Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 4. С. 39–39.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 4. P. 39–39.
УДК: 94(47)
DOI: 10.24412/2311-1763-2024-4-39-39
Поступила в редакцию: 20.10.2024 г.
Опубликована: 02.12.2024 г.
Submitted: October 20, 2024
Published online: December 2, 2024
Для цитирования: Вержбицкий Ю.Ю. Имплементация норм международного уголовного права об ответственности за геноцид во внутреннее законодательство СССР, РСФСР и Российской Федерации // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12, №4(41). С. 39-39.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-4-39-39.
For citation: Verzhbitsky Yu.Yu. Implementation of the norms of international criminal law on responsibility for genocide in the domestic legislation of the USSR, the RSFSR and the Russian Federation. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2024;12(4):39-39. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-4-39-39.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
![](/content/newvakimages/c5a5a6bd52825da2236158ebfcf8ae5c.png)
![](/content/newvakimages/0cb109a9ed2e56480f4e9b3a5421ea78.png)
© 2024 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2024 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Обзорная статья
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГЕНОЦИД ВО ВНУТРЕННЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
СССР, РСФСР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вержбицкий Юрий Юрьевич 1
1 Военный университет имени князя Александра Невского,
Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0009-0007-1575-4779, e-mail: verzhbitskiyy@mail.ru
Аннотация:
В статье рассматриваются международно-правовые аспекты уголовной ответственности за геноцид, а также отражение норм международного права в законодательстве Российской Федерации (СССР) на различных исторических этапах. Последнее время предпринимается все больше попыток отрицания геноцида в период Великой Отечественной войны. Эти попытки совершаются иностранными государствами, которые в послевоенные годы укрывали на своей территории нацистских военных преступников и их пособников. Они до сих пор не желают признавать факты нацистских преступлений против советского народа геноцидом. В этой связи вопросы, раскрывающиеся в данной статье, имеют чрезвычайно актуальное значение, показывают истоки отказа стран Европы и Соединенных Штатов Америки вводить в национальное законодательство уголовное преследование нацистов, раскрывают причины такого отношения к признанию геноцидом нацистских преступлений. Однако, благодаря настойчивой позиции советского руководства и большим усилиям советских дипломатов, все-таки удавалось добиться принятия международных соглашений, содержащих более жесткое и четкое осуждение геноцида. Советский Союз собственным примером, прописывая в Уголовном Кодексе, Указах меры ответственности за военные преступления, показывал остальным государством, каким путем необходим идти, чтобы трагедия 40-х годов XX века больше не повторялась. Большое значение для дальнейшей работы по выявлению и наказанию нацистов и их пособников имело принятие Указа Верховного Совета СССР 1965 г. «О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлений» и Конвенции ООН о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года. Благодаря этим документам советскими судебно-следственными органами в дальнейшем проводилась активная работа в отношении виновников в геноциде. На современном этапе в Российской Федерации вопросы правовой оценки нацистских преступлений против советских граждан в годы Великой Отечественной войны продолжают осуществляться в рамках федерального проекта «Без срока давности», в том числе на основании статьи 357 УК РФ.
Ключевые слова: геноцид, нацизм, Великая Отечественная война, преступление, уголовная ответственность за геноцид, проект «Без срока давности»
ВВЕДЕНИЕ
Проблеме имплементации международного уголовного права во внутреннее законодательство СССР и РСФСР, в частности, всегда уделялось большое внимание. Эта задача остается важной и для нынешнего руководства Российской Федерации. Сегодня многие государства мира продолжают вести сотрудничество в борьбе с преступностью и терроризмом, в том числе геноцидом и его осуждением на международном уровне.
В отечественной и зарубежной историографии проблемам характеристики геноцида, его проявлениям в годы Великой Отечественной войны, отражению ответственности за данное преступление в международном и уголовном праве нашей страны уделяли внимание М.Н. Андрюхин [2], Г.Л. Москалев [30], В.Г. Кикнадзе [5; 8], А.С. Саенко [19; 20], Н.В. Мошенская [12], А.К. Князькина [9], Н.А. Шулепов [35], Е.М. Субботина [29], А.К. Адибаева [1] и другие специалисты.
ПОНЯТИЕ «ГЕНОЦИД» И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕГО
В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
Теоретическая база создания международно-правовой нормы о геноциде была создана в результате исследований юриста Р. Лемкина. Ему принадлежит авторство термина «геноцид», сформулированного в 1944 году. По его мнению, геноцид содержит две составляющие:
-
акт варварства, который выражается в посягательстве на жизнь людей или же подрыве экономической основы существования данной группы лиц;
- акт вандализма, выражающийся в уничтожении культурных ценностей путем:
-
передачи детей одной группы людей другой группе;
-
-
принудительного и систематического изъятия характерных элементов культуры данной группы лиц;
-
-
запрещения употреблять родной язык даже в личных отношениях;
-
-
систематическое уничтожение книг на языке группы, разрушение музеев, школ, исторических памятников, культовых и других учреждений, культурных объектов группы или же запрещения пользоваться ими [3].
Приведенное Р. Лемкиным определение можно назвать неоднозначным, однако это был первый и очень важный шаг к формулировке нового понятия.
