].
В конце правления Александра I (1801–1825 гг.) был введён запрет для евреев на винные промыслы и содержание аренд в СЗК (1823 г.). Большее ужесточение государственной политики по отношению к евреям происходит в годы правления Николая I (1825–1855 гг.). Связано это, прежде всего, с отменённой в 1827 г. возможности откупа от рекрутской повинности. А в качестве принудительной меры была введена подготовка молодых людей (с 12 до 18 лет) к военной службе, т.н. кантонистские школы [8, с.399]. Эта мера коснулась около 50 тыс. евреев и вызывала у общины сильное неудовольствие (эта мера была отменена только в 1856 году). Кантонисты воспитывались в русской культуре, им присваивались русские имена и фамилии, зачастую крестились (не всегда по своей воле). Таким образом, человек прошедший школу кантонистов и 20-ти летнюю службу в армии зачастую терял свою еврейскую идентичность.
Кроме того, в рамках образовательной реформы с 1844 г. для еврейских детей открываются казённые школы. Эти школы подразделялись на 3 разряда: 1-й и 2-й разряды (соответствовали приходским и уездным училищам) и раввинистические училища в Вильне и Житомире. В этих училищах проходили подготовку преподаватели для школ 1-ого и 2-ого разрядов и казённые раввины [17, с. 273]. Первая школа для еврейских детей 1-го разряда была учреждена в 1847 г. в Минске (вначале эти школы не пользовались популярностью среди евреев). Наполнение казённых школ шло главным образом за счёт несостоятельных членов еврейской общины. Видимо, это связано с тем, что «еврейские предметы» должны были преподавать евреи, а остальные предметы – учителя-христиане. Но благодаря этой системе образования начала формироваться еврейская интеллигенция, перенявшая русскую культуру [17, с. 273].
В 1844 г. была окончательно ликвидирована система кагального самоуправления евреев. Эта мера должна была способствовать интеграции евреев в российское общество [7, с. 160].
В первой половине XIX века евреи стали покидать города, утратившие былое экономическое значение: Шклов, Полоцк, Слуцк, Заславль и др. [18]
В рамках «Положения» 1804 г. правительство создаёт условия для организации еврейских сельскохозяйственных колоний, прежде всего в Новороссии [8, с.398]. Цель, которую ставило правительство, создавая эти колонии, было стремление подтолкнуть евреев к «полезному» занятию – земледелию [17, с. 271]. В СЗК еврейских сельскохозяйственных колоний было организованно немного, по причине малоземелья и доминирования крепостнических форм ведения хозяйства в крае [3, с.312-314]. Несколько тысяч евреев СЗК приселились в Новороссию. Кроме того, евреи-земледельцы из СЗК переселялись в Украинские губернии [7, с. 155]. Всего к земледелию перешло не более 5% всего еврейского населения. С другой стороны, в СЗК усилился процесс выселения евреев из сельской местности в города и местечки, что приводит к увеличению в штетлах перенаселенности и безработицы.
В это время в СЗК проникают идеи Хаскалы, то есть еврейского Просвещения. Сторонники этого движения именуются маскилим и в СЗК были не многочисленны, а в своих реформаторских действиях должны были опираться на поддержку властей. Идеи распространения светского образования среди евреев высказывались уже с конца XVIII в. отдельными маскилим, которые приняли эти идеи в Германии, где они либо учились, либо находились по роду деятельности [2, с.314]. Одним из родоначальников Хаскалы в России считается Исаак Бер Левинзон (1788–1860 гг.), который в своей книге «Миссия в Израиле» (1828 г.) выдвинул программу преобразований, которая включала изучение европейских языков и светских наук. И.Б. Левинзон считал нужным заменить идиш в повседневной жизни евреев русским языком. В отличие от европейских сторонников Хаскалы, российские маскилим не призывали к реформированию иудаизма, не призывали они и к полной ассимиляции [2, с.315].
В 1830–1840-х гг. в Вильне уже действовала группа сторонников Просвещения. К середине XIX в. Хаскала, невзирая на сопротивление ортодоксов, превратилась в фактор, оказывавший значительное влияние на культурную жизнь евреев СЗК, а Вильна стала центром еврейского просвещения Восточной Европы [24, с.32]. Яркими представителями Хаскалы являются: писатели на иврите и идиш А.Д. Лебенсон, И.Л. Гордон, Менделе Мохер Сфарим, Я. Динезон; критики и публицисты А.У. Ковнер, А.Я. Паперн, М.Л. Лилиенблюм, И. Штейнберг, переводчики А.М. Гинцбург (1795–1846), К. Шульман, Цви ха-Коген Рабинович (1832–1889 гг.). Многие из них писали на двух и даже трёх языках [19].
ЕВРЕИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Положение евреев улучшилось в годы правления Александра II (1855–1881 гг.). Положительные нововведения в еврейском вопросе можно охарактеризовать как «оттепель», так как в эпоху Великих реформ дискриминационные меры в отношении евреев не принимались. В опубликованных законах о реформе судов и университетов (1864 г.), военной реформе (1874 г.) не было оформлено каких-либо дискриминационных положений [17, с. 274]. Кроме того, были отменены кантонистские школы (1856 г.).
Ряд категорий евреев получили право постоянного поселения вне черты еврейской оседлости (без отказа от иудейского вероисповедания): купцы 1-й гильдии (1859 г.); дипломированные ремесленники, медики и лица, имеющие высшее образование (1865 г.); солдаты, отслужившие 25 лет (1867 г.).
