Имяобразование кораблей при Петре I
Попов Юрий Митрофанович
Имяобразование кораблей российского флота
во времена царствования Петра I
2-е изд., перераб.
Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2019. – 144 с.: илл.
Книга посвящена малоизученной теме – имяобразованию кораблей российского флота во времена царствования Петра I. Впервые в отечественной историографии автором был подвергнут всестороннему рассмотрению процесс имяобразования корабля, то есть прослежена вся совокупность событий, предшествующих появлению у него имени на начальном этапе строительства регулярного флота России.
В работе установлены условия возникновения и формирования основных видов отображения имени корабля в его пластическом убранстве и особенностей имяобразования, сложившихся в практике европейского кораблестроения к концу XVII в. в контексте эволюции парусного корабля. Автором выявлены основные тенденции и особенности в имяобразовании кораблей Азовского и Балтийского флота, связанных с событиями, которые отражали различные факторы в жизни нашего государства в конце XVII – первой четверти XVIII в.:
- особенности характера Петра I,
- роль религии в жизни общества,
- ход боевых действий в Северной войне,
- проходившие в стране реформы.
Достоверность и обоснованность достигнутых автором результатов обеспечивается использованием большого количества различных источников, в том числе таких малоиспользуемых, как полотна художников-маринистов.
Работа Ю.М. Попова представляет интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей, увлекающихся историей России.
Директор Российского государственного архива ВМФ С.В. Чернявский в предисловии книги отмечает, что материалы и выводы исследования Ю.М. Попова могут быть успешно использованы работниками военных музеев при разработке тематико-экспозиционных планов, текстов экскурсий; преподавателями военно-морской истории.
Характерно чертой исследования, по мнению профессора Санкт-Петербургского государственного университета, доктора исторических наук Ю.Г. Алексеева (1926-2017), является именно его системность, стремление, в отличие от своих предшественников, занимавшихся изучением "каронимики" (названия кораблей), рассматривать все исследуемые явления не как единые феномены, а в их необходимых объективных связях.