Вопрос ответственности нацистов и их пособников за совершенные военные преступления поднимался ранее. Еще в период Второй мировой войны Советским Союзом был на высоком уровне поставлен вопрос об установлении уголовной ответственности и наказания за военные преступления. Данный вопрос был положительно решен во время Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании в октябре 1943 года. Итогом стало подписание Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства. Подписание данного документа свидетельствовало о стремлении руководства Советского Союза к справедливому миру. Советским Союзом были сформулированы основные принципы уголовной ответственности военных преступников, а также впервые в истории осуществлено реальное и справедливое наказание военных преступников [24, с. 363–364].
Уже после окончания Второй мировой войны СССР настаивал на необходимости учреждения Международного военного трибунала для суда и наказания главных нацистских военных преступников. Идея о необходимости такого трибунала была высказана в заявлении правительства Советского Союза 14 октября 1942 г. по инициативе председателя Совета народных комиссаров СССР И. Сталина и поддержана президентом США Т. Рузвельтом.
Результатом заявленной инициативы стало внесение советской делегацией 2 июля 1945 г. во время Лондонской конференции проекта соглашения о Международном Военном Трибунале, основанном на Московской Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства. Проект соглашения включал в себя 7 пунктов, предполагавших учреждение Международного военного трибунала для суда над главными военными преступниками; утверждение положения о Международном Военном Трибунале; передачу всех главных военных преступников по требованию Международного Военного Трибунала в его распоряжение и другие меры [28, с. 196–197]. В тот же день советской делегацией был представлен проект положения о Международном Военном Трибунале, определявший его функции, круг преступлений, инструкции, состав трибунала и другие судебные особенности и процедуры [28, с. 197–203].
Результатом Лондонской конференции стало учреждение Международного Военного Трибунала, ставшего не только орудием наказания виновников преступлений Третьего рейха, но и средством обличения нацизма и фашизма, показавшим всему миру на долгие годы человеконенавистническую сущность гитлеровского режима. Большие усилия в учреждении трибунала приложили советские делегаты.
Законодательная база Нюрнбергского трибунала строилась на Московской декларации 1943 г., Лондонском соглашении 1945 г., Уставе Международного Военного Трибунала и других законов и деклараций. В связи с тем, что официально понятие «геноцид» в 1946 г. еще не закрепилось, подсудимые Нюрнбергского трибунала не обвинялись в нем.
Приговор трибунала стал решительным предупреждением всем, кто попытался бы повторить подобные преступления. В газете «Правда» 2 октября 1946 г. была опубликована статья «Приговор истории», в которой Нюрнбергский трибунал назывался «Судом истории», а также говорилось, что его решение будет положительно оценено во всем мире [17].
Официальный правовой статус термин «геноцид» получил только в 1948 г., когда ООН была принята Конвенция о предупреждении и наказании преступления геноцида [14]. На основе этой Конвенции в Уголовный кодекс Советского Союза была введена статья «Геноцид».
Вторая статья Конвенции определяет «геноцид» следующим образом: под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
-
а) убийство членов такой группы;
-
-
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
-
-
с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
-
-
d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
-
-
e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую [14].
Однако при выработке указанной конвенции оставался трудным вопрос об имплементации во внутренней законодательство нормы, определяющей наказание за преступления геноцида.
Советским Союзом был предложен свой проект конвенции о геноциде, предусматривающие меры, направленные на пресечение и предупреждение преступлений геноцида. Для обеспечения этих мер в национальное законодательство требовалось ввести нормы, предусматривающие наказание за совершение преступления геноцида. Однако этот проект был встречен неоднозначно в силу идеологических причин и желания США, а также стран, входивших в «капиталистический блок», сохранить инструменты осуществления реакционной политики.
Представителем СССР было внесено на рассмотрение предложение к государствам-участникам конвенции об обязательном введении в свое уголовное законодательство мер, направленных на предупреждение и пресечение геноцида, а также на предупреждение и пресечение расовой, национальной и религиозной вражды, как это определено в настоящей конвенции, и предусмотреть за совершение этих преступлений меры уголовного наказания, если таковые не предусмотрены действующим законодательство государства.
На заявление советского представителя, представитель США ответил тем, что в нем нет необходимости, так как всего государства-участники конвенции должны и без того сделать все, чтобы конвенция исполнялась надлежащим образом. Он добавил, что в советском предложении нет никакой нужды в связи с тем, что и без этого действия, называющиеся геноцидом, уже предусмотрены уголовными законодательствами государств. Например, убийство, предусмотренное конвенцией о геноциде, считается уголовно-наказуемым с точки зрения национальных уголовных кодексов. Таким образом, представитель США предпринял попытку совершить подмену понятий, выхолостить основной смысл конвенции и создать препятствия для ее реализации.
Однако ответ американского представителя убедил не все государства и единогласного выступления против того, чтобы предложенная советским представителем статья была исключена из конвенции не было. Сами же США к своим аргументам добавили еще и тот, что их государство федеративное и принимать такое решение без согласования со штатами невозможно.