Таким образом, при Александре II российская власть в еврейском вопросе переориентируется от политики ограничения христианского общества от «вредного влияния» евреев, как это было в первой половине XIX в., к политике «позитивного воздействия», которая была бы направлена на «слияние» или «сближение» [26, с. 199]. С определённой осторожностью, время правления Александра II можно назвать началом эмансипации евреев в Российской империи.
В ходе польского восстания 1863–1864 гг. российские власти сделать евреев СЗК своими союзниками. В частности, в борьбе с польским землевладением, власти разрешили еврейским купцам приобретать конфискованные у мятежников земли, однако эта мера была прекращена 5 марта 1864 года [7, с. 170]. Однако многим представителям правящей элиты евреи представлялись благоприятными объектом цивилизирующего воздействия. Многие бюрократы и публицисты высказывались за ликвидацию еврейского обособления и даже отмену черты оседлости. Их поддерживали представители уже нарождающейся еврейской интеллигенции из числа маскилим. В частности, генерал А.Л. Потапов, будучи помощником Виленского генерал-губернатор, в 1865 г. призывал разъединить горстку, противящихся прогрессу «талмудистов» и массу еврейского населения, с целью его просвещения и интеграции в российское общество [2, с. 320].
В бытность Виленским генерал-губернатором М.Н. Муравьева (1863–1865 гг.) часть казённых еврейских начальных училищ были преобразованы в народные еврейские школы. Инициатором этой реформы стал казённый виленский раввин О.Н. Штейнберг, который получил поддержку властей. Обучение в таких школах проводилось на русском языке, что должно было усилить российское влияние в еврейской среде, при этом власти ослабили давление на основной элемент «еврейскости» – иудейскую религию [17, с. 276, 282].
Высшей точкой реформаторской активности властей СЗК в еврейском вопросе стало совещание виленской Комиссии с депутатами от еврейского населения СЗК (по два от каждой губернии), которое происходило осенью 1869 г. под покровительством генерал-губернатора А.Л. Потапова. В числе депутатов были как традиционалисты-раввины, так и маскилим более молодого поколения. Работа данной Комиссии и депутатов была уникальной страницей в истории взаимоотношений власти и еврейства в XIX веке. На повестки дня стояли вопросы о возможности отмены черты оседлости, введения общих правил участия для евреев и христиан в органах городского самоуправления. При этом вопрос о реформировании религиозной жизни евреев был наотрез отвергнут депутатами. Однако, при всей важности дебатов для самосознания евреев СЗК, они не имели практической значимости для политики местной администрации [2, с. 323-324].
Убийство государя Александра II 1 марта 1881 г. повлекло за собой резкое ухудшение положения евреев. Эмансипация евреев Российской империи была прекращена, а власти переходят к ужесточению правил по отношению к евреям. В первой половине 1881 г. волна погромов прокатилась по городам и местечкам Украинских губерний, в декабре она докатилась до Варшавы. Жертвами погромов стали сотни человек, тысячи домов были разрушены или сожжены [6, с. 199]. При этом погромы 1881–1882 гг. практически не коснулись СЗК. Однако дискриминационные меры правового характера коснулись всех евреев империи без исключения. В мае 1882 г. последовал запрет на поселение евреев в сельской местности; в 1887 г. была установлена процентная квота для евреев, поступающих в гимназии и университеты (для учреждений в пределах черты оседлости не более 10%, в остальных регионах не более 5%, а в столицах не более 3%); в начале 1890-х евреи были лишены права представительства в городских управах и земствах. В 1891 г. было проведено массовое выселение евреев из Москвы, которое коснулось почти 10 тыс. человек [6, с. 200-201].
Можно сказать, что имперская политика после 1881 г. взяла курс на дискриминацию и сегрегацию евреев. В свою очередь евреи отвечают на эти меры радикализацией настроений по отношению к Российской власти, что выражается в трёх не исключающих друг друга векторах: эмиграция за рубеж; развитие сионистского движения; участие евреев в революционном движении.
ЭМИГРАЦИЯ
Случаи еврейской эмиграции из СЗК в Северную Америку стали отмечаться в 1840–1850 годах, но только с конца 1850-х годов началась значительная эмиграция евреев в США из Царства Польского (Сувалкская губерния) и соседней Ковенской губернии. В 1867–1869 гг. вследствие голода и эпидемий эмиграция евреев из СЗК и Царства Польского существенно возросла. Этому способствовало установление надёжного пароходного сообщения между Европой и Северной Америкой [20]. В 1871–1880 гг. Россию покинуло ещё 15-20 тыс. евреев (в основном из Подолья и Одессы).
Массовая эмиграция евреев из Российской империи начинается с 1881 г. и связана она была не только с дискриминационными законами и погромами, но и с причинами социально-экономического характера (упадок еврейского ремесла и мелкой торговли, вследствие бурного развития промышленного производства; введения государственной монополии на виноторговлю; перенаселённость городов и местечек в черте оседлости и др.) [7, с. 186].
Таблица 1
Страны, в которые направлялись евреи из России в 1881–1914 гг.
Составлено по: [20].
Около 30% всех покинувших Российскую империю евреев были выходцами из СЗК. В ходе этого миграционного движения Восточная Пруссия стала транзитной территорией, через которую евреи из Российской империи направлялись в порты Северного моря (прежде всего в Гамбург). Поэтому начиная с 1880-х гг. в Восточной Пруссии, активно развиваются Комитеты Вспомоществования вынужденным еврейским эмигрантам (учреждённые кёнигсбергскими, тильзитскими и мемельскими евреями). Часть выехавших из России евреев пытается осесть в Германии (в том числе и в городах Восточной Пруссии), однако власти Германии стали жёстко реагировать на приток новых эмигрантов, в том числе путём выдворения российских евреев со своей территории (1885 г.) [25].
