Synodus Horrenda – The Cadaver Synod
Nauka. Obŝestvo. Oborona
2021. Т. 9. № 3. P. 27–27.
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense
2021. Vol. 9, no. 3. P. 27–27.
UDC: 2-9(37)
DOI: 10.24412/2311-1763-2021-3-27-27
Поступила в редакцию: 07.07.2021 г.
Опубликована: 14.08.2021 г.
Submitted: July 7, 2021
Published online: August 14, 2021
Для цитирования: Самойловский А. Л. История папства: Synodus Horrenda – Трупный синод, Церковные соборы IX века // Наука. Общество. Оборона. 2021. Т. 9, № 3(28). С. 27-27.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2021-3-27-27.
For citation: Samoylovskiy A. L. History of the papacy: Synodus Horrenda – The Cadaver Synod, 9th-century Christianity. Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2021;9(3):27-27. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2311-1763-2021-3-27-27.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2021 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2021 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
ИСТОРИЯ ВЕРОВАНИЙ, РЕЛИГИЙ, ЦЕРКВЕЙ
Оригинальная статья
История папства:
Synodus Horrenda – Трупный синод, Церковные соборы IX века
Алексей Леонидович Самойловский 1 *
1 Сретенская Духовная Семинария,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7693-0798, e-mail: alexsamoylovskiy@gmail.com
Аннотация:
Трупный синод – название одного из церковных судов 897 года, на котором было осуждено мертвое тело папы римского Формоза. Изучение христианств эпохи Средневековья имеет значение как в формировании нынешнего поколения верующих, так и клира Церкви. История времен упадка института папства дает информацию о жестокости тех людей, в частности клириков, которые, находясь в вечной погоне за властью и узурпацией человеческих ресурсов и умов, готовы были на самые бесчеловечные и немыслимые поступки. Изучив источники по теме, автор приходит к выводу, что Трупный синод олицетворяет все то, что творилось вокруг престола святого Петра во времена тотального кризиса римской церкви. В руках различных правящих династий она становилось разменной монетой, машиной уничтожения конкурентов, неугодных людей и мнений. Причем именно те страшные времена дали возможность сформироваться Священной Римской империи. На протяжении всей истории мы видим похожие ужасающие события, которые зачастую несут в себе именно религиозную основу. Церковные законы, постановления иерархов, защита нравственности, мораль – все это может нести в себе оправдание нарушения свободы человека. И это касается не только Средних веков. И в наше время религия становится в руках людей банальной римской «фасцией», атрибутом власти и символом карающего правосудия. Такие люди ради своей выгоды готовы пойти на самые бесчеловечные поступки, прикрываясь при этом разнообразными и благими целями.
Ключевые слова:
папство, Папа Римский, Synodus Horrenda, Трупный синод, Церковный Собор,
папа Формоза, Гвидониды, Арнульф, Стефан VI, Средневековье, Рим, Италия
ВВЕДЕНИЕ
Трупный синод – название одного из церковных судов 897 года, на котором был осуждено мертвое тело папы римского Формоза.
Актуальность темы обоснована тем, что изучение христианств эпохи Средневековья имеет значение в формировании нынешнего поколения верующих, в том числе клира Церкви. История времен упадка института папства дает информацию о жестокости тех людей, в частности клириков, которые, находясь в вечной погоне за властью и узурпацией человеческих ресурсов и умов, готовы были на самые бесчеловечные и немыслимые поступки. В настоящее время, технический прогресс облегчает ученым и историкам изучение и исследования в этой области. Ведь даже в XXI веке открываются новые подробности тех лет, в частности того суда, благодаря которым можно по-другому оценить причинно-следственные связи различных явлений и процессов Церковных соборов IX века.
Объектом исследования являются истории людей, их мотивация и действия, благодаря которым в истории человечества смогло произойти такое ужасающее событие, а также то, на что это событие повлияло в дальнейшей истории папства.
Цель данной работы: изучить и проанализировать историю Трупного синода, его предыстории и последствия. Для этого важно решить ряд научных задач, а именно:
- изучить предысторию трупного синода;
- описать политическую эпоху Средневековья;
- установить причины созыва этого синода;
- описать ход самого суда, его обвинения и постановления;
- проанализировать дальнейшую историю событий папства, связанных с этим судом.
Jean-Paul Laurens, Le Pape Formose et Étienne VII ("Pope Formosus and Stephen VII"), 1870
ПРЕДЫСТОРИЯ ТРУПНОГО СИНОДА (SYNODUS HORRENDA)
Прежде чем говорить о самом суде над папой римским Формозом, его особенностях и постановлениях, стоит рассмотреть предысторию и политическую картину тех лет, которые помогут выстроить последовательную картину этого неординарного события. Тем более, что акценты при описании этого происшествия многими расставляются не так, как это принято в методологии исторической науки с ХХ века.
В IX-X вв. весь институт папства переживал тяжелый кризис. Он утратил какую-либо власть и становился «марионеткой» в руках различных влиятельных группировок, в частности тускулумских и беневентских графов, различных неополитанских семейств и других феодальных домов. Какие-то из них были постоянно на стороне ещё существовавших королей Италии, другие же – выступали за императоров Запада, а третьи были сами по себе. Все эти семьи завидовали друг другу и постоянно боролись за превосходство, но их объединяло одно –стремление узурпировать папский трон, на котором сидеть должен непременно именно «их» ставленник, а особенно этого хотели маркграфы Сполето из дома Гвидонидов. Они и сыграли в этой всей истории немаловажную роль.