Результатом дискуссии стало принятие статьи 5 конвенции в следующей формулировке: «Для введения в силу положений настоящей Конвенции, Договаривающиеся Стороны обязуются провести необходимое законодательство, каждая в соответствии со своей конституционной процедурой, и, в частности, предусмотреть эффективные меры наказания лиц, виновных в совершении геноцида иди других упомянутых в статье 3 преступлений» [14]. Данная формулировка все же не удовлетворила советскую сторону в связи с тем, что в ней отсутствовало указание на применение в отношение лиц, совершивших геноцид, мер уголовного наказания. Но принятие конвенции даже с такой формулировкой 5-й статьи – результат настойчивой позиции Советского Союза.
Подобная ситуация сложилась при принятии конвенции «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» 1949 года. Статья 49 данной конвенции обязывает ее участников с помощью национального законодательства обеспечить уголовное наказание виновников нарушения Конвенции [22]. Таким образом, Конвенция обязывала ее участников имплементировать нормы об уголовной ответственности за нарушение ее положений.
В СССР данная Конвенция вступила в силу 21 октября 1950 г. и была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г. с оговоркой по ст. 10. Конвенция вступила в силу для СССР 10 ноября 1954 года [10].
В СССР было принято Положение о воинских преступлениях. Статья 29 Положения рассматривает уголовно-наказуемым дурное обращение с больными и ранеными, а также небрежное исполнение обязанностей в отношении больных и раненых со стороны лиц, на которых возложено их лечение и попечение о них. В данном документе также нашла отражение уголовная ответственность за злоупотреблением знаками Красного креста. Таким образом, советское законодательство предусматривало четкое, категоричное наказание за военные преступления.
Процедура расследования злодеяний, совершенных коллаборантами в период нацистской оккупации территории Советского Союза, часто проводилась на основании донесений граждан или действий советских органов государственной безопасности по выявлению таких лиц. Большинство судебных заседаний над пособниками нацистов проводились в закрытом режиме и практически не освещались в прессе.
Известны случаи проведения таких процессов еще до окончания Великой Отечественной войны. В этот период, например, в Украинской ССР правовой основой для вынесения приговора служил Уголовный кодекс УССР 1934 года. Под пунктом 54-1 «a» «Измена Родине» понимались «действия, совершенные советскими гражданами в ущерб военной мощи Советского Союза, его национальной независимости или целостности его территории, такие как шпионаж, передача военных и государственных секретов, переход на сторону врага и бегство из страны» [33]. За данное преступление предусматривалось наказание в виде смертной казни через расстрел или лишение свободы сроком на 10 лет [33]. Пункт 54 УК УССР практически соответствовал пункту 58 УК РСФСР [31].
25 ноября 1943 г. Пленум Верховного Суда СССР принял постановление № 22/М/16/У/сс о квалификации действий советских граждан по оказанию помощи врагу в районах, временно оккупированных немецкими захватчиками [23, с. 43–45]. Данный документ разграничил формы сотрудничества «изменников Родины» и «пособников». Согласно Постановлению, не подлежали привлечению к уголовной ответственности «советские граждане, занимавшие административные должности при немцах, если будет установлено, что они оказывали помощь партизанам, подпольщикам и частям Красной Армии или саботировали выполнение требований немецких властей, помогали населению в сокрытии запасов продовольствия и имущества, или другими способами содействовали борьбе с оккупантами» и «мелкие служащие административных учреждений, рабочие и специалисты, занимавшиеся своей профессией (врачи, ветеринары, агрономы, инженеры, учителя и т.п.), если они не совершили преступных действий, подпадающих под пункты 1 и 2 настоящего постановления».
Установить точное количество коллаборационистов сегодня достаточно сложно. Только в 1943–1946 гг. органами государственной безопасности на территории Украины было арестовано 110 829 человек, четверть из которых подозревались в принадлежности к организации украинских националистов [14, с.107–109]. Из них смертный приговор был вынесен 2 663 человекам. Большинство было приговорено к исправительно-трудовым лагерям [13].
ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ:
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГЕНОЦИД В МЕЖДУНАРОДНОМ И СОВЕТСКОМ ПРАВЕ (1960- 1980-е гг.).
СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОСУЖДЕНИИ ГЕНОЦИДА
Спустя 20 лет после окончания Великой Отечественной войны, в период руководства советским государством Л.И. Брежнева, в 1965 г. Верховным Советом СССР утверждаются два важных документа, касающиеся наказания виновных в геноциде. Несмотря на активную работу советского правосудия, многим нацистским преступникам и их пособникам удавалось скрыться от справедливого наказания. Чтобы такие преступниками не избежали наказания ввиду юридической давности, в советском праве сформировался принцип неприменения сроков давности к лицам, совершившим военные преступления и преступления против человечества.
В преамбуле указа от 4 марта 1965 г. № 3332-VI «О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлений» [34] напоминалось о преступной сущности гитлеровского режима и последствиях немецко-фашистской оккупации. Исходя из того, что Советский Союз понес наибольшие потери в ходе войны, требуется продолжать работу по выявлению и наказанию гитлеровских преступников «где бы и как долго они скрывались от правосудия» [34].
В сентябре того же года Президиумом Верховного Совета СССР принимается постановление № 3894-VI, касающееся применения вышерассмотренного Указа № 3332-VI. Постановление на основании пункта «в» статьи 49 Конституции СССР разъясняло, что ответственности вплоть до смертной казни на ряду с нацистскими военными преступниками подлежали и их пособники из числа советских граждан, участвовавшие в убийствах и истязаниях советских людей.
