Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11. № 3. С. 25–25.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 3. P. 25–25.
УДК: 355.01
DOI: 10.24412/2311-1763-2023-3-25-25
Поступила в редакцию: 16.08.2023 г.
Опубликована: 31.08.2023 г.
Submitted: August 16, 2023
Published online: August 31, 2023
Для цитирования: Марченя П.П. История России как путь к Победе: императивы Русской идеи в условиях войны // Наука. Общество. Оборона. 2023. Т. 11, №3(36). С. 25-25.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-3-25-25.
For citation: Marchenya P.P. History of Russia as a path to Victory: imperatives of the Russian idea in the conditions of war. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2023;11(3):25-25. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2023-3-25-25.
Благодарности: Автор благодарит Управление организации научной и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя за возможность опубликования настоящего текста (доклада на конференции) вне сборника материалов конференции.
Acknowledgements: The author would like to thank the Office for the organization of scientific, editing and publishing activities of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot for the opportunity to publish this text (report at the conference) outside the conference proceedings.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2023 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2023 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА
Оригинальная статья
ИСТОРИЯ РОССИИ КАК ПУТЬ К ПОБЕДЕ:
ИМПЕРАТИВЫ РУССКОЙ ИДЕИ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ
Павел Петрович Марченя1
1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя,
г. Москва, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8943-2640, e-mail: marchenyap@gmail.com
Аннотация:
В статье представлен доклад автора на организованной кафедрой истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Всероссийской научно-практической конференции «Идеологические координаты России в условиях противостояния с Западом: философские, исторические и государственно-правовые вопросы (памяти А.В. Давиденко)», состоявшейся 13 апреля 2023 года. В конференции принимали участие начальник Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя генерал-лейтенант полиции И.А. Калиниченко, председатель Следственного комитета Российской Федерации генерал юстиции Российской Федерации А.И. Бастрыкин, ректор Всероссийского государственного университета юстиции О.И. Александрова, директор Института государства и права РАН А.Н. Савенков и многие другие авторитетные представители экспертного сообщества России. По мнению автора, преодоление так называемой деидеологизации России и возвращение отечественной системы цивилизационных идеологических координат является необходимым условием выхода из системного кризиса. Крайне дискуссионный вопрос о содержании «Русской идеи» предлагается разделить на две части: «Идея-максимум» и «Идея-минимум». Идея-максимум должна включать представление о конструктивном долгосрочном проекте будущего как альтернативе евроатлантическому проекту глобализации однополярного мира. Фактическое отсутствие такого альтернативного глобального проекта рассматривается как главная экзистенциальная угроза для современной России. Идея-минимум заключается в сдерживании очередных кандидатов в «мировые господа».
Ключевые слова: Российская цивилизация, Русская идея, идеология, деидеологизация, империя, массовое сознание, цивилизационная идентичность
ВВЕДЕНИЕ
Народ делает единым народом общая – родная – история. Цивилизацию делает самостоятельной цивилизацией общая история, за которой стоит определенная Идея; история, у которой есть свой Смысл, своя собственная иерархия ценностей... – идеологическая система координат. Только при наличии такой системы идейно-ценностной навигации история способна становиться не просто прошлым, а осмысленным настоящим – и дорогой в будущее.
Сегодня идет война цивилизаций, война идеологий, война императивов как установок, определяющих высшие смыслы, цели и ценности истории отдельных людей и целых народов. Можно возразить, что такая война была и раньше, что она длится всю человеческую историю, с момента появления первых цивилизаций. Это так. Но есть принципиальное отличие. Сегодняшняя война действительно может закончиться уничтожением цивилизаций.
Физически – потому что могут быть применены соответствующие средства массового поражения.
И метафизически – потому что современные средства инициированной претендующим на всепланетное господство коллективным Западом мировой гибридной войны при определенных условиях способны привести к полному растворению незападных цивилизаций в котле глобализации по евроатлантическим рецептам, к разрушению традиционных ценностей самобытных цивилизаций и подмене их так называемыми общечеловеческими (а точнее, еврочеловеческими) ценностями. То есть из истории наций и цивилизаций просто уйдут навсегда их собственные национальные идеи и цивилизационные координаты, будут «отменены» их самобытные культуры.