Всего лишь за 93 года сменилось 24 понтифика. В среднем, каждый понтификат длился три-четыре года. Этот период, с середины девятого века до середины десятого часто называют «железным веком папства» [16]. По словам Ричарда МакБрайена (Richard P. McBrien) католического священника и профессора университета Нотр-Дам в Саут-Бенде, эта эпоха была «омрачена папской коррупцией (в которую входила покупка и продажа церковных должностей, кумовство, расточительный образ жизни, внебрачное сожительство, жестокость и даже убийства) и влиянием германских королей и влиятельных римских семей на папство» [14]. Ирландский профессор истории христианства в университете Кембриджа Имон Даффи (Eamon Duffy) в своей книге «Святые и Грешники: История Пап» пишет, что в железном веке трон святого Петра становится неким «трофеем» для тиранов, а сама должность понтифика – это билет к власти и господству, ради которого люди готовы воровать, насиловать и убивать [8]. Такое соперничество не могло не оставить след в истории католической церкви. К примеру, семь понтификов умерли насильственной смертью или при невыясненных обстоятельствах, в том числе и папа Формоз.
Первым убитым папой был Иоанн VIII. Его сначала отравили, но так как яд подействовал не так быстро, как ожидалось, его забили до смерти тупым предметом [15]. Иоанн Х и Лев V были помещены в тюрьму и там же убиты. А Иоанн XII, по некоторым источникам умер или от апоплексического удара во время «любовных утех», или же был убит возмущенным мужем этой женщины [12]. Иоанн XII стал папой в 18 лет, а Бонифаций VI был избран папой после того, как ранее дважды был низвергнут из сана за безнравственность, а тот самый Формоз до своего избрания вообще был отлучен от церкви, но потом все же восстановлен, так как его отлучение было не ради соблюдения нравственной чистоты церкви, а политическим ходом.
Что касается биографии самого Формоза, то в 864 году он стал епископом Порто, города на севере Португалии, в устье реки Дору, который попал под контроль мавров еще в 711 году. Но уже в 866 году он был послан в качестве легата в Болгарию, где Борис I просил папу Николая I сделать Формоза архиепископом Болгарии. Но Николай отказался.
После коронации Карла II Лысого в 875 году, Формоз был вынужден бежать из Рима так как в 872 году папой стал Иоанн VIII, который видел в Формозе конкурента и вел с ним ожесточенную борьбу. Опасения Формоза, как оказалось, были не напрасны, так как буквально через несколько месяцев в 876 году будет суд в Санта-Мария-Ротонде (он же «Пантеон» в Риме, который в 608 году был подарен папе Бонифацию IV, византийским императором Фокой и 13 мая 609 года он был освящен как христианская базилика [11]). На этом суде ему был выдвинут ряд обвинений. Иоанн утверждал, что Формоз развращал умы болгар и то, что он и его сподвижники пытались отнять власть у папы. За это он был отлучен от Церкви. На другом соборе 878 года, состоявшемся в Труа, Иоанн, подтвердил отлучение Формоза от церкви. Именно эта ссора с папой Иоанном и ляжет в основу обвинений, выдвинутых ему на Трупном синоде. Когда в 882 году скончался сам Иоанн VIII, Формоз был реабилитирован папой Мартином I, а также ему вернулась кафедра в Порто. А 6 октября 891 года Формоз был избран новым понтификом.
В это время на арену вступают те самые графы Сполето. В 892 году Формозу пришлось короновать императором Запада сына Гвидо III Сполетского – Ламберта. Он был еще очень юным, но Гвидо, который в свою очередь был коронован Иоанном VIII, озаботился вопросом передачи своего титула заранее, поэтому Ламберт был в это время соправителем. Увеличение влияния и власти этой семьи Формозу так сильно не нравилось, что он призвал в Рим правителя восточного государства франков Арнульфа Каринтийского, который претендовал на трон Италии. Понтифик убедил его начать войну со сполетскими маркграфами.
Гвидо пришлось спрятаться в Павии, но Арнульф захватил менее защищенные города и наступал к Гвидо. Казалось, что план Формоза по свержению правящей семьи удался, но Арнульф, понеся большие потери и дойдя до Пьяченцы, был вынужден отступить из-за восстания Рудольфа Бургундского. 12 декабря 894 года, пытаясь мобилизовать своих сторонников в Ломбардии Гвидо внезапно умер. Конкурент Арнульфа – Беренгар Фриульский и юный Ламберт объединились, чтобы дать отпор Каролингу.
Арнульф пересек Альпы и взял штурмом Рим, который защищала вдова Гвидо – Агильтруда, и вот папа Формоз 22 февраля 896 года коронуют уже Арнульфа. Но тот из-за тяжелой болезни, которая началась еще во время боевых действий, был вынужден вернуться в Германию, где через три мучительных года скончался, а правителем Восточно-Франкского королевства вплоть до 911 года станет Людовик IV Дитя [1]. Формоз перехитрил сам себя, оставшись один на один со своими многочисленными врагами. И сразу же после коронации Арнульфа в 896 году он скончался. Он был похоронен в базилике Святого Петра. В конце года Ламберт, Агельтруда и Гвидо IV смогли выгнать из Рима германцев, а преемником престола святого Петра стал Папа Бонифаций VI, который умер двумя неделями позже. Об этих событиях подробно повествует средневековый итальянский дипломат, историк и писатель, Лиутпранд Кремонский. Вскоре Ламберт и его мать вернулись в Рим, и папой стал Стефан VI, который и созвал Трупный синод в начале 897 года.
Традиционной точкой зрения на причину созыва этого синода является месть Гвидонидов Формозу за предательство и призыв Арнульфа к войне. Аннулировав папские указы и постановления, Ламберт мог вновь заявить свои права на императорскую корону, а заодно отмстить Формозу, хотя бы посмертно [5].