После утверждения данных документов начался активный поиск и привлечение к суду пособников нацистов из числа советских граждан, в том числе тех, кто после войны нашел убежище в других государствах.
Таким образом, в советском законодательстве уже в 1965 г. был четко установлен и определен принцип неотвратимости наказания нацистских военных преступников и их пособников независимо от того, сколько времени прошло с момента совершения преступления.
В международном праве такая норма была установлена на несколько лет позже: 26 ноября 1968 г. в Конвенции ООН о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, а затем нашел свое отражение в Европейской конвенции о неприменимости сроков давности к преступлениям против человечества и военным преступлениям от 25 января 1974 г., Римском Статуте Международного уголовного суда. Норма о неприменимости срока давности к военным преступлениям была имплементирована в советское законодательство. В СССР Конвенция 1968 г. была ратифицирована в 1969 г. и вступила в силу 11 ноября 1970 года.
Конвенция ООН 1968 г. также была имплементирована в уголовное законодательство Югославии, Албании, Болгарии, Венгрии, Германии, Испании, Йемена, Конго, Монголии, Польши и других государств [6, с. 395].
Уголовная ответственность за геноцид имеет свои особенности. Основным объектом преступления выступает безопасность жизни различных групп населения по национальному, этническому, расовому и другим признакам. Жертвами геноцида считаются лица, принадлежащие к определенной законодательством группе. Еще одной особенностью является то, что уголовную ответственность за такие преступления несут физические лица и в международном, как и национальном праве не предусмотрена ответственность юридических лиц и государств [15]. Признание юридических лиц субъектами преступлений по международному уголовному праву было бы правильным, по мнению специалистов [16, с. 40]. Кроме того, в Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка от 1985 г. говорится следующее: «Государства-члены должны рассматривать вопрос о предусмотренности уголовной ответственности не только для лиц, действовавших от имени какого-либо учреждения, корпорации или предприятия, но и для самого учреждения, корпорации или предприятия путем выработки соответствующих мер предупреждения их возможных преступных действий и наказания за них» [25]. Этот же документ содержит требования установления ответственности юридических лиц в рамках национального законодательства.
В современном Уголовном кодексе Российской Федерации норма ответственности за геноцид появилась вследствие исполнения обязательства по приведению своего национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции ООН «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него», закрепленного в статье 5 данного акта. В УК РФ есть статья 357 «Геноцид», которая раскрывает суть данного преступления и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни [32].
Руководствуясь данной статьей, Следственный комитет Российской Федерации возбуждает уголовные дела после обнаружения останков гражданского населения и советских военнопленных на территории РСФСР, которая в годы Великой Отечественной войны была оккупирована гитлеровскими войсками [26]. Работа в данном направлении продолжается в рамках реализации федерального проекта «Без срока давности», инициированного «Поисковым движением России» в 2018 г. и поддержанного Президентом России В.В. Путиным. Под эгидой проекта рассекречиваются архивные материалы, ведутся поисковые работы, а Московский педагогический государственный университет при поддержке Минпросвещения России создал целую экосистему, направленную на популяризацию знаний о геноциде советского народа среди российских школьников и студентов [4; 18; 21; 27].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, осуждение геноцида нашло свое отражение как в международном, так и в национальном законодательстве целого ряда стран, в том числе Советского Союза и государств, образованных на бывшей территории СССР после 1991 года. Несмотря на нежелание США и государств, попадавших в орбиту влияния американской политики, советским дипломатам все-таки удалось отстоять более-менее справедливую позицию в отношении осуждения геноцида и настоять на том, что ответственность за геноцид должна быть имплементирована в национальные законодательства. Собственным примером Советский Союз показывал еще в годы Великой Отечественной войны и сразу после ее окончания, что нацистские преступники не должны уходить от ответственности.
На сегодняшний день еще не поставлена точка в деле нацистских военных преступников и их пособников. В рамках реализации федерального проекта «Без срока давности» в Российской Федерации проходят судебные процессы о признании нацистских преступлений на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны – геноцидом.
Список литературы
- Адибаева А.К. Конвенция ООН о геноциде и ее имплементация в уголовных законодательствах государств – участников: диссертация на соискание степени доктора философии (PhD). Казахский национальный университет имени Аль-Фараби. Алматы, 2020. — 162 с.
- Андрюхин М.Н. Геноцид – тягчайшее преступление против человечества. М.: Госюриздат, 1961. – 128 с.
- Арутюнян М.А. Понятие геноцида. Историческая обусловленность международно-правового закрепления геноцида как преступления против безопасности человечества // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 3. С. 404–405.
- Бессмертие молодогвардейцев Донбасса / В.Г. Кикнадзе, автор-составитель; А.А. Фадеев // ФГБОУ «МДЦ «Артек»: «ООО «Онлайн-Сервис», 2024. — 192 с.
- Геноцид народов России. Преступления против советского мирного населения и военнопленных в годы Великой Отечественной войны / В.Г. Кикнадзе, О.В. Романько, А.С. Саенко [и др.]. Москва: Прометей, 2024. – 990 с. EDN: DPTLDX
- Додонов В.Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С.П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2009. — 448 с.
