Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12. № 2. С. 18–18.
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 2. P. 18–18.
УДК: 94(470)
DOI: 10.24412/2311-1763-2024-2-18-18
Поступила в редакцию: 28.03.2024 г.
Опубликована: 10.04.2024 г.
Submitted: March 28, 2024
Published online: April 10, 2024
Для цитирования: Замятин М.М., Литичевский Б.В. Реформирование системы управления советским спортом в 1950-е – 1960-е гг. // Наука. Общество. Оборона. 2024. Т. 12, №2(39). С. 18-18.
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-2-18-18.
For citation: Zamyatin M.M., Litichevsky B.V. Reforming the management system of Soviet sports in the 1950s - 1960s. – Nauka. Obŝestvo. Oborona = Science. Society. Defense. Moscow. 2024;12(2):18-18. (In Russ.).
https://doi.org/10.24412/2311-1763-2024-2-18-18.
Конфликт интересов: О конфликте интересов, связанном с этой статьей, не сообщалось.
Conflict of Interest: No conflict of interest related to this article has been reported.
© 2024 Автор(ы). Статья в открытом доступе по лицензии Creative Commons (CC BY). https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
© 2024 by Author(s). This is an open access article under the Creative Commons Attribution International License (CC BY)
РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Обзорная статья
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВЕТСКИМ СПОРТОМ
В 1950-е – 1960-е гг.
Замятин Михаил Михайлович 1 , Литичевский Борис Владимирович 2
1 Санкт-Петербургский Институт истории РАН,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0009-0003-4744-0839, е-mail: mihan-best@yandex.ru
2 Российский государственный университет правосудия (Северо-Западный филиал),
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9539-0456, е-mail: liti.boris@gmail.com
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема становления и реформирования системы управления советским спортом. Зарождение этой системы пришлось на 1920-е – 1930-е гг., а наиболее активное реформирование – на 1950-е – 1960-е гг. Изменения происходили в государственных, партийных и общественных структурах и подкреплялись нормативно-правовой базой. Исследование построено на анализе большой источниковой базы: нормативно-правовые акты представлены текстами Конституций СССР, постановлениями Совета министров СССР, ЦК КПСС и ВЦСПС, материалами съездов КПСС и др., задействованы архивные материалы из фондов РГАНИ и ЦГАИПД (в том числе не введенные в научный оборот). Авторы обращаются к работам отечественных и зарубежных исследователей, таких как М.Ю. Прозуменщиков, А.И. Куприянов, Дж. Риордан, Р. Дэвид и др. Предпринимается попытка оценить эффективность проводимых изменений, их влияние на развитие спорта в СССР. Производится анализ государственной структуры управления физической культуры и спортом, его законодательной базы, иерархии государственных, партийных и общественных органов, их взаимодействия. Советский спорт и физическая культура в 1950-е – 1960-е гг. переживали период активного развития, массового вовлечения населения, а также успешных выступлений отечественных атлетов на международной арене. На эти процессы оказывал влияние ряд факторов, в том числе структурные изменения внутри государственных, партийных и общественных органов. Авторы приходят к выводу о том, что несмотря на ряд реформ в сфере управления советским спортом, эта система была жестко подчинена центральной власти, существуя в рамках социалистической правовой семьи.
Ключевые слова: ЦК КПСС, Отдел административных органов ЦК КПСС, Отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС, Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР, Союз спортивных обществ, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев, Н.Н. Романов, С.П. Павлов, Рене Давид
ВВЕДЕНИЕ
Проблема становления и развития советского спорта – многогранная и обсуждаемая тема в современной исторической науке. Особое место здесь занимает проблема изучения системы управления советской спортивной жизнью. Указанный механизм являлся достаточно сложным и разветвленным, объединяя в себе государственные, общественные и партийные институты. Анализ их деятельности, взаимодействия и реформирования является весьма актуальным по нескольким причинам.
Во-первых, проблема партийного, государственного и общественного управления советским спортом до сих пор остается недостаточно освещенной в отечественной историографии. При этом, по мнению ряда исследователей, курирование спорта со стороны ЦК КПСС порой оказывало на его развитие куда большее воздействие, чем деятельность специализированных государственных и общественных органов (Комитета по физической культуре и спорту, Союза спортивных обществ и др.) Изучение деятельности указанных организаций в деле развития советского спорта является перспективным направлением историографии.
Во-вторых, тема актуальна в связи со становлением системы управления российским спортом, ее неизбежными трансформациями в поисках наиболее эффективной модели. Источником этого реформирования может служить в том числе опыт советского государственного и партийного управления. То есть мы можем наблюдать определенную преемственность, следование политическим традициям. Изучение и анализ механизма управления физической культурой и спортом в историческом поле позволит выявить его характерные особенности, недостатки и положительные черты, применимые к современным реалиям.
В-третьих, в условиях усиливающегося политического давления на российский спорт и поиска оптимальных решений по его поддержке в Российской Федерации, актуально обращение к историческому опыту взаимодействия с европейскими странами, полученному СССР в период Холодной войны, в области международного сотрудничества в области спорта.
Проблема развития советского спорта находит свое отражение как в отечественной, так и зарубежной историографии. Становлению советской системы управления физической культуры посвящены кандидатские диссертации С.В. Бутова, С.С. Толстого, А.Н. Филиппова. Особенности партийного курирования спортивными процессами отражены в работе М.Ю. Прозуменщикова. Анализ реформирования системы управления в 1950-е гг. проводится в статьях Д.А. Каширина и Ю.Ю. Петрунина. Работу региональных и местных органов власти в деле развития физической культуры оценивают Е.А. Нурдыгин, В.О. Назаров и др. Среди зарубежных исследований выделяются работы С. Дюфресса, Н. Катцера, Дж. Риордана, Р. Эйдельмана. В них поднимаются такие проблемы как «спорт и политика», «спорт и культура», «спорт и урбанистика» и другие.