Однако, Джироламо Арнальди (Girolamo Arnaldi) утверждал, что Формоз не проводил исключительно про-Каролингскую политику и, что он даже имел дружеские отношения с Ламбертом еще в 895 году. Ключевую роль в этом процессе играл Гвидо IV, двоюродный брат Ламберта [3]. Эту теорию подтверждает и Джозеф Дюр (Joseph Duhr), который еще в 1932 году, утверждал, что Ламберт присутствовал на созванном папой Иоанном IX Равеннском соборе 898 года, о котором будет сказано ниже. Именно на нем и будут отменены постановления Трупного синода и, согласно написанному протоколу суда, Ламберт активно поддерживал идею аннулирования этих постановлений и хотел реабилитировать его [7].
Поэтому трудно говорить из-за кого был созван Трупный синод, но на фоне всего того, что происходило в то время, неудивительным становится само его появление.
СУД НАД ТРУПОМ
Так или иначе под давлением или Ламберта, или Гвидо, либо кого-то еще, Папа Римский Стефан VI решил провести эксгумацию тела Формоза и провести над ним суд.
Тут стоит немного отступить от повествования и упомянуть, что на самом деле, понятие «Посмертной казни» (Posthumous execution) абсолютно традиционный ритуал, примеры которого можно найти на протяжении всей истории человечества, в самых разных местах земного шара. Единственное, что может отличаться, так это причина. Либо это делается с религиозной точки зрения, то есть для того, чтобы к примеру, создать препятствие дальнейшему воскрешению человека, либо для глумления над самой личностью, или причина может нести юридический характер, а именно привести в исполнение приговор, если преступник уже скончался.
Вот только некоторые примеры. Тело Гарольда I короля англосаксов, умершего в 1040 году, было кинуто в загон с животными по указу его сводного брата [13]. Симон де Монфор умер от ран, полученных в битве при Ившеме в 1265 году, а его труп был обезглавлен, кастрирован и четвертован рыцарями Генриха III английского. Голова отправилась в подарок его жене, ноги и руки – союзникам [10]. Джон Уиклиф, английский философ-схоласт, теолог, переводчик Библии, реформатор, священник и профессор семинарии Оксфордского университета, умерший в 1384 году, был сожжен как еретик по указу папы Мартина V через сорок пять лет после своей смерти, а его прах высыпали в реку Свифт [6]. Или же история генерала Грасиа Жака, сторонника Франсуа Дювалье, и его тела, которое было эксгумировано и ритуально забито до смерти в 1986 году [4]. Поэтому Трупный синод – очень страшное событие в католической церкви, но в мировой истории этот суд является лишь одним из многих проявлений человеческой жестокости и безрассудства.
Таким образом, в начале 897 года тело, скончавшегося более полугода назад папы, извлекли из могилы, в облачении доставили на судебное заседание, которое развернулось в Латеранской базилике (St. John Lateran). Хотя его имя в переводе с латыни означает «красивый, изящный [17]», но на суде Формоз предстал явно не в лучшей форме. Так как труп не мог ничего пояснить по сути предъявленных обвинений, за покойника отвечал, подражая его голосу, спрятавшийся за троном дьякон. Стенограмма суда, к сожалению, не сохранилась или же никогда и не существовала [16].
Формозу вменялись обвинения, которые еще при его жизни выдвигал Иоанн VIII для его отлучения. Это – лжесвидетельство, стремление к папству, нарушение церковных канонов, переход с одной епископской кафедры на другую в обход установленного Никейским собором запрета, а также совершение им, мирянином, религиозных таинств, и самое главное – венчание на царство Арнульфа при жизни законных императоров Гвидо и Ламберта.
Стефан VI спрашивал труп, почему он узурпировал Вселенский Римский престол в духе честолюбия, а также почему он совершил лжесвидетельство и почему он пытался исполнять обязанности епископа будучи мирянином. Это обвинение, возможно, связано с клятвой, которую якобы Формоз принес на Соборе в Труа в 878 году, хотя некоторые источники указывают на то, что Формоз на этом соборе отсутствовал [9].
По итогу, он был осужден судом по всем пунктам, весь его понтификат был признан вне закона. То есть, избрание Формоза на папство было объявлено недействительным, были отменены все его распоряжения, пальцы, которыми он давал папское благословение были отрублены. Труп был лишен папского облачения, регалий, а впоследствии облачен в дешевую одежду и похоронен в общей могиле для чужеземцев. Позже оно было выкопано, вероятно, кладбищенскими ворами, ожидавшими богатой наживы и сброшено в реку Тибр. Так как коронация Арнульфа Формозом была признана недействительной, Ламберт и Гвидо избавились от массы проблем с претензиями на их титулы. Таким образом, может показаться, что как семья маркграфов, так и Стефан VI от собора получили только выгоду, ведь первые вернули себе права и титулы, а папа полностью очернил деятельность своего предшественника, но на самом деле их проблемы только усугубились.
ПОСЛЕДСТВИЯ
Как уже было сказано выше, такой суд для Стефана обернулся только новыми проблемами. Народ Рима был очень возмущен таким поведением папы, к тому же поползли слухи о чудесах, которые были вызваны плававшими в реке останками Формоза. Вовремя самого синода Латеранский храм потрясло землетрясение, а в умах религиозных людей такие совпадения не случайны – это символ, знак, который пробудил в людях негодование по отношению ко всем противникам Формоза.