- Кибальник А. Ответственность в международном уголовном праве // Уголовное право. 2003. № 2. С. 40.
- Кикнадзе В.Г. Всегда будут примером «необходимой духовной цельности и моральной чистоты». Подвиг молодёжи в борьбе с геноцидом народов СССР в Великой Отечественной войне: рассекречены документы о деятельности «Молодой гвардии» // Военно-исторический журнал. 2024. № 4. С. 4–19. EDN: BGKGLQ
- Князькина А.К. Проблемы имплементации конвенционных норм о геноциде в УК РФ // Российский следователь. 2012. № 23. С. 40–41.
- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1954. №12. Ст.244.
- Конвенция Организации Объединенных Наций «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» от 09.12.1948 (Принята резолюцией 260 (III) Генеральной Ассамблеи ООН) // UN.ORG: официальный сайт Организации Объединённых Наций. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml (дата обращения: 17.10.2024).
- Мошенская Н.В. Геноцид – историческая и правовая характеристика понятия // Адвокатская практика. 2005. № 3. С. 30–35.
- Нiкольський В.М. Арешти та обвинувачення репресованих в УРСР у 1943-1945 рр. // Iсторичнi i полiтологiчнi дослiдження (Донецьк). 2009. № 1. С. 226–230.
- Нікольський В.М. Підпілля ОУН(б) у Донбасі. Київ: Ін-т історії України НАН України, 2001. – 177 с.
- Панкратова Е.Д. Уголовно-правовая характеристика геноцида: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.08. Москва, 2010. – 200 с.
- Панов В.П. Международное уголовное право. М., 1997. – 309 с.
- Приговор истории // Правда. 1945. 2 октября. С. 1.
- Проведение памятного дня «Без срока давности»: методическое пособие [Электронное издание сетевого распространения] / В.Г. Кикнадзе, А.С. Саенко, Н.Ю. Склярова. Москва: МПГУ, 2024. – 208 с. EDN: GVYFLM
- Саенко А.С. «Гестаповцы повыворачивали руки, щипцами вырывали куски мяса на лице...». Акты Чрезвычайной государственной комиссии как исторический источник о преступлениях нацистов в оккупированном Донбассе, 1941-1943 гг. // Военно-исторический журнал. 2023. № 10. С. 62–69.
- Саенко А.С. Нацистские преступления против советского населения на территории оккупированного Донбасса, 1941-1943 гг. // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2023. № 4-2. С. 271–281.
- Саенко А.С., Склярова Н.Ю. Интеграция материалов о нацистских преступлениях в оккупированном Донбассе (1941–1943 гг.) в систему образовательно-просветительских мероприятий проекта «Без срока давности» // Донецкие чтения 2024: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы IX Международной научной конференции (Донецк, 15–17 октября 2024 г.). Т. 7: Исторические и политические науки / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. Донецк: Изд-во ДонГУ, 2024. – С. 245–248.
- Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. XVI, М.: Государственное издательство политической литературы, 1957. – 608 c.
- Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М.: Республика, 1993. – 222 с.
- Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Сборник документов. М., 1978. Т. 1. – 384 с.
- Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: Официальное издание. – Нью-Йорк, 1992. – 396 с.
- СК возбудил дело о геноциде после обнаружения захоронения времен ВОВ // Ведомости. — URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2020/11/09/846297-sk-vozbudil (дата обращения: 10.10.2024 г.).
- Склярова Н.Ю. Проект «Без срока давности» как основа воспитательной и просветительской деятельности. Опыт регионов // Воспитание как стратегический национальный приоритет: международный научно-образовательный форум, Екатеринбург, 15–16 апреля 2021 года. Т. 1. Ч. 1. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. С. 43–47.
- СССР и Нюрнбергский процесс. Неизвестные и малоизвестные страницы истории. М.: МФД, 2012. – 624 с.
- Субботина Е.Н. Имплементация норм международного уголовного права в уголовное законодательство зарубежных стран и России: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2013. – 248 с.
- Москалев Г.Л. Уголовная ответственность за геноцид (статья 357 УК РФ): монография. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2017. – 188 с.
- Уголовный кодекс РСФСР. С изменениями на 1 июля 1938 г. М.: Юридическое издательство Наркомюст СССР, 1938. – 232 с.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.10.2024). Ст. 357.
- Уголовный кодекс УССР. С изменениями и дополнениями на 1 ноября 1934 года. Киев: Изд-во ЗУЦИК «Радянське будiвництво i право», 1934. — 112 с.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР «О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступлений» от 4 марта 1965 г. № 3332-VI // Ведомости Верховного Совета СССР. 1965. №39. Ст. 596.
- Шулепов Н.А., Василишин И.И. Имплементация норм международного права о геноциде в уголовном законодательстве зарубежных стран // Геноцид в современном мире: стратегии противодействия и способы борьбы: Сборник научных статей, Москва, 27 мая 2022 года / Отв. за выпуск И.А. Слободанюк. Москва: Российский государственный университет правосудия, 2023. С. 162–168.
