Печалова Лариса Викторовна,
кандидат исторических наук,
Ставропольский строительный техникум,
методист
Россия, г. Ставрополь
E-mail: 254896@mail.ru
Pechalova Larisa Viktorovna,
Candidate of Historical Sciences,
Stavropol Construction College,
Methodist
Russia, Stavropol
E-mail: 254896@mail.ru
Кооперативно-колхозная собственность в конституционном законодательстве России: историко-правовой аспект
Cooperative and collective farm property in the constitutional legislation of Russia: historical and legal aspect
DOI: 10.24411/2311-1763-2019-10205
Аннотация
В статье представлены отдельные данные исследования сущности кооперативной собственности, как разновидности коллективной собственности в конституционном законодательстве России в годы советской власти. В исследовании рассматриваются подходы к пользованию и распоряжению кооперативно-колхозной собственностью в СССР. Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью истории конституционного законодательства России в сфере экономки. По мнению автора, положительную роль в развитии современного конституционного права России может сыграть изучение исторического опыта реализации основных прав и свобод собственников, и других участников гражданского оборота. Так как от последовательной и эффективной реализации этих прав во многом зависит конституционность в сфере социально-экономических отношений. Статья основана на нормативно-правовых источниках и литературе.
Ключевые слова:
Конституция, экономика, социально-экономические отношения,
права и свободы собственников, формы собственности, частная, государственная, муниципальная, владение, пользование и распоряжение кооперативной собственностью,
СССР, Россия
Summary
The article presents some data of the study of the nature of cooperative property as a kind of collective property in the constitutional legislation of Russia in the years of Soviet power. The study considers approaches to the use and disposal of cooperative-collective-farm property in the USSR. The relevance of the study is determined by the lack of study of the history of the constitutional legislation of Russia in the field of Economics. According to the author, a positive role in the development of the modern constitutional law of Russia can be played by the study of the historical experience of the implementation of the fundamental rights and freedoms of owners and other participants of civil turnover. Since the consistent and effective implementation of these rights largely depends on the constitutionality in the field of socio-economic relations. The article is based on legal sources and literature.
Keywords:
Constitution, economy, social and economic relations,
rights and freedoms of owners, cooperative and collective farm property,
private, state, municipal, possession, use and disposal of cooperative property, USSR, Russia
В 2018 году исполнилось 25 лет Конституции Российской Федерации, 100 лет с принятия первой Конституции.
В России существовало пять редакций Конституции. Они были приняты в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Каждая из них была рассчитана на определенную политическую обстановку в стране, а замена «старой» Конституции на «обновлённую» свидетельствует о значительных изменениях в устройстве государства.
На современном этапе развития России наблюдается рост экономики, основный на конституционных положениях, которые отражают качественную модернизацию российского общества.
Одной из наиболее значимых функций Конституции является экономическая, направленная на всестороннее развитие рыночных отношений. В их основе частная собственность, сочетающаяся с иными формами собственности. Все они в равной степени защищаются законом. Конституция является гарантом свободных предпринимательских взаимоотношений и честной конкуренции [4, с.104].
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения понятия «собственность», как одного из ключевых в своевременной экономике. Собственность является особым, основополагающим общественным отношением. Его стоит рассматривать с разных сторон.
Так, с точки зрения экономистов, собственность – это сложившиеся общественные отношения, возникшие между людьми, направленные на присвоение и хозяйственное использование всего имущества. В юридическом понимании, собственность является совокупностью закреплённых законом норм и правил, направленных на регулирование отношений по поводу распределения (присвоения) экономических благ [2, с. 104].
Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации определяют три формы собственности. Это – частная, государственная и муниципальная.
Кооперативная собственность законодательно определена, как частная коллективная. По мнению автора, на современном этапе развития российского общества значительное внимание необходимо уделить развитию различных видов собственности, поддерживая их законодательно во времени и пространстве.
В собственности, как граждан, так и юридических лиц, может находиться любое имущество, составляющее основу их экономической деятельности. Исключением являются отдельные его виды. В соответствии с принятыми на данный момент российскими законами такие виды имущества не могут принадлежать гражданам, так как они законодательно исключены из оборота или же их оборот ограничен государством. Основой конституционных установлений, направленных на регулирование любых отношений в области экономии, являются основные, гарантированные государством, права и свободы собственников. Это же самое относится и к тем, кто не является собственником, но также участвует в гражданском обороте.
При этом необходимо учитывать, что последовательность и эффективность их воплощения обеспечивается конституционностью в области социально-экономических взаимоотношений.