Римский народ взбунтовался, Ламберт вернулся в Павию, а в 897 году в марте от рук убийц в окрестностях Рима умер герцог Гвидо IV, тело которого тоже сбросили в ближайшую реку. Агельтруда, мать Ламберта отправилась в Беневенто, где от имени императора передала управление своему брату Радельхизу II [2]. Произошел переворот, и Стефан VI был низложен, лишен великолепной папской одежды, заключен в тюрьму и в августе 897 года там же и задушен.
Три месяца спустя другой папа, Феодор II, чей понтификат длился всего 20 дней, в ноябре 897 года, созвал синод, который аннулировал постановления Стефана и сам Трупный синод, и полностью реабилитировал Формоза. Так же он приказал перезахоронить тело последнего, которое было извлечено из Тибра, в Базилике Святого Петра в папском облачении.
В 898 году папа Иоанн IX, который будет занимать эту должность всего лишь два года, с одобрения Ламберта Сполетского, тоже созвал синод в Риме, а затем другой в Равенне. Два синода, подтвердили постановления Феодора II, и вновь осудили Трупный синод. Было приказано сжечь все относящиеся к нему документы и любой будущий суд над умершим был запрещен. Важно отметить, что собор все равно аннулировал коронацию Арнульфа и поддержал Ламберта. Поэтому, можно предположить, что эти новые постановления помогли Ламберту защитить себя от гнева народа, но при этом сохранить свой титул. Однако, в августе вспыхнул мятеж маркграфа Тосканы Адальберта II, и Ламберту пришлось выступить против него. Подавить восстание ему удалось, но 15 октября на охоте Ламберт упал с лошади и умер, а с его смертью прервался и весь его род.
Казалось бы, история Трупного синода исчерпана, два понтифика его осудили, три синода его постановления аннулировали, но все это время за кулисами шла борьба между сторонниками и противниками Формоза. За это время на папском престоле сменилось семь пап, многие из которых умирали при невыясненных обстоятельствах, и на политическую арену вступает папа Сергий III. Власти он добился при помощи вооруженной поддержки Теофилактов, графов тускулумских, а своих предшественников – папу Льва V и антипапу Христофора приказал убить. Он был главой римской церкви с 904 по 911 год, и отменил решения синодов Феодора II и Иоанна IX, созвав синод, который подтвердил деятельность Трупного Синода и осудил Формоза в очередной раз. Он даже установил на могиле Стефана VI хвалебную эпитафию. Всех преемников Стефана Сергий считал антипапами. Эти решения могут обосновываться тем, что Сергий III принимал участие в самом трупном синоде в качестве епископа и со-судьи («co-judge») [16].
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что, хотя сегодня и существует практически единогласное мнение среди ученых и богословов, как внутри, так и вне католической церкви, что Трупный синод был незаконным и чудовищным, что все обвинения против Формоза сняты, а решения недействительны, но при этом указы Сергия III являются на данный момент последним официальным заявлением Римско-Католической Церкви о законности Трупного Синода [16]. Как отмечает Макбрайен, не даром поэтому, «никогда не было папы Формоза II, хотя кардинала Пьетро Барбо пришлось отговаривать от принятия этого имени в 1464 году. Вместо этого он взял имя Павел II» [14]. Именно с папы Сергия III, одного из самых кровожадных понтификов в истории католицизма начинается известный и скандальный период «порнократии», который продлится шестьдесят лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трупный синод является, пожалуй, событием, олицетворяющим все то, что творилось вокруг престола святого Петра во времена тотального кризиса римской церкви. В руках различных правящих династий она становилась разменной монетой, машиной уничтожения конкурентов, неугодных людей и мнений. Хотя именно эти страшные времена дали возможность сформироваться Священной Римской империи.
На протяжении всей истории мы видим похожие ужасающие события, которые зачастую несут в себе именно религиозную основу. Церковные законы, постановления иерархов, защита нравственности, мораль – все это может нести в себе оправдание нарушения свободы человека. И это касается не только Средних веков, так как и в наше время религия становится в руках людей – банальной римской «фасцией», атрибутом власти и символом карающего правосудия. Такие люди ради своей выгоды готовы пойти на самые бесчеловечные поступки, прикрываясь при этом самыми разнообразными и благими целями.
Список литературы
- Лиутпранд Кремонский. Антаподосис. Книга об Оттоне; Отчет о посольстве в Константинополь / Пер. с лат. и комментарии И. В. Дьяконова. Москва: «SPSL» – «Русская панорама», 2006. - 192 с.
- Фазоли Дж. Короли Италии. СПб.: Евразия, 2007. - 288 с.
- Arnaldi Girolamo. Papa Formoso e gli imperatori della casa di Spoleto. – Annali della facoltà di lettere e filosofia di Napoli 1 (1951), P. 85.
- Brooke James. Times, Special to the New York (9 February 1986). "Haitians Take Out 28 Years Of Anger On Crypt". https://www.nytimes.com/1986/02/09/world/haitians-take-out-28-years-of-anger-on-crypt.html.
- Catholic Encyclopedia: Pope Formosus: https://www.catholic.org/encyclopedia/view.php?id=4783.
- Conti Alessandro, John Wyclif. Stanford Encyclopedia of Philosophy: https://plato.stanford.edu/entries/wyclif/.
- Duhr Joseph. La concile de Ravenne in 898: la réhabilitation du pape Formose. – Recherches de science religieuse, 22, 1932, P. 546.
- Eamon Duffy. Saints and Sinners: A History of the Popes. Yale University Press, 2002, P.462. https://archive.org/details/livesofpopesinea11mann
- Hubert Mordek and Gerhard Schmitz. Papst Johannes VIII und das Konzil von Troyes. – In: Geschichtsschreibung und Geistiges Leben im Mittelalter: Festschrift für Heinz Löwe zum 65. Geburtstag, ed. Karl Hauck and Hubert Mordeck. Cologne. 1978, P. 212.
