Значение и особенности патриотического воспитания в современном российском обществе
Significance and particular qualities of patriotic education in the Modern Russian Society
DOI: 10.24411/2311-1763-2017-00017
Аннотация. В представленной работе анализируются особенности патриотического воспитания в современной России. Проблема рассматривается в контексте перемен, произошедших в обществе на протяжении нескольких десятилетий. Приводится современная трактовка патриотизма, характеризуются особенности системы ценностей подрастающего поколения и проблемы, связанные с его патриотическим воспитанием, а также описываются методы последнего.
Ключевые слова: Россия, патриотизм, патриотическое воспитание, политическая культура, молодежь.
Summury. In the presented work features of patriotic education in modern Russia are analyzed. The problem is considered in the context of the changes which have happened in society for several decades. The modern interpretation of patriotism is given, the features of system of values of younger generation and a problem connected with his patriotic education are characterized and also methods of the last are described.
Keywords: Russia, patriotism, patriotic education, political culture, youth.
Изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества в последние десятилетия поставили на повестку дня ряд актуальных стратегических задач, к каковым относится воспитание патриотизма в первую очередь у молодого поколения россиян.
Патриотизм можно рассматривать как движущую силу, обеспечивающую единство, величие и могущество государства, поступательное развитие общества и личности гражданина [1]. Не следует упускать из виду и то обстоятельство, что патриотизм определяет характер политической культуры [2]. Роль и значение патриотизма возрастают во время кризисных явлений, таких как войны, социальные конфликты, стихийные бедствия. В такие периоды проявляется особая жертвенность во имя своей Родины и ее народа [3].
Сегодня проблема патриотизма рассматривается в контексте национальной безопасности России [4]. Патриотизм является предпосылкой для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз, динамичного развития и превращения нашей страны в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.
По данным социологических опросов доля граждан России, считающих себя патриотами, в 2015 году составила 78% [5, с. 45]. При этом современное понимание патриотизма включает активное участие всех граждан в общественных процессах, активизацию роли общества в делах государства, уважение к традициям и культурному наследию. Вышесказанное объясняет тот факт, что в России на государственном уровне уделяется столь серьезное внимание задаче совершенствования патриотического воспитания населения, в первую очередь ‒ молодежи [6].
Одной из основных проблем, которые возникают в процессе патриотического воспитания современной российской молодежи, является изменение ее ценностных ориентиров. Указанная проблема возникла главным образом из-за того, что в 90-е годы ХХ в., вследствие проведения курса, связанного с «новым политическим мышлением», и внедрения «либеральных» ценностей произошла утеря патриотических ориентиров. Ценности и приоритеты молодежи сдвинувшись в сторону прагматизма и индивидуализма. Многие представители подрастающего поколения оказались ориентированными в первую очередь на удовлетворение собственных потребностей. Значительно ослабло воспитательное воздействие на формирование патриотических качеств личности молодых граждан таких социальных институтов как культура, искусство, образование и семья. «Формирование современной личности происходит в условиях информационного прессинга средств массовой информации. Визуальные образы, создаваемые телевизионными каналами, различными компьютерными сайтами, а также в виде разнообразной, в большинстве своём низкосортной, видеопродукции, заменили передачу культурного наследия из рук в руки от старшего поколения, младшему, через произведения искусства, книги» [7].
В результате молодому поколению присуще прагматичное отношение к жизни, стремление в первую очередь достичь материальных благ и высокого социального статуса. Это сопровождается потребительским или равнодушным отношением к культуре.
В связи с этим перед системой образования и педагогической наукой встает задача формирования патриотических ценностей молодежи, поиска и внедрения в практику новых методов и средств к их развитию у подрастающего поколения. Серьезным плюсом может считаться то обстоятельство, что цели и задачи патриотического воспитания нашли отражение в трудах А. Н. Радищева, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, А. Макаренко и В. Сухомлинского.
К мероприятиям, направленным на патриотическое воспитание молодежи, следует отнести:
- посещение выставок, музеев и художественных галерей;
- благоустройство памятников истории и культуры;
- беседы и лекции на тему патриотизма;
- спортивные игры.
В процессе патриотического воспитания молодежи должны быть использованы различные педагогические средства, выступающие во взаимосвязи и усиливающие друг друга. Например, общеобразовательные школы, взаимодействуя с музеями, школами искусств и домами культуры в рамках программ по патриотическому воспитанию, приобщают молодежь к культурному и историческому наследию своей страны.
В задачу высших учебных заведений входит не только подготовка специалистов определенного профиля, но и формирование личности гражданина и патриота. Для воспитания патриотизма решающее значение имеют общественно полезные дела. Несмотря на отмеченные выше негативные явления, современное студенчество принимает активное участие в различных региональных проектах патриотической направленности, волонтерской деятельности, а также праздничных мероприятиях, посвящённых знаменательным историческим событиям, фестивалях патриотической песни. Другим важным направлением работы по праву считается изучение студентами героического дел предков, защищавших родную землю.
Важное значение имеет военно-патриотическое воспитание юношей как будущих защитников Отечества. В рамках данного направления у представителей подрастающего поколения формируются такие качества, как смелость, твердость характера и физическая выносливость. Наличие указанных качеств необходимо не только для тех, кто выполняет свой долг перед Родиной в рядах вооруженных сил, но и для представителей целого ряда гражданских профессий.
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что патриотическое воспитание в современной России обеспечивает подготовку молодого поколения к предстоящему жизненному пути. Благодаря ему люди, живущие в стране, становятся ее гражданами в полном смысле этого слова. Именно личности с ярко выраженной гражданской и патриотической позицией способны обеспечить достойное будущее нашего Отечества.
Список литературы и источников
- Серебрянников В. В. О патриотизме как объекте науки. - Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба Ассоциации «Мегапир». М.: Книга и бизнес, 2003. 175 с. С. 74
- Никитин В. Ю. Патриотизм в процессе формирования политической культуры. – Наука. Общество. Оборона. 2017. № 1 (10) URL: https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2017-1-10/article-0098/ (дата обращения: 10.032017).
- Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Массовый героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны как количественный признак патриотизма (исходные компоненты и общая проблематика). – Наука. Общество. Оборона. 2017. № 1 (10). URL: https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2017-1-10/article-0097/ (дата обращения: 14.03.2017).
- Абрамов А. В. Проблема патриотизма в контексте национальной безопасности России. ‒ Наука и образование. 2015. Ноябрь. URL: http://www.journal-nio.com/index. (дата обращения: 15.03.2017)
- Санина А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России. - Социологические исследования. 2016. № 5. С. 44-53
- Русинова М. М. Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи. - Концепт. 2015. Спецвыпуск № 04. URL: http://e-koncept.ru/2015/75078.htm (дата обращения: 15.032017).
- Вараксин В. Н. Защита развивающейся личности в условиях тотального информационного прессинга. - Известия ТРТУ. Тематический выпуск. Гуманитарные науки в современном мире. Таганрог, 2006. No2 (57). С. 108–113.