Также конституционным правом предусмотрен запрет на необоснованные ограничения, включая дискриминационные условия, препятствующие осуществлению основанных социально-экономических прав собственников и иных участников гражданских отношений.
В Конституции Российской Федерации (1993 года) четко установлена гарантия единого для российской территории экономического пространства. Положительную роль в дальнейшем развитии экономических основ конституционного строя России имеет изучение опыта реализации нормативно-правовых актов, оказавших воздействие на экономику страны в определенный исторический период.
Прежде всего, полагаем целесообразным представить некоторые результаты исследования сущности кооперативной собственности, как разновидности коллективной собственности в конституционном законодательстве России в годы советской власти. В исследовании рассматриваются подходы по пользованию кооперативной собственностью в Советском Союзе и распоряжению ею.
Итак, в статье 5 Конституции СССР 1936 года одной из форм социалистической собственности являлась кооперативно-колхозная. Кооперативно-колхозная собственность – это собственность отдельных колхозов и отдельных кооперативных организаций.
Государственная социалистическая собственность и кооперативно-колхозная имели отличие. Если первая являлась всенародной и принадлежала единому хозяину – советскому государству, то вторая – кооперативно-колхозная была формой общественной социалистической собственности. Это значит, что производство велось на основе обобществления средств производства. Условием создания колхоза или кооперативной организации являлось добровольное обобществление собственности.
Для того чтобы стать членом колхоза или кооператива, необходимо было уплатить взнос. Это первичное имущество являлось основой для ведения коллективного хозяйства.
Рассмотрим подробнее, что именно обобществлялось. При вступлении в колхоз обобществлению подлежали средства сельскохозяйственного производства. В статьях Устава сельскохозяйственной артели перечислялось, что именно должно было обобществляться: семенные запасы; рабочий скот; корма; хозяйственные постройки; предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и т. д. [3, ст. 82].
Вступление в потребительский кооператив предполагало внесение денежных средств (пая), то есть обобществлялись деньги.
Промысловая кооперация – это производственные объединения участников трудовых отношений, которые изначально создавались на основе коллективного труда и обобществления всех средств производства. Промкооперация в контексте социалистического государственного строя, собственно говоря, как и остальные виды кооперативов, относилась к социалистической форме хозяйствования. Следовательно, в промкооперации, которая была хозяйственно-производственной организацией, обобществлялись орудия производства. Здесь имелись ввиду именно те, которые могли использоваться в производственно-хозяйственной деятельности артели. Стоит уточнить, что орудия ручного труда, могли оставаться в собственности некоторых артельщиков – кустарей. Особенность промысловой кооперации заключалась в следующем: Устав кооперативной промартели давал возможность городским и сельским жителям, станичникам, проживающим в ближних и дальних кишлаках и аулах добровольно объединяться в кооперативы, организовывая промартели. Это полностью соответствовало 126 статье Конституции Советского Союза 1936 года.
Делалось это для того, чтобы обобщить средства производства, а затем, объединив усилия, организовать свой труд для ведения общественного хозяйства.
В ходе реализации политики строительства советского государства кооперация использовалась как средство соцстроительства. Артели промкооперации получили от государства в аренду или в собственность оборудование, промышленные и гражданские здания и сооружения, в том числе предприятия лёгкой промышленности. Здесь необходимо отметить то факт, что в процессе послереволюционного развития промкооперации прослеживались не столько мотивы хозяйственного, сколько политического характера. С одной стороны, промысловая кооперация содействовала укреплению социальной экономики Советского Союза, а с другой, устанавливала так называемую «смычку» между рабочими и крестьянством.
Поэтому вполне понятно, что после Октябрьской революции национализированное кооперативное имущество передавалось советской кооперации. Передача предприятий осуществлялась на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 28 августа 1928 года «О передаче промысловой кооперации промышленных предприятий и промыслового инвентаря»: кооператорам передавались предприятия с изношенностью свыше 50% [5, ст. 715].
Право промысловых артелей самостоятельно распоряжаться собственными оборотными средствами, включая имущество, закреплялось в Постановлении ЦИК и СНК СССР «О перестройке работы и организационных форм промысловой кооперации» от 23 июля 1932 года [6, ст. 340].
Специфика кооперативно-колхозной собственности заключалась в её общественном характере. Объекты этого вида собственности были закреплены в ст. 7 Конституции 1936 года. Каждый кооператив и каждый колхоз были полноправными собственниками. Это означало, что эти организации осуществляли имущественные права на основе решения собственных органов управления. При этом полномочия владеть, пользоваться и распоряжаться кооперативной или колхозной собственностью ограничивалось государством. Перегибы на местах, заключающиеся в изъятии у кооперативов имущества, способствовали необходимости принятия СНК РСФСР Постановления «О возвращении изъятого имущества у всех видов кооперативных организаций» от 10 мая 1935 г. [7, ст. 210].