- Jones Dan. The Plantagenets: The Kings Who Made England. London: William Collins, 2013, P. 280.
- MacDonald William L. The Pantheon: Design, Meaning, and Progeny. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1976. P.18.
- Mann Horace K. The lives of the popes in the early middle ages. St. Louis, Mo.: B. Herder; [London] : Kegan Paul, Trench, Trubner & Co, 1906. P. 460.
- Mason Emma, Shoemaker Robert Brink. The House of Godwine: The History of a Dynasty. A&C Black, 2004. Pp. 39-40.
- McBrien Richard P. Lives of the Popes: The Pontiffs from St. Peter to John Paul II. San Francisco: HarperSan Francisco, 1997. P. 520.
- O'Malley John W. A History of the Popes: From Peter to the Present, 2009. Government Institutes, P. 79.
- Wilkes Donald E. Jr. The Cadaver Synod: Strangest Trial in History. Popular Media, 2002. P. 42. https://digitalcommons.law.uga.edu/fac_pm/42.
Информация об авторе
Самойловский Алексей Леонидович, студент Сретенской Духовной Семинарии, г. Москва, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Самойловский Алексей Леонидович, e-mail: alexsamoylovskiy@gmail.com
HISTORY OF FAITH, RELIGION, DENOMINATION OR CHURCH
Original Paper
History of the papacy:
Synodus Horrenda – The Cadaver Synod, 9th-century Christianity
Alexey L. Samoylovskiy 1 *
1 Sretensky Theological Seminary, Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7693-0798, e-mail: alexsamoylovskiy@gmail.com
Abstract:
The Cadaver Synod (also called the Cadaver Trial; Latin: Synodus Horrenda) is the name commonly given to the ecclesiastical trial of Pope Formosus, who had been dead for about seven months, in the Basilica of St. John Lateran in Rome during January 897. The relevance of the topic is justified by the fact that the study of Christianity of the Middle Ages is important in the formation of the current generation of believers and the clergy of the Church. The history of the decline of the institution of the papacy gives information about the cruelty of those people, in particular clerics, who, being in the eternal pursuit of power and the usurpation of human resources and minds, were ready for the most inhuman and unthinkable acts. At present, technological progress makes it easier for scientists and historians to study and research in this area, because even in the XX century new details of those years, in particular this trial, are being discovered, thanks to which it is possible to assess the cause-and-effect relationships of various phenomena and processes of Church councils of the IX century in a different way. Summing up the sources studied on the topic, we can say that the corpse synod is, perhaps, an event that embodies everything that was happening around the throne of St. Peter during the total crisis of the Roman Church. In the hands of various ruling dynasties, it became a bargaining chip, a machine for destroying competitors, undesirable people and opinions. Although it was these terrible times that made it possible to form the Holy Roman Empire. Throughout history, we see similar horrific events, which often have a religious basis. Church laws, decisions of hierarchs, protection of morality, morality-all this can justify the violation of human freedom. And this applies not only to the Middle Ages and in our time, religion is becoming in the hands of people – a banal Roman "fascia", an attribute of power and a symbol of punishing justice. Such people are ready to commit the most inhumane acts for their own benefit, while hiding behind the most diverse and good goals.
Keywords:
papacy, Pope, Synodus Horrenda, Cadaver Synod, council, Cadaver Trial, Christianity,
Pope Formosus, Guidonides, Arnulf, Stephen VI, Medieval, Rome, Italy
INTRODUCTION
The Cadaver Synod is the name of one of the church courts of 897, at which the dead body of Pope Formosus was condemned.
The relevance of the topic is justified by the fact that the study of Christianity of the Middle Ages is important in the formation of the current generation of believers and the clergy of the Church. The history of the decline of the institution of the papacy gives information about the cruelty of those people, in particular clerics, who, being in the eternal pursuit of power and the usurpation of human resources and minds, were ready for the most inhuman and unthinkable acts. At present, technological progress makes it easier for scientists and historians to study and research in this area, because even in the XX century new details of those years, in particular this trial, are being discovered, thanks to which it is possible to assess the cause-and-effect relationships of various phenomena and processes of Church councils of the IX century in a different way.
The object of the study is the stories of people, their motivation and actions, thanks to which such a terrifying event could happen in the history of mankind, although not the most cruel and terrible, as well as what this event influenced the history of the papacy in the future.
The purpose of this work is to study and analyze the history of the Cadaver Synod. Give a conclusion about its background and consequences. To do this, it is important to solve a number of tasks that require careful consideration, namely:
- to study the background of the Cadaver Synod;
- describe the political situation of the Middle Ages;
- to establish the reasons for the convocation of this synod;
- describe the course of the court itself, its charges and decisions;
- to analyze the further history of the events of the papacy related to this court.
THE BACKSTORY OF THE CADAVER SYNOD (SYNODUS HORRENDA)
Before talking about the trial of Pope Formosus himself (Fig. 1 [17]), its "features" and resolutions, it is worth considering the background and political picture of those years, which will help build a consistent picture of this extraordinary event. Moreover, many people place accents when describing this incident not in the way that is customary in the methodology of historical science since the twentieth century.
In the IX-X centuries, the entire institution of the papacy was experiencing a severe crisis. He lost any power and became a "puppet" in the hands of various influential groups, in particular the counts of Tusculum and Benevento, various Neopolitan families and other feudal houses. Some of them were constantly on the side of the still existing kings of Italy, while others were in favor of the emperors of the West, and others were on their own. All these families were jealous of each other and constantly fought for superiority, but they were united by one thing - the desire to usurp the papal throne, on which "their" protege should certainly sit, and especially the margraves of Spoleto from the house of Guidonides wanted this. They played an important role in this whole story.