Цивилизационная идентичность определяется, прежде всего, историей, исторической памятью, историческими святынями, пониманием смысла истории и своего места в ней. Для каждого народа, желающего остаться в мировой истории, иметь будущее, именно собственная – отечественная – история (живая память о ней, ценностная опора на нее, ее осмысленная преемственность, сохранение исторической социокультурной идентичности) есть главный стратегический объект национальной (государственной и общественной) безопасности, важнейшее условие цивилизационного суверенитета. Отечественная история, осмысленная в отечественной системе идеологических координат, через соотнесение своего исторического пути с собственной национальной Идеей – это и есть ценностный фундамент каждой конкретной цивилизации и всего того, что в современной специальной литературе представлено как единая смысловая связка «цивилизационный суверенитет, культурная идентичность и этическая позиция» [4].
Та цивилизация, которая в поиске ответов на новые вызовы истории не опирается на родную историческую почву, не руководствуется собственной системой идеологических координат, волей-неволей переходит на координаты чужие – а значит, сама отказывается от своей идентичности, отрекается от собственного цивилизационного первородства, продает его за чечевичную похлебку иной цивилизации. И тем самым, «добровольно», без войны, обрекает себя на стратегическое поражение и отсутствие исторического будущего.
Наше государство три десятилетия назад юридически отказалось от идеологии, от Русской идеи, идеи собственной истории, своего особого исторического пути – по сути, от духовного компаса и дорожной карты истории, оплаченных очень дорогой ценой. 30 лет – это если де-юре, по Конституции Российской Федерации как правопреемницы преданной Советской империи. А на деле, де-факто, это произошло еще раньше, около 40 лет назад, начиная, по крайней мере, с середины 80-х гг. прошлого века, когда в среду позднесоветских элит проникла готовность отказаться от собственного цивилизационного проекта и решимость стать «как Запад», согласиться на роль догоняющей Европы, Европы второго сорта.
И вот мы почти 40 лет, как евреи в Библии, бродили по пустыне, по чужим бесплодным пескам, без родных корней. И даже хуже – без памяти о себе, о своей исторической миссии, без Идеи, без руля и без ветрил...
Но никакая национальная история на более-менее длительном отрезке времени немыслима вне системы ее идеологических координат, ее встроенности в проект национальной Идеи. Без внятного проекта будущего невозможно осознанное понимание прошлого. А для отечественной истории, Русского мира, российской культуры и цивилизации поиск национальной Идеи – это исключительно значимое, болезненное, смыслообразующее занятие. Не просто «старинная русская забава», как шутил в свое время Президент России [17], а главное условие мобилизации общества в истории, в войне, труде и подвиге. Смысловое поле Русской идеи – это единственная родная почва, на которую мы в своей истории можем реально опереться. Тем более, когда в очередной раз весь западный мир идет на нас войной.
Вопрос о содержании этой Идеи лежит в самой сердцевине всей великой русской культуры и является предметом нескончаемых дискуссий по сей день [11]. Полагаю, что этот необъятный вопрос целесообразно, подобно тому, как это в свое время сделали со своей политической программой большевики, разделить на две части: «максимум» и «минимум».
«ИДЕЯ-МАКСИМУМ» И «ИДЕЯ-МИНИМУМ» ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Идея-максимум должна включать представление о конструктивном долгосрочном проекте будущего, способном стать объединяющим началом не только для народов России, но и служить центром притяжения для других народов, которые с надеждой и верой смотрят на борьбу Россию за свой цивилизационный суверенитет и традиционные ценности, – и с ужасом и презрением наблюдают за разложением вырождающегося евроатлантического «гегемона», с его «еврочеловеческой» постколониальной повесткой.
Такая Идея-максимум всегда светила путеводной звездой нашей истории. Была она и у Древней Руси, и у Московского царства, и у Петербургской империи, и у Советского Союза... Но, увы, надо признать, она до сих пор, хотя бы отчасти во внятном виде, отсутствует у постсоветской «деидеологизированной» (идейно обезоруженной) России, свернувшей со своего исторического пути поисков «нового неба и новой земли» в «новый дивный мир» старого дикого еврокапитализма. Очевидно, что никакие прозападные «либерализации», «демократизации», «модернизации», «инновации», «оптимизации» и т. п., равно как и всевозможные потребительские лозунги «благосостояния» и «жизни для себя», не способны воплотиться в то волшебное слово «Вперед!», в котором так нуждаются сегодня все альтернативные самозвано назначившему себя «передовым» Западу народы и цивилизации, высокомерно именуемые последним «периферией» и «третьим миром».