Среди евреев-эмигрантов доля мужчин была более 56%, (по данным переписи 1897 г. мужчин было менее 49% от всех евреев России). Детей до 14 лет было 24,4% (по переписи 1897 г. — 38,4% от всего количества евреев в империи), а людей в возрасте 14–44 лет и свыше 45 лет — 69,8% и 5,8% соответственно (по переписи 1897 г. — 46,6% и 15,0% от всего количества евреев в империи). Таким образом, уезжали, прежде всего, мужчины трудоспособного возраста, при этом во многих случаях за границу переселялись евреи целыми семьями, о чём свидетельствует значительное количество женщин и детей [20].
СИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
Определённый шок от погромов и дискриминации начала 1880-х годов вызвало к жизни идею переселения в Палестину. Возникает движение палестнофилов, в числе которых был врач и общественный деятель из Одессы Лев Пинскер (1821–1891 гг.). В 1882 г. в своей брошюре «Автоэмансипация» он указывал на бедственное положение еврейских масс в странах рассеяния и пришёл к выводу, что ассимиляция для евреев невозможна, и единственным выходом может быть только приобретение собственной территории [2, с. 330]. Так начинается оформление сионизма. Главная цель этого национального движения является объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Палестине. Отличительной чертой этого движения является его светский характер.
Одним из основоположников и теоретиков этого движения стал выходец из Буковины Натан Бирнбаум (1864–1937 гг.).
Идеи сионизма достаточно быстро получили широкий отклик среди евреев СЗК. Распространению сионистских идей в крае содействовали учёные и раввины Ш. Могилевер, Г. Шапира, М.Г. Яффе (1820–1891 гг.), И З. Ольшвангер (1820–1896 гг.), публицисты, писатели и историки Д. Гордон (1831–1886 гг.), Ш.П. Рабинович (1845–1910 гг.), Э. Цунзер и общественные деятели М.Э. Мандельштам и К.З. Высоцкий [19].
Делегаты от СЗК участвовали в Первом Сионистском съезде в Катовицах (Германия) в 1884 году. Многие евреи СЗК принимают активное участие во Всемирных сионистских конгрессах, которые с 1897 г. проводились регулярно. Второй съезд российских сионистов прошёл в Минске в 1902 г., на который направили своих делегатов сотни сионистских организаций со всей России [6, с. 202]. До Первой мировой войны Вильна стал одним из важнейших центров российского сионистского движения. Здесь в 1902 г. был проведён учредительный съезд движения Мизрахи (объявившее себя религиозной фракцией во Всемирной сионистской организации). С 1907 г. в Вильне выходили газеты сионистско-социалистического направления «Дер пролетаришер геданк» и «Форвертс» на языке идиш [19].
Для широкого распространения сионизма среди евреев России было важным то, что российское правительство, одобрявшее еврейскую эмиграцию, относилось к нему терпимо (в отличие от других национальных движений) [6, с. 202].
Однако, несмотря на нараставшую популярность сионистских идей в России, эмиграция в Палестину на протяжении 1881–1914 гг. была скромной, что подтверждают цифры, приведённые в таблице 1. Соотношение «экономической» эмиграции в США и «идеологической» эмиграции в Палестину (так называемые Первая и Вторая алия) выглядит как 36:1.
УЧАСТИЕ В РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ
Идеи Хаскалы в своём развитии привели к поляризации взглядов пресвящённых евреев, — от стремления к ассимиляции и участию в русском либеральном движении, до создания самостоятельной революционной группы, для борьбы с самодержавием.
Евреи Марк Натансон (1850–1919 гг.) (выходец из Виленской губернии) и Павел Аксельрод (1850–1928 гг.) были одними из основателей народовольческого движения в России в 1870-х гг.
Активную роль в кружке евреев-революционеров Вильны в 1870-х гг. играл Аарон Либерман (1845–1880 гг.) из местечка Луна недалеко от Пинска. Он был сторонником создания еврейской рабочей революционной организации [24, с. 37]. Кружок Либермана был достаточно быстро разгромлен, но идеи, заложенные им, получили своё дальнейшее развитие.
Высокий уровень урбанизации еврейского населения, стал причиной непропорционального роста численности рабочего класса среди евреев (особенно в черте оседлости). По этой причине идеи социальной революции стали популярны среди рабочих еврейской национальности. Выразителем этих идей стал появившийся в 1897 г. «Всеобщей еврейский союз в Литве, Польше и России» («Бунд»). Учредительный съезд «Бунда» прошёл в Вильне. Организация позиционировала себя как часть российской социал-демократии и противопоставляла себя «буржуазному» сионизму. Уже к 1903 г. «Бунд» насчитывал почти 25 тыс. членов. Руководителями «Бунда» в СЗК были А. Кремер, Ш. Гожанский (1867–1943 гг.), А. Мутник (1868–1930 гг.), И. Милл (1870–1952 гг.), Ш. Раппопорт и др. [19].
Основным методом борьбы «Бунда» стало организованное рабочие движение (демонстрации, стачки и др.), хотя в период с 1902–1903 гг. организация практиковала террор, который именовался «организованной местью». Кроме того, именно боевые дружины «Бунда» стали основой еврейской самообороны во время еврейских погромов 1903–1907 гг. (в 1903 г. в Гомеле; в 1904 г. в Двинске, в 1905 г. в Белостоке и т.д.). При этом «Бунд» находился в сложных отношениях с РСДРП по причине выдвижения требований о персональной культурной автономии для еврейской нации со школами на еврейском (идиш) языке. Эти цели были отклонены российскими социал-демократами, что привело к временному исключению «Бунда» из РСДРП в 1903 году [6, с. 202].