Целью исследования является изучение реформирования советской системой управления спортом в 1950-е – 1960-е гг.
СОВЕТСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА
Знаменитый французский правовед Рене Давид выделил основные правовые семьи: к ним относятся романо-германская (континентальная), англо-саксонская (система общего права), религиозная и социалистическая [3, c. 15]. Советская правовая система относится к социалистической правовой семье. Социалистическая правовая семья, с одной стороны, обладает отдельными чертами романо-германской правовой семьи: в процессуальных началах и правовой методологии, влиянии нормативно-правового акта в системе источников права. Однако есть и ряд уникальных черт: влияние идеологии, верховенство партийных структур над государственными, отрицание деления права на частное и публичное, отрицание частной собственности на средства производства, решающее влияние государственных органов на их юридическую силу.
Система источников советской правовой системы включала в себя нормативно-правовые акты государственных структур, например, конституции, законы, кодексы, постановления, приказы, нормативно-правовые акты коммунистической партии, которые де-факто являлись таковыми до 1936 г., а де-юре после принятия Конституции СССР 1936 года. Революционное правосознание до 1922 г. также являлось источником права.
Коммунистическая партия Советского Союза (с 1898 г. РСДРП, с 1917 г. РСДРП(б), с 1918 г. РКП(б), с 1925 г. ВКП(б), с 1952 г. КПСС) осуществляла руководство всеми сторонами жизни советского общества фактически с 1917 г., но юридически, как ранее говорилось, это было оформлено только в Конституции СССР 1936 года. Статья 126 Конституции СССР 1936 г. закрепила монополию коммунистической партии на власть и гласила, что Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) является передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляет собой руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных (4). В Конституции СССР 1977 г. еще более четко была зафиксирована монополия КПСС на власть: 6 ст. Конституция СССР 1977 г. гласила, что Коммунистическая Партия Советского Союза является руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций (5).
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТОМ В 1920-е – 1930-е гг.
Согласно А.Н. Филиппову, в первые годы существования советской власти разразилась широкая дискуссия о роли физической культуры и спорта. Основными оппонентами были глава Всевобуча Н.И. Подвойский и Н.А. Семашко [15, 14-18]. Однако уже в марте 1926 г. дискуссия была прекращена решением Президиума ЦК ВКП(б) [6, с. 3-8]. Согласно постановлению, управление спортом и физической культурой полностью переходило в руки центральных органов власти. В 1920-е – 1930-е гг. физическая культура и спорт в СССР официально представлялось как явление любительское, массовое, выполняющее практические функции подготовки молодежи к революционной борьбе [18, с. 15-16].
В 1920-е – 1930-е гг. развитием спорта и физической культуры занимался ряд организаций. При Всевобуче с 1920 г. существовал Высший совет физической культуры, с 1923 г. переданный в состав ВЦИК. В 1930 г. на его основе был создан аналогичный орган при ЦИК СССР, упраздненный спустя 6 лет. В 1936 г. появился Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР (с 1946 г. при Совете министров СССР) [2, с. 121].
Кроме того, в середине 1930-х гг. создаются ДСО (добровольные спортивные общества) при профсоюзах, предприятиях, учреждениях, колхозах и т.д. Согласно Конституции СССР 1936 г., советские граждане получили право на создание общественных организаций, включая спортивные. Исходя из этого, а также успешного опыта работы добровольных спортивных обществ «Динамо» (с 1923 г.), «Красное знамя», «Спартак» и «Локомотив» (с 1935 г.), Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов принял решение о создании 64 ДСО при центральных комитетах профсоюзов [14, с. 169].
РЕОРГАНИЗАЦИИ В АППАРАТЕ ЦК КПСС В 1950-е – 1960-е гг.
В послевоенные годы спортивную деятельность в СССР курировал сектор физической культуры и спорта отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС. Здесь аккумулировалась информация о спортивно-физкультурной работе в стране, о выполнении постановлений ЦК КПСС по данному вопросу, международным спортивным связям, деятельности Всесоюзного комитета физкультуры и спорта, политической работе среди спортсменов и т.д. [12, с. 4]
В январе 1953 Бюро Президиума ЦК изменило структуру отдела агитации и пропаганды. Секторы стали подотделами, в том числе подотдел физической культуры и спорта (6). Данная картина сохранялась около трех месяцев.
После смерти И.В. Сталина его посты были разделены. Председателем Совета министров СССР стал Г.М. Маленков, пост Генерального секретаря ЦК КПСС был упразднен, до 15 марта 1953 г. именно Г.М. Маленков фактически являлся первым Секретарем ЦК КПСС, однако 16 марта 1953 г. во главе Секретариата ЦК КПСС встал Н.С. Хрущёв [16, с. 578]. Первым заместителем председателя Совета министров СССР и министром внутренних дел СССР стал Л.П. Берия, пост Первого заместителя председателя Совета министров СССР и министра иностранных дел СССР занял В.М. Молотов, министром обороны СССР стал Н.А. Булганин. Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал К.Е. Ворошилов. Однако на этом стабильность в советском руководстве не была установлена, в июне 1953 г. был арестован Л.П. Берия. В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущёв стал Первым секретарем ЦК КПСС, тем самым он фактически восстановил пост И.В. Сталина в партии [9, с. 180]. В 1955 г. Г.М. Маленков был отстранен от должности главы правительства, его сменил Н.А. Булганин, пост министра обороны занял Г.К. Жуков. Последняя схватка антихрущевцев и Н.С. Хрущёва состоялась в июне 1957 г., когда группа В.М. Молотова, Г.М. Маленкова, Л.М. Кагановича, К.Е. Ворошилова, М.Г. Первухина, М.З. Сабурова и примкнувшего к ним Д.Т. Шепилова попытались отстранить Н.С. Хрущёва от власти, но в результате они потерпели поражение. В октябре 1957 г. Г.К. Жуков был отправлен на пенсию. Таким образом, из схватки за власть вышел победителем Н.С. Хрущёв.