Фактическое отсутствие Идеи-максимум в информационном пространстве современной России является для нее самой опасной экзистенциальной угрозой и главным вызовом для всего ее экспертного сообщества.
Но в рамках поставленной проблемы нас интересует вопрос более простой – вопрос о содержании Идеи-минимум. То есть хотя бы о той части Русской идеи, которая минимально необходима для Победы, «одной на всех», что так нужна нам сегодня.
Лучшие умы России столетиями спорили и продолжают спорить о том, в чем же она, Русская идея. На мой нескромный взгляд, ответ лежит на поверхности, достаточно лишь честно взглянуть на нашу историю, без шор еврочеловеческой «толерантности» (как отказа от собственного социального иммунитета, от защиты «своего» от «чужого») и «политкорректности» (как отказа на право называть вещи своими именами). Если наша Идея-максимум конструктивно устремлена в будущее и призвана ответить на вопрос, каким это будущее должно быть, то Идея-минимум отражает негативную составляющую этого проекта и отвечает на вопрос о том, чего быть не должно, чего мы все обязаны не допустить ни в коем случае. Так, как это веками делали наши предки.
В таком контексте Русская идея состоит в том, чтобы останавливать и сокрушать врагов рода человеческого, чтобы стоять на пути любой мировой нежити, что в очередной раз пытается прорваться к всемирному господству и навязать всем свои неправедные «правила». То есть Русская идея – сдерживать Зло и одерживать Победу над всеми теми силами, что пытаются погубить человечество, привести его к «Концу истории» не «а ля фукуяма», а в действительно окончательном, эсхатологическом смысле.
В идеальном, метафизическом плане, Россия – не Град на холме, а Крепость над бездной, Катехон, сдерживающий хаос мирового Вавилона. Слова «Держава» и «Империя», изрядно истрепанные и скомпрометированные в евроатлантическом дискурсе [19; 20; 21], в контексте Русской идеи выражают глубокие духовные смыслы. Держава Россия – это сила, сдерживающая Зло, удерживающая мир от окончательного сползания в бездну, одерживающая Победу над Врагом. Империя Россия – это последний бастион, обороняющий императивы Света от наступления Тьмы. Это объединение народов «свыше», не для ограбления метрополией своих колоний (как на Западе), а во имя спасения этого мира [13; 15].
Как сформулировал полтора века назад великий русский философ В.С. Соловьев, «задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царствие Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад» [18, с. 453]. Это положение почти дословно воспроизводится в современных «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» [16]. Пожалуй, это высказано не только о праве, а в целом о главной задаче всей российской имперской государственности в истории: задача-минимум Империи России – не допустить, чтобы угрозы и вызовы современности обрушили человечество в глобальный ад, который они ему уготовили.
Это и есть минимально необходимая составляющая Русской идеи и исторического предназначения России – стоять на пути врагов рода человеческого. Метафизически – верностью своим Императивам. И физически – всей своей Имперской мощью.
Три с лишним десятилетия назад мы отказались от Идеи и Империи – и потеряли смысл своей истории и страну, в которой жили. Сегодня мы вернулись – и у мира есть надежда.
Обезумевшие в заокеанской безнаказанности США и старушка Европа, решившаяся тряхнуть своей расистской стариной и вспомнить блудливую молодость былых «походов на Восток», НАТО в целом и Германия в частности, сделали роскошный подарок всей России, российской власти и русскому народу, заставив очнуться наконец от исторического забытья и вспомнить, в чем она, Русская идея. Трудно представить для нашего исторического самосознания объединяющий символ большей мощи, чем возвращение немецких танков с крестами на земли, и без того более чем обильно политые русской кровью. Лязганье западной военной техники, непрерывным потоком поставляемой к нашим рубежам, и все более наглая воинственная риторика понукаемого из-за океана нынешнего Евросоюза заставляют вспомнить череду нескончаемых агрессий против нашей страны «евросоюзов» прошлого.
Регулярно, из века в век, коллективный Запад организовывает свои «дранг нах Остен», пытаясь радикально решить «русский вопрос» [8], убрать главное препятствие на своем пути к евразийской и планетарной гегемонии, «отменить» Россию и физически (расчленить и уничтожить ее имперское тело), и метафизически (изъять из мира ее имперскую душу, Русскую идею).
