Владимир Путин:
«Задачи по обеспечению обороноспособности страны могут и должны быть выполнены»
Заседание Военно-промышленной комиссии, посвящённое итогам выполнения гособоронзаказа в 2015 году и развитию ОПК в ближайшем будущем, прошло 12 февраля 2016 года в Набережных Челнах.
Мероприятие было приурочено к визиту Президента Российской Федерации Владимира Путина в Набережные Челны и прошло в дирекции «КАМАЗа», что добавило сюжету интриги. Поясним, что формально «КАМАЗ» давно уже не относится к предприятиям ОПК, более того, старательно от них дистанцируется, желая сохранить выход на европейский рынок в условиях санкций.
Накануне визита главы государства в Набережные Челны Олег Афанасьев, возглавляющий пресс-службу холдинга, в явном виде дал понять журналистам, что ГК«КАМАЗ» не имеет никакого отношения ни к оборонным предприятиям «Завод спецавтомобилей» и «Ремдизель», которые собирался посетить Путин, ни даже к Военно-промышленной комиссии: «У нас проводилось недавно совещание по вопросам ЖКХ и тоже на КАМАЗе – но мы же не имеем формально отношения к ЖКХ».
Впрочем, никого не смутило, что экскурсию по двум не относящимся к «КАМАЗу» предприятиям проводил для Президента именно генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Неудивительно, что Владимир Путин, похоже, оказался не в курсе политики «КАМАЗа». Открывая заседание Военно-промышленной комиссии, Президент отметил, что заседание проходит на одном из индустриальных гигантов России, «активно участвующем в реализации ГОЗ», а также неоднократно приводил «КАМАЗ» в пример другим предприятиям ОПК.
В заседании Военно-промышленной комиссии приняли участие вице-премьер Дмитрий Рогозин, целый ряд министров силового и экономического блока, главы регионов и госкорпораций. Представителям прессы оказались доступны только выступления Владимира Путина и Дмитрия Рогозина, оставшаяся часть заседания в течение нескольких часов проходила за закрытыми дверьми.
Владимир Путин сообщил, что ситуация с выполнением ГОЗ неуклонно улучшается. Гособоронзаказ, как и в предыдущие годы, не выполнен, но показатели выглядят более позитивно: если в 2013 году гособоронзаказ был выполнен на 93%, в 2014 году – на 96%, то в 2015 году – на целых 97 процентов! Доля невыполненных заданий по линии Минобороны упала до 4%, а органы безопасности и Росатом вообще выполнили ГОЗ полностью. В этой связи Президент поблагодарил работников ОПК за эффективный труд на ниве обеспечения национальной безопасности.
Переоснащение российских войск новыми образцами вооружения и техники также идёт по плану: в 2015 году показатель составил 30%, к 2020 году он должен достичь 70%. В этой связи, напомнил Путин, нужно будет проработать новую Госпрограмму вооружения на 2018-2025 годы.
Президент дал понять, что понимает сложность ситуации, в которой оказались предприятия российской оборонки в связи с небезграничностью «бюджетных возможностей» страны, а также вследствие «разрыва международных кооперационных связей». «Но, как мы видим здесь, на «КамАЗе», это убедительно нам коллеги сегодня продемонстрировали, эти трудности являются временными и преодолеваются, если целенаправленно работать по преодолению», – привёл позитивный пример Владимир Путин и подчеркнул, что никакие сложности не могут быть основанием для невыполнения поставленных задач.
«Все задачи по обеспечению обороноспособности и национальной безопасности, стоящие перед государством и оборонно-промышленным комплексом, могут и должны быть выполнены, в том числе за счёт оптимизации внутренних процедур», – сказал глава государства.
Оптимизировать внутренние процедуры с 2016 года станет легче. Как напомнил Владимир Путин, вступившие в силу с 01.09.2015 новые требования по использованию бюджетных средств на цели ГОЗ означают, что все расчёты с помощью этих средств будут вестись на специально открытых счетах в уполномоченных банках, т.е. эти деньги принципиально невозможно будет использовать нецелевым образом.
Путин обозначил необходимость укрепления бюджетной дисциплины, совершенствования инструментов взаимодействия исполнителей и заказчиков в рамках ГОЗ и «сохранения ритмичности» выполнения оборонного заказа за счёт чуткого контроля и оперативного законодательного регулирования.
Особо глава государства попросил «внимательно смотреть на проблему и менять ситуацию», сложившуюся с дебиторской задолженностью в ОПК, объём которой «превысил все здравые параметры».
Отдельно Владимир Путин остановился на вопросе развития предприятий оборонно-промышленного комплекса в Крыму. По его словам, в ОПК Севастополя и Крыма входит 21 компания, две трети из которых относятся к судостроению. По мнению Президента, пора серьёзно заняться этими предприятиями: оценить перспективу, пересмотреть и расширить номенклатуру производимой продукции, повысить эффективность, совершенствовать качество.
С 2016 года в рамках государственной программы развития ОПК будет начато финансирование модернизации крымской оборонки: на переоснащение производства и соответствующую переподготовку специалистов и на обеспечение предприятиям Крыма загрузки не только в рамках ГОЗ, но и по линии производства гражданской продукции.
«Кстати, в целом как смотрится по финансированию?» – поинтересовался глава государства у Рогозина. Точной цифры у вице-премьера не оказалось, поэтому он сообщил, что «раньше не было вообще», а теперь финансирование выросло в десятки раз. Точные данные сообщил заместитель Рогозина Олег Бочкарёв: в модернизацию оборонных предприятий Крыма до 2020 года будет вложено 10 миллиардов рублей. «Хорошо», – одобрил Владимир Путин, напомнив, что за обеспечением этого финансирования нужно «внимательным образом следить».