Вскоре последовали и реорганизации в аппарате ЦК КПСС. Снова возродили сектора в отделах ЦК КПСС. Сектор физкультуры и спорта «поменял прописку». Исходя из того, что Спорткомитет был подчинен Министерству здравоохранения СССР, а эти вопросы курировал административный отдел ЦК КПСС, то почти на 10 лет спорт оказался в его ведении. Кроме этого, административный отдел занимался секторами армии, МВД, КГБ, ГУЛАГа и пр. В 1956 г. секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев предложил вернуть спортивный сектор в отдел пропаганды (который возглавлял Ф.В. Константинов), говоря о том, что сектор занимается только международными связями, но есть необходимость работы непосредственно с населением. Ф.В. Константинов был против, апеллируя к тому, что спорт близок к деятельности министерств обороны (указывая, например, на спортивную подготовку допризывников) и здравоохранения (так как спорт – профилактика здоровья). Поэтому изменений не последовало [12, с. 4-5]. Вероятно, Ф.В. Константинов не хотел брать на себя лишнюю работу и ответственность, пополняя свой отдел новым сектором.
В мае 1962 г. создали (выделили из административного) отдел здравоохранения, социального обеспечения и физической культуры, но просуществовал он всего полгода и был упразднен. Сектор физкультуры и спорта вошел в подотдел пропаганды и агитации идеологического отдела ЦК КПСС (в 1962 г. идеологический отдел объединил в себе бывшие отделы пропаганды и агитации, науки, ВУЗов и школ, культуры). В 1965 г. идеологический отдел был упразднен. Подотдел пропаганды и агитации снова стал отделом, в него опять вернулся сектор физкультуры и спорта. Здесь он и оставался до 1991 года [12, с. 4-7].
РЕФОРМИРОВАНИЕ КОМИТЕТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 1950-е гг.
В 1950-е гг. проходило активное реформирование органов советской власти. Так, Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР был упразднен 15 марта 1953 г., превратившись в Главное управление по физической культуре и спорту при Министерстве здравоохранения СССР. Н.Н. Романов, возглавлявший Комитет, стал заместителем министра здравоохранения. По мнению М.Ю. Прозуменщикова, это было понижение положения комитета, который до этого был фактически равнозначен министерствам.
Такая ситуация сохранялась до 11 февраля 1954 г., когда вновь был образован Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР. По мнению В.Н. Зуева, Министерство здравоохранения не смогло должным образом обеспечить развитие физкультуры и спорта в стране, имея ряд иных сложных и специфических ведомственных задач [4, с. 2-7].
Для улучшения работы Спорткомитета было издано Постановление Совета министров СССР от 19 марта 1954 г. № 481 «Вопросы организации Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР». Согласно постановлению Комитет состоял из:
Главного управления физического воспитания населения;
Главного управления по производству спортивных изделий;
управления по различным видам спорта;
управления международных спортивных связей;
управления научно-исследовательской работы;
управления спортивных сооружений;
планово-экономического управления;
хозяйственного управления;
общего отдела;
отдела пропаганды;
Председателем Комитета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР стал Н.Н. Романов.
СОЮЗ СПОРТИВНЫХ ОБЩЕСТВ (1959 - 1968 гг.)
В 1959 г. функции Комитета были переданы Центральному совету спортивных обществ и организаций.
Возникает закономерный вопрос о причинах структурных изменений. Для этого стоит обратиться к докладу Н.С. Хрущёва на XXI съезде КПСС (1959 г.). В нем первый секретарь отметил важность перехода многих функций, выполняемых государственными органами, в руки общественных организаций. По словам Н.С. Хрущёва, это закономерный процесс при переходе страны к коммунизму согласно марксистко-ленинской теории. Именно на XXI съезде было объявлено о создании Союза добровольных спортивных обществ как более целесообразной формы организации физкультурного движения. Эта идея была публично поддержана руководителем ВЛКСМ В.Е. Семичастным, который в своей речи на съезде заявил о будущей важной роли комсомола в работе Союза и массовой поддержке его создания со стороны молодежи и спортсменов (2). Демократический характер преобразований, в том числе в спортивной сфере, отметил и М.А. Суслов.
Принцип перехода к общественному управлению был подтвержден в 1961 г. на XXII съезде КПСС в Программе партии: «Партия считает необходимым и дальше развивать демократические начала в управлении. Принцип выборности и подотчетности перед представительными органами и избирателями следует постепенно распространить на всех руководящих работников государственных органов. Необходимо вести дело к тому, чтобы государственный платный аппарат сокращался, чтобы навыками управления овладевали все более широкие массы и работа в этом аппарате в перспективе перестала быть особой профессией» (1). В разделе III «Задачи партии в области государственного строительства и дальнейшего развития социалистической демократии» Программы было указано о будущем повышении роли общественных организаций, в том числе спортивных (1).
Аналогичные идеи звучали позже на собраниях нижестоящих инстанций. Так, на собрании актива работников спортивных организаций Ленинграда 8 февраля 1962 г. председатель Союза спортивных обществ и организаций СССР Н.Н. Романов заявил, что при построении коммунизма каждый человек на своем участке будет активным участником борьбы за общие цели, будет осуществлен постепенный переход к общественному управлению, в частности, в области физкультуры и спорта. Главной же задачей партии в области физической культуры и спорта Н.Н. Романов обозначил массовое вовлечение населения с раннего возраста и внедрение занятий в быт (11).