К имуществу кооперативов относились основные средства производства, что соответствовало нормативно-правовым актам и Уставам. Данные средства производства не могли стать отчуждаемыми, чтобы перейти в собственность артельщиков. Они могли переходить только от одной кооперативной организации к другой, или к государству. Отчуждение же такого вида имущества как продукция происходило на основе сделок, заключаемых в соответствии с требованиями, а также планом осуществления хозяйственной деятельности.
Промысловые кооперативные предприятия организовывали свою деятельность, основываясь на хозяйственном расчёте. План принимали на общем собрании артельщиков. Следом его утверждал промысловый союз. Он должен был соответствовать производственному плану промсистемы.
Исследование кооперативно-колхозной собственности невозможно без анализа кооперативных фондов, являющихся также собственностью кооперативных организаций. Советское гражданское право исследуемого периода даёт следующее определение: «Фонды кооперативных организаций – это их средства, обычно в денежном выражении, обособляемые для тех или иных целей» [8, с. 82].
Правовое регулирование различных фондов осуществлялось на основании Закона и Устава кооперативной организации. Так, при вступлении в артель требовалось уплатить два вида взносов. Первый – вступительный, становился невозвратным. Его зачисляли в основной фонд организации. Размер второго – паевого, определялся решением правления артели. Он поступал в паевой фонд кооператива и был полностью возвратным. Таким образом, паи становились источником формирования имущества артели.
Чтобы привлечь новых артельщиков делался упор на кооперативный Устав. В нём была статья, предусматривающая возможность, уплачивая паевой взнос, получить рассрочку. Делалось это на основании постановления общего собрания артельщиков. Далее все шло по утверждённому графику. При этом каждый месяц у работника удерживали до 2-х % заработной платы.
Паевой фонд являлся делимым. Все остальные кооперативные фонды являлись неделимыми, то есть не подлежали разделу между артельщиками. Остающиеся при ликвидации кооперативной организации средства неделимых фондов обращались на цели, которые предусматривались уставом, или передавались кооперативному союзу.
В артелях промкооперации создавались фонды премирования, амортизационный и улучшения быта артельщиков.
На основании Положения, приятного 17.09.1932 г., о взыскании налогов и неналоговых платежей устанавливались правила, в соответствии с которыми, с кооперативно-колхозных организаций взыскивались задолженности. При этом от взысканий кредиторов были забронированы те объекты кооперативно-колхозной собственности, которые называли «основные промфонды» кооперативных организаций и колхозов, их общественные предприятия, сооружения и постройки и т. п. Также сырье и запасы топлива, которые были нужны для трехмесячной работы предприятий [9, ст. 410б].
Постепенно имущество промартели стали рассматривать с позиции изменения собственника. Теперь собственником становился не трудовой коллектив, а отраслевой, или территориальный промкоопсоюз, а иногда и вся система промкооперации страны.
Накопления артели являлись прибылью, которая впоследствии распределялась. При этом подоходный налог не учитывался. Эти средства, по решению артельщиков, шли в обращение. Из них образовывался фонд долгосрочного кредитования, пополнялись основные и спецфонды, которые распределялись между артельщиками, как формы дополнительного заработка (не превышая 20%), на покрытие убытков за прошлые годы и т. п.
Когда ликвидировали кооперативные банки, ликвидировали и систему кредитной кооперации. Средства ФДК находились на счетах госбанков, при этом государство старалось ограничить их использование артелями. Ежегодно спецкомиссия Наркомата финансов СССР, вместе с представителями банка, определяли круг программ, на которые предлагалось выделить средства из ФДК, и те, на которые такие средства не могли быть выделены. Причем таким образом перераспределялись не иные, а собственные средства кооперации. На деле образовалась колоссальная задолженность государства перед системой промкооперации, достигавшая к концу 1940-х гг. нескольких млрд руб. [1, с. 126].
Исследование показало, что в условиях модернизации российского общественного строя необходимо создание и поддержание дальнейшего развития рыночных отношений, основой которых является частная собственность вкупе с другими формами собственности.
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого, согласно той же Конституции, направлена на создание благоприятных условий, для организации достойной жизни и свободного развития человека. В этом неоценимую роль может сыграть изучение исторического опыта использования такой коллективной формы собственности как кооперативная. В повышении благосостояния каждого человека, ликвидации бедных слоёв населения, ускорении экономического подъёма страны важную роль может сыграть кооперация.
