Международное сотрудничество в преследовании преступлений геноцида
Эффективное сотрудничество в преследовании преступлений за пределами национальных границ во времена глобализации более важно, чем когда-либо
Россия и Германия сотрудничают по делам о геноциде в Великую Отечественную войну
Новое расследование в ФРГ военных преступлений в Ейске и на Новгородчине в годы Великой Отечественной войны не исключено, заявил в интервью РИА Новости старший прокурор, заместитель главы центрального управления по расследованию преступлений национал-социализма в Людвигсбурге Томас Вилл.
«Мы в настоящий момент сравниваем старые и новые данные, в том числе в отношении возможных преступников. Если это приведет к конкретной информации о, возможно, еще живущих преступниках, мы начнем предварительное расследование (по обоим делам. – РИА Новости)», – рассказал прокурор.
Ранее агентство РИА Новости обратилось с запросом в центральное управление по расследованию преступлений национал-социализма в Людвигсбурге, которое занимается розыском и анализом информации о нацистских преступлениях в Германии и по всему миру. Речь шла о причастности граждан Германии и Латвии к военным преступлениям на территории Новгородской области в 1941-1943 годах, а также к военным преступлениям в 1942 году против детей-сирот в городе Ейске.
В итоге при помощи сотрудников центрального управления в Людвигсбурге удалось получить дополнительную информацию и установить личности двух из 19 карателей, которые, по данным РФ, причастны к военным преступлениям на территории Новгородской области в годы Великой Отечественной войны.
– Вы расследуете дело о военных преступлениях, совершенных в Новгородской области в селе Жестяная Горка в 1941-1943 годах? Вы расследуете дело о военном преступлении, совершенном в 1942 году против детей-сирот в городе Ейске? Есть ли планы начать такое расследование?
– Не в последнюю очередь благодаря запросам РИА Новости мы узнали, что в Российской Федерации продолжаются расследования действий подразделения группы развертывания СД (вспомогательная полиция при службе безопасности рейхсфюрера СС, обвиняется в массовых убийствах гражданских лиц на территории Европы и СССР) в Жестяной Горке и Ейске. Во время моей последней командировки в ноябре я просмотрел документы в этой связи в Государственном архиве Российской Федерации. Действия данной группы развертывания уже были предметом обширных расследований в прошлом. В частности, тщательно расследовалось убийство детей в Ейске. Теперь нужно сравнить, есть ли новые факты о преступниках.
– Проводит ли управление проверку по обоим делам по факту военных преступлений в Жестяной Горке и Ейске? Это официальное расследование или предварительная проверка? Что должно быть предпринято для начала официального расследования?
– Да, мы вновь занимаемся обоими преступлениями. Как уже говорилось, мы в настоящий момент сравниваем старые и новые данные, в том числе в отношении возможных преступников. Если это приведет к конкретной информации о еще живущих, возможно, преступниках, мы начнем предварительное расследование.
– О каких новых сведениях по преступлениям в обоих случаях идет речь, если вы сказали, что оба дела были ранее тщательно расследованы, особенно зверства в Ейске?
– Имена возможных преступников обычно передаются фонетически, поэтому трудно – без правильного написания и даты рождения – даже идентифицировать таким образом обозначенное лицо. Как правило, преступники, которые раньше были офицерами, принадлежат к старшим возрастным группам, и на сегодняшний день они уже мертвы. Прежде всего теперь необходимо проверить, есть ли сведения в отношении более молодых лиц. Сами преступления были исторически доказаны, их ход, в принципе, уже установлен.
– Вы заявили, что есть контакты между службами в вопросе правовой помощи — идет ли речь о расследовании по обоим случаям? Или речь о других вопросах — тогда о каких?
– Инициировано сотрудничество с целью обмена сведениями; пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что мы принципиально не предоставляем никакой информации об иных формах правовой помощи между государствами.
– С 1 января 2020 года в России вступят в силу международные соглашения, которые позволят российской стороне создать совместные следственные группы для расследования уголовных дел, также связанные с преступлениями времен Второй мировой войны. Может ли центральное управление в Людвигсбурге образовать такую следственную группу с Российской Федерацией? Какие ведомства Германии могут там работать? Как вы думаете, какие страны хотели бы присоединиться к этой работе?