Реформаторы отмечали положительный опыт работы общественных организаций, в том числе футбольных секций, активисты которых, в большинстве своем не получая оплату за свой труд, проводили большую работу по развитию спорта и физической культуры среди населения. Таким образом, преобразование подразумевало упразднение Комитета по физической культуре и спорту и значительное расширение полномочий всесоюзных секций.
По мнению М. Розина, до реформы 1959 г. секции находились если не в подчиненном, то зависимом положении от комитетов по физической культуре и спорту. Последними утверждался состав секций, а их решения носили, в основном, не обязательный, а «консультирующий» характер. Кроме того, в 1950-е гг. изменился дисбаланс между активистами и платными работниками – последних стало значительно больше. Например, в московской футбольной секции только два члена президиума работали на общественных началах, не получая заработную плату. По мнению сторонников преобразований, это приводило к тому, что состав секций изменялся в пользу профессиональных работников по футболу, которые в ряде случаев защищали свои узковедомственные интересы. Кроме того, отмечалось, что зачастую деятельность секций ограничивалась проведением соревнований, а пленумы проводились только для проведения отчетов и перевыборов (9). Теперь ситуация изменилась, и секции получили большие, чем раньше, полномочия. В общественную работу по руководству спортом теперь активно включались комсомол и профсоюзы (10).
Высшим органом Союза спортивных обществ стал Всесоюзный съезд (с «законодательными» функциями), исполнительные функции были переданы Центральному совету. Съезд собирался раз в четыре года, а Совет два раза в год, выполняя в перерывах между съездами его директивы и поручения. Также формировался Президиум Совета, который занимался текущей работой и управлением. По мнению Дж. Риордана, структура общественного управления спортом во-многом напоминала административное устройство советских органов власти и соответствовала некоему «демократическому централизму», в соответствии с которым органы низшего уровня формально избирают делегатов на следующий, более высокий уровень. Исследователь критично относится к результатам реорганизации, считая, что они были незначительными. Кроме того, факт того, что Совет спортивных обществ возглавил бывший руководитель Спорткомитета Н.Н. Романов, вызывает у ученого закономерный вопрос о том, насколько самостоятельными были принимавшиеся решения [14, с. 208-209]. Частью новой системы стали федерации по различным видам спорта. К работе было привлечено около 3 млн добровольцев, а мастера спорта, профессиональные спортсмены, тренеры старались передать общественникам свой опыт и знания.
РЕФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОВОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ОБЩЕСТВ В 1950-е гг.
Реформирование управления спортом в указанный нами период не обошло стороной и профсоюзы.
В 1949 г. и ВЛКСМ, и ВЦСПС сделали важный шаг в деле развития спортивных структур: руководство комсомола на XI съезде призвало свой актив создавать спортивные секции, а в системе профсоюзов появились спортивные комитеты на уровнях республик, областей. Следующие изменения произошли в связи с административно-территориальной реформой 1957 года. Так как министерства уступили место территориальным органам, 99 спортивных обществ были расформированы, а на их базе созданы ДСО в каждой союзной республике. Принадлежность к профсоюзу, таким образом, уже не имела значения. Появились такие ДСО как «Труд» (РСФСР), «Авангард» (УССР), «Даугава» (ЛССР) и другие. Отраслевой принцип сохранили ДСО «Локомотив» и «Водник», а к 1960 г. к ним присоединилось ДСО «Спартак». Не попали под реформирование армейские спортивные организации. Кроме того, в 1957 г. было создано всесоюзное студенческое спортивное общество «Буревестник» [14, с. 169-170]. Для руководства этой сложной структурой ДСО 30 октября 1957 г. был создан Всесоюзный совет добровольных спортивных обществ профсоюзов. Он формировался за счет представителей спортивных обществ, ВЦСПС, ВЛКСМ, министерств и общественных организаций (7).
УПРАЗДНЕНИЕ СОЮЗА СПОРТИВНЫХ ОБЩЕСТВ. КОМИТЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В 1960-е гг.
Постепенно в советском руководстве начала образовываться группа недовольных политикой Н.С. Хрущёва. После Карибского кризиса она окончательно сформировалась, ее лидером стал А.Н. Шелепин, постепенно к ней примкнули Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин, Н.В. Подгорный, Н.Г. Игнатов и Р.Я. Малиновский [1, с. 200-205]. Действия заговорщиков привели к тому, что 14 октября 1964 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета министров СССР Н.С. Хрущёв был отправлен в отставку со всех занимаемых постов. Последние годы жизни он провел на даче в Подмосковье [19, с. 15-43]. Пост Первого секретаря ЦК КПСС занял Л.И. Брежнев, а Председателем Совета министров СССР стал А.Н. Косыгин. После отставки Н.С. Хрущёва начался отход от политики самоуправления, которая была провозглашена в рамках воплощения Третьей программы КПСС о построении коммунизма. Признаки этого отхода мы можем найти в реорганизации различных органов и учреждений.
Так, в период руководства Н.С. Хрущёва в 1960 г. было упразднено МВД, а его функции были переданы в ведение МВД республик. Однако уже в 1966 г. было образовано Министерство охраны общественного порядка СССР во главе с Н.А. Щелоковым, которое в 1968 г. переименовали в МВД СССР. В 1965 г. были упразднены и созданные в 1957 г. Совнархозы, стали восстанавливаться отраслевые министерства.
В результате борьбы за власть между А.Н. Шелепиным и Л.И. Брежневым в 1966 г. Л.И. Брежнева избрали на пост Генерального секретаря ЦК КПСС. В 1967 г. В.Е. Семичастный потерял пост Председателя КГБ СССР, сам А.Н. Шелепин был переведен с должности Секретаря ЦК КПСС на пост Председателя ВЦСПС, С.П. Павлов был снят с поста Первого секретаря ЦК ВЛКСМ и переведен в кураторы спорта [10, с. 320]. Таким образом, в борьбе за власть победил Л.И. Брежнев. В связи с этим отход от хрущёвских тенденций общественного управления стал происходить еще быстрее.