Пройдемся пунктиром по векам противостояния России западным кандидатам в мировые господа: для примера, только за ближайшие полтысячи лет (даже без учета ситуации нынешнего века, когда вместе с укронацистами против России ведут необъявленную (пока?) войну около полусотни стран так называемого коллективного Запада, надеющегося наконец-то «отменить» Россию) и отметим отдельные реперные точки пяти последних столетий – «сверху вниз», в осевой ретроспективе...
XX век, Вторая мировая и Великая Отечественная война... Вместе с немецкими нацистами Гитлера, рискнувшего всеми своими достижениями ради того, чтобы попытаться, по собственному признанию, «окончательно уничтожить Россию», на нашу землю вторгаются орды неокрестоносцев из всех тех же самых стран европейского континента [6], которые сейчас используют пост-Украину как анти-Россию [5; 7]...
XIX век, Отечественная война... Вместе с французами Наполеона I, пришедшего «раз и навсегда покончить с колоссом северных варваров» [10, с. 211], в составе армии «вторжения двунадесяти языков» к нам являются решать «русский вопрос» представители практически всех народов континентальной Европы...
XVIII век, Северная война... За спиной Карла XII, обуреваемого жаждой «сломить и разрушить московитскую мощь» [2, с. 227], маячат его тогдашние евросоюзники...
XVII век, интервенция стервятников и гиен Европы, которые пытаются во время Великой Русской смуты добить и растерзать нашу Родину, преждевременно радуясь, что она уже никогда не возродится [12]...
XVI век, Ливонская война... Некоторые историки предлагают ее в качестве своеобразной точки отсчета, утверждая, что именно она – «Первая война России и Европы… приведшая к противостоянию двух миров, культур, социально-политических систем» [9, с. 104]. Однако можно продолжать и далее, до самых первых крестовых походов «псов–рыцарей» римско-католического Запада на Древнюю Русь [3, с. 76–79]... Но, пожалуй, и этого более чем достаточно, чтобы заметить, что нынешнее противостояние с Западом – это никакое не отхождение России от «международного права» и результат ее «имперских амбиций», как это повсеместно пытается представить еврочеловеческая пропаганда, а очередной принципиальный отказ Русского мира покориться новым кандидатам в «мировые господа», алчущим реванша за своих карлов, наполеонов и гитлеров.
Огромной ценой, но Россия сумела сокрушить врагов и одержать победы над всеми претендентами на глобальную гегемонию ранее, – сумеем и сегодня. Другого выбора у нас нет. Колесо российской истории провернулось – но матрица Русской идеи жива, предки-победители не зря отдали свои жизни, их потомки опять стоят насмерть на пути нацистской нечисти.
И чтобы снова победить, нам сейчас жизненно необходимо переосмыслить Русскую идею, вернуться к своим корням, в свою собственную «систему координат», «встать на плечи предков» [1], объединиться перед лицом нового экзистенциального вызова и опереться на те древние коды масс и массового сознания, которые уже не раз выступали фактором спасения Отечества пред лицом казавшейся неминуемой гибели [14].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русская идея неразрывно связана с идеей Победы. Нам нужно помнить, зачем, ради чего мы воюем. Мы побеждали всегда, когда знали, во имя чего стоять насмерть – и ради чего идти на смерть.
А отказ от идеологии – это отказ от смысла и от оружия. Идет война – и мы не имеем права на бессмысленность и безоружность.
Список литературы
- Бельский В.Ю., Марченя П.П. «Нужно встать на плечи предков» [Рецензия на кн.: Кикнадзе В. Г. Российская политика защиты исторической правды и противодействия пропаганде фашизма, экстремизма и сепаратизма. Москва: Прометей, 2021. 800 с.] // Наука. Общество. Оборона. 2021. Т. 9. № 3 (28). С. 28–28. DOI: https://doi.org/10.24412/2311-1763-2021-3-28-28. EDN: VVQPNX
- Григорьев Б.Н. Карл XII, или Пять пуль для короля. М. : Молодая гвардия, 2006. 550 с. EDN: QPDYPL
- Есть такая профессия – Родину защищать! : секция МВД России в рамках XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2022. 86 с. URL: https://istina.msu.ru/publications/book/507525537/ (дата обращения: 16.08.2023). EDN: ARSZPO
- Золкин А.Л. Цивилизационный суверенитет, культурная идентичность и этическая позиция. М.: Шелест, 2021. 308 с. EDN: ZYMJND
- Кикнадзе В.Г. Антироссийская Украина: от марионетки Германии и Австро-Венгрии до американской оккупации и войны против России. Роль исторической политики // Международная жизнь. 2023. № 1. С. 98–105. EDN: SBIWPL
- Кикнадзе В.Г. Сила V правде. Защита исторической памяти как стратегический национальный приоритет России. М.: Вече, 2022. 320 с.