С 1870-х по 1890-е гг. численность евреев в революционном движении России увеличивалась и к 1900 г. достигла 35-40%, что делало еврейское присутствие «критической массой» в русском революционном движении [7, с. 186].
Евреи были значительно представлены в руководстве общероссийских революционных партий: в РСДРП (Ю.О. Мартов-Цедербаум, В.О. Левицкий-Цедеррбаум, П.А. Гарви-Бронштейн и др.), в партии социалистов-революционеров (Г.А. Гершуни, братья М.Р. и А.Р. Гоц). Российский анархизм, появившейся в начале XX века сначала в черте оседлости (главными центрами его были Белосток, Екатеринослав и Одесса), и нередко большинство в анархических группах составляли евреи [2, с. 333].
ЧИСЛЕННОСТЬ ЕВРЕЕВ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КРАЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Рост численности носителей еврейского языка (идиш) в СЗК в период с 1795 по 1897 гг. можно проследить по данным, приведённым в таблице 2.
Таблица 2
Рост численности носителей еврейского языка (идиш) в Северо-Западном крае
в период с 1795 по 1897 гг.
Составлено по: [4, с. 122-123, 163; 5, с. 121, 200, 253, 257].
Из приведённой таблицы мы видим увеличение и абсолютной, и относительной численности евреев в СЗК.
Главным фактором постоянного увеличения численности еврейского населения западных земель в XIX веке можно назвать более высокий, чем у христианского населения естественный прирост, связанный с религиозной спецификой, а также отсутствие крепостной зависимости (в период до 1861 г.).
Если в 1795 г. еврейская община была третей по численности в СЗК этнической группой, уступая только белорусам и литовцам, то в 1897 г. благодаря более высокому естественному приросту евреи заняли вторую позицию, уступая только белорусам. Что касается численности религиозной общины, то иудеи в 1795 г. уступали православным, римским католикам и униатам, а в 1897 г. заняли третью позицию, уступая только православным и римским католика.
Расселение лиц иудейского вероисповедания в СЗК в период с 1834 по 1913 г. выглядело следующим образом:
Таблица 3
Расселение лиц иудейского вероисповедания в Северо-Западном крае
в 1834 – 1913 гг.
*в 1842 году была включена в состав Гродненской губернии;
** в 1842 году из её состава была выделена Ковенская губерния.
Составлено по: [5, с. 121, 200, 253, 257].
Из представленной таблицы можно сделать вывод о том, что рост еврейского населения СЗК шёл в 1834–1897 гг. во всех губерниях более быстрыми темпами, нежели прирост других религиозных групп. В период с 1897 по 1913 г. рост численности еврейского населения в абсолютных величинах произошёл во всех губерниях (невзирая на массовую эмиграцию, как в Северную Америку, так и внутри страны). В это период незначительно сократились относительные показатели еврейского населения по отношению ко всему населению СЗК (с 14,1% до 13,9%).
Расселение иудеев по типам поселений в СЗК, согласно переписи населения 1897 г., выглядело следующим образом:
Таблица 4
Расселение иудеев по типам поселений
в Северо-Западном крае
по переписи населения 1897 г.
Составлено по: [20].
Данные таблицы 4 подтверждают то, что евреи в СЗК были самой урбанизированной этнической группой. Также таблица показывает, что правительственные мероприятия по выдворению евреев из сельской местности, повторявшиеся на протяжении всего XIX в., сократив процент евреев в деревнях с более чем 50% до 19% (от их общего количества), так и не принесли окончательного результата, — евреи всё равно в значительном количестве продолжали проживать в сельской местности, при этом, как правило, не занимаясь сельским хозяйством. Уже в 1860-х гг. первое место в городских сословиях СЗК составляли евреи [1, с.138].
По переписи населения 1897 г. в СЗК евреи составляли 35,9% всего городского населения края (623 тыс. чел.). Особо стоит выделить города: Вильна – 61,9 тыс. евреев (40% всего населения); Минск – 45,5 тыс. (51,2%); Ковно – 25 тыс. (35,3%); Двинск – 32 тыс. (46%); Витебск – 33,5 тыс. (50,8%); Гродно – 22,4 тыс. (47,7%); Брест – 30,1 тыс. (64,7%); Могилёв – 21,4 тыс. (50%); Гомель – 20,3 тыс. (55,4%). Примечательным является Белосток, динамично развивавшийся промышленный центр, ставший местом притяжения евреев, как из СЗК, так и Царства Польского: его еврейское население в 1897 году составило 41 тыс. чел. (62,1%) [16].
СОСЛОВНАЯ СПЕЦИФИКА ЕВРЕЕВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КРАЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Сословное разделение внутри еврейского общества, которое было окончательно оформлено Положением 1804 г., коренным образом отличалось от сословного деления общероссийского и регионального. Доминирующими сословиями в СЗК являлись потомственное дворянство, мещанство и крестьянство. Однако для евреев была характерна другая сословная структура, которая отражена в таблице 5.
Таблица 5
Сословная структура еврейского общества
в Северо-Западном крае Российской империи
в начале XIX века
Составлено по: [11; 12; 13; 14; 15; 16].