После отставки Н.С. Хрущёва в октябре 1964 г. власть была обеспокоена тем, что снижение административного и иного давления привело к определенной степени индивидуальной независимости населения или отделению от институциональных и общественных организаций. Общественное управление в сфере спорта и физической культуры отнимало у власти рычаг социального контроля через комсомол и профсоюзы [14, с. 215]. 11 августа 1966 г. Совет министров СССР издал постановление «О мерах по развитию физической культуры и спорта», и к 1968 г. власть осознала, что Союз спортивных обществ, будучи общественной организацией, не обладает достаточными полномочиями для их выполнения [14, с. 216].
17 октября 1968 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР издали постановление №826 «Об улучшении руководства физической культурой и спортом в стране», на его основании был вновь создан Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР. Его постановления стали обязательными для исполнения всеми министерствами, ведомствами и общественными организациями [14, с. 216].
Согласно совместному постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР №826 «Об улучшении руководства физической культурой и спортом в стране», коллегия Комитета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР состояла из секретаря ВЦСПС, секретаря ЦК ВЛКСМ, заместителя министра просвещения, заместителя министра высшего и среднего специального образования, заместителя министра обороны, заместителя Председателя Государственного комитета Совета министров СССР по профессионально-техническому образованию, заместителя Председателя ЦК ДОСААФа (8). Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР формировался Советом министром. Пост председателя занял С.П. Павлов.
Полномочия Комитета по физической культуре и спорту в будущем были отдельно прописаны в Конституции СССР 1977 года. Согласно документу, осуществление функций управления спортом происходило через работу подчиненных всесоюзному комитету аналогичных организаций при республиканских советах министров, а также при краевых, областных, городских, районных исполкомах Советов народных депутатов. При комитетах создавались советы по физическому воспитанию, федерации по видам спорта (в том числе по футболу), тренерские советы, коллегии спортивных судей, различные комиссии и другие организации. Руководящим органом Всесоюзного комитета являлась коллегия, которая комплектовалась постановлениями Совета министров СССР. Она включала в свой состав председателя (от имени которого издавались решения коллегии), его заместителя и других руководящих работников, а также заместителей министров просвещения, высшего, среднего и специального образования, секретарей ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС, заместителя председателя Госкомитета по профтехобразованию, заместителя председателя ЦК ДОСААФ. На аналогичных основах происходило комплектование нижестоящих комитетов. Центральный аппарат Всесоюзного комитета включал в себя четыре главных управления: физического воспитания населения, по производству спортивных изделий (Главспортпром), спортивно-методическое и капитального строительства. Кроме того, существовало 14 управлений по отдельным видам спорта и другим вопросам. Согласно 26 статье Конституции СССР при комитетах всесоюзного, республиканского и при наличии спортивных кадров краевого и областного уровней создавались научные советы, в которые входили представители научных заведений, научно-технических обществ и других организаций [6, с. 47].
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Целью описанных выше реформ являлись существенные сдвиги в развитии физической культуры и спорта. Наиболее ярким маркером этих изменений для советских функционеров были успехи на международной арене. Особую важность эти достижения приобретали в условиях противостояния социалистических и капиталистических лагерей в период Холодной войны – победы над политическими оппонентами на спортивной арене рассматривались как демонстрация превосходства советского строя, массово пропагандировались как в СССР, так и в странах соц. блока. Наибольшее же внимание руководства было приковано к массовым видам спорта – футболу, хоккею и др. Постараемся оценить эффективность структурных изменений на примере успехов и неудач в указанный период сборной страны по футболу.
Если кратко описать успехи и неудачи советской сборной по футболу в 1950-е – 1960-е гг., то они таковы: вылет в 1/8 финала Олимпиады 1952 г.; победа на Олимпийских играх 1956 г.; вылет в 1/4 финала Чемпионата мира 1958 г.; победа на Кубке Европы 1960 г.; вылет в 1/4 финала Чемпионата мира 1962 г.; второе место на Кубке Европы 1964 г.; четвертое место на Чемпионате мира 1966 г.; четвертое место на Чемпионате Европы 1968 г. Таким образом, сборная СССР всегда добилась двух побед на крупных международных турнирах, единожды входила в четверку сильнейших команд мира. При этом не смогла пройти квалификационный этап на Олимпийские игры 1960 г., 1964 г., 1968 г., прежде всего, по причине одновременного проведения отборов на Олимпиаду и Кубок Европы – советское руководство делало выбор в пользу последнего из указанных турниров, посылая туда лучших игроков.
Проблеме посвящены несколько исследований. Статья Д.А. Каширина «От провала к триумфу: роль системы управления советским футболом в середине 50-х гг.» реконструирует структуру управления советским футболом и деятельность управляющих органов. Основной постулат автора заключается в том, что после неудачной для СССР летней Олимпиады 1952 г. (тогда сборная СССР по футболу вылетела от сборной Югославии, что вызвало ее расформирование, как и команды ЦДКА, на базе которой базировалась команда) властью были сделаны соответствующие выводы, которые привели к успехам на Олимпиаде 1956 года. Кроме того, Д.А. Каширин указывает, что основной источник неэффективного управления советским футболом – это плохая коммуникация между всесоюзной, республиканскими, областными и городскими секциями [5, с. 96]. При этом автор делает вывод о гибкости советской системы управления футболом, ее адаптивности к новым вызовам. Три главных составляющих достигнутого в 1956 г. успеха, по мнению автора, это хорошее планирование цикла подготовки сборной к Олимпийским играм, омоложение состава и более внимательное знакомство с игрой потенциальных соперников [5, с. 110-111].