- Кикнадзе В.Г. Спецоперация. Украинский фронт войны против России. М.: Прометей, 2023. 504 с. EDN: YEKDHT
- Кириллов В.В., Крючков Ю.Н. Влияние войн на развитие и международное значение России в мире // Военная мысль. 2008. № 2. С. 10–21. EDN: ISEUUJ
- Ковалевский Н.Ф., Маслий С.Б. «Первая война России и Европы... приведшая к противостоянию двух миров, культур, социально-политических систем». Ливонская война 1558–1583 гг. в работах отечественных историков // Военно-исторический журнал. 2023. № 8. С. 104–115. URL: http://history.milportal.ru/livonskaya-vojna-1558-1583-gg-v-rabotax-otechestvennyx-istorikov/ (дата обращения: 16.08.2023).
- Коленкур А. Поход Наполеона в Россию. Таллин-Москва: Скиф Алекс, 1994. 814 с.
- Кочеров С.Н., Парилов О.В. Философия русской идеи. М.: ИД «Русская Философия», 2022. 304 с. EDN: YJMFSC
- Марченя П.П. «Смута» как проблема отечественной истории: Чему учат системные кризисы России? // История в подробностях. 2010. № 5. С. 86–91. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/92721623/ (дата обращения: 16.08.2023). EDN: NUFBQJ
- Марченя П.П. Империя как форма бытия российской цивилизации (к вопросу о мировоззренческих императивах государственной политики в России) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 1. С. 315–317. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/369168401/ (дата обращения: 16.08.2023). EDN: ZFMMLI
- Марченя П.П. Массы и массовое сознание: фактор социальной стабильности или угроза национальной безопасности? Уроки истории русских революций. М.: Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 2017. 123 с. URL: https://istina.msu.ru/publications/book/82060087/ (дата обращения: 16.08.2023). EDN: WQQEWV
- Марченя П.П. Об имперской природе Советского Союза и современной России // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (к 100-летию образования СССР). Ч. 1. СПб.: СПбУ МВД России, 2022. С. 156–162. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/504612832/ (дата обращения: 16.08.2023). EDN: OOEGRP
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (Архиерейский Собор 2000 г.) // Патриархия.ru: Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 16.08.2023).
- Путин: Поиск национальной идеи – старинная русская забава // Новые известия [Электронный ресурс]. 2017. 26 апреля. URL: https://newizv.ru/news/society/26-04-2007/68681-putin-poisk-nacionalnoj-idei-starinnaja-russkaja-zab... (дата обращения: 16.08.2023).
- Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Соч.: Т. 1. М.: Мысль, 1990. 892 с.
- Eisenstadt S.N. The Political Systems of Empires: The Rise and Fall of the Historical Bureaucratic Societies. London: Collier Macmillan Ltd; New York: The Free Press of Glencoe, 1963. 524 p.
- Le Concept d'empire / H. Ahrweiler [et al.]; sous la direction de M. Duverger. Paris: Presses universitaires de France, 1980. 488 p.
- Lieven D. Empire: The Russian Empire and its Rivals. London: John Murray, 2000. XLII, 486 p.
Информация об авторе
Марченя Павел Петрович, кандидат исторических наук, доцент, заместитель начальника кафедры истории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Марченя Павел Петрович, e-mail: marchenyap@gmail.com
PROBLEMS OF WAR AND PEACE
Original Paper
History of Russia as a path to Victory:
imperatives of the Russian idea in the conditions of war
Pavel P. Marchenya 1
1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot,
Moscow, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8943-2640, e-mail: marchenyap@gmail.com
Abstract:
The article presents the author's report at the All-Russian scientific and practical conference “Ideological coordinates of Russia in the context of confrontation with the West: philosophical, historical and state-legal issues (in memory of A.V. Davidenko)”. This conference was organized by the Department of State History and Law of Moscow University Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot April 13, 2023. The conference was attended by I.A. Kalinichenko (Head of the University, Police Lieutenant General), A.I. Bastrykin (Chairman of the Investigative Committee of the Russian Federation, General of Justice of the Russian Federation), O.I. Aleksandrova (Rector of the All-Russian State University of Justice), A.N. Savenkov (Director of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences) and many other authoritative representatives of the expert community Russia. According to the author, overcoming the so-called "de-ideologization" of Russia and the return of the domestic system of civilizational ideological coordinates is a necessary condition for overcoming the systemic crisis. The extremely debatable issue of the content of the “Russian Idea” is proposed to be divided into two parts: “Idea-maximum” and “Idea-minimum”. The maximum idea should include an idea of a constructive long-term project of the future. This project should act as an alternative to the Euro-Atlantic project of globalization of the unipolar world. The virtual absence of such an alternative global project is seen as the main existential threat to modern Russia. The minimum idea is to stop the next candidates for “Masters of the World”.