Появившись в своё время в Советском Союзе как своеобразный уклад – промкооперация (производственная), стала закономерным явлением и внесла весомый вклад в индустриализацию СССР, создание экономической базы для победы над немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, послевоенное восстановление нашей страны и т. д. Производственная промысловая кооперация – одна из форм объединения трудящихся на основе организации совместного труда при общих средствах производства. В условиях Советского государства она являлась социалистической формой хозяйствования и способствовала удовлетворению общественных потребностей человека. Организационно-правовая особенность данного вида кооперации заключалась в следующем: члены кооператива являлись одновременно и работниками, и хозяевами, которые его финансировали. Деятельность основывалась на частной коллективной форме собственности.
Несмотря на явно выраженный предпринимательский характер, производственные кооперативы, в которых особую социальную значимость имел человек, способны были решать многие «болезненные» проблемы общества. Поэтому, сегодня так важно знать и использовать бесценный исторический опыт нашего государства.
Список литературы и источников
- Назаров П. Г. История Российской промысловой кооперации (1799–1960), П.Г. Назаров; Челяб. гос. техн. ун-т., Межрегион. ассоц. исследователей пробл. кооперации, Каф. отеч. истории и культуры. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. техн. ун-та, 1995. С. 126.
- Печалова Л. В., Кочкарова З. Р. История потребительской кооперации России [Текст]: учеб. – метод. пособие для студ. СПО, Л.В. Печалова, З.Р. Кочкарова; АНО ВПО «Белгородский ун-т кооперации, экономики и права», Ставропольский ин-т кооп. (филиал), Каф. гуманитарных и соц. – экон. дисциплин. – 2011., Ч. I. – Ставрополь: [б. и.], 2011. С. 104.
- Примерный Устав сельскохозяйственной артели. «СЗ СССР», 1935, N 11, ст. 82, «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», N 44, 18.02.1935. Утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина СССР от 08.08.1972 N 588. - Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=5994#05375929368931247 .
- Сильченкова Т. Н. Единство экономического пространства как экономическая основа конституционного строя РФ. [Текст]. - Межвузовская научная конференция: «20 лет Конституции России: исторический, правовой, политический опыт», Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, 2013. С. 104.
- Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20.08.1928 «О передаче промысловой кооперации промышленных предприятий и промыслового инвентаря». «СУ РСФСР», 1928, N 115, ст. 715. «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», N 220, 21.09.1928. Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина РСФСР от 11.02.1947 N 63. - Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=76292542305148563362450584&cacheid=DAEFE9C43B88AE05284D93CFD3EB53CF&mode=splus&base=ESU&n=8227&rnd=0.3489090863040898#0833339777577584
- Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 23.07.1932 «О перестройке работы и организационных форм промысловой кооперации». «СЗ СССР», 1932, N 57, ст. 340. «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», N 203, 24.07.1932. Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина СССР от 03.08.1962 N 791. - СПС КонсультантПлюс. - Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=30529#08275689148428602 .
- Постановление ВЦИК от 10.05.1935 «О возвращении изъятого имущества у всех видов кооперативных организаций». «СУ РСФСР», 1935, N 21, ст. 210. Документ утвержден Постановлением ВЦИК от 09.02.1936. Утратил силу в связи с изданием Указа Президиума ВС СССР от 26.01.1981 N 3820-X. - СПС КонсультантПлюс. - Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=207048342308042552013579904&cacheid=8BDB9BFFFEECC8EBD678A443D128162A&mode=splus&base=ESU&n=25192&rnd=0.3489090863040898#07896522049540549 .
- Советское гражданское право [Текст]: Краткий учебник: Допущен УУЗ НКЮ СССР в качестве учебника для юрид. школ, Всес. ин-т юрид. наук НКЮ СССР. – М.: Юриздат, 1940. С. 82.
- Постановление ЦИК СССР N 48, СНК СССР N 1402 от 17.09.1932 «Положение о взыскании налогов и неналоговых платежей». «СЗ СССР», 1932, N 69, ст. 410б. Документ утратил силу в связи с изданием Указа Президиума ВС СССР от 26.01.1981 N 3820-X. - СПС КонсультантПлюс. - Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=30555#01789841932870595 .
References
- Nazarov P. G., 1995, Istoriya Rossiyskoy promyslovoy kooperatsii (1799–1960), P.G. Nazarov; Chelyab. gos. tekhn. un-t, Mezhregion. assots. issledovateley probl. kooperatsii, Kaf. otech. istorii i kul'tury. – Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. tekhn. un-ta, 1995. S. 126.