Выводы, к которым пришел Д.А. Каширин, по нашему мнению, спорны. Несмотря на то, что указанная автором связь по формуле «правильный подход власти к управлению спортом => хорошая подготовительная работа => успех на международных встречах» напрашивается, достаточно слабо доказывается автором. Успех на международных соревнованиях необязательно является следствием внутренних изменений в управлении национальным спортом, он зависит от ряда иных факторов. Учитывая же короткий промежуток в 4 года между Олимпийскими играми, нельзя с полной уверенностью сказать, что за это время могли «сыграть» изменения в системе управления советским спортом, в частности, футболом. Кроме того, автор делает весьма спорный вывод о том, что после 1952 г. не наблюдается партийного давления на управление футболом. Этот вывод опровергается большим количеством архивных документов, отложившихся в фондах РГАНИ и опубликованных в 2017 году (3). Эти материалы показывают полное курирование процессов в советском спорте (в том числе в футболе) со стороны отделов Секретариата ЦК КПСС.
Интерес представляет статья Ю.Ю. Петрунина [11], в которой применяется корреляционно-регрессионный анализ для оценки эффективности реформы управления советским футболом в 1959 году. Основная проблема, по мнению Ю.Ю. Петрунина, состоит в определении показателей развития футбола на количественном уровне. В качестве целевой функции Ю.Ю. Петрунин обозначает рейтинг журнала «Франс Футбол» (позже – рейтинг ФИФА), контрольной переменной – процент набранных сборной за сезон очков. Независимыми же переменными стали: число игр в национальном чемпионате, коэффициент атакующего футбола, КПД сборной и число игр сборной. Автор, вводя в анализ новые переменные, опирался на работу с такими программами как NeuroShell Predictor, Statistica, WizWhy. Анализ показал, что на положение советской сборной в рейтинге «Франс Футбола» сильное влияние оказывало увеличение числа игр в первенстве СССР, что показывает правильность реформаторских начинаний Федерации футбола. По мнению Ю.Ю. Петрунина, создание в 1959 г. Федерации футбола при Союзе добровольных спортивных обществ на общественных началах и проведенные ими преобразования заложили основу для успехов советской сборной по футболу в 1960-е гг., а неудачи 1970-х гг. – следствие отказа от преобразований в конце 1960-х гг. [11, с. 1]
Мы считаем, что сами по себе структурные изменения в управлении спортивной жизнью, такие как передача полномочий от Комитета по физической культуре и спорту к Союзу спортивных обществ и обратно, реформирование структуры Секретариата ЦК КПСС и др. на эффективность развития спорта в СССР оказать моментального воздействия не могли. Большее влияние оказывали конкретные оперативные и стратегические меры, которые планомерно и последовательно предпринимались на протяжении ряда лет советскими и партийными функционерами в сфере спорта. Среди факторов, которые напрямую повлияли на будущие успехи, такие как: развитие детского и юношеского спорта (в частности, создание, начиная с 1961 г., сети спортивных школ-интернатов); развитие любительского (например, проведение, начиная с 1964 г., соревнований «Кожаный мяч» и «Золотая шайба») и массового (комплекс «ГТО», физкультурные праздники и мероприятия) спорта; реформирование системы розыгрыша первенств СССР по видам спорта; внедрение научно обоснованных методов спортивной подготовки; создание сети высших учебных заведений, занимавшихся подготовкой кадров для тренерской, судейской и другой работы; развитие спортивной инфраструктуры. Работа в этих направлениях наиболее активно велась именно в период системных изменений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития физической культуры и спорта в СССР представляет большой интерес для современных отечественных и зарубежных исследователей. Однако степень разработанности заявленной нами темы остается невысокой: причинам и сути реформирования советских, партийных и общественных органов посвящены, в основном, отдельные статьи по некоторым видам спорта.
Советская система управления спортом и физической культурой являлась изменчивой структурой, пережившей несколько значительных реорганизаций. Ее основы были заложены в 1930-е гг. с созданием Всесоюзного комитета физической культуры и спорта при ЦИК СССР, а затем при СНК СССР и имели присущие социалистической правовой семье черты. Управление спортом осуществлялось по нескольким каналам: через партийные, государственные и общественные органы, которые активно взаимодействовали между собой. Самые масштабные реорганизации произошли в 1950-е – 1960-е гг. Они были связаны, прежде всего, с желанием партийного руководства в лице Н.С. Хрущёва усилить роль общественных организаций. В связи с этим в 1959 г. был упразднен Комитет по физической культуре и спорту при Совете министров СССР и учрежден Союз добровольных спортивных обществ СССР. Однако уже в 1960-е гг. в связи с приходом к власти Л.И. Брежнева идеи об общественном управлении уходят в прошлое – в 1968 г. упраздняется Союз спортивных обществ, а его дела вновь переходят в ведомство возрожденного Комитета. Впрочем, есть все основания полагать, что изменения 1950-х – 1960-х гг. в корне не могли изменить систему централизованного управления всеми сферами жизни населения, в том числе спортивной, а деятельность Союза спортивных обществ, также как Комитета по физической культуре и спорту, жестко, хоть и негласно, была подчинена центральной власти.
Обращение к советскому опыту руководства спортивным и физкультурным движением сегодня как никогда актуально в связи с трансформациями современной российской системой управления спортом. Кроме того, сейчас Российская Федерация испытывает большое политическое давление в том числе через спорт: запрет выступать в ряде международных соревнований, применение санкций в отношении атлетов и т.д. Современный и советский опыт показывает, что на спорт всегда большое влияние оказывают политические факторы, поэтому анализ решений, принимавшихся руководством нашей страны в прошлом в рамках решения этой проблемы, сегодня весьма релевантный.