Из таблицы 5 видно, что крупнейшим сословием евреев СЗК было мещанское, в которое входило 96,85% всех евреев края (почти 2/3 всего мещанского сословия СЗК были евреями). При этом мещанское сословие евреев распространялось и на проживавших в сельской местности. Абсолютно доминировали евреи в купеческом сословии СЗК, а среди купцов первой гильдии Минской губернии неевреев не было вообще [7, с. 184]. Самое массовое сословие СЗК – крестьянское – среди евреев было представлено очень слабо (всего 3,19%). Это были те немногочисленные евреи-колонисты, которые проживая в сельской местности, занимались сельским хозяйством. Как уже отмечалось выше, российское правительство в первой половине XIX века прикладывало значительные усилия по привлечению евреев к земледелию, однако, указанные скромные цифры являются иллюстрацией неудачи правительственных начинаний в этом направлении.
ЯЗЫК ЕВРЕЕВ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КРАЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
На польско-литовских землях ещё до вхождения их в состав Российской империи выработался свой вариант еврейско-немецкого языка – остидиш (восточный идиш), который существенно отличался от своего германского прародителя, и от языка евреев Германии – вестидиша (западного идиша), который практически полностью исчез к середине XIX века. Таким образом, остидиш в наши дни называется идишем. Это язык, который представляет собой сплав германского, семитского и славянского лингвистических пластов. Остидиш включает в себя две группы диалектов: польско-украинскую и северо-восточную, или литовскую (она была распространена в землях, ранее входивших в состав ВКЛ) [8, с. 395]. Идиш для общины был разговорным языком, он так же назывался «материнским».
Важное место в жизни общины занимал древнееврейский язык, или лошн-койдеш — «святой язык», на котором написана Тора. На нём также писались религиозные тексты, велось богослужение и обучение мальчиков, он же использовался для переписки с другими общинами.
СЗК становится одним из центров возрождения языка иврит. Это уникальный процесс, который начался в конце XIX — начале XX в., и превратил иврит из литургического языка (лошн-койдеш) в разговорный и общеупотребительный. Человеком, который «оживил» иврит, считается Элиэзер Бен-Йехуда (1858–1922 гг.), уроженец местечка Лужки Виленской губернии. Он был первым, кто поднял идею возрождения иврита и начал публикацию статей в газетах на эту тему [24, с. 36].
Уроженец Вильны Лев Осипович (Йегуда Лейб) Гордон (1830–1892 гг.), сторонник Хаскалы, уже в 1860-х гг. начал писать стихи на иврите. Темы для своего творчества Гордон черпал из истории своих соплеменников [24, с. 33].
Переход евреев на другие языки в конце XIX века был незначительным. Чуть боле 9 тыс. иудеев (0,6%) СЗК назвали в качестве родного языка не идиш.
Таблица 6
Иудеи с родным языком, кроме идиш,
по переписи населения 1897 г.
Составлено по: [11; 12; 13; 14; 15; 16].
Вторым языком для многих евреев являлся польский, хотя в это время он всё активнее вытесняется русским.
Если сравнивать языковую ситуацию еврейских общин в СЗК и Восточно-Прусской провинции Германии, то их разница очевидна. Если евреи Восточной Пруссии в ходе эмансипации первой половины XIX в. перешли на нормативный немецкий язык, то евреи Российской империи продолжали упорствовать в «приверженности» к своему этнолекту [25]. Это является показателем как внутренней, так и внешней изолированности еврейского населения края.
РЕЛИГИОЗНАЯ СПЕЦИФИКА
Начинания с XVIII века среди евреев Речи Посполитой начинается противостояние сторонников хасидизма, то есть последователей Бешта (1698–1760 гг.) из Меджибожа (современное Подолье, Украина) и их противниками, последователями Виленского гаона Элияху (1720–1797 гг.), миснагедами. Будучи не в состоянии подавить хасидизм, охвативший не менее 40% евреев Речи Посполитой, равви Элияху и его ученики сосредоточились на углубленном изучении Торы, чем, по их мнению, пренебрегали хасиды. Хасидизм распространился на Правобережной Украине и начал проникать СЗК. Этому процессу последователи Элияху (удерживавшие свои идеологические позиции в СЗК) противопоставили развитие системы талмудического образования широких кругов еврейской молодежи. В 1803 году ученик Элияху – Хаим основывает в своём родном городе Воложин иешеву – высшую религиозную школу для молодых людей старше 13 лет. В течении XIX века последователями Виленского гаона были основаны иешевы в местечках и городах: Тельшяй, Мир, Кейдан (современный Кедайняй), Слободка (пригород Ковно), Вильна, Вилкомир (современный Укмерге), Слуцк, Пинск и др. Руководителями этих иешив были Исраэль Салантер (основатель движения, противостоявшего хасидизму; потрудившийся так же и в Восточной Пруссии), И.Э. Спектор, И.Д. Соловейчик, И. Розин, И.З. Мелцер (1870–1954), А.И. Карелиц, И. Сарна (1889–1969) и другие учёные и раввины [21].
Как уже отмечалось, на землях ВКЛ получило развитие и хасидское движение. Основателем хасидского движения Хабад стал последователь Бешта, раввин Шнеур Залман (1745–1812 гг.), родившийся в Лиозно близ Витебска. Именно он в 1772 г. возглавил делегацию на переговорах с Виленским гаоном, чтобы уладить разногласия в иудейской среде. Однако переговоры не состоялись, так как миснагеды демонстративно отказывались вести диалог. Хасидам был объявлен великий херем (проклятье) [24, с. 21-22].
Начавшаяся борьба между хасидами и миснагедами (которые также именуются литваками), велась в СЗК до середины XIX века и сопровождалась не всегда мирными и научными доводами (доходило и до доносов в полицию и администрацию). Однако ко второй половине XIX века наступил период относительного признания и терпимого сосуществования общин хасидского и литвакского толков, которые сохраняя свои различия, стали совместно рассматриваться в контексте ортодоксального иудаизма [8, с. 297].