In just 93 years, 24 pontiffs were changed. On average, each pontificate lasted three to four years. This period, from the middle of the ninth century to the middle of the tenth, is often called the "iron Age of the papacy" [16]. According to Richard P. McBrien, a Catholic priest and professor at the University of Notre Dame in South Bend, this era was "overshadowed by papal corruption (which included the purchase and sale of church posts, nepotism, wasteful lifestyle, extramarital cohabitation, cruelty and even murder) and the influence of German kings and influential Roman families on the papacy" [14]. Eamon Duffy, an Irish professor of the history of Christianity at the University of Cambridge, writes in his book "Saints and Sinners: The History of Popes" that in the Iron Age, the throne of St. Peter becomes a kind of «trophy» for tyrants. The position of pope is a ticket to power and domination, for which people are ready to steal, rape and kill [8]. Such rivalry could not but leave a mark in the history of the Catholic Church. For example, seven pontiffs died violently or under unclear circumstances, including Pope Formosus.
The first pope that was killed was John VIII. He was first poisoned, but since the poison did not act as quickly as expected, he was beaten to death with a blunt object [15]. John X and Leo V were put in prison and killed. And John XII, according to some sources, either died of apoplexy during "love joys", or was killed by the indignant husband of this woman [12]. John XII became pope at the age of 18, and Boniface VI was elected pope after having previously been twice deposed for immorality, and the same Formosus was excommunicated from the church before his election, but then still restored, since his excommunication was not for the sake of maintaining the moral purity of the church, but a political move.
As for the biography of Formosus himself, in 864 he became bishop of Porto, a city in the north of Portugal, at the mouth of the Douro River, which fell under the control of the Moors in 711. In 866, he was sent as a legate to Bulgaria, where Boris I asked Pope Nicholas I to make Formosus Archbishop of Bulgaria. However, Nikolai refused.
After the coronation of Charles II the Bald in 875, Formosus was forced to flee from Rome because in 872 John VIII became pope, who saw Formosus as a competitor and waged a fierce struggle with him. Formosus's fears, as it turned out, were not in vain, since just a few months later in 876 there will be a trial in Santa Maria Rotonda (aka the "Pantheon" in Rome, which in 608 was presented to Pope Boniface IV by the Byzantine Emperor Phocaea and on May 13, 609 it was consecrated as a Christian basilica [11]). At this trial, Formosus was charged. John claimed that he was corrupting the minds of Bulgarians and that he and his associates were trying to take power from the pope. For this, he was excommunicated from the Church. At another council of 878, which held in Troyes, John confirmed the excommunication of Formosus from the church. This quarrel with Pope John that will form the basis of the accusations brought against him at the Cadaver Synod. When John VIII himself died in 882, Pope Martin I rehabilitated Formosus, and gave him a bishop’s title of Porto again. And on October 6, 891, Formosus became the new pontiff.
At this time, the very counts of Spoleto enter the arena. In 892, pope had to crown the son of Guido III of Spoleto, Lambert, as Emperor of the West. He was still very young, but Guido, who in turn was crowned by John VIII, took care of the issue of transferring his title in advance, so Lambert was co-ruler at that time. The increase in the influence and power of this family was so much disliked by Formosus that he called to Rome the ruler of the eastern state of the Franks, Arnulf of Carinthia, who claimed the throne of Italy. The pontiff persuaded him to start a war with the Margraves of Spoleto.
Guido had to hide in Pavia, but Arnulf captured the less protected cities and advanced to Guido. It seemed that Formosus's plan to overthrow the ruling family was successful, but Arnulf, having suffered heavy losses and reached Piacenza, and retreat due to the uprising of Rudolf of Burgundy. On December 12, 894, while trying to mobilize his supporters in Lombardy, Guido suddenly died. Arnulf's rival-Berengar of Friuli and the young Lambert united to fight back against the Carolingian.
Arnulf crossed the Alps and stormed Rome, which was defended by Guido's widow, Agiltruda, and now Pope Formosus is crowning Arnulf on February 22, 896. But because of a serious illness that began during the fighting, he was forced to return to Germany, where he died after three years, and Louis IV the Child will become the ruler of the East Frankish Kingdom until 911 [1]. Formosus outsmarted himself, left alone with his numerous enemies. Moreover, immediately after the coronation of Arnulf in 896, he died. He was buried in St. Peter's Basilica. At the end of the year, Lambert, Ageltruda and Guido IV were able to expel the Germans from Rome, and Pope Boniface VI became the successor to the throne of St. Peter, who died two weeks later. These events are described in detail by the medieval Italian diplomat, historian and writer, Liutprand of Cremona. Soon Lambert and his mother returned to Rome, and Stephen VI became pope, who convened the Cadaver Synod in the beginning of 897.
The traditional point of view on the reason for the convocation of this synod is the revenge of the Guidonids on Formosus for the betrayal and the call of Arnulf to war. Having annulled the papal decrees, Lambert could re-assert his rights to the imperial crown, and at the same time take revenge on Formosus, at least posthumously [5].
However, Girolamo Arnaldi claimed that Formosus did not pursue an exclusively pro-Carolingian policy and that he even had friendly relations with Lambert in 895. Guido IV, Lambert's cousin, played a key role in this process [3]. Joseph Duhr, who in 1932 claimed that Lambert was present at the Council of Ravenna convened by Pope John IX in 898, which will be discussed later, confirms this theory. It was on him that the decisions of the Cadaver Synod would be canceled, and according to the written protocol of the court, Lambert actively supported the idea of annulling these decisions and wanted to rehabilitate him [7].