– Эффективное сотрудничество в преследовании преступлений за пределами национальных границ во времена глобализации сейчас более важно, чем когда-либо. Конечно, мы также приветствуем расширение сотрудничества в расследовании преступлений национал-социализма и готовы к этому. Нужно посмотреть, в какой форме это может происходить, будь то прямое общение между центральным управлением и госпрокуратурой, опосредованное – через Интерпол и соответствующие органы полиции или любым другим способом. Я не могу сказать, какие страны в конечном итоге могут быть привлечены к этому.
– Верховный суд Канады в декабре отклонил апелляцию 95-летнего Хельмута Оберландера, гражданство которого было объявлено недействительным, поскольку он служил в эскадроне смерти на Кубани в период Второй мировой войны. Теперь ему грозит депортация. У вас есть информация о преступлениях, совершенных Оберландером? Может ли Германия запросить экстрадицию? Есть ли причины проводить расследование по этому делу?
– Нам известно о деле Гельмута Оберландера. Теперь он, очевидно, навсегда утратил свое канадское гражданство. Здесь следует проводить различие между отказом в гражданстве из-за неверной информации в иммиграционных документах как в данном случае – неуказание членства в подразделении группы развертывания СД и доказанность в причастности к убийствам, совершенных этим подразделением. Мы приняли к сведению недавнее решение канадского суда и проверим, имеются ли новые доказательства или следственные подходы. Только в этом случае есть основания думать в направлении экстрадиции для проведения уголовного производства с целью осуждения.
– Время от времени сегодня звучат сочувственные заявления по отношению к бывшим нацистским преступникам. Как вы думаете, нацистские преступники действительно могут быть бывшими, особенно если они даже не были наказаны? Есть ли срок давности?
– В Германии нет срока давности по убийствам и не существует абсолютного возрастного ограничения, то есть возраста, достигнув которого, люди больше не могут быть преследуемы за такие действия. Уголовное преследование за убийства является обязательной задачей судебной власти и останется таковым, пока преступники еще живы. Мое ведомство будет продолжать работу как орган предварительного следствия. Это также было отражено в заявлениях политиков (ФРГ. — РИА).
– Существуют ли в Германии юридические ограничения на преследование пожилых нацистских преступников? Можете ли вы сообщить о ситуации, когда вы не смогли привлечь к ответственности бывших нацистских преступников из-за возрастных ограничений?
– Уголовное преследование заканчивается, когда обвиняемый по причинам физической или психической слабости не может предстать перед судом. Это может иметь место в любом возрасте и должно быть проверено отдельно и тщательно в каждом случае. Так, например, земельный суд Мюнстера прекратил по данным основаниям дело против 95-летнего охранника из концентрационного лагеря Штуттхоф в конце марта этого года.
Сетевое издание «Наука. Общество. Оборона» ранее уже публиковало информацию о том, что в мае 2019 года Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье о геноциде в Новгородской области. Расследование касается событий 1941-1943 годов в деревне Жестяная Горка и селе Черное. Каратели уничтожили там тысячи мирных жителей, останки которых были захоронены в траншеях и котлованах. Специалисты эксгумировали пока около 500 останков. Руководитель отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по области Сергей Килессо в беседе с РИА Новости допустил, что некоторые палачи все еще могут быть в живых. Он назвал основной задачей следствия «установить преступников, потерпевших, их родственников». Сергей Килессо предполагает, что в захоронениях покоятся останки порядка 5 тысяч человек.