Информация об авторе
Вержбицкий Юрий Юрьевич, соискатель Военного университета имени князя Александра Невского, Москва, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Вержбицкий Юрий Юрьевич, e-mail: verzhbitskiyy@mail.ru
WORKS OF YOUNG SCIENTISTS
Review
Implementation of the norms of international criminal law on responsibility for genocide
in the domestic legislation of the USSR, the RSFSR and the Russian Federation
Yuri Yu. Verzhbitsky 1
1 Military University named after Prince Alexander Nevsky,
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0009-0007-1575-4779, e-mail: verzhbitskiyy@mail.ru
Abstract:
The article examines the international legal aspects of criminal responsibility for genocide, as well as the reflection of the norms of international law in the legislation of Russian Federation (USSR) at various historical stages. Recently, there have been more and more attempts to deny the genocide during the Great Patriotic War. These attempts are being made by foreign States, which in the post-war years sheltered Nazi war criminals and their accomplices on their territory. They still do not want to recognize the facts of Nazi crimes against the Soviet people as genocide. In this regard, the issues disclosed in this article are extremely relevant, show the origins of the refusal of European countries and the United States of America to introduce criminal prosecution of Nazis into national legislation, reveal the reasons for such an attitude towards the recognition of Nazi crimes as genocide. However, thanks to the persistent position of the Soviet leadership and the great efforts of Soviet diplomats, it was still possible to achieve the adoption of international agreements containing a tougher and clearer condemnation of the genocide. By its own example, the Soviet Union, prescribing measures of responsibility for war crimes in the Criminal Code and Decrees, showed the rest of the state which way it was necessary to go so that the tragedy of the 40s of the XX century would not be repeated. The adoption of the Decree of the Supreme Soviet of the USSR in 1965 was of great importance for further work on the identification and punishment of the Nazis and their accomplices. «On the Punishment of persons Guilty of crimes against Peace and Humanity and War Crimes, regardless of the Time of Commission of Crimes» and the UN Convention on the Inapplicability of the Statute of Limitations to War Crimes and Crimes against Humanity of 1968. Thanks to these documents, the Soviet judicial and investigative authorities continued to actively work against the perpetrators of the genocide. At the present stage in the Russian Federation, the issues of legal assessment of Nazi crimes against Soviet citizens during the Great Patriotic War continue to be implemented within the framework of the federal project «Without limitation period», including on the basis of Article 357 of the Criminal Code of the Russian Federation.
Keywords: Genocide, Nazism, Great Patriotic War, crime, criminal liability for genocide, «No Statute of limitations» project
References
- Adibaeva A.K. (2020) Konvenciya OON o genocide i ee implementaciya v ugolovnyh zakonodatel'stvah gosudarstv – uchastnikov: dissertaciya na soiskanie stepeni doktora filosofii (PhD) [The UN Genocide Convention and its implementation in the criminal legislation of the states parties: dissertation for the degree of Doctor of Philosophy (PhD)]. Kazahskij nacional'nyj universitet imeni Al'-Farabi. Almaty: 2020. — 162 s. (In Russ.).
- Andryuhin M.N. (1961) Genocid – tyagchajshee prestuplenie protiv chelovechestva [Genocide is the most serious crime against humanity]. M.: Gosyurizdat, 1961. – 128 s. (In Russ.).
- Arutyunyan M.A. (2009) Ponyatie genocida. Istoricheskaya obuslovlennost' mezhdunarodno-pravovogo zakrepleniya genocida kak prestupleniya protiv bezopasnosti chelovechestva [The concept of genocide. Historical determinacy of the international legal consolidation of genocide as a crime against the security of humanity]. – Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2009. № 3. S. 404–405. (In Russ.).
- Bessmertie molodogvardejcev Donbassa [Immortality of the Young Guards of Donbass] / V.G. Kiknadze, avtor-sostavitel'; A.A. Fadeev. FGBOU «MDC «Artek»: «OOO «Onlajn-Servis», 2024. — 192 s. (In Russ.).
- Genocid narodov Rossii. Prestupleniya protiv sovetskogo mirnogo naseleniya i voennoplennyh v gody Velikoj Otechestvennoj vojny [Genocide of the peoples of Russia. Crimes against the Soviet civilian population and prisoners of war during the Great Patriotic War]. V.G. Kiknadze, O.V. Roman'ko, A.S. Saenko [i dr.]. Moskva: Prometej, 2024. – 990 s. (In Russ.).
- Dodonov V.N. (2009) Sravnitel'noe ugolovnoe pravo. Obshchaya chast' [Comparative criminal law. General part]. Pod obshch. red. S.P. Shcherby. M.: Yurlitinform, 2009. — 448 s. (In Russ.).
- Kibal'nik A. (2003) Otvetstvennost' v mezhdunarodnom ugolovnom prave [Responsibility in international criminal law]. – Ugolovnoe pravo. 2003. № 2. S. 40. (In Russ.).
- Kiknadze V.G. (2024) Vsegda budut primerom «neobhodimoj duhovnoj cel'nosti i moral'noj chistoty». Podvig molodyozhi v bor'be s genocidom narodov SSSR v Velikoj Otechestvennoj vojne: rassekrecheny dokumenty o deyatel'nosti «Molodoj gvardii» [They will always be an example of “the necessary spiritual integrity and moral purity.” The feat of youth in the fight against the genocide of the peoples of the USSR in the Great Patriotic War: documents on the activities of the “Young Guard” have been declassified]. – Voenno-istoricheskij zhurnal. 2024. № 4. S. 4–19. (In Russ.).