По мнению Президента, в Крыму «перспективы хорошие, люди хорошие». Нужно только заняться переподготовкой кадров, наладить кооперацию крымских компаний с другими российскими предприятиями и «улучшить корпоративное управление».
Доклад вице-премьера Дмитрия Рогозина был посвящён формированию в России института генеральных конструкторов. По словам Рогозина, процесс идёт строго в соответствии с президентским указом. Напомним, что указ о генеральных конструкторах, которые возглавят научные разработки ключевых систем вооружений, был подписан Владимиром Путиным в январе 2015 года. Весной 2015 года Путин утвердил пятерых генеральных конструкторов, в сентябре – ещё шесть кандидатур. Всего предполагалось утвердить около 21 человека согласно количеству утверждённых Военно-промышленной комиссией направлений разработки. С января 2016 года 19 генеральных конструкторов приступили к работе и даже частично утвердили на коллегии ВПК системные планы.
Однако возникло непредвиденное препятствие: номенклатура продукции, относящаяся к разработке вооружений и военной техники для сухопутных войск, столь широка, что оказалось нереальным найти человека, который мог бы возглавить разработку по всем этим направлениям. Поэтому Дмитрий Рогозин предложил руководство разработкой для сухопутных войск поручить не одному человеку, а целому Совету главных конструкторов, который в ближайшее время будет создан и представлен Президенту.
Обнаружилась и ещё одна, выражаясь языком Рогозина, коллизия: согласно предложенной ранее схеме, генеральный конструктор по статусу является замдиректора корпорации или предприятия, а направление исследований и разработки, которое он должен возглавлять, охватывает деятельность множества предприятий и структур. По данным вице-премьера, сегодня в России разработками для ОПК занимаются более 170 НИИ, относящихся к различным ведомствам. В каждой отрасли действуют научно-технические советы, деятельность которых между отраслями никак не координируется.
Всего в таких НИИ трудятся около 55 тысяч инженеров и учёных. Рогозин предложил следующее: создать «центральные головные институты» в соответствии с 21 направлением стратегически важных разработок и поручить этим институтам координацию деятельности всех существующих 170 НИИ – независимо от того, к какой отрасли они относятся и какому ведомству подчиняются. Тогда генеральные конструкторы смогут возглавить уже именно то, что и должны: межотраслевые, межведомственные научно-технические советы. Кроме того, генеральные конструкторы станут основой научно-технического совета Военно-промышленной комиссии РФ.
Проект соответствующего президентского решения Дмитрий Рогозин пообещал представить главе государства уже в марте текущего года.
Сразу по окончании заседания Рогозин написал в твиттере, что генеральные конструкторы станут заказчиками фундаментальных научных исследований по линии РАН. «Таким образом, выстраивается жёсткая архитектура научно-технического сопровождения работ по созданию перспективных систем вооружения», – пояснил вице-премьер в следующем твите.
Комментарий profiok.com
Проблема отсутствия финансовой дисциплины присуща не только предприятиям отечественного оборонно-промышленного комплекса. Ещё в январе выяснилось, что в общей сложности ведомства, имеющие «закрытые» статьи бюджетных расходов, недоосвоили около 850 миллиардов рублей.
Счётная палата по итогам 2015 года сообщила о предварительной оценке неэффективно израсходованных средств в 400 миллиардов рублей.
За день до заседания Военно-промышленной комиссии, 11 февраля, Дмитрий Медведев провёл совещание о повышении эффективности бюджетных расходов. Российский премьер охарактеризовал распределение бюджетных ассигнований в конце года как «безобразие», а ситуацию с ростом дебиторской задолженности – «очень серьёзной проблемой». Заключив, что имеет дело с недостаточным качеством бюджетного планирования и «элементарной финансовой дисциплиной», глава кабмина призвал не обвинять во всём министерство финансов: виноваты все кто «месяцами туда-обратно гоняет бумажки».
«В последнее время принято считать, что юристов, экономистов, управленцев в стране переизбыток. К сожалению, это не совсем так: грамотных экономистов, опытных менеджеров, готовых руководить не только отлаженными ранее процессами, но и управлять изменениями в экономически непростой ситуации, катастрофически не хватает на всех уровнях – от предприятия до руководства страны, – считает заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Система управления страной держится на одном человеке – Владимире Путине. Взять хотя бы его визит в Набережные Челны 12 февраля. Кроме заседания Военно-промышленной комиссии, надо сказать, очень серьёзного, глава государства выступил с ободряющей речью перед коллективом «КАМАЗа», находящегося сейчас в не самом простом положении, посетил два оборонных предприятия, дистанционно запустил комплекс «Аммоний» и посетил детский технопарк. Наш Президент вынужден выполнять одновременно представительские функции, быть одновременно верховным главнокомандующим, юристом, экономистом и даже психотерапевтом, лично и глубоко вникать в проблемы, требующие немедленного решения, независимо от масштаба этих проблем. Такая система управления в принципе не может быть эффективной. Условия, в которых в последние годы жила наша страна, изменились. Управлению придётся учиться заново – всем и на всех уровнях. В том числе, руководителям предприятий ОПК, которым предстоит решать жизненно важные для страны задачи в принципиально новых условиях».
Фото: пресс-служба Президента РФ, пресс-служба Правительства РФ, пресс-служба ЦЭРС.