Для еврейской ортодоксии середине XIX в. (как литваков, так и хасидов) главным оппонентом становится реформистское движение в иудаизме, появившееся на волне Хаскалы в 1820-х гг. в Германии и значительно распространившееся в Центральной и Западной Европе (в том числе и во многих общинах Восточной Пруссии). Среди евреев Российской империи это движение не получило серьезного распространения. Идеологией реформированного иудаизма были пронизаны казенные раввинские училища, создаваемые при поддержке российских властей. [8. с. 297] Во многом это способствовало непопулярности этих училищ в широкой среде евреев СЗК. При этом различие между реформистскими и ортодоксальными течениями не сводились к различию в практике, к строгости соблюдения заповедей. Различие определялось главным образом отношением к традиции, к Устной Торе, т.е. носит чисто идеологический характер. Иудеи реформистского толка, в отличие от ортодоксов, считают традицию живой и изменяемой субстанцией [8. с. 299].
Что касается перехода в христианство, то на протяжении всего XIX века в России было отмечено 69,4 тыс. переходов евреев в православие; около 20 тыс. – в католицизм (в основном в Царстве польском) и около 4 тыс. – в протестантизм [20]. Часть этих крещений была совершена принудительно (выше говорилось о кантонистских школах и рекрутской повинности для евреев). Однако часть евреев принимала христианство сознательно, руководствуясь стремлением ассимилироваться в христианском большинстве населения.
Таблица 7
Количество лиц с родным языком идиш в Северо-Западном крае,
которые принадлежали к христианским конфессиям, по переписи населения 1897 г.
Составлено по: [11; 12; 13; 14; 15; 16].
Данные, приведённые в таблице 7, указывают на слабость тенденции полной ассимиляции евреев СЗК через присоединение к христианским конфессиям. Получается, что из 1414 тыс. носителей еврейского языка, к христианским деноминациям относили себя менее 1 тыс. человек (0,07%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К началу XX века Российская империя оставалась одним из немногих европейских государств, поддерживающих режим законодательных ограничений, специально предназначенных для еврейского населения. И это при том, что, согласно демографическим данным, количество евреев в России конца XIX века значительно превосходило показатели иных европейских государств. По всеобщей переписи населения 1897 года в России насчитывалось примерно 5 млн 200 тыс. евреев, что явно превосходило остальную часть европейского еврейства (примерно 3 млн 500 тыс.). Русские евреи являлись пятой по численности этнической группой в империи (после русских, украинцев, поляков, белорусов) и второй в СЗК, составляя, тем самым, самую значительную неславянскую и нехристианскую группу населения, при этом доминировавшую в городах СЗК.
Экономическая и социальная роль еврейской общины СЗК значительно превосходила её численные показатели благодаря большой социальной мобильности. Кроме того, еврейское население СЗК более активно было вовлечено и в политические процессы, развивая как собственные политические движения («Бунд», сионистские организации), так и участвуя в общероссийских партиях различной направленности: от леворадикальных, до либеральных и даже консервативных.
Начиная с 1881 г. Российская империя становится главным источником еврейской эмиграции в мире. К 1914 г. пределы империи покинуло около 2 млн евреев (они составляли чуть менее 50% всех выехавших из страны), что так же является показателем несогласия еврейского населения России с дискриминационной политикой властей. Из Германии, которая была до Первой мировой войны (1914–1918 гг.) ещё одним крупным источником мировой эмиграции (прежде всего в Западное полушарие), количество выезжающих евреев было примерно пропорционально их численности ко всему населению империи Гогенцоллернов.
Религиозная жизнь евреев СЗК была направлена на консервацию общинной традиции, что выразилось в значительном доминировании ортодоксального направления в иудаизме (в отличии, например, от общин Восточной Пруссии и других Германских земель, где явно доминировали реформационные и ассимиляционные тенденции).
Список литературы
- Бендин А.Ю. Михаил Муравьев-Виленский. М., 2017.
- Западные окраины Российской империи. М., 2006
- Довнар-Запольский М.В. История Белоруссии. Минск, 2011.
- Кабузан В.М. Народы России в первой половине XIX в.: Численность и этнический состав. М., 1992.
- Кабузан В.М. Распространение православия и других конфессий в России в XVIII – начале XX вв. (1719–1917 гг.). М., 2008.
- Каппелер А. Россия – многонациональная империя. М., 2000.
- Миллер А.И. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования. М., 2010.
- Многонациональный Петербург: История. Религия. Народы / Науч. ред. И.И. Шингина. СПб., 2002.
- Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. М., 1994.
- Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. раздел «Распределение населения по вероисповеданиям и регионам» // Приложение к Демоскоп Weekly [Электронный журнал]. URL: https://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_rel_97.php
- Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: [кн. 1-89] / Под редакцией Н.А. Тройницкого. [Санкт-Петербург]: издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1899-1905. 4 книга Виленская губерния [Электронный ресурс]. URL: https://www.prlib.ru/item/436611
- Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: [кн. 1-89] / Под редакцией Н.А. Тройницкого. [Санкт-Петербург]: издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1899-1905. 5 книга Витебская губерния [Электронный ресурс]. – URL: https://www.prlib.ru/item/436616
- Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: [кн. 1-89] / Под редакцией Н.А. Тройницкого. [Санкт-Петербург]: издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1899-1905. 11 книга Гродненская губерния [Электронный ресурс]. – URL: https://www.prlib.ru/item/436627
- Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: [кн. 1-89] / Под редакцией Н.А. Тройницкого. [Санкт-Петербург]: издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1899-1905. 17 книга Ковенская губерния [Электронный ресурс]. – URL: https://www.prlib.ru/item/436638
- Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: [кн. 1-89] / Под редакцией Н.А. Тройницкого. [Санкт-Петербург]: издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1899-1905. 22 книга Минская губерния [Электронный ресурс]. – URL: https://www.prlib.ru/item/436645
- Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г.: [кн. 1-89] / Под редакцией Н.А. Тройницкого. [Санкт-Петербург]: издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1899-1905. 23 книга Могилевская губерния [Электронный ресурс]. – URL: https://www.prlib.ru/item/436646
- Сталюнас Д. Польша или Русь? Литва в составе Российской империи. М., 2022.