- Knyaz'kina A.K. (2012) Problemy implementacii konvencionnyh norm o genocide v UK RF [Problems of implementing conventional norms on genocide in the Criminal Code of the Russian Federation]. – Rossijskij sledovatel'. 2012. № 23. S. 40–41. (In Russ.).
- Konvenciya o preduprezhdenii prestupleniya genocida i nakazanii za nego ot 9 dekabrya 1948 goda [Convention on the Prevention and Punishment of the Crime of Genocide of December 9, 1948]. – Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1954. №12. St. 244. (In Russ.).
- Konvenciya Organizacii Ob"edinennyh Nacij «O preduprezhdenii prestupleniya genocida i nakazanii za nego» ot 09.12.1948 (Prinyata rezolyuciej 260 (III) General'noj Assamblei OON) [The United Nations Convention on the Prevention and Punishment of the Crime of Genocide of 09.12.1948 (Adopted by resolution 260 (III) of the UN General Assembly)]. – UN.ORG: oficial'nyj sajt Organizacii Ob"edinyonnyh Nacij. – URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml (data obrashcheniya: 17.10.2024). (In Russ.).
- Moshenskaya N.V. (2005) Genocid – istoricheskaya i pravovaya harakteristika ponyatiya [Genocide – historical and legal characteristics of the concept]. – Advokatskaya praktika. 2005. № 3. S. 30–35. (In Russ.).
- Nikol's'kij V.M. (2009) Areshti ta obvinuvachennya represovanih v URSR u 1943-1945 rr. [Ares and accusations of repression in the Ukrainian SSR in 1943–1945]. – Istorichni i politologichni doslidzhennya (Donec'k). 2009. № 1. S. 226–230. (In Ukrainian).
- Nіkol's'kij V.M. (2001) Pіdpіllya OUN(b) u Donbasі [The OUN(b) sub-pill in Donbass]. Kiїv: Іn-t іstorії Ukraїni NAN Ukraїni, 2001. – 177 s. (In Ukrainian).
- Pankratova E.D. (2010) Ugolovno-pravovaya harakteristika genocida: dissertaciya ... kandidata yuridicheskih nauk: 12.00.08. [Criminal legal characteristics of genocide: dissertation ... candidate of legal sciences: 12.00.08]. Moskva, 2010. – 200 s. (In Russ.).
- Panov V.P. (1997) Mezhdunarodnoe ugolovnoe parvo [International criminal law]. M., 1997. – 309 s. (In Russ.).
- Prigovor istorii [The verdict of history]. – Pravda. 1945. 2 oktyabrya. S. 1. (In Russ.).
- Provedenie pamyatnogo dnya «Bez sroka davnosti»: metodicheskoe posobie. [Elektronnoe izdanie setevogo rasprostraneniya] [Conducting a memorial day "Without a statute of limitations": a methodological manual (Electronic publication of network distribution)]. V.G. Kiknadze, A.S. Saenko, N.Yu. Sklyarova. Moskva: Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2024. – 208 s. (In Russ.).
- Saenko A.S. (2023) «Gestapovcy povyvorachivali ruki, shchipcami vyryvali kuski myasa na lice...». Akty Chrezvychajnoj gosudarstvennoj komissii kak istoricheskij istochnik o prestupleniyah nacistov v okkupirovannom Donbasse, 1941-1943 gg. ["The Gestapo twisted their arms, tore out pieces of flesh on their faces with tongs...". Acts of the Extraordinary State Commission as a historical source on the crimes of the Nazis in the occupied Donbass, 1941-1943]. – Voenno-istoricheskij zhurnal. 2023. № 10. S. 62–69. (In Russ.).
- Saenko A.S. (2023) Nacistskie prestupleniya protiv sovetskogo naseleniya na territorii okkupirovannogo Donbassa, 1941-1943 gg. [Nazi crimes against the Soviet population in the occupied Donbass, 1941-1943] // Vestnik RGGU. Seriya: Politologiya. Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2023. № 4-2. S. 271–281. (In Russ.).
- Saenko A.S., Sklyarova N.Yu. (2024) Integraciya materialov o nacistskih prestupleniyah v okkupirovannom Donbasse (1941–1943 gg.) v sistemu obrazovatel'no-prosvetitel'skih meropriyatij proekta «Bez sroka davnosti» [Integration of materials on Nazi crimes in the occupied Donbass (1941–1943) into the system of educational and outreach activities of the “No Statute of Limitations” project]. – In: Doneckie chteniya 2024: obrazovanie, nauka, innovacii, kul'tura i vyzovy sovremennosti: Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Doneck, 15–17 oktyabrya 2024 g.). – Tom 7: Istoricheskie i politicheskie nauki / pod obshchej redakciej prof. S.V. Bespalovoj. Doneck: Izd-vo DonGU, 2024. S. 245–248. (In Russ.).
- Sbornik dejstvuyushchih dogovorov, soglashenij i konvencij, zaklyuchennyh SSSR s inostrannymi gosudarstvami [Collection of current treaties, agreements, and conventions concluded by the USSR with foreign states, issue XVI], Vyp. XVI. M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1957. – 608 c. (In Russ.).