Дальнейшее комплексное изучение проблемы является перспективным направлением для современной исторической науки. Наибольший интерес представляют такие вопросы как: взаимодействие различных советских, партийных и общественных органов в деле управления физической культурой и спортом, выбора формата их коммуникации; выстраивание иерархии властных структур; методы решения возникавших проблем на центральном, республиканском, региональном и местном уровнях; влияние на реформаторский процесс политических факторов.
Примечания
- XXII съезд Коммунистической Партии Советского Союза. 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет. Том 2. М.: Политиздат, 1962. 608 с.
- Внеочередной XXI съезд коммунистической партии Советского Союза: стенографический отчет. М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. 592 с.
- Игра миллионов под партийным контролем: Советский футбол по документам ЦК КПСС / Под редакцией Н.Г. Томилиной и М.Ю. Прозуменщикова. Составители: И.В. Казарина, Т.Ю. Конова, М.Ю. Прозуменщиков. М.: МФД, 2017. 784 с.
- Конституция СССР 1936 г. // Консультант Плюс. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3007#aPAkw7UI3Uihp6F6 (дата обращения: 24.03.2024).
- Конституция СССР 1977 г. // Консультант Плюс. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=3009#d9hqw7UC6Asjv7tO1 (Дата обращения: 24.03.2024).
- Политбюро ЦК ВКП(б) и Совет министров СССР, 1945—1953 гг. / сост. О.В. Хлевнюк, Й. Горлицкий, Л.П. Кошелева и др. М.: РОССПЭН, 2002. 656 с.
- Постановление Президиума ВЦСПС от 30 октября 1957 года, протокол № 21, п.1 // Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/885241684 (Дата обращения: 24.03.2024).
- Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.10.1968 №826 "Об улучшении руководства физической культурой и спортом в стране" // Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=23001#lpglxxTy0BGI9yay (Дата обращения: 25.03.2024).
- Футбол СССР. URL: https://football99.ru/203-federaciya-futbola-sssr.html (Дата обращения: 25.03.2024)
- Центральный государственный архив историко‑политических документов Санкт‑Петербурга (ЦГАИПД). Ф. К-881. Оп. 13. Д. 26. Л. 80.
- ЦГАИПД. Ф. Р-25. Оп. 88. Д. 359. Л. 4-13.
Список литературы
- Frankland M. Khrushchev. New York, 1969. 213 p.
- Васильев А.А. Зарождение и развитие международных связей советского спорта в 1920-е гг.: дис. … канд. ист.. наук. Саратов., 2001. 214 с.
- Давид Р. Основные правовые системы современности. M.: Прогресс, 1967. 496 с.
- Зуев В.Н. Эволюция органов государственной власти в сфере управления физической культурой и спортом в начале ХХ века и в советский период // Теория и практика физической культуры. 2004. № 3. С. 2-7.
- Каширин Д.А. От провала к триумфу: роль системы управления советским футболом в середине 50-х гг. // Вестник Московского университета. 2020. № 1. С. 91-112.
- Кукушкин В.В. Всё о спорте. М.: Физкультура и спорт, 1978. 220 с.
- Лазарев С.Е. Советское законодательство 1930-х годов о физкультуре и спорте и его актуальность в наши дни // Гражданин и право. 2016. № 9. С. 3-8.
- Левин А.Е. Влияние социально-политических факторов на управление международной спортивной деятельностью.: дис. … канд. соц.. наук. СПб., 2017. 215 с.
- Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: политическая биография. М., 1990. 268 c.
- Млечин Л.М. Шелепин. М.: Молодая гвардия, 2009. 416 с.
- Петрунин Ю.Ю. Оценка реформы управления футболом 1959 года // Вестник Московского университета. 2020. № 4. С. 3-30.
- Прозуменщиков М.Ю. Большой спорт и большая политика. М.: РОССПЭН, 2004. 462 с.
- Прозуменщиков М.Ю. За партийными кулисами великой спортивной державы // Неприкосновенный запас. 2004. № 3. С. 95-102.
- Риордан Дж. Спорт в советском обществе: развитие спорта и физического воспитания в России и СССР. Лондон: Издательство Кембриджского университета, 1977. 435 с.
- Советский спорт в контекстах холодной войны: коллективная монография / [Науч. ред., рук. авт. коллектива А.И. Куприянов]. – М.: Издательство «Весь Мир», 2023. 488 с.
- Таубман У. Хрущев. М., 2005. 864 с.
- Тюриков В.А. Управление массовыми спортивными практиками: сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта.: дис. … канд. соц. наук. М., 2017. 172 с.
- Филиппов А.Н. Государственная политика СССР в области физической культуры и спорта (1920-1930 гг.) / автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2012. 26 с.
- Хрущев С.Н. Пенсионер союзного значения. М., 1989. 416 с.
Информация об авторах
Замятин Михаил Михайлович, аспирант Санкт-Петербургского Института истории РАН, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Литичевский Борис Владимирович, студент юридического факультета Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.