- Pechalova L. V., Kochkarova Z. R., 2011, Istoriya potrebitel'skoy kooperatsii Rossii [Tekst]: ucheb. – metod. posobiye dlya stud. SPO, L.V. Pechalova, Z.R. Kochkarova; ANO VPO «Belgorodskiy un-t kooperatsii, ekonomiki i prava», Stavropol'skiy in-t koop. (filial), Kaf. gumanitarnykh i sots. – ekon. distsiplin. – 2011., CH. I. – Stavropol': [b. i.], 2011. S. 104.
- Primernyy Ustav sel'skokhozyaystvennoy arteli. «SZ SSSR», 1935, N 11, st. 82, «Izvestiya TSIK SSSR i VTSIK», N 44, 18.02.1935. Utratil silu v svyazi s izdaniyem Postanovleniya Sovmina SSSR ot 08.08.1972 N 588. - Opublikovan na ofitsial'nom internet-portale pravovoy informatsii: [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=5994#05375929368931247 .
- Sil'chenkova T. N., 2013, Yedinstvo ekonomicheskogo prostranstva kak ekonomicheskaya osnova konstitutsionnogo stroya RF. [Tekst]. - Mezhvuzovskaya nauchnaya konferentsiya: «20 let Konstitutsii Rossii: istoricheskiy, pravovoy, politicheskiy opyt», Vyaz'ma: filial FGBOU VPO «MGIU» v g. Vyaz'me, 2013. S. 104.
- Postanovleniye VTSIK, SNK RSFSR ot 20.08.1928 «O peredache promyslovoy kooperatsii promyshlennykh predpriyatiy i promyslovogo inventarya». «SU RSFSR», 1928, N 115, st. 715. «Izvestiya TSIK SSSR i VTSIK», N 220, 21.09.1928. Dokument utratil silu v svyazi s izdaniyem Postanovleniya Sovmina RSFSR ot 11.02.1947 N 63. - Opublikovan na ofitsial'nom internet-portale pravovoy informatsii: [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=76292542305148563362450584&cacheid=DAEFE9C43B88AE05284D93CFD3EB53CF&mode=splus&base=ESU&n=8227&rnd=0.3489090863040898#0833339777577584
- Postanovleniye TSIK SSSR, SNK SSSR ot 23.07.1932 «O perestroyke raboty i organizatsionnykh form promyslovoy kooperatsii». «SZ SSSR», 1932, N 57, st. 340. «Izvestiya TSIK SSSR i VTSIK», N 203, 24.07.1932. Dokument utratil silu v svyazi s izdaniyem Postanovleniya Sovmina SSSR ot 03.08.1962 N 791. - SPS Konsul'tantPlyus. - Opublikovan na ofitsial'nom internet-portale pravovoy informatsii: [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=30529#08275689148428602 .
- Postanovleniye VTSIK ot 10.05.1935 «O vozvrashchenii iz"yatogo imushchestva u vsekh vidov kooperativnykh organizatsiy». «SU RSFSR», 1935, N 21, st. 210. Dokument utverzhden Postanovleniyem VTSIK ot 09.02.1936. Utratil silu v svyazi s izdaniyem Ukaza Prezidiuma VS SSSR ot 26.01.1981 N 3820-X. - SPS Konsul'tantPlyus. - Opublikovan na ofitsial'nom internet-portale pravovoy informatsii: [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=207048342308042552013579904&cacheid=8BDB9BFFFEECC8EBD678A443D128162A&mode=splus&base=ESU&n=25192&rnd=0.3489090863040898#07896522049540549 .
- Sovetskoye grazhdanskoye pravo [Tekst]: Kratkiy uchebnik: Dopushchen UUZ NKYU SSSR v kachestve uchebnika dlya yurid. shkol, Vses. in-t yurid. nauk NKYU SSSR. – M.: Yurizdat, 1940. S. 82.
- Postanovleniye TSIK SSSR N 48, SNK SSSR N 1402 ot 17.09.1932 «Polozheniye o vzyskanii nalogov i nenalogovykh platezhey». «SZ SSSR», 1932, N 69, st. 410b. Dokument utratil silu v svyazi s izdaniyem Ukaza Prezidiuma VS SSSR ot 26.01.1981 N 3820-X. - SPS Konsul'tantPlyus. - Opublikovan na ofitsial'nom internet-portale pravovoy informatsii: [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=30555#01789841932870595 .