- Sbornik zakonodatel'nyh i normativnyh aktov o repressiyah i reabilitacii zhertv politicheskih repressij [Collection of legislative and regulatory acts on repression and rehabilitation of victims of political repression]. M., Respublika, 1993. – 222 s. (In Russ.).
- Sovetskij Soyuz na mezhdunarodnyh konferenciyah perioda Velikoj Otechestvennoj vojny 1941–1945 gg. Sbornik dokumentov [The Soviet Union at international conferences during the Great Patriotic War of 1941–1945. Collection of documents]. M., 1978. T. 1. – 384 s. (In Russ.).
- Sbornik standartov i norm OON v oblasti preduprezhdeniya prestupnosti i ugolovnogo pravosudiya: Oficial'noe izdanie [Collection of UN standards and norms in the field of crime prevention and criminal justice: Official publication]. N'yu-Jork, 1992. – 396 s. (In Russ.).
- SK vozbudil delo o genocide posle obnaruzheniya zahoroneniya vremen VOV [The Investigative Committee opened a genocide case after the discovery of a burial site from the Great Patriotic War]. – Vedomosti. – URL: https://www.vedomosti.ru/society/news/2020/11/09/846297-sk-vozbudil (data obrashcheniya: 10.10.2024 g.). (In Russ.).
- Sklyarova N.Yu. (2021) Proekt «Bez sroka davnosti» kak osnova vospitatel'noj i prosvetitel'skoj deyatel'nosti. Opyt regionov [The “No Statute of Limitations” project as a basis for educational and outreach activities. Regional experience]. – In: Vospitanie kak strategicheskij nacional'nyj prioritet: mezhdunarodnyj nauchno-obrazovatel'nyj forum, Ekaterinburg, 15–16 aprelya 2021 goda. Tom Chast' 1. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2021. S. 43–47. (In Russ.).
- SSSR i Nyurnbergskij process. Neizvestnye i maloizvestnye stranicy istorii [The USSR and the Nuremberg Trials. Unknown and Little-Known Pages of History]. M.: MFD, 2012. – 624 s. (In Russ.).
- Subbotina E.N. (2013) Implementaciya norm mezhdunarodnogo ugolovnogo prava v ugolovnoe zakonodatel'stvo zarubezhnyh stran i Rossii: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata yuridicheskih nauk [Implementation of International Criminal Law Norms in the Criminal Legislation of Foreign Countries and Russia: Dissertation for the Degree of Candidate of Legal Sciences]. Moskva, 2013. – 248 s. (In Russ.).
- Ugolovnaya otvetstvennost' za genocid (stat'ya 357 UK RF): monografiya [Criminal Liability for Genocide (Article 357 of the Criminal Code of the Russian Federation): Monograph]. G.L. Moskalev. Krasnoyarsk: Sib. feder. un-t, 2017. – 188 s. (In Russ.).
- Ugolovnyj kodeks RSFSR. S izmeneniyami na 1 iyulya 1938 g. [Criminal Code of the RSFSR. With amendments as of July 1, 1938]. M.: Yuridicheskoe izdatel'stvo Narkomyust SSSR, 1938. – 232 s. (In Russ.).
- Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 29.10.2024). St. 357. [Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 No. 63-FZ (as amended on October 29, 2024). Art. 357]. (In Russ.).
- Ugolovnyj kodeks USSR. S izmeneniyami i dopolneniyami na 1 noyabrya 1934 goda [Criminal Code of the Ukrainian SSR. With amendments and additions as of November 1, 1934]. Kiev: Izd-vo ZUCIK «Radyans'ke budivnictvo i pravo», 1934. — 112 s. (In Russ.).
- Ukaz Prezidiuma Verhovnogo Soveta SSSR «O nakazanii lic, vinovnyh v prestupleniyah protiv mira i chelovechnosti i voennyh prestupleniyah, nezavisimo ot vremeni soversheniya prestuplenij» ot 4 marta 1965 g. № 3332-VI [Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR "On the punishment of persons guilty of crimes against peace and humanity and war crimes, regardless of the time of the commission of the crimes" of March 4, 1965 No. 3332-VI]. – Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. 1965. № 39. St. 596. (In Russ.).
- Shulepov N.A. (2023) Implementaciya norm mezhdunarodnogo prava o genocide v ugolovnom zakonodatel'stve zarubezhnyh stran [Implementation of the norms of international law on genocide in the criminal legislation of foreign countries]. N.A. Shulepov, I.I. Vasilishin. – In: Genocid v sovremennom mire: strategii protivodejstviya i sposoby bor'by: Sbornik nauchnyh statej, Moskva, 27 maya 2022 goda / Otv. za vypusk I.A. Slobodanyuk. Moskva: Rossijskij gosudarstvennyj universitet pravosudiya, 2023. S. 162–168. (In Russ.).
Information about the author
Yuri Yu. Verzhbitsky, applicant of the Military University named after Prince Alexander Nevsky, Moscow, Russian Federation.
Corresponding author
Yuri Yu. Verzhbitsky, e-mail: verzhbitskiyy@mail.ru
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 4. P. 39–39.