Keywords: Russian civilization, Russian idea, ideology, deideologization, empire, mass consciousness, civilizational identity
References
- Belskiy, V. Yu., Marchenya, P. P. (2021) “It is necessary to stand on the shoulders of the ancestors” [Review of the book: Kiknadze V. G. Russian policy of protecting historical truth and countering the propaganda of fascism, extremism and separatism. Moscow: Prometey, 2021. 800 s.]. Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Vol. 9. No. 3. S. 28–28. DOI: https://doi.org/10.24412/2311-1763-2021-3-28-28. EDN: VVQPNX (In Russ.)
- Grigor'ev, B. N. (2006) Karl XII, ili Pyat' pul' dlya korolya [Charles XII, or Five Bullets for the King]. Moscow: Molodaya gvardiya. 550 s. EDN: QPDYPL (In Russ.)
- Est' takaya professiya – Rodinu zashchishchat'! : sektsiya MVD Rossii v ramkakh XXIX Mezhdunarodnykh obrazovatel'nykh chtenii “Aleksandr Nevskii: Zapad i Vostok, istoricheskaya pamyat' naroda” (2022) [There is such a profession - to defend the Motherland! : section of the Ministry of Internal Affairs of Russia within the framework of the XXIX International Educational Readings "Alexander Nevsky: West and East, the historical memory of the people"]/ Moscow: Moskovskii universitet MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya. 86 s. URL: https://istina.msu.ru/publications/book/507525537/ (accessed 16.05.2023). EDN: ARSZPO (In Russ.)
- Zolkin, A. L. (2021) Tsivilizatsionnyy suverenitet, kul'turnaya identichnost' i eticheskaya pozitsiya [Civilizational sovereignty, cultural identity and ethical position]. Moscow: Shelest, 2021. 308 s. EDN: ZYMJND (In Russ.)
- Kiknadze, V. G. (2023) Antirossiyskaya Ukraina: ot marionetki Germanii i Avstro-Vengrii do amerikanskoy okkupatsii i voyny protiv Rossii. Rol' istoricheskoy politiki [Anti-Russian Ukraine: from the puppet of Germany and Austria-Hungary to the American occupation and war against Russia. The role of historical politics]. Mezhdunarodnaya zhizn. 2023. No. 1. S. 98–105. EDN: SBIWPL (In Russ.)
- Kiknadze, V. G. (2022) Sila V pravde. Zashchita istoricheskoy pamyati kak strategicheskiy natsional'nyy prioritet Rossii [Force in truth. Protection of historical memory as a strategic national priority of Russia]. Moscow: Veche, 2022. 320 s. (In Russ.)
- Kiknadze, V. G. (2023) Spetsoperatsiya. Ukrainskiy front voyny protiv Rossii [Special operation. Ukrainian front of the war against Russia]. Moscow: Prometey, 2023. 504 s. EDN: YEKDHT (In Russ.)
- Kirillov, V. V., Kryuchkov, Yu. N. (2008) Vliyanie voin na razvitie i mezhdunarodnoe znachenie Rossii v mire [The impact of wars on the development and international significance of Russia in the world]. Voennaya mysl'. No. 2. S. 10–21. EDN: ISEUUJ (In Russ.)
- Kolenkur, A. [de Caulaincourt, A.] (1994) Pokhod Napoleona v Rossiyu [Napoleon's campaign in Russia]. Tallinn-Moscow: Skif Aleks/ 814 s. (In Russ.)