Therefore, it is difficult to say because of whom the Cadaver Synod was convened, but against the background of all that was happening at that time, his occurrence is not surprising.
THE CADAVER SYNOD
Anyway, under pressure from either Lambert, or Guido, or someone else, Pope Stephen VI decided to exhume the body of Formosus and hold a trial over him.
Here it is worth digressing a little from the narrative and mentioning that in fact, the concept of "Posthumous execution" is a traditional ritual, and examples of which can be found throughout the history of mankind, in various places of the globe. The only thing that may differ is the reason. Either this is done from a religious point of view, that is, in order, for example, to create an obstacle to the further resurrection of a person, or to mock the person himself, or the reason may be of a legal nature, namely to execute the sentence if the criminal has already died.
Here are just some examples. The body of Harold I, king of the Anglo-Saxons, who died in 1040, was thrown into a pen with animals by decree of his half-brother [13]. Simon de Montfort, died of wounds received at the Battle of Evesham in 1265, and his corpse was beheaded, castrated and quartered by the knights of Henry III of England. The head was sent as a gift to his wife, the legs and arms to his allies [10]. John Wycliffe, an English scholastic philosopher, theologian, Bible translator, reformer, priest and professor of the seminary of the University of Oxford, who died in 1384, was burned as a heretic by decree of Pope Martin V forty-five years after his death, and his ashes were poured into the Swift River [6]. For example the story of General Gracia Jacques, a supporter of Francois Duvalier, whose body was exhumed and ritually beaten to death in 1986 [4]. Therefore, this Synod is a very terrible event in the Catholic Church, but in world history this court is only one of many manifestations of human cruelty and recklessness.
Thus, at the beginning of 897, the body of the pope, who had died more than six months ago, was removed from the grave, and in vestments was brought to the court session, which unfolded in the Lateran Basilica (St. John Lateran). Although his name in Latin means "beautiful, elegant [17]" but Formosus did not appear in his best «form» at the trial. Since the corpse could not explain anything about the essence of the charges, the deacon, hiding behind the throne, answered for the deceased, imitating his voice. Unfortunately, the transcript of the trial has not been preserved or has never existed [16].
Formosus was charged with the accusations that John VIII had made during his lifetime for his excommunication. These are perjury, striving for the papacy, violation of church canons, moving from one episcopal see to another, bypassing the ban established by the Council of Nicaea, as well as performing religious sacraments by him, a layman, and most importantly, the wedding of Arnulf to the kingdom during the lifetime of the legitimate emperors Guido and Lambert.
Stephen VI asked the corpse why he usurped the Ecumenical Roman See in the spirit of ambition, and also why he committed perjury and why he tried to fulfill the duties of a bishop as a layman. This accusation may be related to the oath that Formosus allegedly took at the Council of Troyes in 878, although some sources indicate that Formosus was not present at this council [9].
As a result, he was convicted by the court on all counts, his entire pontificate was outlawed. That is, the election of Formosus to the papacy was declared invalid, all his orders were canceled, the fingers with which he gave the papal blessing were cut off. The corpse was stripped of his papal vestments, regalia, and later dressed him in cheap clothes and buried in a common grave for foreigners. Later, cemetery thieves who expected rich profit and dumped into the Tiber River probably dug up his body. Since the coronation of Arnulf by Formosus was declared invalid, Lambert and Guido got rid of many problems with claims to their titles. Thus, it may seem that both the Margrave family and Stephen VI only benefited from the council, because the former regained their rights and titles, and the pope completely denigrated the activities of his predecessor, but in fact their problems only worsened.
CONSEQUENCES
As already mentioned above, such a trial for Stefan turned into new problems. The people of Rome were very indignant at this behavior of the pope, and rumors began to spread about the miracles that were caused by the remains of Formosus’s corpse floating in the river. During the synod itself, the Lateran Church was shaken by an earthquake, and such coincidences are not accidental in the minds of religious people – this is a symbol, a sign that awakened indignation in people towards all opponents of Formosus.
The Roman people rebelled, Lambert returned to Pavia, and in March 897, Duke Guido IV died at the hands of assassins near Rome, whose body was also thrown into a nearby river. Ageltruda, Lambert's mother, went to Benevento, where, on behalf of the emperor, she handed over the administration to her brother Radelchis II [2]. A coup took place, and Stephen VI was deposed, stripped of his magnificent papal clothes, imprisoned and strangled there in August 897.
Three months later, another pope, Theodore II, whose pontificate lasted only 20 days, in November 897, convened a synod that annulled the decrees of Stephen and the Cadaver Synod itself, and completely rehabilitated Formosus. He also ordered that the body of the latter, which was extracted from the Tiber, be reburied in St. Peter's Basilica in papal vestments.
In 898, Pope John IX, who would hold this position for only two years, with the approval of Lambert of Spoleto, also convened a synod in Rome, and then another in Ravenna. Two Synods confirmed the decisions of Theodore II, and again condemned the Cadaver Synod. It was ordered to burn all documents related to him and any future trial of the deceased was prohibited. It is important to note that the council still annulled the coronation of Arnulf and supported Lambert. Therefore, it can be assumed that these new regulations helped Lambert to protect himself from the anger of the people, but at the same time retain his title. However, in August, the rebellion of the Margrave of Tuscany, Adalbert II, broke out, and Lambert had to act against him. He managed to suppress the uprising, but on October 15, Lambert fell off his horse and died while hunting, and with his death, his entire family was interrupted.