- Электронная Еврейская энциклопедия. Белоруссия [Электронный ресурс]. – URL: https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/10487/
- Электронная Еврейская энциклопедия. Литва [Электронный ресурс]. – URL: https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/12474/
- Электронная Еврейская энциклопедия. Россия. Демография еврейского населения Российской империи (1772–1917) [Электронный ресурс]. – URL: https://eleven.co.il/jews-of-russia/general/15443/
- Электронная Еврейская энциклопедия. Россия. Евреи на территории России в конце 18 в. [Электронный ресурс]. – URL: https://eleven.co.il/jews-of-russia/general/15439/#02
- Электронная Еврейская энциклопедия. Украина [Электронный ресурс]. – URL: https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/15408/
- Atlas historii Polski. Mapy i komentarze / redakcja E.Olczak. Warszawa, 2004.
- Katz Dovid. 7 Kingdoms of the Litvaks. Vilnius, 2009.
- Leiserowitz Ruth. Juden in Ostpreußen. Von Königsberg und Memel nach Kaliningrad und Klaipeda. Jüdische Zeitung, Dezember 2007.
- Staliūnas Darius. Making Russians. Meaning and Practice of Russification in Lithuania and Belarus after 1863. Amsterdam - New York, 2007.
Информация об авторе
Трусов Вадим Александрович, аспирант Балтийского федерального университета им. И. Канта, г. Калининград, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Трусов Вадим Александрович, e-mail: trusovv77@mail.ru
HISTORY OF REGIONS AND PEOPLES OF RUSSIA
Original Paper
Jews of the Northwestern region
of the Russian Empire in the late 18th – early 20th centuries:
the main trends in ethnic history
Vadim A. Trusov 1
1 Immanuel Kant Baltic Federal University,
Kaliningrad, Russian Federation,
E-mail: trusovv77@mail.ru
Abstract:
The article discusses the history of the Jewish community in the North-Western region of the Russian Empire in the late 18th – early 20th centuries. Special attention is paid to the formation of the community, the estate differentiation, the specifics of settlement, religious characteristics, as well as the dynamics of growth in the size of the community. An analysis is made of the consequences of the Russian authorities towards Jews, which resulted in mass emigration to the Western Hemisphere, the Zionist movement and the participation of young Jews in the revolutionary movement. In addition, a review is made of the relations of the Jewish community in the North-Western Territory with fellow believers in the East Prussia. The author concludes that the economic and social role of the Jewish community of the SZK significantly exceeded its numerical indicators due to high social mobility, and their religious life was aimed at preserving the community tradition, which was expressed in the significant dominance of the Orthodox direction in Judaism.
Keywords: Jews, North-Western territory, Russian empery, Russification, Pale of Settlement, assimilation, Jewish question, confessional policy, ethnic discrimination, Zionism, Zionite movement, First and Second Aliyah, Vilna, Palestine, Polish-Lithuanian Commonwealth, Grand Duchy of Lithuania, Novorossiya, East Prussia, Germany
References
- Bendin A.Yu. (2017) Mikhail Murav'yev-Vilenskiy [Mikhail Muravyov-Vilensky]. M., 2017. (In Russ.).
- Zapadnyye okrainy Rossiyskoy imperii [Western outskirts of the Russian empire]. Moscow, 2006. (In Russ.).
- Dovnar-Zapol'skiy M.V. (2011) Istoriya Belorussii [History of Belarus]. Minsk, 2011. (In Russ.).
- Kabuzan V.M. (1992) Narody Rossii v pervoy polovine XIX v.: Chislennost' i etnicheskiy sostav [Peoples of Russia in the first half of the 19th century: Number and ethnic composition]. Moscow, 1992. (In Russ.).
- Kabuzan V.M. (2008) Rasprostraneniye pravoslaviya i drugikh konfessiy v Rossii v XVIII – nachale XX vv. (1719–1917 gg.) [Spread of Orthodoxy and other confessions in Russia in the 18th – early 20th centuries (1719–1917)]. Moscow, 2008. (In Russ.).
- Kappeler A. (2010) Rossiya – mnogonatsional'naya imperiya [Russia – a multinational empire]. Moscow, 2000. (In Russ.).
- Miller A.I. (2010) Imperiya Romanovykh i natsionalizm: Esse po metodologii istoricheskogo issledovaniya [The Romanov Empire and nationalism: Essay on the methodology of historical research]. Moscow, 2010. (In Russ.).
- Mnogonatsional'nyy Peterburg: Istoriya. Religiya. Narody [Multinational Petersburg: History. Religion. Peoples]. Nauch. red. I.I. Shingina. SPb., 2002. (In Russ.).
- Narody Rossii: entsiklopediya [Peoples of Russia: Encyclopedia]. Gl. red. V.A. Tishkov. M., 1994. (In Russ.).