Из акта Чрезвычайной Государственной комиссии об эксгумации трупов расстрелянных граждан у деревень Жестяная Горка и Черная, 15-16 ноября 1947 года:
«В ямах-могилах у дер. Жестяная Горка зарыто не менее 2600 трупов и в ямах-могилах у дер. Черная зарыто не менее 1100 трупов... Смерть граждан в количестве трех тысяч семисот человек, трупы которых обнаружены в ямах-могилах около дер. Жестяная Горка и дер. Черная, НАСИЛЬСТВЕННАЯ и последовала от полученных ими тяжких смертельных телесных повреждений – сквозных огнестрельных пулевых ранений головы, шеи, груди, повреждений головы тупыми тяжелыми предметами и остро режущим и рубящим оружием, а также переломом реберных дуг, часто множественных, причиненных какими-то тупыми предметами... Найденные повреждения и, в частности, пулевые, как боевую травму следует исключить. Расположение входных пулевых отверстий в громадном большинстве случаев на затылочной части головы указывает на специальные выстрелы –расстрелы... Множественные переломы реберных дуг позволяют заключить о том, что этим лицам повреждения причинены какими-то тупыми предметами в виде сильных коротких ударов, как-то: ногами, обутыми в твердый сапог, ударом приклада и т.п... На большом количестве трупов найденные повреждения костей с ровными краями указывают на причинение их какими-то рубящими предметами – тесак, шашка, штык винтовки и т.д.».
В октябре 2019 года управление ФСБ по Краснодарскому краю впервые обнародовало документы, которые раскрывают детали гибели воспитанников детского дома в Ейске. В 1942 году, когда город был оккупирован немецко-фашистскими войсками, около 300 детей были зверски убиты: закопали живьем либо отравлены выхлопными газами в кузовах грузовиков. В документах обозначены их фамилии, даты рождения, места прибытия и национальности. Тридцатого октября СК России сообщил о том, что по факту убийства воспитанников Ейского детского дома в 1942 году возбуждено уголовное дело по статье "геноцид".
В начале Великой Отечественной войны в Ейск из Симферополя был эвакуирован детский дом – около 300 детей и воспитателей. В конце лета 1942 года город Ейск был оккупирован и каратели уничтожили тысячи мирных жителей, останки которых захоронены в траншеях и котлованах. Фашистские каратели погрузили детей в несколько машин, через 15 минут они были зверски убиты: закопаны живьем либо отравлены выхлопными газами в кузовах грузовиков. На машинописных и рукописных листах зафиксированы свидетельства экспертов, которые занимались расследованием дела, а также показания свидетелей тех страшных событий.
В акте следует описание вскрытия могилы:
«Когда была разрыта могила, эта страшная картина представилась нашим глазам. Все дети лежали беспорядочно, многие, прощаясь, были обняты друг с другом, некоторые мальчики и девочки держали в руках свои костыли. При тщательном осмотре нами не было обнаружено каких-либо следов огнестрельных ран или увечий, все кости черепа были целы. Все это еще раз подтвердило, что дети были закопаны живьем», – говорится в документе.
В акте четко, без доли сомнения, обозначено, что детей не убивали перед захоронением, что все воспитанники детского дома к моменту разгрузки машин были живы.
Следователи допускают, что некоторые палачи все еще могут быть в живых. Основная задача следствия «установить преступников, потерпевших, их родственников.
Материалы Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР (ЧГК), хранящиеся в Государственном архиве РФ, продолжают оставаться востребованными.
Нужно ли сегодня проводить расследование преступлений, если никого из палачей уже нет в живых? Во-первых, возможно, что кто-то и жив. Продолжающееся расследование, возможно, заставит Запад вернуться к вопросу о выдаче нацистских преступников, ответственных за массовые убийства, если кто-то из них, конечно, ещё здравствует. Как показывает практика, изверги из числа гитлеровских пособников отчаянно цепляются за собственную жизнь.
Но важнее знать и помнить, что творили гитлеровцы и их пособники на оккупированных советских территориях.
Сегодня в некоторых странах палачей возводят в ранг национальных героев, любят порассуждать о «тождественности» СССР и третьего рейха, об «одинаковой вине» Сталина и Гитлера в начале Второй мировой войны. Отвечать на подобные попытки переписывания истории надо с фактами в руках. Ради памяти тех, кто стал жертвой нацистских нелюдей, и ради того, чтобы те чудовищные преступления не повторились.
Источники:
Томас Вилл: Россия и Германия сотрудничают по делам о геноциде в войну. – РИА Новости, 23.12.2019.
Прокурор не исключил нового следствия по преступлениям нацистов в СССР. – РИА Новости, 23.12.2019.
В Германии выяснят судьбу карателей, виновных в геноциде во время ВОВ. – РИА Новости, 23.12.2019.
Забвению не подлежит. – Государственный архив Российской Федерации, 24.12.2019.