It would seem that the history of the Cadaver Synod is exhausted, two pontiffs condemned it, three synods annulled its resolutions, but all this time there was a struggle behind the scenes between supporters and opponents of Formosus. During this time, seven popes have been replaced on the papal throne, many of whom died under unclear circumstances, and Pope Sergius III enters the political arena. He achieved power with the help of the armed support of the Theophylactes, the counts of Tusculum, and he ordered to kill his predecessors Pope Leo V and Antipope Christopher. He was the head of the Roman Church from 904 to 911, and he overturned the decisions of the synods of Theodore II and John IX, calling a synod that confirmed the activities of the Cadaver Synod and condemned Formosus once again. He even installed a laudatory epitaph on the grave of Stephen VI. Sergius considered all the successors of Stephen to be antipopes. These decisions can be justified by the fact that Sergius III took part in the Cadaver Synod itself as a bishop and co-judge [16].
Summing up the above, we can conclude that, although today there is almost a unanimous opinion among scientists and theologians, both inside and outside the Catholic Church, that the Cadaver Synod was illegal and monstrous, that all charges against Formosus have been dropped, and the decisions are invalid, but at the same time the decrees of Sergius III are at the moment the last official statement of the Roman Catholic Church about the legality of the Cadaver Synod [16]. As McBrien notes, it is not for nothing that, “ there was never a pope Formosus II, although Cardinal Pietro Barbo had to be dissuaded from adopting this name in 1464. Instead, he took the name Paul II” [14]. With the reign of Pope Sergius III, one of the most bloodthirsty pontiffs in the history of Catholicism, famous and scandalous period of «pornocracy» begins, which will last sixty years.
CONCLUSION
Summing up all the above, we can say that the Cadaver Synod is, perhaps, an event that embodies everything that was happening around the throne of St. Peter during the total crisis of the Roman Church. In the hands of various ruling dynasties, it became a bargaining chip, a machine for destroying competitors, undesirable people and opinions. Although it was these terrible times that made it possible to form the Holy Roman Empire.
Throughout history, we see similar horrific events, which often carry a religious basis. Church laws, decisions of hierarchs, protection of morality - all this can justify the violation of human freedom. And this applies not only to the Middle Ages, since, even in our time, religion is becoming in the hands of people – a banal Roman "fascia", an attribute of power and a symbol of punishing justice. Such people are ready to commit the most inhumane acts for their own benefit, while hiding behind the most diverse and good goals.
References
- Liutprand Kremonskij. Antapodosis, 2006, Kniga ob Ottone; Otchet o posol'stve v Konstantinopol' / Perevod s lat. i kommentarii I. V. D'yakonova [Antapodosis; A book about Otto; An account of the embassy to Constantinople / Translated from Lat. and comments by I. V. Diakonov]. Мoscow: «SPSL» – «Russkaya panorama», 2006. - 192 s. (In Russ.)
- Fazoli Dzh, 2007, Koroli Italii [The kings of Italy]. St.-Peterburg: Eurasia, 2007. – 288 p. (In Russ.)
- Arnaldi Girolamo, 1951, Papa Formoso e gli imperatori della casa di Spoleto. – Annali della facoltà di lettere e filosofia di Napoli, 1 (1951), P. 85.
- Brooke James, 1986, Times, Special to the New York (9 February 1986). "Haitians Take Out 28 Years Of Anger On Crypt". https://www.nytimes.com/1986/02/09/world/haitians-take-out-28-years-of-anger-on-crypt.html.
- Catholic Encyclopedia: Pope Formosus: https://www.catholic.org/encyclopedia/view.php?id=4783.
- Conti Alessandro, John Wyclif. Stanford Encyclopedia of Philosophy: https://plato.stanford.edu/entries/wyclif/.
- Duhr Joseph, 1932, La concile de Ravenne in 898: la réhabilitation du pape Formose. – Recherches de science religieuse, 22, 1932, P. 546.
- Eamon Duffy, 2002, Saints and Sinners: A History of the Popes. Yale University Press, 2002, P.462. https://archive.org/details/livesofpopesinea11mann
- Hubert Mordek and Gerhard Schmitz, 1978, Papst Johannes VIII und das Konzil von Troyes. – In: Geschichtsschreibung und Geistiges Leben im Mittelalter: Festschrift für Heinz Löwe zum 65. Geburtstag, ed. Karl Hauck and Hubert Mordeck. Cologne. 1978, P. 212. (In German)
- Jones Dan, 2013, The Plantagenets: The Kings Who Made England. London: William Collins, 2013, P. 280.
- MacDonald William L., 1976, The Pantheon: Design, Meaning, and Progeny. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1976. P.18.
- Mann Horace K., 1906, The lives of the popes in the early middle ages. St. Louis, Mo.: B. Herder; [London] : Kegan Paul, Trench, Trubner & Co, 1906. P. 460.
- Mason Emma, Shoemaker Robert Brink, 2004, The House of Godwine: The History of a Dynasty. A&C Black, 2004. Pp. 39-40.
- McBrien Richard P., 1997, Lives of the Popes: The Pontiffs from St. Peter to John Paul II. San Francisco: HarperSan Francisco, 1997. P. 520.
- O'Malley John W., 2009, A History of the Popes: From Peter to the Present, 2009. Government Institutes, P. 79.
- Wilkes Donald E. Jr., 2002, The Cadaver Synod: Strangest Trial in History. Popular Media, 2002. P. 42. https://digitalcommons.law.uga.edu/fac_pm/42.
Information about the author
Alexey L. Samoylovskiy, student of Sretensky Theological Seminary, Moscow, Russian Federation.
Corresponding author
Alexey L. Samoylovskiy, e-mail: alexsamoylovskiy@gmail.com
Наука. Общество. Оборона
2311-1763
Online ISSN
Science. Society. Defense