- Pervaya vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiyskoy Imperii 1897 g. razdel «Raspredeleniye naseleniya po veroispovedaniyam i regionam» [The First General Population Census of the Russian Empire of 1897. Section "Distribution of the Population by Religion and Regions"]. – In: Prilozheniye k Demoskop Weekly [Elektronnyy zhurnal]. URL: https://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_rel_97.php (In Russ.).
- Pervaya Vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiyskoy imperii 1897 g. [The First General Population Census of the Russian Empire of 1897]: [kn. 1-89] / Pod redaktsiyey N.A. Troynitskogo. [Sankt-Peterburg]: izdaniye Tsentral'nogo statisticheskogo komiteta Ministerstva vnutrennikh del, 1899-1905. 4 kniga Vilenskaya guberniya [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.prlib.ru/item/436611 (In Russ.).
- Pervaya Vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiyskoy imperii 1897 g. [The First General Population Census of the Russian Empire of 1897]: [kn. 1-89] / Pod redaktsiyey N.A. Troynitskogo. [Sankt-Peterburg]: izdaniye Tsentral'nogo statisticheskogo komiteta Ministerstva vnutrennikh del, 1899-1905. 5 kniga Vitebskaya guberniya [Elektronnyy resurs]. – URL: https://www.prlib.ru/item/436616 (In Russ.).
- Pervaya Vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiyskoy imperii 1897 g. [The First General Population Census of the Russian Empire of 1897]: [kn. 1-89] / Pod redaktsiyey N.A. Troynitskogo. [Sankt-Peterburg]: izdaniye Tsentral'nogo statisticheskogo komiteta Ministerstva vnutrennikh del, 1899-1905. 11 kniga Grodnenskaya guberniya [Elektronnyy resurs]. – URL: https://www.prlib.ru/item/436627 (In Russ.).
- Pervaya Vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiyskoy imperii 1897 g. [The First General Population Census of the Russian Empire of 1897]: [kn. 1-89] / Pod redaktsiyey N.A. Troynitskogo. [Sankt-Peterburg]: izdaniye Tsentral'nogo statisticheskogo komiteta Ministerstva vnutrennikh del, 1899-1905. 17 kniga Kovenskaya guberniya [Elektronnyy resurs]. – URL: https://www.prlib.ru/item/436638 (In Russ.).
- Pervaya Vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiyskoy imperii 1897 g. [The First General Population Census of the Russian Empire of 1897]: [kn. 1-89] / Pod redaktsiyey N.A. Troynitskogo. [Sankt-Peterburg]: izdaniye Tsentral'nogo statisticheskogo komiteta Ministerstva vnutrennikh del, 1899-1905. 22 kniga Minskaya guberniya [Elektronnyy resurs]. – URL: https://www.prlib.ru/item/436645 (In Russ.).
- Pervaya Vseobshchaya perepis' naseleniya Rossiyskoy imperii 1897 g. [The First General Population Census of the Russian Empire of 1897]: [kn. 1-89] / Pod redaktsiyey N.A. Troynitskogo. [Sankt-Peterburg]: izdaniye Tsentral'nogo statisticheskogo komiteta Ministerstva vnutrennikh del, 1899-1905. 23 kniga Mogilevskaya guberniya [Elektronnyy resurs]. – URL: https://www.prlib.ru/item/436646 (In Russ.).
- Stalyunas D. (2022) Pol'sha ili Rus'? Litva v sostave Rossiyskoy imperii [Poland or Rus'? Lithuania as part of the Russian Empire]. Moscow, 2022. (In Russ.).
- Elektronnaya Yevreyskaya entsiklopediya. Belorussiya [Electronic Jewish Encyclopedia. Belarus [Electronic resource]. – URL: https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/10487/ (In Russ.).
- Elektronnaya Yevreyskaya entsiklopediya. Litva [Electronic Jewish Encyclopedia. Lithuania [Electronic resource]. – URL: https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/12474/ (In Russ.).
- Elektronnaya Yevreyskaya entsiklopediya. Rossiya. Demografiya yevreyskogo naseleniya Rossiyskoy imperii (1772–1917) [Electronic Jewish Encyclopedia. Russia. Demography of the Jewish population of the Russian Empire (1772–1917) [Electronic resource]. – URL: https://eleven.co.il/jews-of-russia/general/15443/ (In Russ.).
- Elektronnaya Yevreyskaya entsiklopediya. Rossiya. Yevrei na territorii Rossii v kontse 18 v. [Electronic Jewish Encyclopedia. Russia. Jews in Russia at the End of the 18th Century [Electronic resource]. – URL: https://eleven.co.il/jews-of-russia/general/15439/#02 (In Russ.).
- Elektronnaya Yevreyskaya entsiklopediya. Ukraina [Electronic Jewish Encyclopedia. Ukraine [Electronic resource]. – URL: https://eleven.co.il/diaspora/regions-and-countries/15408/ (In Russ.).
- Atlas historii Polski. Mapy i komentarze / redakcja E.Olczak. Warszawa, 2004.
- Katz Dovid (2009). 7 Kingdoms of the Litvaks. Vilnius, 2009.
- Leiserowitz Ruth (2007). Juden in Ostpreußen. Von Königsberg und Memel nach Kaliningrad und Klaipeda. Jüdische Zeitung, Dezember 2007.
- Staliūnas Darius (2007). Making Russians. Meaning and Practice of Russification in Lithuania and Belarus after 1863. Amsterdam - New York, 2007.
Information about the author
Vadim A. Trusov, Immanuel Kant Baltic Federal University, postgraduate, Kaliningrad, Russian Federation.
Corresponding author
Vadim A. Trusov, e-mail: trusovv77@mail.ru
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 4. P. 34–34.