Автор-корреспондент
Замятин Михаил Михайлович, e-mail: mihan-best@yandex.ru
WORKS OF YOUNG SCIENTISTS
Review
Reforming the management system of Soviet sports in the 1950s - 1960s
Mikhail M. Zamyatin 1, Boris V. Litichevsky 2
1 St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences,
St. Petersburg, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0009-0003-4744-0839, e-mail: mihan-best@yandex.ru
2 Northwestern Branch, Russian State University of Justice,
St. Petersburg, Russian Federation,
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9539-0456, e-mail: liti.boris@gmail.com
Abstract:
The authors of this article consider the problem of the formation and reform of the management system of Soviet sports. The origin of this system took place in the 1920s – 1930s, and the most active reforms took place in the 1950s – 1960s. Changes took place in state, party and public structures and were supported by the legal framework. The study is based on the analysis of a large source base: legal acts are represented by the texts of the Constitutions of the USSR, resolutions of the Council of Ministers of the USSR, the Central Committee of the CPSU and the All-Russian Central Council of Trade Unions, materials of congresses of the CPSU, etc., archival materials from the funds of the Russian State Academy of Scientific Research and the Central State Academy of Arts and Sciences (including those not included in scientific research) are used. turnover). The authors refer to the works of domestic and foreign researchers, such as M.Yu. Prozumenshchikov, A.I. Kupriyanov, J. Riordan, R. David, etc. An attempt is made to assess the effectiveness of the changes being carried out, their impact on the development of sports in the USSR. Methods. The authors continue the scientific tradition of studying state and party institutions. An analysis is made of the state structure of management of physical culture and sports, its legislative framework, the hierarchy of state, party and public bodies, and their interaction. Conclusion. Soviet sport and physical culture in the 1950s – 1960s experienced a period of active development, mass involvement of the population, as well as successful performances of domestic athletes in the international arena. These processes were influenced by a number of factors, including structural changes within state, party and public bodies. The authors come to the conclusion that despite a number of reforms in the management of Soviet sports, this system was strictly subordinated to the central government, existing within the framework of the socialist legal family.
Keywords: CPSU Central Committee, Department of Administrative Bodies of the CPSU Central Committee, Agitation and Propaganda Department of the CPSU Central Committee, Committee on Physical Culture and Sports under the Council of Ministers of the USSR, Union of Sports Societies, I.V. Stalin, N.S. Khrushchev, L.I. Brezhnev, N.N. Romanov, S.P. Pavlov, Rene David
References
- Frankland M. (1969) Khrushchev [Khrushchev]. New York, 1969. 213 p.
- Vasil'yev A.A. (2001) Zarozhdeniye i razvitiye mezhdunarodnykh svyazey sovetskogo sporta v 1920-ye gg.: [The origin and development of international relations of Soviet sports in the 1920s]: dis. ...cand. ist.. sc. Saratov., 2001. 214 p. (In Russ.)
- David R. (1967) Osnovnyye pravovyye sistemy sovremennosti [Basic legal systems of our time] M.: Progress, 1967. 496 p. (In Russ.)
- Zuyev V.N. (2004) Evolyutsiya organov gosudarstvennoy vlasti v sfere upravleniya fizicheskoy kul'turoy i sportom v nachale KHKH veka i v sovetskiy period [The evolution of government bodies in the sphere of management of physical culture and sports at the beginning of the twentieth century and in the Soviet period] // Theory and practice of physical culture. 2004. No. 3. pp. 2-7. (In Russ.)
- Kukushkin V.V. (1978) Vso o sporte [Everything about sports] M.: Physical culture and sport, 1978. 220 p. (In Russ.)
- Lazarev S.Ye. (2016) Sovetskoye zakonodatel'stvo 1930-kh godov o fizkul'ture i sporte i yego aktual'nost' v nashi dni [Soviet legislation of the 1930s on physical education and sports and its relevance today] // Citizen and Law. 2016. No. 9. P. 3-8. (In Russ.)
- Levin A.Ye. (2017) Vliyaniye sotsial'no-politicheskikh faktorov na upravleniye mezhdunarodnoy sportivnoy deyatel'nost'yu: [The influence of socio-political factors on the management of international sports activities.]: dis. ...cand. social sciences St. Petersburg, 2017. 215 p. (In Russ.)
- Medvedev R.A. (1990) N.S. Khrushchev: politicheskaya biografiya [N.S. Khrushchev: political biography] M., 1990. 268 p. (In Russ.)
- Mlechin L.M. (2009) Shelepin [Shelepin] M.: Young Guard, 2009. 416 p. (In Russ.)
- Prozumenshchikov M.Yu. (2004) Bol'shoy sport i bol'shaya politika [Big sport and big politics] M.: ROSSPEN, 2004. 462 p. (In Russ.)
- Prozumenshchikov M.Yu. (2004) Za partiynymi kulisami velikoy sportivnoy derzhavy //[ Behind the party scenes of a great sports power] // Emergency reserve. 2004. No. 3. pp. 95-102. (In Russ.)
- Riordan Dzh. (1977) Sport v sovetskom obshchestve: razvitiye sporta i fizicheskogo vospitaniya v Rossii i SSSR [Sport in Soviet society: the development of sports and physical education in Russia and the USSR] London: Cambridge University Press, 1977. 435 pp. (In Russ.)
- Taubman U. (2005) Khrushchev [Khrushchev] M., 2005. 864 p. (In Russ.)
- Tyurikov V.A. (2017) Upravleniye massovymi sportivnymi praktikami: sravnitel'nyy analiz otechestvennogo i zarubezhnogo opyta: [Management of mass sports practices: comparative analysis of domestic and foreign experience.]: dis. ...cand. social Sci. M., 2017. 172 p. (In Russ.)
- Filippov A.N. (2012) Gosudarstvennaya politika SSSR v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta (1920-1930 gg.) / avtoref. [State policy of the USSR in the field of physical culture and sports (1920-1930)] abstract. dis. ...cand. ist. Sci. Yaroslavl, 2012. 26 p. (In Russ.)
- Khrushchev S.N. (1989) Pensioner soyuznogo znacheniya [Pensioner of Union significance] M., 1989. 416 p. (In Russ.)
Information about the authors
Mikhail M. Zamyatin, graduate student, St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russian Federation.
Boris V. Litichevsky, bachelor's student, Faculty of Law, North-Western Branch, Russian State University of Justice, St. Petersburg, Russian Federation.
Corresponding author
Mikhail M. Zamyatin, e-mail: mihan-best@yandex.ru
Nauka. Obŝestvo. Oborona. 2024. Vol. 12, no. 2. P. 18–18.