- Kovalevskiy, N. F., Masliy, S. B. (2023) “Pervaya voina Rossii i Evropy... privedshaya k protivostoyaniyu dvukh mirov, kul'tur, sotsial'no-politicheskikh sistem”. Livonskaya voina 1558–1583 gg. v rabotakh otechestvennykh istorikov [“Russia's first war with europe... which led to the confrontation of two worlds, cultures, sociopolitical systems”. The Livonian War of 1558–1583 in the works of Russian historians]. Voenno-istoricheskii zhurnal. No. 8. S. 104–115. URL: http://history.milportal.ru/livonskaya-vojna-1558-1583-gg-v-rabotax-otechestvennyx-istorikov/ (In Russ.)
- Kocherov, S. N., Parilov, O. V. (2022) Filosofiya russkoi idei [Philosophy of the Russian idea]. Moscow: ID “Russkaya Filosofiya”. 304 s. EDN: YJMFSC (In Russ.)
- Marchenya, P. P. (2010) “Smuta? kak problema otechestvennoj istorii: Chemu uchat sistemnye krizisy Rossii? Istorija v podrobnostjah. No. 5. S. 86–91. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/92721623/ (accessed 16.08.2023). EDN: NUFBQJ (In Russ.)
- Marchenya, P. P. (2021) Imperiya kak forma bytiya rossiiskoi tsivilizatsii (k voprosu o mirovozzrencheskikh imperativakh gosudarstvennoi politiki v Rossii) [Empire as a form of being of the Russian civilization (on the question of the ideological imperatives of state policy in Russia)]. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoi akademii MVD Rossii. No. 1. S. 315–317. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/369168401/ (accessed 16.08.2023). EDN: ZFMMLI (In Russ.)
- Marchenya, P. P. (2017) Massy i massovoye soznaniye: faktor sotsial'noy stabil'nosti ili ugroza natsional'noy bezopasnosti? Uroki istorii russkikh revolyutsiy [Masses and mass consciousness: a factor of social stability or a threat to national security? Lessons from the history of Russian revolutions]. Moscow: Moskovskii universitet MVD Rossii imeni V. Ya. Kikotya. 123 s. URL: https://istina.msu.ru/publications/book/82060087/ (accessed 16.08.2023). EDN: WQQEWV (In Russ.)
- Marchenya, P. P. (2022) Ob imperskoi prirode Sovetskogo Soyuza i sovremennoi Rossii [On the imperial nature of the Soviet Union and modern Russia]. In: Gosudarstvo i pravo: evolyutsiya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy razvitiya (k 100-letiyu obrazovaniya SSSR). Ch. 1 [State and law: evolution, current state, development prospects (to the 100th anniversary of the formation of the USSR). Part 1]. St. Petersburg: SPbU MVD Rossii. S. 156–162. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/504612832/ (accessed 16.08.2023). EDN: OOEGRP (In Russ.)
- Osnovy sotsial'noi kontseptsii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (Arkhiereiskii Sobor 2000 g.) [Fundamentals of the social concept of the Russian Orthodox Church (Bishops' Council 2000)]. Patriarkhiya.ru: Ofitsial'nyi sait Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Official website of the Russian Orthodox Church]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (accessed 16.08.2023). (In Russ.)
- Putin: Poisk natsional'noi idei – starinnaya russkaya zabava (2017) [Putin: The search for a national idea is an old Russian fun]. Novye izvestiya. April 26. URL: https://newizv.ru/news/society/26-04-2007/68681-putin-poisk-nacionalnoj-idei-starinnaja-russkaja-zab... (accessed 16.08.2023). (In Russ.)
- Solov'ev, V. S. (1990) Opravdanie dobra. Nravstvennaya filosofiya [Justification of the good. Moral Philosophy]. Solov'ev, V. S. Sochineniya: Tom 1 [Compositions: Vol. 1]. Moscow: Mysl'. 892 s. (In Russ.)
- Eisenstadt, S. N. (1963) The Political Systems of Empires: The Rise and Fall of the Historical Bureaucratic Societies. London: Collier Macmillan Ltd; New York: The Free Press of Glencoe. 524 p.
- Duverger, M. (dir.) (1980) Le Concept d'empire. Paris: Presses universitaires de France. 488 p.
- Lieven, D. (2000) Empire: The Russian Empire and its Rivals. London: John Murray, 2000. XLII, 486 p.
Information about the author
Pavel P. Marchenya, Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., Deputy Head of the Department of History of State and Law, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Y. Kikot, Moscow, Russian Federation.
Corresponding author
Pavel P. Marchenya, e-mail: marchenyap@gmail.com
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2023. Vol. 11, no. 3. P. 25–25.